С 14 по 17 марта в «Специальном показе» зрителей «Орлёнка» ждёт очень необычное кино: фильм режиссёра Александра Шейна «ВМаяковский» (Россия, 2017). Это своего рода взгляд на историю сквозь призму настоящего. Артисты на глазах у зрителя перевоплощаются в героев фильма, предлагая прожить вместе с Владимиром Маяковским его любовную, творческую и человеческую драму как свою собственную. Маяковского играет Юрий Колокольников. Также в картине снимались Чулпан Хаматова, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Михаил Ефремов. На XXVI международном кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм «ВМаяковский» был удостоен специального приза жюри и приза Гильдии киноведов и кинокритиков России.
«ВМаяковский» - авторский проект кинорежиссёра и художника Александра Шейна (1976 г. р.). Он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, затем - режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Владимира Наумова). В 1999 году вместе с Гией Лордкипанидзе и Виктором Такновым создает студию 2ПЛАN2, основной задачей которой стало объединение творческих сил в поиске «новой эстетической реальности». Сейчас на студии снимаются полнометражные художественные, документальные фильмы и телесериалы, реализуются междисциплинарные арт-проекты. Как режиссёр Шейн известен своим игровым фильмом «Смеситель» (2002) и документальным фильмом «Тимур Новиков. Ноль Объект» (2014).
Во всех интервью Александр Шейн подчёркивает, что «ВМаяковский» - не просто фильм, а составная (и центральная) часть мультимедийного экспозиционного междисциплинарного проекта «Атлас ВМаяковский» (авторы Александр Шейн, Николай Молок). Этот совместный проект ГТГ и Государственного музея В. В. Маяковского с 29 марта по 15 декабря 2018 года экспонировался в Музее-мастерской А. С. Голубкиной, одном из малых музеев Третьяковской галереи.
Для Александра Шейна «ВМаяковский» - это ещё и личная история, связанная с его отцом (Александр Самуилович Шейн - советский и российский режиссёр театра и кино, киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Российской академии кинематографических искусств, автор первых советских широкоформатных полиэкранных художественно-публицистических фильмов, снял ряд документальных фильмов со стихами Маяковского).
Александр Шейн: «Надо сказать, что папа был ещё и автором сценария этой картины - не формы, а самого сценария. И он ушёл в 2015 году, в разгар нашей работы. Но сам коллажный метод и соположение смыслов - эта методологическая основа, конечно, от отца. Я с детства был облучён Маяковским, у меня дома и его бюстик стоит, и полное собрание изданий ЛЕФа. И для меня Маяковский всегда был олицетворением прекрасного вкуса, стиля, смысла, энергии, панка, а не заколдованным соцреалистическим чучелом из советской школьной программы. Поэтому когда я изучал ленинградский авангард 80-х, делая фильм «Тимур Новиков. Ноль объект», мне было очень понятно, почему они учредили «Клуб друзей Маяковского». Маяковский в советское время служил крышей подлинному авангарду… Маяковский придумал весь стиль всего XX века. Панк придумал Маяковский. Конструктивизм придумал он. Реализм придумал он… Маяковский сочетает культуру внутреннюю с внешней, больше в истории мировой культуры нет художника, который соединил бы это в себе. Он произвел революцию во всех междисциплинарных областях. Если разобраться в его ситуации, то можно понять отношения художника и власти в любом отрезке времени, в любой стране».
«ВМаяковский», безусловно, фильм-поиск. Здесь и использование съёмок репетиций, и полиэкран, и играющие одну роль три артиста (роль Петра Агранова, который в фильме Мефистофелем вертится вокруг поэта, досталась одновременно артистам Евгению Миронову и Никите Ефремову, а также художнику и активисту Петру Верзилову). Кроме упомянутых актёров в картине заняты Антон Адасинский, Альбертс Альбертс, Мария Поезжаева, Николай Палажченко, Александр Шабуров, Мириам Сехон, Надежда Михалкова, Софья Заика.
Александр Шейн: «Я очень долго мучился со сценарием, наверное, года два, и в какой-то момент решил перейти к разработке фильма с незавершенным сценарием. Для этого мы сняли павильон на «Мосфильме», сделали какие-то костюмы, элементы декораций, совсем минималистичные - окно, дверь стол, стул, кровать. Я пригласил артистов, раздал им текст и решил прочитать с ними сценарий. Под камеру. И потом мы ещё 30 дней в павильоне проживали сценарий от начала и до конца. Это уже была репетиция… Я хотел таким образом вникнуть, развить историю - тем более что у меня были такие партнёры. Например, когда репетирует Чулпан Хаматова, она добавляет в сцены весь свой масштаб и вытягивает материал, обогащая его собой. Сначала я думал, что в процессе читки и репетиций я просто получу эскиз будущего фильма и смогу наконец доработать свой замысел. А потом понял, что это и есть мой фильм и что по-другому рассказать о Маяковском нельзя. За эти 30 дней я как бы примерил его жизнь в нас самих, в сегодняшних, тревожных, с ума сходящих, болящих, волнующихся, пугающихся. А потом доснял эпизоды в классической манере, и так получилось три слоя - читка, репетиция и готовые сцены. И если в сценарии идёт речь о том, как герой ищет свой голос, то на репетициях актёры его ищут уже для самих себя… А в «снятых» сценах, где мы говорим о силе голоса поэта, речь артистов уже отрепетирована и поставлена. Всё это соответствует этапам творчества самого Маяковского - футуризм как поиск, конструктивизм как установка, соцреализм как декларация… Эта структура находит отражение в костюмах, в звуке, в цвете кадра, скорости монтажа, проблематике. Три эпохи, три стиля… Вторая структура - это линейная жизнь героя - Маяковского - ЖЗЛ, рассказ о судьбе героя от начала к концу. В разных жанрах - или, вернее, формах - фильм существует для того, чтобы показать наглядно и дать прочувствовать движение времени, то, как время сотворило само себя и окаменело в промежутке между 1913 и 1930 годами».
При подготовке фильма Шейн изучил «наверное, всё», что есть на эту тему. Консультантами и соавторами на картине были Бенгт Янгфельдт и Аркадий Ваксберг, Екатерина Андреева и Борис Гройс. Янгфельдт участвовал в съёмках, в разборе сценария, тренировал артистов.
ПРЕССА:
«Кажется, что Александру Шейну в своём фильме удалось очень точно ухватить многое - изобразить не только поэта, но и творческий процесс вообще - показать, как он вырастает из такого сора, о котором не всегда и вспомнишь. Вроде бы сначала всё просто: актёры знакомые всем - Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Евгений Миронов, Михаил Ефремов - собираются для читки сценария фильма или спектакля о Владимире Маяковском. Никаких декораций, никаких исторических костюмов. Актёры здороваются, смеются, шутят, курят. Начинают читать и чем дальше, тем необратимей превращаются в героев, срастаются с ними - делают их живыми, нашими современниками… Александр Шейн решил, что ему интереснее говорить о поэте не как о дидактически-назидательном наборе фактов из биографии, а как о феномене, явлении, не застывшем в янтаре конкретной исторической эпохи, не завязшем в школьном учебнике по литературе между двумя датами - «родился» и «умер». Его Маяковский - взрыв сверхновой; ярчайший свет, который пронзает время и пространство; поэт как явление, избавленное от мишуры времени, необходимых примет достоверности. «ВМаяковский» решен преимущественно театральными и монтажными средствами, которые и делают фильм необычно убедительным. Подход оказался идеальным для рассказа о Маяковском и его времени. Ведь оно было таким театральным» (Егор Сенников, «Сеанс»).
«Рассказ об одном из главных авангардистов ХХ века ведётся соответствующим авангардным языком. Ведущие российские актёры не делают вид, что погружаются в бездны психологии своих героев, скорее примеряют их на себя - то используя элементы (нарочито грубого) грима, то полностью от него отказываясь и представая в собственных костюмах, сидя за круглым столом за читкой сценария» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«ВМаяковский» - конструктор, который собирается на наших глазах. Колокольников – Маяковский - открытие фильма. Дело не только в схожести. Он - воплощение мучительного поиска собственного голоса («Не из себя! В себя», - учит Маяковского Лиля Брик Чулпан Хаматовой). Он - актёр, пытающийся влезть в шкуру поэта. В его обожжённое нутро. И в «пресволочнейшую штуковину» - поэзию. Когда Колокольников стягивает пластический грим с лица - кажется, срывает кожу» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).
«Сегодня отношения между искусством и политикой, а также между высоким искусством и массовой культурой остаются по существу столь же проблематичными, как и в эпоху Маяковского. В этом смысле фигура Маяковского выступает сегодня и как обещание, и как предостережение. Как обещание, поскольку пример Маяковского показывает, что попытка преодоления современных культурных разрывов является возможной и может даже оказаться успешной. Как предостережение, поскольку эта попытка неизбежно ведёт поэта или художника к социальному и культурному одиночеству. В фильме Александра Шейна показана драма одиночества поэта внутри ситуации социального успеха. В этом смысле фильм этот не только о Маяковском, но, скорее, о парадигматической судьбе поэта и художника в эпоху культурных и социальных разломов» (Борис Гройс, сайт фестиваля «Территория»).