Рен, 9-летний мальчик, заблудившийся на улицах Токио, попадает в параллельный мир, где живут странные чудища-звери. Там он становится учеником медведя Медвежута и через несколько лет овладевает всеми видами боевых искусств. Что очень ему пригодится - и в реальном мире, и в параллельном…
«Ученик чудовища» - приключенческий анимационный фильм Мамору Хосода, чьи работы не раз принимали участие в самых авторитетных международных кинофестивалях и получали высокие награды. Пройдя обучение в Колледже искусств Канадзавы, Хосода сдал приёмный экзамен в знаменитую студию «Гибли», однако получил отказ, за которым последовало утешительное письмо великого Хаяо Миядзаки: «Мы решили не брать тебя, потому что это лишь разрушит твой талант». Письмо Миядзаки можно назвать пророческим. В 1991 году Хосода поступает на работу в «Toei Animation» и начинает карьеру аниматора. В качестве режиссёра он дебютировал весной 1999 года с 20-минутным короткометражным мультфильмом «Digimon Adventure». Прорывом Хосоды как режиссёра стал фильм «Девочка, покорившая время» (2006) - экранизация романа, автором которого является писатель-фантаст, драматург и актёр Ясутаки Цуцуи. В успех этого фильма мало кто верил, поэтому он был выпущен в прокат ограниченным количеством копий. Но фильм получил большое количество фестивальных призов, в том числе победил в номинации Японской киноакадемии «Лучший анимационный полнометражный фильм». Следующими работами режиссёра стали ленты «Летние войны» (2009) и «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012). Фильмы пользовались большим успехом у аудитории и получали призы престижных международных и национальных кинофестивалей. «Летние войны» только в одной Японии посмотрело 1,26 миллиона зрителей. Фильм был включён в программу Берлинского МКФ. Фильм «Волчьи дети Амэ и Юки» в Японии посмотрело в кинотеатрах 3,44 миллиона зрителей. Сегодня Мамору Хосода - один из лидеров японского кинематографа. Режиссёр предпочитает рисованную анимацию, хотя признаёт, что некоторые визуальные эффекты возможны только в 3D-технологии. Тем не менее, в его мультфильмах она практически не используется. В работах Хосоды заметно воздействие фильмов Хаяо Миядзаки, но более сильны элементы реализма, социальные проблемы и пессимистические настроения. Своим прямым наставником в анимации режиссёр считает Сигэясу Ямаути (особенно подчёркивая принципиальный его отказ идти на компромиссы со студией). Часто стимулом к созданию фильма становится для режиссёра событие личной жизни. Карьера Хосоды напоминает карьеру Миядзаки. Хосода начинал с работы на коммерческой анимации «Toei», пройдя путь от иллюстратора до создателя фильмов, стал режиссёром, затем ушёл в свободное плавание, и, в конце концов, пришёл к созданию оригинальных фильмов на основе собственных сценариев.
«Ученик чудовища» участвовал в МКФ в Сан-Себастьяне, вошёл в лонг-лист премии «Оскар» - был выдвинут на соискание номинации на премию Американской киноакадемии.
Картина «Ученик чудовища» дебютировала на 1 месте японского бокс-офиса в июле 2015 года и смогла заработать 667035100 иен (около 5,4 миллионов долларов) за первые два дня проката. В итоге фильм стал вторым среди самых кассовых японских фильмов в 2015 году (4590000 зрителей). Дистрибьюцией фильма за пределами Азии занималась крупная французская киностудия «Gaumont».
МАМОРУ ХОСОДА:
«Правило нашей студии - не начинать новую картину, пока не состоялся релиз законченной. Мне необходимо время, чтобы понять и оценить реакцию публики на вышедший проект, прежде чем делать следующий. С начала 2013-го мы с командой обдумывали идею, потом шесть месяцев я писал сценарий - закончил в феврале 2014-го. Затем - подготовительный период и, наконец, непосредственно съёмки - в течение 11 месяцев».
«Когда я собирался стать режиссёром, мне и в голову не приходило, что буду делать фильмы, посвящённые семье… Главный посыл для меня в работе - что я сам испытал и чувствую. Но при этом задаюсь вопросом: понравится ли это зрителям, оправдает ли их ожидания? Кроме того, меня очень беспокоит серьёзная для Японии проблема: низкая рождаемость, старение населения и, как следствие, изменение общества. Мне кажется, сегодня очень важно говорить о роли семьи».
«В Японии много сказок о йокаи (призраках, таинственных сверхъестественных существах) и чудищах. А известная китайская легенда о Короле обезьян подсказала мне идею насчет друзей Медвежута - Стозимбо и Многорада. Но я не хотел, чтобы китайская мифология была слишком заметна. Вот почему я изображаю торжества, в которых участвуют многочисленные божества, в традиции политеистической культуры Японии. Или показываю бои воинов-сумоистов - они для нас полубоги, наделённые огромной силой… В известной всем японцам с детства сказке мальчик Кинтаро постоянно борется с медведем и таким образом становится необыкновенно сильным. Медведь там является символом посвящения в жизнь, превращения мальчика в мужчину».
«Большой меч Медвежута точно такой, как у героя Тосиро Мифуне в «Семи самураях». Фильм Куросавы чёрно-белый, но я уверен, если бы он был снят в цвете, ножны меча Мифуне тоже были бы красными, как у Медвежута».
ПРЕССА:
«У Хосоды самобытный стиль. Фильм великолепен визуально, в нём крепкая история. Ещё один успех режиссёра» («Anime Arcade»).
«Фильм мастерски снят: визуальные эффекты, диалоги, сцены и сумасшедший саундтрек - всё великолепно. Красивая эмоциональная история» («500film»).
«Хосода - профессионал высокого класса в создании «боевых» сцен. Ракурсы и перспективы, а также цветовые решения - Звероград в пастельных оттенках, тусклый район Сибуя - очень впечатляют» («New York Times»).
«Звери находят на улице мальчишку и воспитывают его. Но именно мир человека, а не зверя делает этот фильм таким трогательным» («Washington Post»).
«Несмотря на то, что фильм сильно отличается от предыдущих хитов режиссёра, он подтверждает репутацию Мамору Хосоды как одного из самых интересных авторов японской анимации» («Los Angeles Times»).