НА ГРАНИЦЕ МИРОВ
(«Grаns», Швеция-Дания, 2018)
Режиссёр: Али Аббаси.
В ролях: Ева Меландер, Ээро Милонофф, Йорген Торссон, Анн Петрен, Стен Льюнггрен, Кьелль Вильхельмсен, Ракель Вармландер.
Жанр: фантастическая драма.
Тина (Меландер) не красавица, у неё тяжёлые надбровные дуги, огромный нос, выдающаяся челюсть и глазки-щёлочки. Зато она очень любит природу, ходит по лесу босиком и как будто понимает зверей, а ещё является незаменимым работником таможни на причале в Стокгольме, потому что у неё потрясающее чутье - любую контрабанду она способна опознать на расстоянии. Но однажды на таможне появляется подозрительный мужчина, удивительно похожий на саму Тину, и её способности дают сбой в первый раз. Она чувствует, что Воре (Милонофф) что-то скрывает, но не может понять, что именно. Что ещё хуже, она чувствует к этому странному мужчине необъяснимое влечение. Продолжая знакомство с Воре, Тина не только лучше узнаёт его, но также открывает ужасную правду о себе и своей жизни…
Фильм основан на одноимённой новелле Юна Айвиде Линдквиста, автора бестселлера «Впусти меня».
Картину поставил шведский режиссёр иранского происхождения Али Аббаси (1981 г. р.). В 2002 году он бросил учёбу в Тегеранском политехническом университете и отправился в путешествие по Европе, после чего остался в Стокгольме, и в 2007 году получил диплом бакалавра по архитектуре. Затем он поступил на факультет режиссуры в Датскую национальную киношколу. До того, как стать кинорежиссёром, Аббаси занимался писательской деятельностью. Несколько его рассказов были опубликованы. Премьера первого полнометражного фильма Али Аббаси «Шелли» состоялась на Берлинском МКФ в 2016 году. Картина была номинирована на приз за лучший дебют.
Еве Меландер и Ээро Милоноффу пришлось не только работать в сложном гриме, но и набрать по 20 килограммов лишнего веса, чтобы выглядеть грузными и массивными троллями среди людей. После четырёх часов в кресле гримёра артисты полностью преображались и, что удивительно, раскрепощались.
Премьера картины «На границе миров» состоялась на Каннском МКФ, где фильм был удостоен главного приза в программе «Особый взгляд». Также картина включена в официальные программы МКФ в Лос-Анджелесе, Торонто и Мюнхене. Фильм будет претендовать на попадание в номинацию премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
АЛИ АББАСИ:
(о книгах Юна Айвиде Линдквиста) «Швеция - последнее место, откуда ждёшь каких-то инноваций. Потому открыть для себя вселенную книг Юна было приятным сюрпризом. Мне нравится, что он находится на одном уровне со своим читателем, не заумничает, но при этом его романы нельзя назвать популярной литературой. Что такое «Впусти меня»? Нестандартный взгляд на шведское общество или инновация в вампирском кино? Разбавить реализм фантастикой очень непросто, а Юн как раз умеет наводить мосты между реальностью и фантастикой».
«Меня гораздо больше интересует взгляд на общество через призму параллельной вселенной, и кино идеально подходит для этого».
ПРЕССА:
«Фильм Али Аббаси… о пограничнице с особенным происхождением устроен как закрученная, полная тайн, иронии и жути, очень скандинавская сказка. Которая по мере того, как героиня узнаёт больше о природе своей инаковости, вырастает до тонкой, не лобовой метафоры - геноцида, последствий его для поколения потомков жертв, познания себя, отношения к меньшинствам, идейного терроризма. Бесстрашие, с которым этот фильм вслед за своей героиней заглядывает не только в чужие чемоданы, но и в раздираемые обидой или вожделением души, обаятельно тем более, что смешная, изобретательная «Граница» остаётся в первую очередь образом. Условная, кем-то когда-то проведённая черта отделяет одну страну от другой, привычную жизнь от подлинной, а дом – от северного, сказочного леса. В котором, кроме рыжих лис и глазастых лосей, сегодня, как и - если верить легендам - сотни лет назад, может встретиться кое-кто ещё» (Елена Смолина, «GQ»).
«На границе миров» начинается как история любви, побеждающей предрассудки, освобождающей и учащей быть в мире с самим собой. Но этот фильм идёт дальше, он обходит подводные камни кинолент, где в целом немаловажные вещи оборачиваются крикливыми лозунгами и теряют остроту, вызывая подчас раздражение от топорности высказывания. Аббаси удерживает в кадре сложность проблемы сосуществования миров разных, затянутых в бесконечную вражду, и не даёт забыть о её цене - страдании невинных жертв. В его фильме нет пафоса, нет показного нравоучения и готовых решений. «На границе миров» словно сдирает пластырь с незажившей раны и рассматривает разрез, понимая, что выздоровление вероятно, как вероятно и осложнение» (Елена Громова, «Киноафиша»).
«Кассовым хитом картина не станет, многие будут плеваться. Но культовый статус ей обеспечен заранее. Такое кино увидишь не каждый год. «На границе миров» - один из самых неожиданных фильмов за всю историю кино. Его жанровая специфика отрицает любую классификацию: перед нами этюд нравов, социальная сатира, история любви, мрачная сказка, абсурдная комедия, триллер о педофилах… Использование звуковой дорожки и саундтрека, безупречный саспенс в драматургии, пугающая органика актёров: всё говорит о том, что Али Аббаси - автор редкого таланта. Его дар никогда не будет оценён в полной мере, ни на фестивалях (слишком здесь не любят хорроры), ни в прокате (слишком своеобразна картина). Но он, похоже, собирается с этим жить и дальше снимать свои неповторимые фильмы» (Антон Долин, «Meduza»).