Режиссёр Гвидо Ансельми (Мастроянни) собирается снимать свой очередной фильм. Предыдущий его фильм был успешен, и продюсер надеется, что новая картина принесёт не меньше прибыли. Миллионы уже потрачены на подготовку к съёмкам, но Гвидо находится в творческом тупике и ищет из него выход. Причины кризиса - разочарование в жизни и любви. Продюсеры и киностудия требуют начинать съёмки, а в сознании режиссёра будущая картина никак не может сложиться в единое целое. Фильм - это смешение реальности и потока сознания Гвидо: его детских воспоминаний, сюрреалистических видений и озарений, в которых он ищет вдохновения…
Оригинальное название «8 1/2» объясняется довольно просто - это восьмой с половиной фильм Федерико Феллини. Режиссёр перебирал разные варианты названий («Полное смятение» и «Полная исповедь»), но ни одно ему не нравилось, все казались слишком литературными. Когда же в очередном договоре нужно было как-то указать название картины, Феллини просто сосчитал все снятые им на тот момент фильмы: шесть полнометражных и два короткометражных (которые посчитал за один) ленты, а также «Огни варьете», созданные в сотворчестве с Альберто Латтуадой (та самая искомая «половинка»).
Феллини складывал историю своего героя из собственных воспоминаний и вспыхивающих в его фантазии образов, а с другой - сам шел навстречу герою, загоняя себя в ситуацию творческого тупика (не было чёткого сценария, снимая, режиссёр был абсолютно открыт случайностям). На начало съёмок Феллини переживал творческий кризис, и даже начал писать письмо продюсеру фильма Анджело Риццоли, в котором признавался в том, что происходит. К счастью для зрителей, однажды ясность всё-таки пришла, и герои, образы, сны просто встали на свои места. Письмо к Риццоли было разорвано: «И тут я сказал себе: вот теперь поведай историю человека глубоко растерянного и, как в твоём случае, кинорежиссёра, который искренне в порыве полного доверия рассказывает о своих сомнениях, о своём смятении, о своих надеждах, о своих снах, о своих заботах, то есть рассказывает всё о себе самом».
Добрую половину ленты Феллини сделал вслепую. Именно в самый разгар съёмочного процесса забастовал персонал всех лабораторий, где проявляли и печатали плёнку. Продюсер и директор фильма настаивали на том, чтобы Феллини немедленно остановил работу, однако режиссёр был в полном восторге от такого поворота событий: «Это были просто идеальные условия. У меня такое ощущение, что, просматривая ежедневно отснятый материал, ты видишь совсем другой фильм, то есть фильм, который ты делаешь, а он никогда не бывает таким, каким ты его задумал». И несколько месяцев режиссёр снимал именно тот идеальный фильм, о котором мечтал, так и не сталкиваясь с фактической стороной дела - импровизация продолжалась.
Широко известна байка, что на съемках «8 1/2» Феллини не расставался с написанным на листке напоминанием: «Опомнись, это комедия!»
Мировая премьера «8 1/2» состоялась в конкурсной программе Московского МКФ в 1963 году, благодаря чему супруги Федерико Феллини и Джульетта Мазина в первый и последний раз посетили Советский Союз. Никита Сергеевич Хрущев, присутствовавший на конкурсном просмотре картины в Москве, до конца сеанса не дотянул и уснул. Когда Феллини узнал, что Хрущев уснул на премьере фильма, он решил не идти на вручение премии, и уехал с Джульеттой Мазиной и друзьями на подмосковную дачу. К тому же советские чиновники на ММКФ недвусмысленно намекнули председателю жюри Григорию Чухраю, что победителем должен стать советский фильм «Знакомьтесь, Балуев!». На Чухрая давили, угрожали отобрать партбилет, но к счастью, даже под давлением сверху Большой приз Московского кинофестиваля отдали Феллини.
«8 1/2» считается классикой мирового киноискусства, одним из величайших кинофильмов в истории и одной из вершин режиссёрского мастерства Феллини. Картина получила премии «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам». «8 1/2» занимает 10 место в списке 50 величайших фильмов всех времён по версии критиков, опубликованной британcким журналом «Sight & Sound» и 3 место в списке лучших фильмов по мнению режиссёров, опрошенных Британским институтом кино. Фильм «8 1/2» произвёл заметное влияние на кинематограф конца XX - начала XXI века, было снято множество картин по мотивам или под впечатлением от этого фильма.
ВЕЛИКИЕ РЕЖИССЁРЫ О ФИЛЬМЕ «8 1/2»:
«В нём глубина и утончённость замысла соединились с простотой и демократичностью формального выражения, с той органичностью формы, когда всё открылось нам так, как было задумано автором» (Андрей Тарковский).
«Это картина о том, сколь мучительно режиссёр вынашивает свой замысел, перед тем как приступить к съёмкам. Феллини показывает, что режиссёр - это прежде всего человек, к которому с утра до ночи пристают с вопросами, причём с такими, что он не может, не хочет или не знает, как на них ответить. Его голова полна самых разнообразных идей, впечатлений, ощущений, зыбких желаний, а от него требуют определённости, конкретных имён, цифр, названий мест и точных дат» (Франсуа Трюффо).
«Если бы меня спросили, какие фильмы кажутся мне блестящими примерами того, что может режиссура, я, думается, выбрал бы четыре. Во-первых, «8 1/2» Я показал бы его студентам, чтобы попробовать понять, каким образом Феллини достиг в кино того же результата, какого достигают некоторые великие художники в абстрактной живописи, внушить эмоции, ничего прямо не говоря и не показывая, почти как в магии» (Дэвид Линч).
«Я увидел «8 1/2» задолго до того, как снял свой первый фильм, но уже тогда понимал, что кино делается именно так. Впоследствии я убедился в этом на собственном опыте, когда стал режиссёром. Всё это правда: задача режиссёра - в нужный момент начать танцевать чечётку, чтобы все проблемы перестали иметь значение. Эта работа - творчество в чистом виде. Ты знаешь, чего хочешь добиться, но понятия не имеешь, как именно это сделать, а в это время все вокруг ждут от тебя готового решения» (Терри Гиллиам).