Семья бедного японского рабочего Осамы Сибаты существует на пенсию бабушки и мастерски ворует разную мелочь в больших супермаркетах. В один из холодных зимних дней глава семьи и его сын находят на улице маленькую голодную девочку. Осама решает оставить малышку себе, несмотря на первоначальное сопротивление своей жены. Ведь трудности с деньгами не мешают этому большому семейству жить дружно и счастливо. Но вскоре в телевизионных новостях сообщают о пропавшей девочке, после чего в жизни Осамы и его близких начинаются серьёзные проблемы…
Фильм поставил по собственному сценарию классик японского кино Хирокадзу Корээда (1962 г. р.). Корээда окончил литературный факультет токийского университета Васэда и планировал стать писателем, однако после выпуска начал работать над созданием документальных фильмов в телекомпании «TVMan Union», сначала в качестве ассистента режиссёра, а затем как режиссёр. Начиная с 1995 года снимает игровые картины, которые заслужили широкое признание и получали награды на различных международных кинофестивалях. Корээда прозвучал на мировой фестивальной арене на рубеже веков как создатель дистиллированных опытов о природе жизни, управляемой рычагами сиротства и смерти. Корээда, которого мы любим и знаем сейчас: автор семейных хроник, в которых не умозрительный опыт, но чуткое наблюдение за течением повседневности с её сменами поколений и возрастных фаз дарит бесценное чувство утешения. Наиболее успешными фильмами Корээды являются картины «Призрачный свет» (1995, «Золотая Озелла» за лучшую режиссуру на МКФ в Венеции), «После жизни» (1998, призы за лучшие фильм и сценарий на МКФ в Буэнос-Айресе, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне), «Дистанция» (2001, основной конкурс МКФ в Канне), «Никто не узнает» (2004, основной конкурс МКФ в Канне), «Вместе мы идём, вместе мы идём» (2008, премия Азиатской киноакадемии за режиссуру), «Чудо» (2011, приз за лучший сценарий на МКФ в Сан-Себастьяне), «Сын в отца» (2013, приз жюри и приз экуменического жюри на МКФ в Канне), «Дневник Умимати» (2015, основной конкурс МКФ в Канне, приз зрительских симпатий за лучший фильм на МКФ в Сан-Себастьяне), «После бури» (2016, программа «Особый взгляд» МКФ в Канне), «Третье убийство» (2017, основной конкурс МКФ в Венеции).
Фильм «Магазинные воришки» участвовал в основной конкурсной программе 71-го Каннского МКФ, где выиграл «Золотую пальмовую ветвь». Картина была выдвинута от Японии на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
По итогам проката в Японии картину «Магазинные воришки» посмотрело более 2,6 миллиона человек - для авторского кино это огромная удача. По кассовым сборам фильм оставил позади такие хиты, как «Первому игроку приготовиться», «Чёрная пантера» и «Дэдпул-2», в то время как показывали его в меньшем количестве кинотеатров.
ПРЕССА:
«Магазинные воришки» берут в плен редкостно негромкой, беспафосной, интеллигентной интонацией рассказа о бедствующей, но на взгляд совершенно счастливой семье, обитающей где-то на окраине Токио. Режиссёр Хирокадзу Кореэда всегда был сосредоточен на теме семейных связей… Его интересует, почему люди живут вместе, что их удерживает друг возле друга, и есть ли такие понятия, как долг и семейная честь, или это только прекраснодушная выдумка? Берясь за эту картину, режиссёр собирался взять слоганом сомнительную максиму: «По-настоящему нас связывают только преступления». Больших преступлений он не хотел - пусть будут мелкие магазинные воришки… Тут все чувства словно притуплены, люди просто живут, как живут, как едят и дышат. Иногда позволяют себе немного радости - поплескаться в море, например. Видимое благополучие, конечно, распадётся… И получится как раз то, что сформулировано в слогане: дружное семейство скреплено только тёмными делишками. Не осуждение. Констатация. И сочувствие. Ведь всё навеяно газетными хрониками - а люди на преступления идут не от хорошей жизни» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«55-летний японец Хирокадзу Корээда мог бы получить «Золотую пальмовую ветвь» просто по совокупности заслуг… Важнейшие темы его тихих, спокойных, никогда не вызывающих резких реакций картин - распад и восстановление семьи и завороженность смертью… «Магазинные воришки» - может быть, и не самый выдающийся фильм режиссёра, но, бесспорно, сильный и умный… Умиротворяюще традиционный киноязык словно призывает зрителя отдохнуть от утомительных экспериментов - как будто ты пришёл домой и сел пить чай у телевизора, чувствуя тепло и покой… А дальше в сюжете происходит резкий, тщательно и незаметно подготовленный всем его ходом, поворот. Он и превращает фильм в незаурядное произведение искусства… Шокирующе жёсткое и при этом лишённое эпатажа разрешение сюжета поднимает консервативных с точки зрения стиля «Магазинных воришек» над многими другими, даже более выразительными и индивидуальными, фильмами на схожую тему. Можно понять не только членов семьи Сибата, но и членов каннского жюри, выбравшего из всех конкурсных картин именно эту - скромную и, вероятно, несовершенную, но пронзительно точную и правдивую» (Антон Долин, «Meduza»).
«Уже давно очевиден кризис традиционных социальных институтов в эпоху метамодерна, постиндустриализации, глобализации. Семья, армия, государство - эти архаичные общественные конструкции устаревают и видоизменяются быстрее, чем мы успеваем это осознать и проанализировать. Но Корээда идёт даже дальше: он выясняет, что в семье, которая состоит из сирот и изгоев, из бедных и, казалось бы, маргинализированных преступников, может возникнуть такая эфемерная и неформализуемая вещь, как простое человеческое счастье. Вот парадокс, к которому нас приводят: семьи уже нет, а семейное счастье ещё есть» (Егор Беликов, ТАСС).