МИРАЙ ИЗ БУДУЩЕГО
(«Mirai no Mirai», Япония, 2018)
Режиссёр: Мамору Хосода.
Жанр: аниме.
4-летний мальчик Кун наслаждается беззаботным детством, пока на свет не появляется его маленькая сестра Мирай. Кун очень ревнует родителей к ней, так как младенец притягивает к себе всё их внимание. Однажды, сбежав от криков новорождённой сестры, мальчик забредает в таинственный сад и оказывается в фантастическом мире, где переплелись настоящее, прошлое и будущее. Получив возможность путешествовать во времени, Кун встречает своих родственников из разных времён: маму он видит маленькой девочкой, дедушку - ещё молодым и полным сил, а свою младшую сестру - тинейджером. Благодаря этим невероятным приключениям, Кун понимает, как важно стать настоящим старшим братом и лучшим другом для Мирай, и как сильно он на самом деле её любит…
Сценаристом и режиссёром картины «Мирай из будущего» является Мамору Хосода, чьи работы не раз принимали участие в самых авторитетных международных кинофестивалях и получали высокие награды. Пройдя обучение в Колледже искусств Канадзавы, Хосода сдал приёмный экзамен в знаменитую студию «Гибли», однако получил отказ, за которым последовало утешительное письмо великого Хаяо Миядзаки: «Мы решили не брать тебя, потому что это лишь разрушит твой талант». Письмо Миядзаки можно назвать пророческим. В 1991 году Хосода поступает на работу в «Toei Animation» и начинает карьеру аниматора. В качестве режиссёра он дебютировал весной 1999 года с 20-минутным короткометражным мультфильмом «Digimon Adventure». Прорывом Хосоды как режиссёра стал фильм «Девочка, покорившая время» (2006) - экранизация романа, автором которого является писатель-фантаст, драматург и актёр Ясутаки Цуцуи. В успех этого фильма мало кто верил, поэтому он был выпущен в прокат ограниченным количеством копий. Но фильм получил большое количество фестивальных призов, в том числе победил в номинации Японской киноакадемии «Лучший анимационный полнометражный фильм». Следующими работами режиссёра стали ленты «Летние войны» (2009) и «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012). Фильмы пользовались большим успехом у аудитории и получали призы престижных международных и национальных кинофестивалей. «Летние войны» только в одной Японии посмотрело 1,26 миллиона зрителей. Фильм был включён в программу Берлинского МКФ. Фильм «Волчьи дети Амэ и Юки» в Японии посмотрело в кинотеатрах 3,44 миллиона зрителей. Следующая работа Хосоды - приключенческий анимационный фильм «Ученик чудовища» (2015). «Ученик чудовища» участвовал в МКФ в Сан-Себастьяне, вошёл в лонг-лист премии «Оскар» - был выдвинут на соискание номинации на премию Американской киноакадемии. «Ученик чудовища» дебютировал на 1 месте японского бокс-офиса в июле 2015 года и смог заработать 667035100 иен (около 5,4 миллионов долларов) за первые два дня проката. В итоге фильм стал вторым среди самых кассовых японских фильмов в 2015 году (4590000 зрителей). Сегодня Мамору Хосода - один из лидеров японского кинематографа. Режиссёр предпочитает рисованную анимацию, хотя признаёт, что некоторые визуальные эффекты возможны только в 3D-технологии. Тем не менее, в его мультфильмах она практически не используется. В работах Хосоды заметно воздействие фильмов Хаяо Миядзаки, но более сильны элементы реализма, социальные проблемы и пессимистические настроения. Своим прямым наставником в анимации режиссёр считает Сигэясу Ямаути (особенно подчёркивая принципиальный его отказ идти на компромиссы со студией). Часто стимулом к созданию фильма становится для режиссёра событие личной жизни. Карьера Хосоды напоминает карьеру Миядзаки. Хосода начинал с работы на коммерческой анимации «Toei», пройдя путь от иллюстратора до создателя фильмов, стал режиссёром, затем ушёл в свободное плавание, и, в конце концов, пришёл к созданию оригинальных фильмов на основе собственных сценариев.
Как заявил Мамору, идея для сценария фильма «Мирай из будущего» пришла к нему, когда он наблюдал за своей собственной семьёй, и в основе этого аниме лежит модель поведения его детей. Сам Мамору Хосода - единственный ребёнок в семье, поэтому для него было новым опытом увидеть ревность, которую чувствует старший ребёнок, когда в семье появляется новорождённый. Кстати, дочь Мамору Хосоду зовут Мирай.
«Мирай из будущего» - первый японский анимационный фильм, мировая премьера которого состоялась на Каннском МКФ - в рамках программы «Двухнедельник режиссёров». Фильм также претендовал на приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Себастьяне, был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм» и вошёл в лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».
МАМОРУ ХОСОДА:
«Меня всегда вдохновляют события, окружающие меня, и мне так хотелось показать ревность между братом и сестрой без преувеличения, ведь сама идея фильма пришла ко мне во время наблюдения за моими детьми. Я бы хотел, чтобы люди смотрели мои фильмы и думали: «Конечно, это художественное произведение, но мне интересно, случалось ли это с ним в реальной жизни».