ХОЛОДНАЯ ВОЙНА («Zimna wojna», Польша-Франция-Великобритания, 2018)
Режиссёр: Павел Павликовский.
В ролях: Иоанна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц, Агата Кулеша, Седрик Кан, Жанна Балибар, Адам Воронович, Адам Ференцы, Дражен Сивак, Славко Собин.
Жанр: драма.
Польша, 1949 год. Виктор (Кот), талантливый музыкант, по поручению партии набирает по разрушенным войной деревням молодые таланты для народного ансамбля песни и пляски. Одна из кандидаток - Зула (Кулиг), блондинка с красивым голосом и непосредственными манерами, поёт «Сердце, тебе не хочется покоя»… Так начинается история невозможной любви. Разное происхождение и несхожие темпераменты - кажется, что они совершенно не совместимы. И всё же им никуда друг от друга не деться. На протяжении 15 лет они расстаются и встречаются вновь и вновь - в Варшаве, Берлине, Париже, Белграде… На пути их любви встают политика, превратности судьбы и их собственные нелёгкие характеры, но ничто не в силах разорвать связь двух сердец…
«Холодную войну» снял 60-летний Павел Павликовский - космополит, долго живший во Франции, Германии и особенно Англии, работавший в России, сделавший международную карьеру, но часто возвращавшийся в родную Польшу. Ещё когда будущему режиссёру было четырнадцать лет, его семья эмигрировала в Великобританию. Он изучал литературу и философию в Варшавском университете, продолжил учёбу в Оксфорде. Более 10 лет снимал документальные фильмы («Москва-Петушки», «Путешествие Достоевского», «Путешествие с Жириновским»), с 1998 года работает в игровом кино («Стрингер», «Последнее пристанище», «Моё лето любви», «Ида»). Обладатель премии Британской киноакадемии имени Карла Формана самому многообещающему новичку («Последнее пристанище»), обладатель премии Британской киноакадемии имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Мое лето любви»). За фильм «Ида» получил премию Европейской киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Приз зрительских симпатий», а также стал лауреатом премии «Гойя» за лучший европейский фильм и премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В основе фильма «Холодная война» - драматичная история любви родителей Павликовского.
Как и получивший премию «Оскар» фильм «Ида», «Холодная война» снята всё тем же оператором (Лукаш Зал) с классическим, так называемым академическим соотношением сторон 1:1.33. Все первые документальные фильмы Павликовский тоже снимал «в квадрате». Режиссёр говорит: «Академический формат приходится к месту, когда нет лишних денег на декорации - в кадр помещается меньше информации».
«Холодная война» - первый польский фильм, попавший в основной конкурс Каннского МКФ, начиная с 1990 года. Показ в Каннах завершился 18-минутной овацией и призом за лучшую режиссуру. Кроме того Польша выдвинула «Холодную войну» на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
ОСОБОЕ МНЕНИЕ:
«Я редко беру на себя смелость рекомендовать вам фильмы для просмотра, но сегодня не сдержусь. Ведь на экраны выходит фильм, который стал для меня лучшим в 2018 году - «Холодная война» Павла Павликовского. Мы знакомы с Павлом с тех давних пор, когда оба были режиссёрами-документалистами, но сблизились несколько лет тому, когда «Ида» Павликовского и наш «Левиафан» конкурировали в борьбе за главные кинонаграды. Как известно, «Золотой Глобус» тогда достался нам, а вот «Оскар» забрал Павликовский. Когда я поздравлял Павла, я сказал ему, что единственное, что скрашивает нам результат, это победа «Иды». Мне всегда нравилась эта лаконичная, безумно красивая и глубокая картина. «Холодная война» мне понравилась ещё больше. Эти два фильма внешне похожи - тот же квадратный формат экрана, то же чёрно-белое изображение и тот же оператор Лукаш Зал. В большом кино авторы всегда говорят о себе. Вот и Павликовский рассказывает личную историю. Как и героев фильма, его родителей звали Виктор и Зула. Оба они умерли в один день. Как и герои фильма, они провели жизнь то воссоединяясь, то вновь расставаясь. И как у экранных Виктора и Зулы, эти встречи и расставания были обусловлены безжалостными обстоятельствами истории - холодной войной, разделившей Европу на десятилетия «железным занавесом». Это и делает просмотр «Холодной войны» таким эмоциональным для нас. Это и наша история» (Александр Роднянский, продюсер).
ПРЕССА:
«Война» во многом наследует «Иде», которая принесла Павликовскому «Оскар»: примерно те же годы, такое же изысканное чёрно-белое изображение, такой же щадящий хронометраж - каких-то 80 минут. Скромность, которая обманчива, поскольку при демонстративном минимализме поляка интересуют большие, эпические темы, и за маленькими человеческими фигурками поворачиваются, невидимые глазу, колёса истории. Виктор, полный страсти, но внешне невозмутимый, напоминает героев Каурисмяки и, как некоторые из них, много времени проводит во французских барах… Зула же - славянская femme fatale в духе, условно говоря, молодой Дорониной. В мире, устроенном чуть более справедливо, чуть менее абсурдно, их отношения обернулись бы комедией - что, собственно, Павликовский долгое время и отыгрывает, - но в нашем мире на них всё равно будет печать трагедии. Автор тоже сохраняет непроницаемый вид, с некоторой ленцой перебирая, как фотографии, геометрически восхитительно выстроенные кадры, какие-то явно пропуская, на каких-то задерживаясь, к каким-то даже возвращаясь. Это формально блестящая работа, настоящий мастер-класс режиссёрской экономности. То, что фильм при этом умудряется парой точных движений вдребезги разбить сердце, наоборот, кажется какой-то даже излишней щедростью» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Изумительной красоты операторская работа Лукаша Зала, снимавшего «Иду» и «Довлатова», обязательно заставит зрителя обратиться к фильму не раз. Каждый кадр можно разглядывать долго, получая огромное эстетическое удовольствие. Пожалуй, Павликовского можно упрекнуть в излишней сухости картины - взрыва эмоций в ней нет. Но, с другой стороны, фильм всё же называется «Холодная война», поэтому странно было бы ждать от героев пламенной страсти» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Великолепны исполнители, особенно Иоанна Кулиг, подтверждающая особенную харизму и сексуальность польских актрис: её Зула, способная эдакой Мэрилин Монро очаровывать Париж, остаётся в то же время религиозной крестьянской девушкой, готовой на подвиги и даже на смерть во имя любви. Это фильм-метафора, причём метафора в определённом смысле патриотическая и во многом перекликающаяся с «Летом» Кирилла Серебренникова. В нём непрестанно звучит музыка, от народных польских и лемковских песен до Гершвина и Коула Портера, и главное - звучит пронзительная нота тоски по неосуществимому счастью» (Елена Плахова, «Коммерсантъ»).
«Этот трудный, извилистый, драматичный путь людей друг к другу через границы, годы и обстоятельства и составляет сюжет, от которого нельзя оторваться. Актёры Томаш Кот и Иоанна Кулиг образуют идеальный дуэт, прихотливые «химические реакции» между героями столь самозабвенны и самодостаточны, что мир вокруг - все эти Варшавы, Парижи и Берлины - перестаёт существовать, воспринимается лишь как система железобетонных барьеров, мешающих влюблённым быть вместе. Сюжет максимально интимен, замкнут внутри себя, музыка - от польской народной до официальных советских песен, парижских шансонов и американского джаза - создаёт тончайше аранжированную атмосферу картины, оттеняет переливы человеческих настроений и состояний. Она играет в фильме важную роль, но нигде не диктует свои условия, не перерастает в самостоятельный жанр музыкального фильма - это здесь краска в палитре человеческой драмы» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Английское выражение instant classic трудно перевести на русский, но смысл вполне ясен: произведение искусства только появилось на свет, а ты уже готов провозгласить его классикой на все времена. Такова «Холодная война» 60-летнего Павла Павликовского… Конечно, instant classic - не всегда комплимент. Это значит, что в фильме недостаточно нового и неожиданного… Для таких картин всегда есть опасность стилизации и даже спекуляции. Пожалуй, лекарство одно: личная интонация, позволяющая связать узнаваемое ретро с сегодняшним днём, с биографией автора. В «Холодной войне» есть и это редкое качество. Финальный титр «Посвящается моим родителям» угадывается задолго до конца картины… Журналистская логика требует сравнить «Холодную войну» с «Летом» Кирилла Серебренникова… Но метод Павликовского и масштаб затронутого им материала заставляют, скорее, вспомнить «Белую ленту» Михаэля Ханеке, ещё один ретрофильм, в котором не было ничего внешне новаторского или вызывающего, но каждый кадр говорил со зрителем как никто и ничто прежде. Самой же точной аналогией будет не кино, при всей чарующей кинематографичности «Холодной войны», а «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры… Легко представить себе увесистый роман, страниц эдак на 600, на которых была бы рассказана история любви Виктора и Зулы… Но фильм длится меньше полутора часов, он лаконичен донельзя и чаще стремится умолчать, чем рассказать. Такой сюжет легко мог бы выродиться в мелодраматическую «клюкву»… Из него бы вышел качественный мейнстримный сериал. Но он стал искусством благодаря одному решающему качеству Павликовского: сдержанности, никак не противоречащей страстности персонажей, а лишь усиливающей её эффект» (Антон Долин, «Meduza»).