03.12.2018
ЕСТЬ ГОРОД, БЕЗ КОТОРОГО МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ И ещё один фильм Ларса фон Триера в «Специальном показе». 13 декабря в 19.15 «Орлёнок» предлагает всем поклонникам творчества знаменитого датского режиссёра посмотреть на большом экране «ДОГВИЛЛЬ» («Dogville», Дания-Нидерланды-Великобритания-Франция-Финляндия-Швеция-Германи-Италия-Норвегия, 2003). Картина вышла в России в повторный кинотеатральный прокат. Почти три десятилетия Ларс фон Триер находится в центре всеобщего внимания: получает самые престижные награды, выступает с манифестами и скандальными заявлениями, но - главное - снимает фильмы, спорные, талантливые, будоражащие. «Догвилль», по мнению многих, самое сильное его произведение. Поместив целый отряд кинозвёзд разных поколений в атмосферу американского захолустья, «оттолкнувшись» от гангстерских историй в стиле тридцатых годов, он беспощадно, иронично, зло и убедительно высказался о человеческой природе. Юная Грейс, сбежав от банды гангстеров, находит спасение в маленьком городке. Местные жители - один прекраснее другого - готовы её укрыть. А взамен им совсем ничего не надо, ну, разве что помочь по дому или присмотреть за детьми. Но постепенно милый Догвилль превращается для девушки в тюрьму. Она становится рабыней, её унижают, насилуют, заковывают в кандалы, не забывая при этом произносить дружелюбные речи. Лицемерие, низость и подлость обывателей переходят все границы, и однажды им придётся за это заплатить… В картине, являющейся первой частью трилогии «США - страна возможностей» (вторая часть - «Мандерлей», третья часть «Вашингтон» так и не была снята), сыграли Николь Кидман, Пол Беттани, Лорен Бэколл, Хлоя Севиньи, Стеллан Скарсгард, Патриша Кларксон, Бен Газзара, Харриет Андерссон и (в небольших ролях) Джеймс Каан, Удо Кир и Жан-Марк Барр. Визуальное решение фильма отличается нарочитой условностью. Действие фактически происходит на театральной сцене: актёры ходят по ровной площадке, почти все декорации заменены изображениями на полу. Улицы обозначаются двумя параллельными линиями с написанным между ними названием, дома - планами домов, кусты крыжовника - силуэтом куста с надписью «куст крыжовника», и даже собака нарисована. Единственными реальными предметами выступают несколько дверей, некоторые предметы мебели и автомобили. Ларс фон Триер: «Историю спровоцировал зонг «Пиратка Дженни» из «Трёхгрошовой оперы» Брехта… Мне она всегда нравилась, но лишь когда я услышал её, сидя в машине, до меня дошло, насколько же она хороша, особенно стихи и мотив мести, что, вообще-то, совсем не по-датски. Именно это мне и понравилось, и я решил сочинить историю, которая как бы предшествует событиям песни... Другой искрой, побудившей написать такой сценарий, стала реакция американской критики на «Танцующую в темноте», и сводилась она в основном к следующему вопросу: «Как вы можете делать фильм о стране, где никогда не бывали?» Тогда я сказал себе: «Ну, я ещё покажу, как это так!»… Столько людей перебывало в Америке, что должно быть интересно посмотреть на неё глазами того, кто никогда там не бывал… Так история про Дженни и про Америку вылилась в рассказ о Великой депрессии 30-х годов. Этот период богато отражен в фото- и киноматериалах… Я изучил этот материал и стал думать над стилем, который, как мне кажется, навеян Брехтом… Я совсем не специалист по его творчеству, но у меня есть точное ощущение той брехтовской атмосферы, которой фильм должен был соответствовать… Догвилль - маленький городишко в Скалистых горах, но ехать туда мне не хотелось. Потому-то я видел это место как будто на географической карте, а раз так, почему бы не воспользоваться этим представлением как радикальным стилевым приёмом? Так мы и сделали… Я потратил время на обдумывание структуры, но историю написал дней за десять. Закадровый текст рассказчика позволил выразить мой склад мышления, мою иронию. Этот голос придал всей истории подвижность, текучесть. Что же до влияний, то меня всегда вдохновлял «Барри Линдон» Кубрика. Можно вспомнить ещё пьесу «Наш городок», или книжки для детей, действие которых происходит в идеальном месте, или видеоигры - особенно те кадры, которые сняты с верхней точки, или город, похожий на карту… Не я связался с Николь Кидман, а она выразила желание со мной поработать. Но я не видел ни одного фильма с её участием. Потом посмотрел «Широко закрытые глаза» Стэнли Кубрика и понял, что она фантастическая актриса, гораздо интереснее Тома Круза… Блестящая актриса потому, прежде всего, что работяга, очень дисциплинированна. К тому же она храбрая, отважная и прельщается трудными фильмами… Она мне абсолютно доверяла, а это самое главное в отношениях актёра с режиссёром, и для меня - после Бьорк - неожиданность. У нас с Кидман были споры, разногласия, но всё это только шло на пользу фильму, и никогда не объяснялось посторонними мотивами… Она постоянно требовала сверхурочной работы, пробовала играть ту или иную сцену по-разному… Такое отношение по-настоящему вдохновляет режиссёра». «Догвилль» был фаворитом критиков после показа в рамках основной конкурсной программы Каннского МКФ, но так и не получил ни одной награды. Зато «Догвилль» был удостоен премии Европейской киноакадемии в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучший оператор» (Энтони Дод Мэнтл), главной кинопремии Дании «Бодиль» как «Лучший фильм», итальянского «Оскара» «David di Donatello» в категории «Лучший европейский фильм», двух премий кинокритики и кинопрессы России - за лучшую иностранную картину и лучшую женскую роль иностранном фильме (Кидман), а также занял 7-е место в двадцатке лучших фильмов с 1992 года по версии Квентина Тарантино. |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|