РУССКИЙ БЕС
(Россия, 2018)
Режиссёр: Григорий Константинопольский.
В ролях: Иван Макаревич, Любовь Аксёнова, Юлия Ауг, Виктория Исакова, Тимофей Трибунцев, Ксения Раппопорт, Александр Стриженов, Григорий Константинопольский, Виталий Кищенко, Михаил Ефремов, Максим Виторган, Алексей Шестаков, Андрей Козлов.
Жанр: сатирический триллер.
Художник-дизайнер Святослав Иванов (Макаревич) влюблён в Асю (Аксёнова) и мечтает на ней жениться. Отец его возлюбленной - управляющий крупного российского банка. Чтобы создать для Аси те условия жизни, к которым она привыкла, Святослав решает начать собственный бизнес - открыть ресторан «Русский бес», для чего берёт ссуду у будущего тестя. Но на пути молодого человека неожиданно встаёт ряд серьёзных препятствий. Он обнаруживает, что у него есть тайный недоброжелатель, который хочет погубить и его бизнес, и его самого. Святослав прибегает к самым крайним мерам, постепенно распутывая цепочку тайного заговора…
«Русского беса» по собственному сценарию поставил Григорий Константинопольский (1964 г. р.) - российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, композитор и художник. В 1985 году он окончил Ярославский театральный институт (отделение - актёр ТЮЗа), а в 1990 году – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Р. А. Быкова). С 1992 года работает в рекламе и шоу-бизнесе, режиссёр ряда музыкальных клипов: «Вовочка» группы «Pep-See», «Мал-помалу» Аллы Пугачёвой, «Буратино» и «Шире шаг!» группы «Тайм-аут», «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени» и многих других. Снял более трёхсот музыкальных роликов. Является одним из создателей индустрии клипмейкерства в России. В 1999 году снял свой дебютный полнометражный фильм «Восемь с половиной долларов» («8 ½ $»), удостоенный национальной премии кинокритиков «Золотой Овен» в номинации «Дебют года». По версии журнала «Афиша», этот фильм входит в список 100 главных русских фильмов. Другие киноработы Константинопольского: «Кошечка» (2009, приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Кинотавр»), «Самка» (2011), мини-сериал «Пьяная фирма» (2016, премия в номинации «Лучший телевизионный фильм/сериал» от Ассоциации продюсеров кино и телевидения). Сценарий «Русского беса» был написан аж в 2011 году, часть средств для создания проекта была собрана с помощью краудфандинговой компании.
Главную роль в фильме должен был исполнить Никита Ефремов, однако из-за проблем с финансированием съёмки пришлось отложить, а когда необходимая сумма была собрана, Никита из-за своего графика не смог вернуться в проект. В итоге роль была отдана Ивану Макаревичу (1987 г. р.) - российскому киноактёру и музыканту (псевдоним James Oclahoma), сыну Андрея Макаревича, лидера группы «Машина времени». Как актёр Иван прославился благодаря фильмам «Бой с тенью», «Бой с тенью-2: Реванш», «1814», «Дом Солнца», «Бригада: Наследник», «Метро», а также телесериалам «Иван Грозный», «Выжить после», «Пьяная фирма».
Почти все актёры в «Русском бесе» снимались бесплатно, потому что у фильма был мизерный бюджет.
В июне 2018 года фильм «Русский бес» участвовал в основном конкурсе Открытого Российского фестиваля «Кинотавр». По итогам этого фестиваля Григорий Константинопольский был награждён призом за лучшую режиссуру.
ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ:
«Бюджет был микроскопический. Я даже думал уже снимать фильм на телефон, но в итоге ограничился тем, что сэкономил на искусственном освещении. Я обращался и в Фонд кино, и в Минкульт, и к частным продюсерам. Все отказались. А если кто-то и соглашался, то потом менял своё решение».
«Русский бес» - это жанровое кино. Я пытался снять триллер, детектив, чёрную комедию… К тому же есть примеры, когда, казалось бы, камерное, авторское, фестивальное кино собирало в кинотеатрах хорошие деньги. Взять фильм «Довлатов» или «Аритмию» Бориса Хлебникова. Очень хотелось бы попасть в эту струю и в очередной раз доказать скептикам, что авторское жанровое кино тоже может быть конкурентоспособным и коммерчески успешным».
ИВАН МАКАРЕВИЧ:
«Я прочёл сценарий года за два до съёмок. И очень хотел сыграть в этом фильме, потому что написано было просто потрясающе. Но найти под эту историю финансирование было проблематично, автору хотелось снять именно так, как он задумал, были сложности, поэтому проект затянулся на несколько лет. Но и тогда, когда Григорий позвал меня на пробы, у меня ещё оставалось желание сыграть главную роль - настолько «Русский бес» был хорош и не выходил у меня из памяти. На кастинге ничего особенного не было - я сыграл сцену из фильма, и режиссёр меня утвердил».
«У Гриши любой сценарий - очень честный, злой и художественный. Образы, сюжетные повороты, киноязык, который он использует, - всё это очень близко мне. Да, это сатира, и ни в коем случае не просто какая-то дурацкая комедия, это глубокое, даже страшное и серьёзное кино… В фильме - всё о жизни, это то, что у нас у каждого происходит в голове. Об этом фильм».
«Картина хоть и снята без больших денег, но фильм получился очень достойным… Это очень редко сегодня. «Русский бес» - это максимально настоящее кино… Мне кажется, народ отвык от кино, которое заставляет забыться, подумать о жизни, увидеть настоящую историю без надоевших лиц и штампов. Это очень оригинально, свежо и глубоко. Большая редкость - такое кино, как «Русский бес». Я бы не пропускал».
ПРЕССА:
«Если не воспринимать всерьёз намеренную безвкусицу и разухабистую масштабность режиссёрского стиля (это нетрудно, хотя подслеповатые всегда найдутся), то перед нами полноправная энциклопедия русской жизни, собранная из масскультовых киноцитат, литературной классики и берущего за душу саундтрека из 90-х. Такая пост-пост, такая мета-мета. Нет смысла перечислять все кусочки, из которых собран монстр Константинопольского, вот самые важные, считываемые уже с названия: вся русская инфернальность от Достоевского до Сологуба плюс сюжетный каркас «Американского психопата» (и даже несколько украденных оттуда сцен). На английский название фильма «Русский бес» так и переводится - «Russian Psycho»… В центре этого киноромана - коронное блюдо русской литературной кухни, вальсирующая череда антигероики: попытки загнать бесов в мир фантазии «и посмеяться над ними»… Хотя китчевый постмодернизм как способ анализа своего времени - приём старомодный, из молодости автора, это не значит, что он не работает. Для хорошей вторичности тоже нужен талант (особенно с микробюджетом, без света и за 14 смен), а кроме того - оправданность. По мысли Константинопольского, бес был, бес пропадал и снова появляется, как новый круг насилия в кубриковском «Сиянии». В фильме о том, что не бывает исторических процессов с нуля, кивки в прошлое логичны» (Ольга Касьянова, COLTA.RU).
«Для Константинопольского это, безусловно, самый личный и самый трансгрессивный фильм. Но если раньше он направлял свою агрессию по большей части на окружающую действительность, то теперь гнев вылился и на самого себя, что нормально для мятущегося и эксцентричного художника… В то же время для не менее хитрого, чем сам Сатана, режиссёра Константинопольского это ещё и самый расчётливый фильм. Поставить себя в кадр, процитировать «Американского психопата» и «Бойцовский клуб», ещё раз выступить проповедником 90-х, излить негодование на новое поколение и всё прикрыть самобичеванием - стопроцентно работающий и самобичующий троллинг, достойный руки самого Ларса фон Триера, который в своём новом фильме тоже сделал главным героем и своим альтер эго серийного убийцу. Сравнивать Триера и Константинопольского кощунственно по отношению к реальности, но сам фильм на то подталкивает. Ещё одно бесовское совпадение: оба автора отрастили себе бороды и теперь выглядят как дьяконы из одной дьявольской секты, где превращают вино в кровь, а кино в желчь» (Максим Сухагузов, «Афиша Daily»).
«Название «Русский бес» прямо отсылает к «Американскому психопату»: в титрах прописана английская версия названия - «Russian Psycho». Однако от старомодного произведения Брета Истона Эллиса в фильме осталось не так уж много: «Русский бес» не распадается россыпью потребительских брендов, не упивается капиталистическими миражами. У него другие кумиры. Константинопольский порадует слух не модного байера, а скорее скромного учителя русской литературы: здесь Гоголь Тургеневым погоняет, а Достоевский - Салтыковым-Щедриным. Вот он какой, истинный русский брендбук (а точнее - каталог скреп)… Да, пожалуй, цитатам Константинопольского порой недостаёт изящества, чувство меры отказывает, но эти недостатки с лихвой искупаются искренностью подачи. Снятый за две недели на деньги поклонников фильм не стесняется гротеска и китча, формулируя не только авторские претензии, но и вечные русские вопросы. «Русский бес» - не про девяностые и даже не про нулевые, которые тоже никак не кончатся, - а про вечную русскую статику и завороженное движение по кругу, от которого не излечат никакие мечты о модернизации» (Василий Степанов, «Коммерсантъ Weekend»).