ЗЕЛЁНАЯ КНИГА
(«Green Book», США, 2018)
Режиссер: Питер Фаррелли.
В ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Дон Старк, Себастьян Манискалко, Пи Джей Бирн, Брайан Степанек, Икбал Теба, Том Вирту, Димитар Маринов, Майк Хаттон, Джозеф Кортезе, Мэгги Никсон, Фон Льюис.
Жанр: драмеди.
1962 год. Дон Ширли, утончённый эстет, богатый и талантливый чернокожий музыкант нанимает в качестве водителя и телохранителя человека, который, казалось бы, менее всего подходит для этой работы. Внезапно потерявший место вышибалы в клубе Тони «Болтун» Валлелонга не умеет держать рот на замке и пользоваться столовыми приборами, но зато хорошо работает кулаками. Абсолютно разные, Дон и Тони вместе отправляются в турне по провинциальному югу США. Это путешествие откроет им глаза на мир и изменит жизни обоих…
Картина основана на реальных событиях – совместной поездке во время тура по южным штатам США вышибалы Тони «Болтуна» Валлелонги и известного пианиста Дона Ширли.
Американец итальянского происхождения Тони Валлелонга вырос в Бронксе и 12 лет проработал в ночном клубе «Копакабана». Там ему приходилось видеть и мафиозных боссов, и знаменитостей, таких как Фрэнк Синатра, Тони Беннет и Бобби Дарин. Несмотря на то, что школу он бросил уже после седьмого класса, Тони за словом в карман не лез и мог убедить кого угодно в чём угодно. В 1970-х он внезапно завёл дружбу с Фрэнсисом Фордом Копполой и переквалифицировался в актёра - сыграл небольшую роль в «Крёстном отце», появлялся (под псевдонимом Тони Лип) в «Славных парнях», «Донни Браско», в телесериале «Клан Сопрано».
Дональд Уолбридж Ширли не был публичным человеком, и почти все сведения о его жизни почерпнуты либо из написанных им самим сопроводительных статей к его альбомам, либо из рассказов близким людям. Порой факты в этой истории противоречат друг другу, но судя по тому, что известно, Ширли в девятилетнем возрасте был принят в Ленинградскую консерваторию, в восемнадцать лет дал первый концерт в составе оркестра «Бостон Попс», был обладателем многих докторских степеней и говорил на восьми языках. Журнал «Esquire» назвал Ширли «вероятно самым талантливым пианистом в среде джазовых музыкантов», а легендарный пианист и композитор Игорь Стравинский сказал про него: «Его виртуозность достойна богов». На момент знакомства с Тони Дон Ширли жил в роскошных апартаментах рядом с Карнеги-Холлом.
Актёр, сценарист, продюсер и режиссёр Ник Валлелонга, старший сын Тони, с детства слушал рассказы о путешествии своего отца с Доном Ширли. По словам Ника, благодаря работе в клубе «Копакабана» его отец прекрасно разбирался в музыке. Когда Тони впервые услышал игру Дона Ширли, он понял, что перед ним грандиозный талант. Ник надеялся, что однажды снимет фильм об этой поворотной точке в судьбе своего отца. И когда Тони и Дон Ширли достигли преклонных лет, Ник проводил с ними много часов, делая аудио и видеозаписи подробных рассказов об их совместном путешествии. В 2013 году после более чем 50 лет дружбы Тони Валлелонга и Дон Ширли умерли с разницей в три месяца. Тони - 3 января 2013 года в возрасте 82 лет, а Ширли – 6 апреля в возрасте 86 лет. По окончании траура Ник Валлелонга вновь обратился к их истории и сказал себе: «Теперь пора».
Для Тони путешествие, совершенное в 1962 году вместе с Доном Ширли, стало первой возможностью воочию увидеть, как живётся чернокожим в южных штатах, и сколько унижений, а также реальных угроз жизни и здоровью принесли афроамериканцам расистские законы, защищающие привилегии белых. В названии фильма обыгрывается «Зелёная книга негра-автомобилиста», ежегодный справочник, публиковавшийся между 1936-м и 1966-м годами. Период издания пришёлся на эпоху законов Джима Кроу (неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах в период с 1890-го по 1964-й гг.). «Зелёная книга» позволяла путешествующим не белым подыскивать ночлег, сервисы и заправочные станции, которыми они могли воспользоваться.
Соавтором сценария и режиссёром «Зелёной книги» выступил Питер Фаррелли. Питер и его брат Бобби являются сценаристами и режиссёрами более 10 фильмов, в том числе: «Тупой и ещё тупее», «Все без ума от Мэри», «Я, снова я и Ирэн», «Любовь зла», «Застрял в тебе», «Тупой и ещё тупее-2». Мало кто знает, но Питер Фаррелли, известный своими комедиями, имеет степень магистра изящных искусств Колумбийского университета, а также является автором двух книг.
Роль Тони исполнил Вигго Питер Мортенсен-младший (1958 г. р.) - датско-американский актёр, продюсер, писатель, музыкант, фотограф и художник. Двукратный номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на премию BAFTA и четырёхкратный номинант на премию «Золотой глобус». Мировую известность ему принесла роль Арагорна в кинотрилогии «Властелин колец». Также известен по фильмам «Путь Карлито», «Багровый прилив», «Дневной свет», «Солдат Джейн», «Идеальное убийство», «Прогулка по Луне», «28 дней», «Оправданная жестокость», «Капитан Алатристе», «Порок на экспорт», «Аппалуза», «Дорога», «Опасный метод», «Капитан Фантастик». Фаррелли думал про Мортенсена уже в то время, когда писал сценарий. Этот талантливый актёр известен своей разборчивостью в отношении ролей. Случалось, он даже отказывался от главных ролей в крупных студийных проектах ради эпизодических характерных ролей в малобюджетных фильмах. Но Фаррелли сумел добиться участия Мортенсена в проекте. Мортенсен, известный ещё и тем, как серьёзно работает над перевоплощением в своих персонажей, и в этот раз буквально окунулся в новую роль. Он смотрел видеокассеты с Тони, слушал его записи, ходил в те кварталы в Бронксе, где вырос «Болтун», и часами разговаривал с местными старожилами о том, как всё было в ту пору. Он даже скрупулезно отсмотрел все сезоны «Клана Сопрано». В какой-то момент перед съёмками Мортенсен вернулся в Нью-Джерси и провёл пару недель с семьёй Валлелонга, слушая их, говоря с ними, учась у них.
Дона Ширли сыграл Махершала Али. Его наиболее известными работами являются роли Рэми Дэнтона в сериале «Карточный домик», Корнелла Стокса в сериале «Люк Кейдж», Боггса в франшизе «Голодные игры». В 2016 году на экраны вышел фильм «Лунный свет», где Али исполнил роль наркоторговца Хуана. Эта роль принесла ему многочисленные награды и номинации: он стал лауреатом премий «Выбор критиков», Гильдии киноактёров США и «Оскар» (Али стал первым мусульманином, получившим актёрский «Оскар») в категории «Лучший актёр второго плана». Али также является лауреатом премии Гильдии киноактёров США в номинации «Лучший актёрский состав в игровом кино» за участие в ленте «Скрытые фигуры». Самая свежая его работа – роль в третьем сезоне сериала «Настоящий детектив».
Родственники Дона Ширли считают, что авторы «Зелёной книги» исказили правду: сделали Ширли изгоем в собственной семье, с которой по фильму он практически не связывается. К тому же семья музыканта уверена, что сам Ширли был бы против существования фильма. «Я очень точно помню, как 30 лет назад к дяде обратился Ник Валлелонга, сын Тони Валлелонги, с предложением сделать фильм о его жизни, - вспоминает Эдвин, племянник Дона. - Дядя Дональд мне об этом рассказывал. Он наотрез отказался». Повлияло ли недовольство родственников на оскаровские шансы «Зелёной книги», станет известно 24 февраля 2019 года, когда состоится 91-я церемония вручения премий Американской киноакадемии.
А пока «Зелёная книга» удостоена главного приза МКФ в Торонто - приза зрительских симпатий (на этом фестивале нет профессионального жюри). Фильм также признан фильмом года (а Вигго Мортенсен лучшим актёром) Национальным советом кинокритиков США, вошёл в 10-ку лучших фильмов года ежегодно выбираемых Американским киноинститутом, наконец, завоевал три премии «Золотой глобус» в категориях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али), «Лучший сценарий» (Ник Валлелонга, Брайан Хэйес Карри, Питер Фаррелли).
НИК ВАЛЛЕЛОНГА:
«Эта история занимала меня всю жизнь, еще с тех пор, когда я был ребёнком».
«О моём отце я мог бы снять полсотни фильмов. Он был кем-то вроде персонажей Дэймона Раньона, живой как жизнь. Когда он входил в комнату, все обращали на него внимание».
«Уже с детства я хотел стать кинорежиссёром и рассказывать истории, а эта отцовская была совершенно необыкновенной. Она была частью семейного фольклора, но для меня это был прежде всего рассказ о том, как два совсем разных человека, встретившись, изменили жизнь друг друга и стали после этого смотреть на мир другими глазами. Это очень воодушевляющая история, и в наши дни способная оказывать влияние на умы».
«Это была всего лишь двухмесячная поездка, но для моего отца она стала началом больших перемен в мировоззрении. Воспитывая нас, своих детей, он учил нас судить людей по их качествам и уважать каждого человека».
«Впервые я увидел Дона Ширли, когда мне было пять лет. Это был очень щепетильный, хорошо одетый, высокообразованный человек с прекрасно поставленной речью. Он уделял много внимания нашей семье и прекрасно ладил со мной и моим братом. Он дарил нам подарки. Помню, когда я был ещё совсем маленьким, он подарил мне коньки. Он был необыкновенным, совершенно особенным человеком… Мой отец постоянно говорил о нём, ставил дома его пластинки и приглашал нас послушать. Эта музыка открыла для меня новый мир. Я слушал «Битлз», итальянскую музыку и Джимми Розелли - и, конечно, Дона Ширли. Это был совершенно замечательный культурный коктейль».
МАХЕРШАЛА АЛИ:
«И смешно, и грустно, как в жизни. Благодаря Питеру Фаррелли, Брайану Карри и Нику Валлелонге сценарий играет разными красками, то поднимая нас на вершины смеха, то погружая в пучины страдания и борьбы».
ПИТЕР ФАРРЕЛЛИ:
«Моим первым кандидатом на роль Тони был Вигго Мортенсен. Когда мы дошли до кастинга, я назвал его имя, и все всполошились: «Он? Да разве его уговоришь? Он почти не снимается». Я сказал: «Давайте отправим ему сценарий. Попытка не пытка».
ВИГГО МОРТЕНСЕН:
«Я сказал Питу: «Мне по многим причинам нравится персонаж и особенно история развития взаимоотношений этих двух людей. Вот только я не был уверен, что подхожу для этого. Раньше я подобных типов не играл. Но он настаивал, и я сказал: «Ладно, прочту ещё раз».
«Я внезапно понял то, что это мне очень помогло: Тони был удивительно похож на моего отца. Даже несмотря на то, что семьи Валлелонга и Мортенсен и этнически, и культурно очень разные, у нас оказалось много общего и в чувстве юмора, и в отношениях между членами семьи. Мой отец родом из Дании, но его отношение к расовым вопросам и к политике, его рабочее происхождение, некоторое упрямство и его яркая личность - всё это похоже на то, что мне рассказывали о Тони. Те анекдоты, что он любил, то, как он себя вёл, насколько был противоречивым... Пусть он и не тот парень, с которым захочется связываться, но при всей его грубости и бесшабашности он человек безусловно порядочный, хозяин своего слова. Он прирожденный джентльмен, но зарабатывал на жизнь тем, чем мог: был вышибалой в ночных клубах, водителем мусоровоза, играл в кости, карты и так далее. Это персонаж с огромным обаянием, решительный и волевой мужчина».
«Мы вели долгие разговоры, и моя первоначальная сдержанность, мне кажется, была связана со страхом не соответствовать моему герою. Однако даже когда я решился взять эту роль, страх всё равно остался. За долгие годы работы в кино я научился понимать, что это хороший знак, говорящий о том, что мне предстоит сложная и интересная задача. И я сказал: «Да». Всех тревог это всё равно не сняло. Даже уже в первые дни съёмок меня продолжали беспокоить некоторые детали. Но когда мы втянулись в процесс, я стал всё больше погружаться в образ «Болтуна» Тони, черпая его черты из тех сведений, что я узнал о нём и его жизни. Также я познакомился с тем, как работают Махершалла и Пит, и мне становилось всё более и более комфортно».
«Таких персонажей хочется видеть в реальной обстановке, и Питу удалось это сделать. Исторические подробности, драматические повороты сюжета продуманы великолепно. Там есть и смешные моменты, но это юмор иного рода, чем в его предыдущих фильмах. Здесь он возникает из самих ситуаций, из различия между персонажами. Большое внимание к деталям создаёт атмосферу аутентичности, которая помогает поверить в правдивость происходящего на экране».
ЧАРЛЬЗ ВЕССЛЕР, продюсер:
«Вигго очень хотел добиться такого же акцента, как у Тони. Он буквально день и ночь работал над этим. Ник позвонил нам из Нью-Джерси, рассказал о приезде Вигго и сообщил: «Теперь он говорит в точности как мы», - и это была правда».
НИК ВАЛЛЕЛОНГА:
«Мне казалось, что это какая-то мистика. Он двигался в точности как мой отец, так же как он подносил спичку, раскуривал сигарету. Он ухватил всё, до мельчайших деталей. Я видел своего отца. Это было немного жутко в хорошем смысле».
«Посмотрите, например фильм «Славные парни» или сериал «Клан Сопрано». Там действующие лица - итальянцы, и играют их, в основном, актёры итальянского происхождения. Однако самым знаменитым итальянцем в кино стал Марлон Брандо в фильме «Крестный отец». У Брандо ирландские корни, однако его потрясающая актёрская игра заставила всех поверить в то, что его герой - итальянец. Он сыграл его лучше любого итальянца. Вигго - наш Марлон Брандо».
ПРЕССА:
«Вигго Мортенсен и Махершала Али прекрасные артисты, и их дуэт безусловно будет отмечен критикой и зрителями. Обычно сдержанный на экране Мортенсен, здесь почти неузнаваем в образе шумного, неряшливого и недалёкого итальянца. Али, в свою очередь, полностью вживается в роль эстета-сноба с правильным выговором и любовью к классической музыке. Но при этом их герои моментально располагают к себе, и хоть фильм не ставит задачу удивить зрителя (этапы отношений героев понятны: неприязнь, сближение, уважение, разлад, снова сближение), смотреть его очень интересно, а порой и смешно… Фаррелли не скатывается в пошлость и не впадает в морализаторство: ему удаётся балансировать на тонкой грани отделяющей по-настоящему хорошее кино от поделки. С тактикой настоящего полководца, Фаррелли чередует комедию и драму, оставляя при этом зрителя в отличном настроении. Сценарий, над которым работал сын Тони Ник Валлелонга, наверняка имеет допущения, но в целом это очень правдоподобная страница американской истории, столь популярная в современном кино» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Питер Фаррелли обращается с, казалось бы, серьёзной историей примерно так же, как он это делал с эксцентричными комедиями в духе «Тупого и ещё тупее». Бессовестно и максимально прямолинейно - до тех пор, пока глупость не станет фарсом, а пошлость не превратится в шарм. Он ловко уворачивается от соблазна провести параллели с политикой наших дней, ему вообще расовая проблема, кажется, не слишком интересна. Драма Дона Ширли - это не конфликт рас, скорее универсальная проблема самоидентификации. Главные герои могли вполне быть любого другого цвета, половой ориентации или вероисповедания - лишь бы между ними был некий Рубикон, какая-то сильная полярность, тающая по ходу действия в череде остроумных диалогов и драматических скетчей… В своём миролюбии картина Фаррелли явно опоздала к выходу лет на двадцать - сейчас принято быть острее, конкретнее и однозначнее. Но в этом и его прелесть: выйди фильм тогда, стал бы просто очередной добродушной драмой с оскаровским потенциалом. Теперь это почти радикальное кино» (Ефим Гугнин, Film.ru).
Фильм «Зелёная книга» хоть и получил главную премию «Золотой глобус» в категории комедий (жаль, что не наградили Вигго Мортенсена, сыгравшего, пожалуй, лучшую роль в своей карьере, но всё-таки отметили его партнёра, афроамериканца Махершалу Али), однако содержит элементы психологической драмы с социальным подтекстом. Что неудивительно, поскольку затронута проблема расовой дискриминации, актуальная для Америки даже спустя почти шестьдесят лет после показанных на экране реальных событий из жизни чернокожего пианиста Дона Ширли и нанятого им италоамериканца Тони Валлелонги… Одновременно данная картина развивает весьма типичные для американского кино мотивы road movie и buddy movie, то есть речь идёт о том, как в поездку по США отправляются двое людей, весьма различных не только по цвету кожи, роду занятий, воспитанию, культурному бэкграунду, но и явно отличающихся по мировосприятию, по своему отношению к жизни… Вопреки «Красной книге», куда заносятся редкие породы животных, иногда уже вымирающих, «Зелёная книга» оказывается своего рода хранилищем всего того, что носит животворное, жизнеутверждающее, поистине доброе и человечное начало. И трудно не расчувствоваться в финале этой новой «рождественской истории», что между кардинально иными людьми обнаруживается гораздо больше общего, нежели мы были способны предположить тогда, когда они сами с сомнением и подозрением отнеслись друг к другу при первой встрече» (Сергей Кудрявцев, ivi.ru).