ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО («High Life», Великобритания-Франция-Польша-США-Германия, 2018)
Режиссёр: Клер Дени.
В ролях: Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош, Андре Бенджамин, Миа Гот, Ларс Айдингер, Агата Бузек, Клер Тран, Юэн Митчелл, Глория Обианьо, Скарлет Линдси, Виктор Банерджи.
Жанр: фантастический триллер.
Где-то за пределами Солнечной системы экипаж космического корабля выполняет необычную миссию. Его цель - ближайшая к Земле чёрная дыра. На его борту команда молодых мужчин и женщин - преступников, приговорённых к пожизненному заключению. Среди них - молодой мужчина по имени Монти (Паттинсон). Параллельно основной миссии доктор Дибс (Бинош) проводит на корабле собственный эксперимент, исследуя способность человека к размножению в космосе. Только Монти не соглашается принимать в нём участие. Обманным путем его семя вживляется одной из космических узниц. Рождается девочка, которой суждено изменить жизнь героя…
Фильм сняла Клер Дени (1948 г. р.) - французская кинорежиссёр и сценаристка, яркая представительница современного авторского кино Франции. В её фильмографии: «Шоколад» (1988, основной конкурс Каннского МКФ, номинация на премию «Сезар» за лучший режиссёрский дебют), «Ненетт и Бони» (1996, «Золотой леопард» и премия экуменического жюри на МКФ в Локарно), «Хорошая работа» (1999, специальное упоминание на Роттердамском МКФ), «Незваный гость» (2005, основной конкурс Венецианского МКФ), «35 стопок рома» (2008, премия Анри Ланглуа), «Белый материал» (2009, основной конкурс Венецианского МКФ), «Славные ублюдки» (2013), «Впусти солнце» (2017). Идею фильма Дени вынашивала с момента, когда во время съёмок фильма «Что ни день, то неприятности» (2001) она в шутку заявила актёру Винсенту Галло: «Ты меня уже достал. Я хочу снять фильм, где ты будешь один в космосе». Позднее Дени написала сценарий с расчётом снять Филипа Сеймура Хоффмана, но тот скончался в 2014 году.
Роберт Паттинсон увидел военную драму Клер Дени «Белый материал» (2009), которая привела его в восторг. Будучи заядлым киноманом, он пересмотрел все фильмы этого режиссёра и понял, что очень хочет у неё сниматься. Вскоре Паттинсон обратил внимание на проект «Высшее общество», однако Дени поначалу посчитала его слишком молодым. Актёр не оставлял надежд поработать с Дени, и в конце концов получил главную роль.
«Высшее общество» стал первым англоязычным фильмом Клэр Дени после 13 художественных фильмов на французском языке. Она заявила, что просто не могла представить людей, говорящих по-французски в космосе, только на английском или русском.
Мировая премьера фильма состоялась 9 сентября 2018 года на МКФ в Торонто. Картина вызвала очень противоречивую реакцию. Во время её показа многие зрители покидали зал из-за тревожного и провокационного содержания фильма. «Высшее общество» также было включено в программу МКФ в Сан-Себастьяне.
Фильм получил в основном положительные оценки кинокритиков. На сайте «Rotten Tomatoes» лента имеет рейтинг 88 % на основе 52 рецензий критиков со средней оценкой 8 из 10.
КЛЕР ДЕНИ:
«Фильм для меня не столько о научной фантастике… скорее всего, речь идёт о… нежности в пространстве. Речь идёт о доверии, верности и искренности. Я знаю, что мои фильмы могут быть жестокими и жестокими, но по мне… это один из самых согревающих сердце фильмов, которые я когда-либо делала. Речь идёт о связи отца и его дочери в этом космическом корабле, и для меня это очень эмоционально мощно. Важно показать, как люди себя чувствуют, даже когда они жестоки. Но это отчаяние и человеческая нежность… о любви, несмотря ни на что».
ПРЕССА:
«Когда стало известно, что Клер Дени поставит фантастику, было ясно, что не стоит ожидать от неё «Звёздных войн». Скорее, это будет «Солярис». На деле «Высшее общество» граничит и с «Догвиллем» - настолько схематично Дени показывает корабль изнутри. Её не волнует правдоподобность… Режиссёр, конечно, опиралась на фильмы Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского, но прежде всего снимала историю о поведении людей в заключении… Для неподготовленного человека, пришедшего на «фантастику с Паттинсоном», фильм Дени может оказаться серьёзным испытанием… Понимание происходящего приходит далеко не сразу. Если вы видели «Что ни день, то неприятности» и помните, как Дени обходилась с канонами кино о вампирах, то готовы увидеть, как режиссёр вывернет наизнанку знакомые фантастические тропы - от людей в криогенном сне до разговоров с компьютером» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).