ЗАВОД (Россия-Франция, 2018)
Режиссёр: Юрий Быков.
В ролях: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров, Алексей Комашко, Александр Баширов, Александр Воробьев, Дмитрий Куличков, Андрей Харыбин, Юрий Лопарев, Сергей Сосновский.
Жанр: драматический экшн-триллер.
Прямо посреди дня из своего «мерса» похищен местный олигарх Калугин (Смоляков). Неизвестные в балаклавах потребовали за него большой выкуп. Отвезти деньги берётся глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман (Абашин). Его вооружённые до зубов «спецы» приезжают ночью на завод Калугина, где теперь босса держат в заложниках. Они пока не знают, что те другие, забаррикадировавшиеся в цехе — это местные рабочие во главе с бывшим спецназовцем по прозвищу Седой (Шведов). Полгода без зарплаты и предстоящее банкротство завода толкнули их на отчаянный шаг. Чтобы вытащить своего хозяина, «спецы» не остановятся ни перед чем. Но в отличие от них «работягам» больше нечего терять…
Продюсером, режиссёром, сценаристом и даже композитором «Завода» выступил Юрий Быков (1981 г. р.). Его отец ушёл из семьи и до 12 лет Юрий жил с одной матерью. В ответ на вопрос о чернухе в собственных фильмах отмечал: «А что может снимать человек, которого в детстве будила мать, для того чтобы ночью идти воровать с колхозного поля капусту, потому что есть было нечего?», Быков также указывал, что в период юношества он «видел, например, как людей машиной переезжают в наказание», а некоторое время до конца школы он выполнял мелкие поручения одной преступной группировки. После школы Быков работал грузчиком, оператором дискотеки и машинистом сцены в клубе культуры, параллельно посещал театральный кружок. Затем учился на дочернем курсе Бориса Невзорова при ГИТИСе, но через полгода перешёл во ВГИК, и в 2005 году окончил актёрский факультет (мастерская В. Грамматикова). Играл в театрах МХАТ, «Et Cetera», Театре Луны, Театре Российской Армии, играл небольшие роли в кино и телесериалах. В течение шести лет был клоуном-аниматором в армянском детском клубе «Яуза», где играл роль Джека Воробья. С 2005 по 2009 год снимал рекламные ролики и короткометражные фильмы. В 2009 году на собственные сбережения снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр». В 2010 году снял первую полнометражную картину «Жить», отмеченную призами на международном фестивале «Сталкер» и местных фестивалях в Смоленске и Благовещенске. В 2013 году состоялась премьера фильма «Майор» в рамках «Недели критики» Каннского МКФ. Криминальная драма была отмечена наградами на ряде фестивалей, в том числе призами «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и «За выдающийся художественный вклад» на шестнадцатом Шанхайском МКФ. В 2016 году компания «Netflix» получила права на показ «Майора» и пересняла этот фильм в формате мини-сериала «Семь секунд». В 2014 году вышел в свет социально-драматический фильм «Дурак», получивший ряд престижных наград, включая приз имени Г. Горина за лучший сценарий и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков («За бескомпромиссность художественного высказывания») на фестивале «Кинотавр-2014». «Дурак» являлся одним из двух российских фильмов, имеющих рейтинг на «КиноПоиске» более восьми баллов (на начало 2017 года), входил в ТОП-10 независимых иностранных фильмов по версии «The New York Times» и имел высшую оценку прессы по рейтингу главного французского киносайта «AlloCine». Идея фильма «Завод» родилась у Юрия Быкова тогда, когда была завершена работа над фильмом «Дурак». Однако потребовалось много времени, прежде чем её удалось реализовать. Режиссёра пригласили снимать сериал «Метод» (отказался участвовать в съёмках второго сезона сериала из-за отсутствия новизны), потом предложили работу на проекте «Время первых» (Быков снял часть фильма, но ушёл с проекта из-за творческих разногласий), затем настал черёд съёмок сериала «Спящие» (в начале проекта были разговоры о возможности авторского сериала, но затем Быков стал обычным наёмным режиссёром без права участвовать в постпродакшене, включая монтаж).
Для Дениса Шведова картина «Завод» стала пятой совместной работой с режиссёром Юрием Быковым («Жить», телесериал «Инкассаторы», «Майор», телесериал «Метод»). Грим Шведова в «Заводе» занимал целый час, в течение которого ему делали шрам, закрывающий весь глаз.
Оператором фильма стал Владимир Ушаков, известный по сериалу «Пьяная фирма» и короткометражке «Лалай-Балалай».
Художник по костюмам Ульяна Полянская на протяжении месяца «засаливала» фактурировочными смесями костюмы артистов, играющих рабочих завода, чтобы в итоге абсолютно новые вещи нельзя было отличить от одежды реальных рабочих.
Съёмки «Завода» проходили в октябре-ноябре 2017 года в течение трёх недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю. Натурные съёмки поля и дороги, ведущей к заводу, проходили в Рязанской области. Поиск завода, на территории которого можно было бы организовать съёмочный процесс, занял довольно много времени и проходил по всей стране: от Норильска до Москвы. В Москве в итоге нужный объект и был найден - завод железобетонных изделий рядом с метро «Бульвар Рокоссовского». В связи с тем, что съёмки велись на территории действующего завода, работать киногруппа была вынуждена только по ночам. Зато в массовых сценах снялись реальные рабочие завода ЖБИ - в своей одежде, со своим «гримом».
Мировая премьера «Завода» состоялась на 43-м МКФ в Торонто в секции «Contemporary World Cinema».
За мировой прокат «Завода» отвечает компания «Wild Bunch» - один из лучших международных дистрибьюторов. По прокату фильма подписаны договоры с более чем 20 компаниями из разных стран, таких как Германия, Китай, Италия, Чехия, Турция, Япония, Корея, Тайвань, Гонг-Конг, Швеция, Греция и т. д.
ЮРИЙ БЫКОВ:
«После «Дурака» я огляделся и понял, что следующей темой, которая будет на пике, станет серьёзное расслоение классов. Было ясно, что санкции, кризис повлекут за собой разделение на бедных и богатых и породят конфликт… Мне очень хотелось сделать не просто авторскую остросоциальную картину, а зрительскую остросоциальную картину. Поэтому это эстетически совершенно другой фильм, он отличается от того, что я делал до этого. Это боевик сродни тем, что делает Такеши Китано, или тем, что делают в Азии, когда берут социальную проблему и очень жёстко, динамично её обозначают. «Завод» целенаправленно делался не как арт-хаус или фестивальное кино, а как зрительский фильм с большой аттракционной составляющей… Там много компьютерной графики, перестрелок, всё на зрительском уровне, в том смысле, что мы с партнёрами не поскупились. Это не кино, снятое на дешёвую камеру во дворе какого-нибудь разрушенного завода, всё, скажем так, монументально, декоративно, и визуально решено ярко и пафосно… Это очень динамичная картина. В какой-то степени «Завод» – это социальный боевик о конфликте двух абсолютно разных мужских архетипов».
«Реальная подоплека этой истории существовала задолго до появления нынешнего строя, до наступления сегодняшнего момента. Ещё Александр Сергеевич Пушкин в своём замечательном произведении «Капитанская дочка» сказал, что «русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Но он спровоцирован общим положением вещей… С моей точки зрения речь идёт о том, что в такой ситуации как бунт всегда страдают все стороны, и тот народ, с помощью которого этот бунт делается. Мне кажется, интересно посмотреть на то, как лобово, жёстко сталкиваются и та, и другая сторона, и что происходит с людьми, которые оказываются, грубо говоря, посередине, людьми, которыми эти стороны манипулируют».
«Для меня этот фильм об отрицании насилия и о тех, кто его провоцирует. Об отрицании радикализма. О том, что правда в сочувствии, в милосердии и в понимании, а не в желании добиться справедливости любым способом, не в равнодушии и не в прагматической провокации ради собственного блага. Сейчас страна в равной пропорции разделяется на тех, кто хочет перемен, и тех, кто не хочет. На самом деле перемены нужны, но не радикальные, всё должно делаться в балансе. И то, что кто-то отчаянно сдерживает развитие, и то, что кто-то отчаянно пытается форсировать это, в одинаковой степени не продуктивно и нездорово».
«Завод» всё-таки первая картина после моего долгого и мучительного перерыва в авторской работе. И критики, и зрители увидят, что я не сразу, как персонаж «Конька-Горбунка», выскочу из котла свежий, молодой, чистый, и всё умеющий. Очевидно, что работа в коммерческом русле, в продюсерском кино, работа с совершенно другой эстетикой оказала своё влияние. Сейчас я сделал в каком-то смысле более яркую и более условную работу, чем были у меня до этого».
«Очень долго думал, как назвать «Завод». Всем сначала казалось, что название крайне нереспектабельное, не хлёсткое, какое-то странное. Но в итоге оно и осталось. Мне кажется, у него есть и второй смысл: завод – когда заводят человека в тупик, или доводят до напряжения, до белого каления».
РУСЛАН ТАТАРИНЦЕВ, продюсер:
«Про творческую часть, конечно, лучше рассказывать Юрию. Да, у него была полная творческая свобода, ограниченная только рамками бюджета (а иногда и нет). Мы сразу, «на берегу» договорились, что все творческие вопросы и final-cut за Юрой, за нами - все решения по обеспечению проекта и его маркетингу. Два года, пока писался сценарий (думаю, так долго Юрий ещё не сидел над текстом), мы давали много комментариев (к каким-то он даже прислушивался), а когда начались съёмки - уже не мешали, а только привозили режиссёру кофе и пирожные, чтобы хоть как-то подсластить по-настоящему адскую (и по погодным условиям, и по графику, в основном, ночному) работу на площадке. Основная часть съёмок проходила в Москве, в районе Сокольников, на действующем заводе железобетонных конструкций. То, что завод был действующим и не останавливался на время съёмок, стало настоящим испытанием для группы. Рёв, грохот, падающие сверху застывающие куски бетона, а ещё осень, холод, дождь, снег, ветер. Плюс, конечно, ночные смены, десятки дублей, переработки... А куда без этого, когда режиссёр - перфекционист?»
«Думаю, что на роли жёсткого олигарха Калугина и его похитителя Седого Юрий наверняка, уже когда писал сценарий, планировал взять Андрея Смолякова и Дениса Шведова. А вот третью главную роль должен был сыграть Костя Хабенский, но мы переносили съёмки и не совпали с ним по графику, поэтому «опричника» Тумана, главу охраны бизнесмена, сыграл Владислав Абашин, знакомый вам по «Бумеру» и «Дому Солнца». Юра нашёл блистательного актёра, очень харизматичного, с типажом «молодого Машкова», по его определению».
ДЕНИС ШВЕДОВ:
«Для меня счастье - работать с таким режиссёром, как Юрий Быков. У него я готов сниматься даже в эпизодах. Сценарии Быкова уникальны и являют собой Искусство с самой большой буквы».
«Это фильм, который смотришь сердцем, а не глазами. О противодействии человека и системы. Не питайте иллюзий, люди, что вы кому-то нужны или для вас что-то делается. Помните, что вы можете рассчитывать только на себя».
АНДРЕЙ СМОЛЯКОВ:
«Первое слово, которое вылетело из моих уст после прочтения сценария – это безысходка. Это фильм об определённой безысходности. Есть вопрос, есть конфликт, но выхода из него нет. Потому что все возможные выходы, которые может предложить человек (один из них в фильме), не решают проблему. А безысходность потому, что, конечно, человечество может решать эти проблемы, преломляя какие-то морально-нравственные аспекты, но либо не созрело для этого, либо сильно бежит от этого. И в этом большая беда».
ИВАН ЯНКОВСКИЙ:
«Каждый вынесет что-то своё, посмотрев «Завод». Это фильм про справедливость, про борьбу за неё. Про право голоса, про право выбора, про право ошибки, которую ты можешь допустить, и про отголосок, которой может быть будет услышан, а может и нет. И про то, что нужно тратить время на борьбу, потому что эта борьба будет всегда».
СЕРГЕЙ РАКУТОВ, художник-постановщик:
«Тема фильма мне очень понравилась. В нашем российском обществе есть злободневная тема, которая поднимается из года в год, из десятилетия в десятилетие - справедливость. Не зависть, а именно справедливость, не стоит путать. Ни в какой другой стране, ни у одного народа нет такого чувства справедливости. Этот наш вечный вопрос «А почему так?» Почему человек, который 30 лет назад ходил в рваных штанах и был инженером, сейчас миллиардер. А рядом с ним инженер, который ходил в таких же штанах, пенсионер, который получает 14 тысяч рублей. Каким образом это произошло? Почему? И главное - зачем?».
ПРЕССА:
«Взгляды Юрия Быкова на человеческую природу, судя по «Заводу», явно эволюционировали. Раньше его герои и антигерои чётко располагались по разные стороны баррикад, а теперь картина противостояния получилась более пёстрой и неоднозначной. Режиссёр не пытается навязать нам чётко структурированной иерархии ценностей, оставляя за каждым право на выбор и убеждения… Проблема же социальной справедливости и вовсе переносится в плоскость ницшеанской идеи о Сверхчеловеке. Исходя из расклада сил в «Заводе», следовать известному принципу Александра Невского «бейся там, где стоишь» до конца может лишь человек, не обременённый семейными и иными обязательствами, победивший в себе элементарную жалость к тем, кто слабее. Столь прихотливая конструкция вновь существует у Быкова по закону единства места, действия и времени, но упакована на сей раз в привлекательную для масс оболочку остросюжетного боевика. Не изменяя себе ни на йоту, режиссёр создал безупречный продукт на стыке авторского и массового кино без тошнотворных типажей «плохих» и «хороших» парней» (Денис Ступников, «InterMedia»).
«Юрий Быков знает и чувствует нашу действительность буквально костным мозгом. И каждый раз воспевает её с отчаянием и болью на экране… В каждой своей картине Быков показывает этакого Дурака - героя, который готов пострадать за правду. В «Заводе» он довёл этот образ до пика абсурда, разложив по полочкам образ народного мстителя… В картине мощные, как обычно, Смоляков и Шведов - но ещё хочется отметить совершенно неузнаваемого Ивана Янковского в роли одного из подельников Седого… Вообще весь актёрский ансамбль Быкова - живой организм, где у каждого свой голос и свой вклад, и своя правда. Быков снял «Завод» хлёстко и кинематографично, в напряжённом ритме, с прекрасной операторской работой» (Ольга Белик, «The Hollywood Reporter»).
«Завод» - не только гражданское высказывание, но и абсолютно зрительское кино: вполне себе гонконгский боевик, только в российской глубинке. Придуманный - а точнее, зафиксированный - Быковым серый мир принадлежит исключительно мужчинам, жестоким и немногословным. Его брутальная архитектура не подразумевает никаких удобств и радостей жизни: если ты здесь родился, то просто вкалывай в огромной бетонной коробке, а плодись в бетонной коробке поменьше. Галерея характеров написана жирными мазками… Чаще всего эти герои не разговаривают друг с другом, а лают - как в сценариях Алексей Мизгирёва или коротких рассказах Захара Прилепина. В этих перебранках так много психологической точности, что зрителю становится неуютно: никто из нас не продержался бы на этом заводе и минуты… Фильм вслед за «Дураком» и «Майором» повторяет страшную и парализующую правду о том, что ничей пример и ничья трагедия не способны никого и ни к чему побудить. «Заводу» не удаётся призвать зрителя к нулевой терпимости к несправедливости. Ведь фильм сам сто минут подряд подрывает веру в любую справедливость. Все персонажи, кроме главного героя, подчиняются законам социального дарвинизма - и зритель прекрасно знает, что и сам живёт точно так же» (Егор Москвитин, «Esquire»).
«С кинематографической точки зрения «Завод» - лучшая работа Юрия Быкова, не такая вымороченная, как «Жить», не такая сырая, как «Майор» и не такая нарочитая, как «Дурак». Это работа зрелого, уверенного в себе мастера, почти до самого финала понимающего, что и зачем он делает. Гомеопатические дозы притчи растворены в реалистической фактуре. Метафоры едва уловимы и не путаются под ногами… Главный вопрос, поставленный «пацанским режиссёром» Быковым (причём, вряд ли осознанно): что нам делать сегодня с постсоветским мужчиной, с остаточной маскулинностью, с неприкаянным пролетарием из советской пропаганды? Куда направить его энергию, чтобы она не превращалась в энергию войны, безнадёжного бунта, политического терроризма, в энергию саморазрушения? Здесь «Завод» снова встаёт в контекст российского документального кино - оперативного, неподцензурного и при этом отрефлексированного реагирования на происходящее в стране» (Мария Кувшинова, «Киноафиша»).