ВАН ГОГИ
(Россия, 2018)
Режиссёр: Сергей Ливнев.
В ролях: Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Елена Коренева, Полина Агуреева, Наталья Негода, Александр Сирин, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Ёла Санько, Евгений Ткачук, Савелий Кудряшов, Игорь Пронин, Авангард Леонтьев, Сергей Дрейден, Анна Каменкова.
Жанр: драма.
После долгого отсутствия Марк приезжает к своему 79-летнему отцу. Отец - прославленный дирижёр. Сын - талантливый, но неизвестный художник. Их отношения давно превратились в любовь-ненависть, в которой больше ненависти, чем любви. Отец зовёт сына детской кличкой Птицын, и это бесит сына. Сын зовёт отца Ваше Величество, и это бесит отца. Они живут на разных концах света и стараются не видеться без необходимости. Когда такая необходимость неожиданно возникает, самые близкие и одновременно далёкие люди должны будут пройти непростой путь примирения…
«Ван Гогов» по собственному сценарию поставил Сергей Ливнев (1964 г. р.). Его мать - известный кинооператор и кинорежиссёр Марина Голдовская, отец - режиссёр и сценарист, профессор ГИТИСа Давид Григорьевич Ливнев, дед - Евсей Михайлович Голдовский, учёный-изобретатель в области кинотехники. В кинематограф Ливнев пришёл как сценарист: в конце 1980-х написал сценарий для фильма «Асса». Потом снял пару своих собственных картин («Кикс» и «Серп и молот»), после чего занялся продюсированием (в его фильмографии «Змеиный источник» Николая Лебедева и «Страна глухих» Валерия Тодоровского), с 1995 по 1998 год являлся директором киностудии им. Горького. В 1999 году уехал в Америку, так как, по его словам, считал, что в России кино закончилось, жил там по 2006 год. Занимался кинопродюсированием в России («Изгнанник», «Гитлер капут!», франшиза «Любовь в большом городе», «Гоп-стоп», «ПираМММида», «Статус: Свободен»). И вот, после двадцатипятилетнего перерыва, Ливнев вновь сел в режиссёрское кресло.
Одним из импульсов к написанию сценария «Ван Гогов» стала история Александра Галицкого, с которым Ливнев познакомился в Израиле. Галицкий был художником, а потом бросил своё дело и стал заниматься резьбой по дереву с израильскими стариками из домов престарелых. Финальные кадры фильма - съёмки этих реальных стариков. Один из составляющих фильма - история с иголкой – взята Ливневым из рассказа «Мама» Жужи Добрашкус.
Главные роли в «Ван Гогах» исполнили две настоящих звезды - живущий в Канаде российский актёр Алексей Серебряков («Серп и молот», «Упырь», «Тесты для настоящих мужчин», телесериал «Штрафбат», «Побег», «Перегон», «Груз 200», «Глянец», «Обитаемый остров», «Золотое сечение», «ПираМММида», «Жила-была одна баба», телесериалы «Белая гвардия» и «Ладога», «Левиафан», сериал «Доктор Рихтер», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов») и известный польский актёр театра и кино Даниэль Ольбрыхский, любимый актёр Анджея Вайды (сыгравший у него в 13 картинах), снимавшийся также у ведущих мастеров польского и европейского кинематографа: Кшиштофа Занусси, Джозефа Лоузи, Фолькера Шлёндорфа, Маргарете фон Тротта, Кшиштофа Кесьлёвского, Миклоша Янчо, Мауро Болоньини, Филипа Кауфмана, Клода Лелуша, Никиты Михалкова, Ежи Гофмана.
Фильм снимался в Латвии, России, Израиле и Беларуси.
В июне 2018 года фильм участвовал в основном конкурсе фестиваля «Кинотавр» и был награждён призом имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму. У картины также первое место в конкурсе «Выборгский счёт» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге.
СЕРГЕЙ ЛИВНЕВ:
«Сейчас, когда я смотрю назад, мне кажется, что в моих первых фильмах, снятых в первой половине 90-х годов, «Кикс» и «Серп и Молот», с одной стороны, я чувствовал необходимость высказаться, но при этом не был готов к откровенности. Поэтому я рассказывал какие-то необычные, спрятанные за жанром и стилем истории. Фильм «Ван Гоги» - совершенно другой. Он очень простой, в том смысле, что в нём прямо говорится о тех вещах, которые и имеются в виду. Тут нет никакой жанровой или стилистической игры».
«Когда я только начал писать сценарий, я знал, что, если фильм будет, то в главной роли снимется Серебряков. В 1994 году мы с Лёшей сделали картину «Серп и молот». С тех пор мы дружим, я прекрасно знаю его и как человека, и как актёра… Когда я «Ван Гогов» писал, то не очень-то верил, что дело дойдёт до съёмок. Но я показал пару сцен Лёше - и он здорово меня поддержал, даже можно сказать, заставил работу закончить. Правда, на тот момент в сценарии отца не было - была мать. И запускались мы в том же варианте… Мы искали исполнительницу главной роли среди крупных русскоговорящих актрис в разных странах - и нашли. Но она только на словах была готова к такой роли. Когда за дело взялся гримёр, женское возобладало над актёрским… За десять дней до начала съёмок актриса отказалась от роли (не захотела выглядеть слишком старой). И пришлось её заменять… Я подумал, что активных мужиков в этом актёрском поколении гораздо больше… Так на площадке появился Даниэль Ольбрыхский - и я за несколько дней перекроил текст под него: превратил мать в отца. Что, скорее всего, и к лучшему… Он пластичный, подвижный. Внимательно слушает, старается понять режиссёра. Может прийти со своей идеей, предложить альтернативу. Ему скажешь: «Даниэль, нет, давай это». О, кей. Попросишь смеяться, плакать - убедительно будет и то, и другое. Он не заявляет, как многие наши артисты: «Я так не вижу». Такая природа - органично оправдывать, что угодно… Я думаю, что он - один из величайших европейских артистов своего поколения. Конечно, когда два таких крупных и таких разных актёра оказываются вместе на площадке, происходит очень интересное: они всё понимают друг про друга, каждый из них осознаёт, что напротив него - большой артист. Но, как мне показалось, в их работе был и соревновательный момент. Думаю, для фильма это было хорошо, поскольку ложилось на их персонажей».
(о главной локации фильма) «Мне хотелось, чтобы это был старый интеллигентский дом, в котором уже лет пятьдесят ничего не менялось: как его хозяева обжились после войны, таким всё и осталось. Оказалось, что найти такой в наше время не так уж и просто: подобные дома или пришли в полное запустение, потому что обитатели не имели возможности их поддерживать, или, наоборот - владельцы разбогатели и сделали евроремонт. В итоге мы нашли объект в Юрмале, но внутри дом был совершенно пустой. Мы насытили это пространство: собирали мебель по разным магазинам и антикварным лавкам. Я хотел, чтобы дом был похож на его владельца, отца главного героя. Отец Марка - мощная фигура, известный дирижёр, которому всю жизнь, прежде всего, была важна его работа, а быт не интересовал вовсе. Поэтому в доме он ничего не менял. Его особняк - мощный, но старый и дряхлеющий, увядающий в своём былом величии. И, однажды, вместе со своим владельцем, он исчезнет».
«Ван Гоги» не только вне времени, но и вне пространства. То есть понятно, где и когда действие происходит, но, по сути, это не так уж и важно. Фильм-то совершенно не имеет отношения к сиюминутным проблемам: к политическим или социальным. Всё, что вы видите, могло быть где угодно и когда угодно. Проблемы героев не от того, что их «среда заела». Я, кстати, очень не хотел, чтобы они могли обвинять в своих проблемах среду - пусть в себе разбираются».
«Ван Гоги» - это история человека, который очень хочет найти себе место в этом мире. У него не очень-то получается, но он пытается. В этом смысле - да, фильм личный, это тот путь, который я пытаюсь пройти. Как и миллионы людей, видимо».
АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ:
(про Даниэля Ольбрыхского) «Я испытывал трепет, когда мы начали работать. Волновался очень: 13 картин с Анджеем Вайдой говорят сами за себя! Но потом понял, что мы можем с ним посоперничать, и это только на пользу картине, поскольку наши герои - это такие два льва, просто один реализовался в жизни, а второй - нет, к 52 годам остался одинок и пришёл к полной растерянности и пониманию, что жизнь пора заканчивать. Мне очень нравится этот дуэт, по-моему, он получился. Счастье было встретиться с Ольбрыхским на съёмочной площадке. Он удивительный артист, и в отличной форме. Я что-то там ещё думаю, готовлюсь - ему это необязательно. Он просто делает в кадре, что должен, и у него это прекрасно получается».
«Наша картина нежная, трогательная, она, без сомнения, не в тренде сегодняшних интересов и запросов: она не социальная, всё достаточно просто, и в то же время, по-моему, пронзительно. Это такой гамлетизм: человек не понимает, что с ним происходит и как ему жить. Чехов написал русских Гамлетов всех возрастов, в отличие от Шекспира, который создал образ только одного. И Марк тоже пытается определить, кто он такой, в каком отношении он с окружающим миром и почему ему так плохо, когда должно быть хорошо... В этом смысле чеховские персонажи всегда и всем актёрам помогают».
ПРЕССА:
«Ливнев снял кино очень личное, почти автобиографическое, исповедальное. Оно о трудных отношениях режиссёра со своей матерью Мариной Голдовской, великим документалистом, одной из главных фигур перестроечного кино. О том, каково было Ливневу жить рядом с её амбициями и самоуверенностью, видимо, переходившими в деспотизм. Но это не в коей мере не жалоба. «Ван Гоги» - это лирический фильм любящего сына, который пытается проститься со своими детскими обидами и увидеть за сложным характером взаимную любовь» (Сергей Сычев, «КиноПоиск»).
«Даниэль Ольбрыхский виртуозно играет старость как предательскую сущность человека, его Виктор слишком энергично возражает против надвигающейся немощи, боится, сопротивляется, не желая подчиниться естественному ходу вещей… На роли второго плана понадобились также актрисы старшего возраста, и, надо сказать, кастинг у фильма чудесный: Елена Коренева сыграла Ирину, вечную спутницу-ассистентку-сиделку Виктора, в небольших, но необходимых ролях Светлана Немоляева, Наталья Негода, Ольга Остроумова, все они выразительны, негромки, вызывают трепет. Как прекрасно на склоне лет играть такие хорошие роли. Оператор из старой школы Юрий Клименко вместе с художником обеспечивают картине некоторую не вызывающую раздражения старомодность. Изобразительный ряд насыщенный и метафоричный. Например, причудливые арт-объекты Марк плетёт из разноцветных верёвок - видимо, от того, что маленького веревочного человечка сделал для него в детстве отец, называющий Марка с детства «Птицын серый» (это из «Детства Никиты» Алексея Толстого)» (Екатерина Визгалова, kino-teatr.ru).
«Оба главных героя в своём роде гениальны, и актёры, их играющие, блестяще смотрятся на своих местах. Это сложное противостояние трудных характеров, крупных амбиций, самоуверенности и эгоизма, вызывающее на экране потрясающую химию между Серебряковым и Ольбрыхским. Их взаимные обвинения, скандалы, примирения - всё это получилось очень трогательно и глубоко лирично, порой - откровенно до слёз в зале. При этом «Ван Гоги» - это ещё и музыкальное кино. Не случайно Виктор - гениальный дирижёр, находящий новые трактовки классических произведений. Музыкой пропитана вся картина» (Павел Соломатин, «InterMedia»).