ЮмористЮМОРИСТ
(Россия-Латвия-Чехия, 2019)
Режиссёр: Михаил Идов.
В ролях: Алексей Агранович, Алиса Хазанова, Павел Ильин, Юрий Колокольников, Полина Ауг, Семен Штейнберг, Вильма Кутавичюте, Артем Волобуев, Ольга Дибцева, Даниэль Шифрин, Юлия Ауг, Анатолий Котенёв.
Жанр: драмеди.

1984 год. Талантливого эстрадного юмориста Бориса Аркадьева любят не только зрители, но и власти, он популярен, постоянно гастролирует. К успешной карьере прилагается и прекрасная семья - любящая заботливая жена и хорошо воспитанные дети. Что же ещё пожелать? Может быть, свободы? Ведь Аркадьева, который уже давно привык мириться с окружающим и не говорить, что думает, гложет изнутри недовольство. Он прикладывается к бутылке, и чем громче его успех на сцене, тем сильнее в нём назревает протест…

«Юморист» - режиссёрский дебют Михаила Идова (настоящее имя Майкл Марк Зильберман, первоначально Михаил Маркович Зильберман). Идов - американский и русский сценарист, прозаик и журналист. Родился в Латвии в 1976 году. С 1992 года его семья живёт в США. Учился теории кино, сценарному мастерству и драматургии в Мичиганском университете. C 1998 года по 2012 год жил в Нью-Йорке, где с 2006 года работал обозревателем «New York Magazine». Публиковался в изданиях «The New York Times», «The Wall Street Journal», «Time», «The New Republic», «Foreign Policy» и многих других. Лауреат трёх премий «National Magazine Award». Также являлся главным редактором «Russia!», американского журнала о России, существовавшего с 2007 по 2009 год. Автор романов «Кофемолка» (2010) и «Чёс» (2013). С 2012 по 2014 год был главным редактором российской версии американского журнала «GQ». С мая 2014 по март 2015 года работал на должности креативного директора кинокомпании Фёдора Бондарчука и Дмитрия Рудовского «Art Pictures». В кино работал над сериалами «Лондонград» (2015, автор сценария, креативный продюсер), «Рашкин» (2015, автор сценария, креативный продюсер), «Оптимисты» (2016, автор сценария, композитор) и фильмами «Духless-2» (2015, соавтор сценария), «Лето» (2018, соавтор сценария). В настоящее время живёт в Москве и Берлине.

История фильма «Юморист» началась как параноидальный триллер: в какой-то момент Михаил Идов оглянулся и понял, что его окружают дети известных юмористов. В глянцевом журнале, который он в тот момент возглавлял, его коллегами были дочь Ефима Смолина Елена и сын Михаила Жванецкого Андрей. В Америке он работал с сыном Аркадия Арканова Василием. Будучи ребёнком школьного преподавателя, учившего Ефима Шифрина, Идов крепко задумался, не посылает ли ему судьба некий знак. «В действительности он нас сам подсознательно выбирал», - смеется дочь Геннадия Хазанова Алиса. Так или иначе, Михаилу пришлось написать сценарий про эстрадного комика и пригласить Алису на роль супруги героя, а Алексея Аграновича (тоже сына, но знаменитого кинооператора) - на заглавную роль.

Алексея Аграновича, окончившего актёрский курс Альберта Филозова и Армена Джигарханяна во ВГИКе, мы долго знали как лучшего церемониймейстера страны: режиссура самых грандиозных открытий «Кинотавра» и ММКФ - его рук дело. Возможно, он и не вернулся бы к первой профессии, если б не Кирилл Серебренников, пригласивший его поработать в спектакле «Обыкновенная история» в Гоголь-центре, и не Идов, увидевший этот спектакль и решивший немедленно снимать незасвеченного артиста, хотя сначала планировал на главную роль «совсем медийное лицо».

Уфимский рэпер FACE (настоящее имя - Иван Дремин) выпустил клип к композиции «Юморист», которую он записал для одноимённой картины Михаила Идова. Режиссёром ролика выступил сам Идов, а песня в итоге прозвучит на финальных титрах фильма.

В октябре 2018 года премьера картины «Юморист» состоялась на национальном фестивале дебютов «Движение» (Омск), где приз за лучшую мужскую роль получил Алексей Агранович.


МИХАИЛ ИДОВ:
«Это история, которая в какой-то форме сидела во мне всю жизнь. Я даже в университете пытался писать курсовую про советский юмор. Так получилось, что я с детства окружен детьми юмористов - впрочем, учитывая, что юмор в СССР был профессией почти полностью еврейской, в этом меньше совпадения, чем кажется. И меня всегда поражал тот феномен, что в стране, в которой мало о чём было позволено шутить, одними из самых ярких звёзд были профессиональные шутники. Сам сценарий был написан одним бешеным рывком, дней за десять, но потом ещё месяц писались отдельные шутки к нему: очень сложно воссоздавать юмор другого времени, особенно если он местами идёт вразрез с твоим собственным стилем. А дальше я рискую навлечь на себя гнев коллег, потому что весь процесс оказался поразительно прост: сценарий понравился Артёму Васильеву, нашлись латвийские и чешские сопродюсеры, собралась великолепная команда и артисты, с каждым из которых я был бы счастлив работать снова. Путь от сценария к съёмкам был пройден всего за год, что с дебютантами бывает нечасто».
«У Жванецкого был саквояж с рукописями, у Аркадьева - наплечная сумка: он убеждён, что он в первую очередь писатель, и ему очень важно держаться за бумажные листики. Миниатюра про обезьянку отчасти навеяна номером «Ух ты какая!», который исполнял Хазанов, а написал Смолин. А связь с Прибалтикой, возможно, указывает на Михаила Задорнова».
«В некотором роде «Юморист» превратился из фантазии в реальный фильм в тот момент, когда я приехал в Ригу на «Обыкновенную историю» Кирилла Серебренникова и увидел на сцене Алексея Аграновича. Без него этот проект был бы совсем другим. Он несёт на себе огромный вес - его герой практически в каждом кадре фильма. И я считаю, что мне очень повезло, что именно этот фильм стал первой главной ролью Алексея в кино - он невероятный артист… После нашего кино половина ролей, которые сейчас идут Хабенскому, должны отправляться сразу на стол Аграновичу».
«В сентябре у Фейса вышел альбом «Пути неисповедимы» - неоднозначный с точки зрения музыки, но очень неожиданный и крутой как гражданский жест. В тот момент я заканчивал работу над фильмом, и мне вдруг показалось, что между Фейсом и главным героем есть довольно чёткая связь. И Фейс, и Борис Аркадьев - люди, от которых публика ждёт, скажем так, простых развлечений, но оба быстро устают быть шутами и пытаются говорить о том, что их по-настоящему волнует».
«Это фильм про несвободу внешнюю и внутреннюю. Со внешней всё понятно - сюжет «художник против власти» известен всем. Но меня не меньше интересуют оковы, в которые герой заключает себя сам. Одна из главных бед Аркадьева в том, что он мнит себя серьёзным писателем и считает юмор ниже себя, поэтому, чем успешнее он становится на этом поле деятельности, тем больше себя ненавидит и тем ужаснее ведёт себя по отношению ко всем, кто его окружает. Сам я с таким разделением на «высокое» и «низкое» категорически не согласен, и в этом плане Аркадьев совсем не моё альтер эго. Так что главная тема этого фильма - зависит ли вообще внутренняя свобода от внешних обстоятельств, и стоит ли успех компромисса. Эта тема, увы, не перестаёт быть актуальной из года в год».

АРТЁМ ВАСИЛЬЕВ, генеральный продюсер:
«Сценарий зацепил меня сразу же, потому что перекликается с историей моей семьи. С 60-х по 80-е годы мой дед был главным редактором отдела сатиры и юмора Всесоюзного радио с его знаменитыми программами «С добрым утром», «Опять 25», откуда вышло и с которыми сотрудничало большое количество юмористов тех лет. Многих из тех людей я часто встречал в гостях у своего дедушки, когда был маленьким. Я ценю и помню ту эпоху, так что не мог не взяться за это кино».

АЛЕКСЕЙ АГРАНОВИЧ:
«Эпоха, о которой мы рассказываем, - это моё детство. В 1984 году мне было 13 лет. Я очень хорошо помню и знаю то время. Я сам вырос в семье писателя, режиссёра, и мне прекрасно знакома эта атмосфера. Поэтому для меня было вдвойне ценно благодаря фильму оказаться там, в том времени, жить той жизнью, немножко побыть своими родителями. Это очень круто и здорово! Очень важная, фундаментальная ностальгия».
(о фильмах 1970-1980-х с Янковским и Далем, из-за которых он когда-то и пошёл во ВГИК) «Их герои - немножко лишние люди, романтики, циники, пошляки в каком-то смысле. И мой Аркадьев тоже пошловат. Есть какая-то безнадёга в его внутренней претензии, внутреннем ощущении собственного таланта, которое особенно не подтверждается жизнью. Он близок, мне кажется, герою «Полётов во сне и наяву» - такой Зилов из «Утиной охоты», но попроще. Я недавно пересматривал этот фильм, и полное ощущение того, что герой пошловат, есть».

АЛИСА ХАЗАНОВА:
«Тема для меня очень понятная, поскольку я сама - дочь артиста разговорного жанра. Все знают какого. Я помню из детства: в советское время выбор для человека такой профессии был действительно непростым. В этой профессии очень много сложных моментов, которые не приходят в голову людям при слове «юморист». И в фильме как раз очень хорошо показана обратная сторона этой профессии. Я помню, с чем приходилось сталкиваться моей маме, которая стала для меня неким прототипом, будучи женой известного артиста. Поэтому для меня было интересно затронуть эту тему с актёрской стороны. Когда есть какой-то личный опыт, его всегда хочется использовать. Его нужно использовать».


ПРЕССА:

«Стендап позднего застоя оказался удивительной точкой, где сходятся пошлость и трагедия (в фильме есть жуткая сцена в духе шекспировских королевских хроник), комически низкое и космически высокое, страшное и смешное. Алиса Хазанова подмечает, что «Вокруг смеха» всегда была смесью комедии с триллером: «Ой, он же ходит по грани, но это дико смешно, неужели так можно? Блин, кажется, можно, потому что все смеются, невозможно не смеяться. Ой, хоть бы никто не дал ему по башке, хоть бы в тюрьму не посадили. Такой был живой адреналин». Интровертная электронная музыка, написанная для фильма другом Идова Дэвидом Мэйсоном и сыгранная на органе рижского Домского собора пополам со старыми аналоговыми синтезаторами, придаёт земной истории холодноватый внеземной и вневременной отблеск - и делает «Юмориста» одним из самых удивительных и важных российских фильмов года» (Ольга Шакина, «Harper’s Bazaar»).

«Михаил Идов, не только снявший «Юмориста», но и написавший к нему сценарий, не первый раз обращается к одной из ушедших эпох - кажется, чтобы показать, как ничто в этой стране не проходит бесследно, а то и вовсе не уходит, не меняется. И в этом смысле «Юморист» - история самая, пожалуй, показательная, местами даже чересчур наглядная, и формально (в самом финале действие на секунду переносится в 2018 год), и по смыслу трагически тесно связывающая дела давно минувших дней с сегодняшними событиями. Придуманный им Борис Аркадьев - персонаж хоть и вымышленный, но, если подумать, имеющий реальный (а то и не один) прототип, - и герой своего времени, и одновременно тот, кто в это время никак не вписывается. Постепенно, по ходу действия картины, он вырастает из человека советского, привыкшего жить под неусыпным контролем «большого брата» и смирением и молчанием благодарить судьбу и государство за дарованную сытую и спокойную жизнь, в сознательного гражданина, осознанно бросающего себя на амбразуру во имя спокойствия уже внутреннего, куда более ценного, - а то и какой-то высшей цели… Самое сильное звено «Юмориста» - Алексей Агранович. Играющий что-то очень личное и в то же время универсальное, порой даже без слов, глазами, движением тела. В его Аркадьеве столько понятной любому из нас архетипичной, родом не только из советского кино, но и из русской литературы, болезненной неприкаянности, что даже тем зрителям, кто не помнит, а то и вовсе ещё не родился в то время, объяснять не нужно - это, пожалуй, часть сознания, генетическая память, корень всех наших бед. Всё понимаем, а сделать всё ещё ничего не можем» (Наталия Григорьева, «Независимая газета»).

«Юморист» - режиссёрский дебют Михаила Идова и третья его сценарная киноработа - выточен аккуратнейшим образом. Хиастическая фабульная структура, скрупулёзно отмеренное присутствие персонажей, единственно верный финал, удачный хронометраж… Всё по полочкам, надписать не составит труда: унылая реальность гастролей, вечно пьяное закулисье, маячащий в зале человек из КГБ. И главное - полонённый, заневоленный юмор, являющийся в «проклятом» монологе про «советского зеленохвостого макака»… Монолог прозвучит с экрана несколько раз, Идов умело его перетряхнёт, чтобы слишком уж не пригвоздить зрителя тяжеловесностью советского юмора. Вот в этом «слишком уж» видится проблема. Непонятно, зачем так радеть за комфорт зрителя. На позднесоветскую действительность из наших дней можно смотреть по-разному - может быть «Груз 200», а может быть «Лето» - но это всегда вопрос пронзительности взгляда. В «Юмористе» вещи и явления словно упрятаны за музейное стекло, и всегда аккуратная табличка рядом. Формулировки на ней точны, но ускользающе скупы - словно написаны симпатическими чернилами, которые не проявить искусственным светом. Суть сообщения припрятана где-то в складках, бежит с радара, она «вненаходима»… Фильм Михаила Идова - обаятельный, если принять его правила, настроиться на его волну» (Никита Смирнов, «Сеанс»).

«У зрителя, который готовится к просмотру этого фильма (а у картины большой рейтинг ожидаемости), есть опасность наткнуться на два подводных камня. Первое - он, скорее всего, будет ждать большого количества хохм и прибауток. Они есть. Но комедийного посыла в фильме меньше, чем трагического. Жанр этой работы можно определить как модное сейчас драмеди - драматическая комедия. Что важно - шутки в фильме не сегодняшние, которыми - увы - изобилуют многие телепрограммы, фильмы и эстрадные выступления - плоские и ниже пояса. Идов попытался показать на экране интеллигентный юмор, который начался в 60-х и ещё остался в 80-х годах «советского периода», когда и происходят события фильма… Второй «подводный камень» состоял в том - не победит ли Идов-сценарист, Идова- режиссёра. Есть такое. Он иногда слишком гонится за словом, но всё же визуальный ряд побеждает. Тут во многом Идову на помощь приходят художники и костюмеры - очень хорошо воссоздана эпоха, продуманная до малейших ностальгических деталей: сигареты «Космос», дефицитные джинсы, значки с волком из «Ну погоди!» и многое другое). И - конечно же - актёры. Помимо точной, кропотливой и, можно сказать, выстраданной работы Алексея Аграновича, это замечательная роль актёра Павла Ильина- он играет директора сатирика Аркадьева. Алиса Хазанова в роли «жены художника» - знает жизнь советских юмористов не понаслышке (респект также Злате - жене Геннадия Хазанова). И совершенно точен - и в том смысле, что бьёт в точку - в фильме «Юморист» Юрий Колокольников. Он создал образ советской кинозвезды... После просмотра фильма Аграновича и Колокольникова хочется поднять на воображаемый спортивный пьедестал и поднять обе руки - два победителя» (Сусанна Альперина, «Российская газета»).

«Юморист» - ответ на ностальгический тренд в нашем кино. Фильм, который напоминает, что тоталитарный режим убивает в людях всё лучшее, даже если и производит самое вкусное в мире мороженое (или запускает людей в космос). Но к одной этой простой истине картина, конечно, не сводится. Это интеллигентное, мягкое по подаче и жёсткое по своей сути кино о таланте и поклонниках, отцах и детях, отношениях с друзьями и начальством - насыщенная юмором многоуровневая ретродрама, которая поднимает вневременные вопросы и в то же время смотрится легко» (Павел Гайков, «КиноПоиск»).

«С одной стороны, «Юморист» по настроению напоминает современный американский сэдком вроде «Коня БоДжека», а с другой - вполне себе работает на территории картины «Высоцкий. Спасибо, что живой»… Вообще надо отдать должное режиссёру-дебютанту. Идов неожиданно в меньшей степени полагается на сценарные костыли (кроме разве что программного заявления к финалу, но и оно ловко подбивается инфернальным смехом) - это типичный сценарий режиссёра под самого себя. В основном тут всё сделано на уровне режиссуры - внятной и в то же время такой бархатной, как будто тёплыми руками аккуратно работают холодным скальпелем, что уже в будущем может тянуть на режиссёрский почерк. Вполне себе живые, домашние и герметичные эпизоды соседствуют с двумя мощными центральными сценами, которые из горизонтальной истории отправляют героя в вертикальную плоскость» (Максим Сухагузов, «Афиша Daily»).

«Юморист» не занимается расследованием советской юмористической эстрады (хотя было бы интересно посмотреть такое кино), ему интереснее показать, что происходит с человеком, когда его жизнь сложилась не так, как того хотелось. Оставляя грустное послевкусие, фильм не кажется тяжёлой и невыносимой драмой. Помогает в этом камера чешского оператора Александра Суркала, который пишет историю Аркадьева в мягких и чуть приглушённых, но не обесцвеченных тонах; музыка Дэйва Мэйсона и сценарий Идова и его жены Лили - ироничный, с массой отсылок к поп-культуре. Можно ли назвать «Юмориста» массовым кино? Он вряд ли даст вам расслабиться в пятницу вечером, так что, скорее всего, нет. Но при этом фильм совершенно зрительский, поэтому не бойтесь его, когда 1 марта «Юморист» появится в российском прокате» (Татьяна Шорохова, «Киноафиша»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта