Винсент Ван Гог был одержим живописью и мечтал изменить мир. Он жил в Париже на Монмартре и водил дружбу с Полем Гогеном. Из спиртного отдавал предпочтение абсенту, а если уж влюблялся, то со всей страстью. В то время его холсты почти не продавались, а сегодня - одни из самых дорогих в мире. Как истинный гений, он всегда находился на пороге вечности…
Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» охватывает время, когда Винсент Ван Гог практически без гроша в кармане переезжает из Парижа в Арль (1888 год), где после суровой зимы берёт в аренду знаменитый жёлтый дом. Пребывание художника в этом небольшом прованском городке окрестили «арльским периодом». Именно здесь Винсент начал уходить от импрессионизма, погружаясь в постимпрессионизм. В Арле родилась его серия натюрмортов «Подсолнухи» (ими он собирался украсить свою студию), а также картины «Спальня в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Розовый персик в цвету» и портреты, в которых он осваивал новую технику, - в общей сложности более 200 полотен.
Постановщик фильма - американский кинорежиссёр Джулиан Шнабель. Он поставил пять фильмов. Его кинодебют «Баския» (1996) рассказывает об американском художнике Жан-Мишеле Баския. Вторая картина «Пока не наступит ночь» (2000) представляет собой адаптацию мемуаров кубинского поэта Рейнальдо Аренаса. «Скафандр и бабочка» (2007) повествует о Жане-Доминике Боби, редакторе журнала «ELLE», который в возрасте 43 лет оказался прикованным к постели. За этот фильм Шнабель получил приз за лучшую режиссуру на 60-м Каннском МКФ, а также как режиссёр он был удостоен премии «Золотой глобус» и номинирован на премию «Оскар». Два других его фильма: «Берлин» (2007) и «Мирал» (2010).
Шнабель работал над написанием сценария вместе с легендой кинематографа Жан-Клодом Карьером, обладателем двух премий BAFTA («Скромное обаяние буржуазии» и «Невыносимая легкость бытия»), премии «Сезар» («Возвращение Мартина Герра»), трижды номинантом на премию «Оскар» («Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания», «Невыносимая легкость бытия»). Карьер также написал сценарии к таким известным фильмам, как «Дневник горничной», «Дневная красавица», «Бассейн», «Млечный путь», «Отрыв», «Призрак свободы», «Жестяной барабан», «Дантон», «Вальмон», «Сирано де Бержерак», «Художник и натурщица». В 2015 году он получил премию «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе, а в 2016 году - премию Европейской киноакадемии за достижения всей жизни.
«Ван Гог. На пороге вечности» - первый фильм о величайшем художнике Винсенте Ван Гоге, который снял художник, а именно Джулиан Шнабель. До карьеры в кинематографе Джулиан успел стать заметной фигурой среди художников неоэкспрессионистов. В начале 1979 года у Шнабеля состоялась первая персональная выставка в галерее Мэри Бун в Нью Йорке, в 1980 году он уже участвует в Венецианском биеннале. Шнабель создавал похожие на коллажи, с цитатами из старых мастеров, порой ребячливые картины, которые отличались обилием материалов и стилей. Картины и скульптуры Шнабеля выставлялись по всему миру: в музеях Амстердама, Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Мюнхена, Брюсселя, Барселоны, Торонто, Венеции… До сих пор работы Джулиана включены в коллекции Музеев современного искусства в Нью-Йорке, Токио, Берлине, Париже, Шнабель стал самым молодым художником на легендарной выставке «Новый дух в живописи» Королевской академии искусств в Лондоне. Интересно, что работы Джулиана Шнабеля и Винсента Ван Гога в разное время выставлялись в одних и тех же музеях: Музее современного искусства в Нью-Йорке, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. А с 10 октября 2018 года по 13 января 2019 года в музее Орсе в Париже проходила выставка Джулиана Шнабеля, приуроченная к выходу фильма «Ван Гог. На пороге вечности». Также на выставке было представлено несколько картин Ван Гога.
Над фильмом «Ван Гог. На пороге вечности» работал ещё один художник - оператор Бенуа Деломм («Мальчик в полосатой пижаме», «Вселенная Стивена Хокинга», «Самый опасный человек», «Самый пьяный округ в мире»), который последние 20 лет занимается живописью в перерывах между съёмками.
Ван Гога в фильме сыграл американский актёр Уиллем Дефо, четырёхкратный номинант на премию «Оскар». Он получил всемирное признание благодаря роли сержанта армии США Элайаса Гродина в фильме «Взвод» (1986) Оливера Стоуна. Актёр снимается как в высокобюджетных блокбастерах, так и в артхаусных проектах. Уиллем работал с такими постановщиками, как Мартин Скорсезе («Последнее искушение Христа», «Авиатор»), Абель Феррара («Пазолини»), Вернер Херцог («Мой сын, мой сын, что ты наделал»), Уэс Андерсон («Водная жизнь», «Отель «Гранд Будапешт»), Ларс Фон Триер («Мандерлей», «Антихрист», «Нимфоманка»), Спайк Ли («Не пойман - не вор»). Он известен также по ролям в фильмах «Миссисипи в огне», «Английский пациент», «Тень вампира», по роли Зелёного гоблина в одноимённой трилогии о Человеке-пауке. Самые свежие работы Дефо - в картинах «Проект «Флорида», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Аквамен». Он уже снимался у Джулиана Шнабеля - в ленте «Баския». На момент выхода картины «Ван Гог. На пороге вечности» Уиллему Дефо было 62 года - на четверть века больше, чем Ван Гогу, который скончался в возрасте 37 лет. Дефо стал вторым актёром, номинированным на премию «Оскар» за роль Винсента Ван Гога. Ранее за эту же роль номинировался Кирк Дуглас («Жажда жизни»).
Саундтрек к картине написала Татьяна Лисовская, родившаяся в СССР.
Любопытно, что трое из актёров этого фильма ранее играли злодеев в фильмах «Marvel»: Уиллем Дефо (Зелёный гоблин), Оскар Айзек (Апокалипсис), Мадс Миккельсен (Кецилий).
Съёмки фильма «Ван Гог. На пороге вечности» проходили в местах, где в действительности жил и работал Винсент Ван Гог: в Париже, Арле, Сен-Реми-де-Провансе, Овер-сюр-Уазе.
Мировая премьера картины состоялась 3 сентября 2018 года на Венецианском МКФ. Уиллем Дефо за роль Ван Гога получил в Венеции Кубок Вольпи, а также был номинирован на премию «Золотой глобус» и «Оскар».
ПРЕССА:
«Несмотря на то что в последние годы было снято много фильмов о Ван Гоге, картина Шнабеля выделяется на их фоне своей уникальностью, он будто открывает для нас мастера заново. Мы наблюдаем за художником, который работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своей страстью и беспощадным южным солнцем. Он делает это всё с таким исступлением, как будто предчувствует свой скорый конец. Когда наблюдаешь за работой Дефо, то непроизвольно бьёшь себя по лбу: «Господи, почему они только сейчас додумались его снять в этой роли?» Это уже потом, когда появляются все второстепенные персонажи, от Тео Ван Гога (Руперт Френд) до священника (Мадс Миккельсен), ты успокаиваешься и понимаешь, что, оказывается, нужно было просто немного подождать, пока Шнабель соберет идеальный каст для этой истории. Камера Бенуа Деломма улавливает контрастную текстуру земли, травы, листьев, ветвей и корней деревьев, от мягкой пастбищной земли до сурового скалистого ландшафта. Музыка здесь острая, режущая, ты еле распознаешь тот момент, когда мелодия переходит в завывание пронизывающего ветра. Все изображения, которые наполняют кадр, накапливаются слой за слоем и отпечатываются у тебя в памяти буйством красок и жирными мазками… Казалось бы, все мы тысячу раз читали истории и догадки (довольно однотипные) на тему изувеченного художника. Но Шнабель виртуозно фильтрует все события через своё собственное видение биографии живописца, включая таинственные обстоятельства его смерти» (Кира Голубева, Film.ru).
«Это не байопик в привычном понимании - скорее импровизация на темы характера, судьбы и стиля живописца. Отсюда созерцательность, попытки понять тайны природной красоты, солнечного света, игры красок на земле и в небе. Ярко переданные метания мастера, его ревность к единственному другу, его беззащитное одиночество. Горечь по поводу типичной судьбы гения, которого гонят и травят при жизни, но который уверен, что через него Бог говорит с ещё не родившимися поколениями - они его и оценят (известно, что при жизни Ван Гог сумел продать только одно полотно)… Из всех картин о художниках эта самая, я бы сказал, компетентная, высвечивающая судьбу живописца изнутри: Джулиан Шнабель, известный в США художник, хорошо знает профессию и психологические извивы, с ней связанные» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Современный художник Джулиан Шнабель снял фильм про другого, ещё более современного - Винсента Ван Гога. Картина под названием «На пороге вечности»… пример свободного и расхристанного, импрессионистского, полуимпровизационного кино, снятого с рук, практически в репортажной манере, и не стесненного ни рамками жанра биографического фильма, ни даже рамками здравого смысла. Ван Гога, умершего в 37 лет, играет 63-летний Уиллем Дефо. Сначала на ломаном французском, а потом и вовсе по-английски. Все эти пункты оказываются не важны, поскольку художник Шнабель (сам «рисовавший» для фильма картины Ван Гога) как профессионал знает, как показать художника за работой, а это не удаётся практически никому. Работа - главное, что было в жизни Ван Гога: в последние дни, проведенные им во французском городке Арле, о которых рассказывает фильм, он за 80 дней успел нарисовать 75 полотен. Шнабель сначала показывает, как нищий, оборванный бродяга Ван Гог снимает свои рваные, вонючие башмаки, а потом широкими мазками изображает их на холсте - это изображение стоит сейчас миллионы» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).