ФАВОРИТКА («The Favourite», Великобритания-США- Ирландия, 2018)
Режиссёр: Йоргос Лантимос.
В ролях: Оливия Колман, Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Николас Холт, Джо Элвин, Марк Гэтисс, Джеймс Смит, Дженни Рейнсфорд, Эмма Делвс, Фэй Дейвней, Пол Суэйн, Дженнифер Уайт, Лилироуз Стивенс, Денис Мак.
Жанр: драма.
Начало XVIII века. Идёт война Англии с Францией. Тем не менее, жизнь в королевстве продолжается. На престоле страдающая ожирением, подагрой и депрессией бездетная Анна Стюарт (Колман), а руководство страной берет на себя её фаворитка леди Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Вайс), у которой серьёзные политические амбиции. В самом разгаре война за испанское наследство. Тори в лице заклятого врага Сары, министра Роберта Харли (Холт), пытаются уговорить королеву на мир с французами. Поэтому герцогиня Мальборо, не жалея живота своего, интригует в пользу вигов, партии мужа. Когда при дворе появляется прибывшая из провинции её дальняя и бедная родственница, кузина Эбигейл Мэшем (Стоун), Сара попадает под её очарование и берёт девушку под свое крыло. Для Эбигейл это шанс вернуться к своим аристократическим корням. Как только Сара устаёт решать вопросы войны и мира, Эбигейл становится лучшим помощником королевы в этих делах. Крепнущая дружба с Анной даёт новой фаворитке возможность реализовать свои амбиции. И лучше не вставать у неё на пути!
События картины разворачиваются в начале XVIII века, в эпоху правления королевы Анны – последнего монарха династии Стюартов на английском престоле. В основе фильма исторический сюжет о соперничестве двух реально существовавших леди – Сары Черчилль, герцогини Мальборо (прапрапрабабушка Уинстона Черчилля), и Эбигейл, баронессы Мэшем - за сердце и кошелёк королевы Анны. Интересно, что все они - герои водевиля Эжена Скриба «Стакан воды», невероятно популярного в СССР и на сцене, и на экране.
Картину поставил Йоргос Лантимос (1973 г. р.) - греческий актёр, режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер и монтажёр. В 1995 году он снял свой дебютный художественный короткометражный фильм. В это же время Лантимос создавал театральные постановки, снимал клипы и рекламные ролики. В 2004 году он входил в состав креативной команды, ответственной за постановку церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр 2004 года в Афинах. В 2009 году Лантимос снял ленту «Клык», которая стала победителем программы «Особый взгляд» Каннского МКФ, и была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Его следующая режиссёрская работа - «Альпы» (2011). После фантастической драмы об одиночестве «Лобстер» (2015, приз жюри Каннского МКФ) и триллера «Убийство священного оленя» (2017, приз за сценарий на Каннском МКФ), современный сюжет которого восходит к древнегреческой трагедии, Йоргос Лантимос обратился к реальным историческим событиям. «Фаворитка» - первый фильм Лантимоса, сценарий к которому написал не он. Но на самом деле Лантимос мечтал о «Фаворитке» много лет, и эта умная, стремительная, злая, виртуозная лента - осуществление его давнего замысла.
Королеву Анну сыграла британская актриса Оливия Колман, которая уже снималась у Йоргоса Лантимоса - в фильме «Лобстер». В январе 2011 года Оливия Колман получила на кинофестивале «Сандэнс» специальный приз жюри за роль в фильме «Тираннозавр». За эту же роль она получила премию британского независимого кино, кинопремию «Империя», премию «Спутник» и множество других наград. В 2013 году она получила сразу две премии BAFTA-TV: за лучшую женскую роль в комедийном сериале «Двадцать двенадцать» и как лучшая актриса второго плана за роль в сериале «Обвиняемые». Наибольшую же известность Колман получила после исполнения в 2013 году роли Элли Миллер в сериале «Убийство на пляже». За эту роль в 2014 году она получила ещё одну премию BAFTA-TV как лучшая актриса. В 2017 году получилa «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана зa роль в сериале «Ночной администратор». В середине 2018 года стало известно, что Колман заменит Клэр Фой в третьем сезоне сериала «Корона», в котором исполнит роль королевы Елизаветы II.
Роль Эбигейл Мэшем исполнила американская актриса Эмма Стоун. Она известна по ролям в фильмах «Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Отличница лёгкого поведения», «Эта - дурацкая - любовь», «Прислуга», «Новый Человек-паук» и «Новый Человек-паук. Высокое напряжение», «Охотники на гангстеров», «Бёрдмэн» (номинация на премию «Оскар»), «Магия лунного света», «Иррациональный человек», «Ла-Ла Ленд» (кубок Вольпи в Венеции, премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA), «Битва полов», в сериале «Маньяк».
Сначала на роль Сары Черчилль утвердили Кейт Уинслет, но впоследствии её сменила английская актриса Рэйчел Вайс (1970 г. р.), известная по фильмам «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, «Мумия», «Мумия возвращается», «Константин: Повелитель тьмы», «Преданный садовник» (получила награды «Золотой глобус» и «Оскар» в номинации «Лучшая актриса второго плана»), «Фонтан», «Мои черничные ночи» культового режиссёра Вонга Карвая, «Милые кости», «Глубокое синее море», «Дом грёз», «Эволюция Борна», «Лобстер», «Молодость», «Бегущая от реальности».
Съёмки «Фаворитки» проходили с марта по май 2017 года в поместье Хэтфилд-хаус в графстве Хартфордшир, Англия.
Международная премьера картины состоялась 30 августа 2018 года во время участия в основной программе 75-го Венецианского МКФ. Там «Фаворитка» получила Особый приз жюри, а Оливия Колман - Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. На церемонии вручения Премии за достижения британской независимой киноиндустрии картина Йоргоса Лантимоса взяла призы в десяти категориях, включая «Лучший британский независимый фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший сценарий», «Лучшая актриса» (Колман), «Лучшая актриса второго плана» (Вайс), «Лучшая операторская работа». В декабре 2018 года «Фаворитка» вошла в список 10 лучших фильмов 2018 года, опубликованный Американским институтом киноискусства (AFI). Оливия Колман стала лауреатом премии «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль (комедия или мюзикл)». На «Золотой глобус» также были номинации: «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», «Лучшая женская роль второго плана» (Стоун и Вайс), «Лучший сценарий». У «Фаворитки» наибольшее количество номинаций на премию Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. Ленте могут достаться 11 «бронзовых масок» за лучший фильм, лучший британский фильм, режиссёрскую работу, оригинальный сценарий, женскую роль (Колман), женскую роль второго плана (Стоун и Вайс), работу художника-постановщика и художника по костюмам, монтаж, операторскую работу и грим. Многие кинокритики заявляют о том, что фильм будет претендовать и на премию «Оскар» - в 5 номинациях (лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшие оригинальный сценарий, лучшая работа художника-постановщика и лучшие костюмы).
ОЛИВИЯ КОЛМАН:
«Играть Анну было настоящим удовольствием, она испытывает множество эмоций. Королева не уверенна в том, что её любит хоть кто-то, поэтому находит утешение в необычных придворных развлечениях, абсурдных выходках, интимной связи с Сарой и Эбигейл».
ЙОРГОС ЛАНТИМОС:
«Я не хотел, чтобы однополые отношения стали центром фильма, ключевой темой, однако мы стремились показать героинь живыми людьми. У них есть желания, и это не табу».
ПРЕССА:
«Фаворитка» - это «Всё о Еве» и «Алиса в Стране чудес» одновременно. Остаётся догадаться, кто именно провалился в кроличью нору, кто Червонная королева, а кто - Марго Ченнинг. Анна, Сара или Эбигейл? В актёрском соперничестве - всем троим Лантимос подарил карт-бланш - уверенно побеждает Оливия Колман. Её Анна Стюарт, пожалуй, самый сложный и богатый на нюансы образ монарха в кино за последние полвека - от инфантильных капризов и сюсюкания к внезапным вспышкам авторитаризма через бездны чёрного, чёрного отчаяния стареющей и всеми оставленной женщины… Казалось бы, обидеть королеву может каждый. Но ни амазонке Мальборо, ни пригретой на груди кошечке Эбигейл со старухой не справиться… Стилистически «Фаворитка», разумеется, наследует программным лентам об эксцентрике нравов эпохи позднего барокко - «Контракту рисовальщика», «Тристраму Шенди» и даже, наверное, «Барри Линдону». Бурлеск и типичные для Лантимоса игры с широкоугольным объективом в «Фаворитке» даны дозировано, как если бы ораторию Генделя осовременили ненавязчивой поп-аранжировкой. Лантимос однозначно переходит на новый уровень, в королевскую кинематографическую рать» (Зинаида Пронченко, «КиноПоиск»).
«Если и есть изъян в фильме, то в том, что Колман неизбежно затмевает Стоун и Вайс, и оттеняет собой их важное противостояние. Но это несущественное замечание. «Фаворитка» полна тонких острот и совершенно удивительных шуточных реплик: мне нравится соображение, что кто-то может спать подобно «подстреленному барсуку» (барсуки там вообще присутствуют в полный рост). И «Фаворитка» напоминает, что идея царственности как чего-то вежливого и живописно сентиментального пришла вместе с королевой Викторией: в «Фаворитке» куда больше панка» (Питер Брэдшоу, «The Guardian»).
«Было бы странно ожидать от грека Лантимоса, даже работающего впервые в жизни по полностью чужому сценарию, традиционной костюмной мелодрамы из королевской жизни - и это не она. А вполне современная сатирическая драма - скорее чёрная комедия, - помещенная в подходящий исторический контекст, полная анахронизмов, если не в части быта, то уж точно в части языка и поведения, и снятая в вызывающе неакадемической манере с пространственными искажениями, рапидами и прочим. Можно сказать, что это такая «Смерть Сталина» про Стюартов. Или, ещё лучше, «Всё о Еве»… Это очень злой, остроумный и часто действительно смешной текст: героини изъясняются самыми изысканными вульгарностями - Стоун и Вайс делают это с выдающейся подачей и самообладанием. У Колман роль вроде бы наиболее сложная, но она слишком долго играет карикатуру, поэтому когда решает немного сдать назад, уже поздно: королеву с её истериками, обмороками и выводком кроликов в спальне никто всерьёз не воспринимает. Кажется, это называется переигрывать - впрочем, в сатире это допустимо. Фильм сочится ядом - иногда даже в прямом смысле, - который, скажем так, гендерно окрашен, но это не мизогиния, а самая обычная свойственная Лантимосу мизантропия» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Это безупречно шлифованный алмаз - точно исполненный, холодный и завлекающий претендент на жанр беспощадных, человеконенавистнических барочных костюмных драм. Помещенный во двор при королеве Анне в начале 1700-х, с бойкими порциями классической музыки, иронично играющей поверх происходящих на экране низколобых проделок, этот фильм - словно «Барри Линдон» встретил «Опасные связи», с кровавыми росчерками, позаимствованными у Питера Гринуэя. Лантимос, сколько ни пробуй, никогда не будет Стэнли Кубриком, но ему и не надо. Он - Кубрик-лайт, стилист, который, если не сваливается в претенциозность, знает, как сделать эксцентричную историю жгучей и близкой» (Оуэн Глейберман, «Variety»).
«Самое поразительное здесь то, что точным и подтверждённым фактом оказывается почти любое, даже эпизодическое событие фильма. Художественный вымысел ограничен конкретными диалогами - в особенности кулуарными, в которых персонажи не стесняются в выражениях, - и эротической подоплёкой политических интриг, которая не отражена в источниках с такой откровенностью и остаётся в области допущений. «Фаворитка» - картина о любовном треугольнике с участием трёх женщин: недужной одинокой королевы, волевой красивой герцогини и вёрткой, умной, беспринципной карьеристки из низов… Стиль режиссёра узнаётся моментально, с первых кадров - даже с геометрического расположения букв в начальных титрах: так будут оформлены и причудливые подзаголовки к главам этого барочного киноромана. Насквозь искусственная придворная атмосфера, состоящая из порой нелепых церемониалов, как нельзя лучше отвечает склонности Лантимоса к театру абсурда; поначалу это напоминает раннего Питера Гринуэя (особенно «Контракт рисовальщика»), но вскоре сходство оказывается иллюзией. Разукрашенный мир, в котором подлинные чувства и мысли спрятаны под толстым слоем румян, населён живыми людьми, ничем не отличающимися от нас. Они так же болеют и умирают, влюбляются и ревнуют, завидуют и жалеют друг друга, проявляют алчность (часто) и жертвуют собой (редко)… И танцуют, как же тут танцуют! Винсент Вега и Миа Уоллес добровольно отдали бы свой приз за лучший рок-н-рольный танец герцогине Мальборо и барону Мэшему… Несмотря на кринолины, гофрированные воротники и бесконечно звучащих за кадром Баха, Генделя, Перселла и Вивальди, «Фаворитка» абсолютно современна» (Антон Долин, «Медуза»).