ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ
(«First Man», США, 2018)
Режиссёр: Дэмьен Шазелл.
В ролях: Райан Гослинг, Клэр Фой, Кори Столл, Кайл Чандлер, Джейсон Кларк, Шей Уигэм, Джон Бернтал, Пабло Шрайбер, Брайан Д’Арси Джеймс, Патрик Фьюджит, Кори Майкл Смит, Скайлер Библи, Лукас Хаас, Дж. Д. Эвермор, Джон Дэвид Уэйлен, Бен Оуэн, Кристофер Эбботт, Киран Хайндс, Итэн Эмбри.
Жанр: биографическая драма.
Судьба любит смельчаков, а Нил Армстронг однозначно принадлежит к их числу. Именно этот легендарный американский астронавт, лётчик-испытатель и космический инженер стал первым человеком, ступившим на Луну во время космической экспедиции на корабле «Аполлон-11». Весь мир знает его имя, но мало кому известно, какой ценой дался Армстронгу маленький шаг, ставший огромным скачком для всего человечества. Фильм расскажет о миссии NASA по высадке человека на Луну, затронув временной промежуток с 1961-го по 1969-й годы, а также сфокусируется на значимости этих событий для самого Армстронга и его семьи.
Фильм основан на книге Джеймса Р. Хансена «Первый человек: Жизнь Нила Армстронга», изданной в 2005 году и номинированной на Пулитцеровскую премию. Армстронг никогда не стремился к публичности, не хотел быть в центре внимания. Хансену стоило долгих трудов заручиться согласием астронавта на публикацию его биографии. Он обратился к Армстронгу с таким предложением в 1999 году, а окончательное согласие получил лишь в 2002-м. Книга «Первый человек: жизнь Нила Армстронга» считается наиболее полным жизнеописанием знаменитого астронавта. Ещё в 2003 году Клинт Иствуд и «Warner Bros.» купили права на адаптацию этой неизданной биографии и первоначально фильм в качестве режиссёра планировал снимать Иствуд. Но проект не состоялся. Позднее права выкупила компания «Universal Pictures», автором сценарной адаптации выступил Джош Сингер («В центре внимания», «Секретное досье»), а в режиссёрском кресле оказался Дэмьен Шазелл.
Совсем молодым Дэмьен Шазелл, всё детство серьёзно увлекавшийся музыкой, за совсем небольшие деньги снял свою первую работу «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» (2009). Эта музыкальная драма вызвала положительную реакцию критиков и той небольшой аудитории, до которой фильм смог дойти. После этого Дэмьен написал сценарий «Whiplash» (переводится как «удар кнутом»), который приглянулся продюсерам, но выделить бюджет совсем молодому автору никто не решался, поэтому в 2012 году 85-страничный сценарий был включен в знаменитый «Чёрный список» невостребованных проектов. Тогда Шазелл, недолго думая, сократил сценарий до 15 страниц, а хронометраж - до 18 минут, и снял короткометражную ленту «Whiplash», которая выиграла главный приз на кинофестивале «Сандэнс». Так Дэмьен Шазелл получил билет в большое кино - проблема с деньгами решилась довольно быстро, и он взялся за работу над полнометражным фильмом «Одержимость» (российское прокатное название «Whiplash»). Итогом были: 5 «оскаровских» номинаций, 3 «Оскара» и 50 миллионов долларов кассовых сборов за маленький независимый фильм. А между двумя одноимёнными фильмами уместились ещё две сценарные работы Шазелла – триллер про пианиста «Торжественный финал» (2012) и фильм ужасов «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие» (2013). К тому же он стал одним из сценаристов нашумевшего фантастического триллера «Кловерфилд, 10» (2016). Ещё до того, как снял «Одержимость», Шазелл придумал «Ла-Ла Ленд», но в то время реализовать проект ему не удалось. Но всё же премьера этой картины состоялась - 31 августа 2016 года на Венецианском МКФ, по итогам которого Эмма Стоун получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Вскоре фильм взял главный приз на 41-ом МКФ в Торонто (этот приз определяется зрительским голосованием, которое длится на протяжении всего фестиваля). А по итогам года «Ла-Ла Ленд» стал лидером по числу выигранных премий «Золотой глобус» (семь) и получил шесть «Оскаров». «Человек на Луне» - первый фильм который Дэмьен Шазелл снял не по своему сценарию, а также это его первый не музыкальный фильм.
Главную роль астронавта Нила Армстронга исполнил двукратный номинант на премию «Оскар» и лауреат премии «Золотой глобус» Райан Гослинг, известный ролями в фильмах «Фанатик», «Дневник памяти», «Полу-Нельсон», «Валентинка», «Драйв», «Эта дурацкая любовь», «Мартовские иды», «Место под соснами», «Охотники на гангстеров», «Только Бог простит», «Игра на понижение», «Славные парни», «Ла-Ла Ленд», «Бегущий по лезвию 2049». Роль первой жены Армстронга Дженет Шерон исполнила актриса Клэр Фой (звезда сериалов «Волчий зал» и «Корона»), а Базза Олдрина, второго человека на Луне, - Кори Столл («Полночь в Париже», сериал «Карточный домик»).
Саундтрек фильму написал Джастин Гурвич - постоянный партнёр Дэмьена Шазелла.
Основные съёмки «Человека на Луне» начались в Атланте, Джорджия в конце октября 2017 года и завершились в феврале 2018 года.
ДЭМЬЕН ШАЗЕЛЛ:
«Я начал работу над «Человеком на Луне» почти сразу же, как окончил работу над фильмом «Одержимость». Стал проводить переговоры с продюсерами… Я помню, как идея пришла мне в голову, и я словно проигрывал её внутри себя, как вдруг произошло некое озарение. Я не знал много о Ниле Армстронге, о космическом корабле «Аполлон-11» и, особенно о «Джемини-8». Но когда я начал читать книгу и познакомился с архивными материалами, то буквально открыл для себя новый мир. Я понял, что сделали эти люди на самом деле, осознал хрупкость этих летательных аппаратов, количество неизвестных слагаемых в экспедиции… Мне показалось важным осмыслить бремя, которое ложится на человека, что должен был сделать первые шаги на Луне. Я увлёкся этим конкретно. При этом не стремился снимать биографию Нила Армстронга, что называется «от колыбели до могилы», но хотел посмотреть на миссию по покорению Луны через его жизнь. Фильм начинается, когда Армстронг присоединяется к НАСА в 1962 году, и заканчивается, когда он возвращается после полёта на Луну. Что я хотел знать, так это то, через что он и его семья прошли за эти семь лет».
«Думаю, что самое увлекательное в Ниле Армстронге - именно то, в какой степени он является загадкой. Ирония судьбы заключается в том, что об одном из самых знаменитых людей в мировой истории так мало известно. Он стал неким полотном, на которое проецировались все надежды человечества. Это было именно то, что позволило ему стать символом. Но попробуйте взглянуть на этот «символ» как на отца, мужа, сына... Совсем не то, что ожидаешь, тем более, что в космической гонке века создан совсем другой образ. Хотите увидеть отчаянного пилота? Но он был в первую очередь инженером. Он стал лётчиком, потому что хотел выяснить, как работают самолёты и летательные аппараты. Он попал в космос оттого, что хотел получить это знание. Он делал смертельные вещи, но воспринимал их как свою работу и способ решения проблем. И так уж сложилось, что те проблемы, которые он решал, стали величайшими в космической истории. Но есть в нём некое смирение, спокойствие - то, что я нахожу увлекательным».
«Думаю, что Райан Гослинг, как актёр, продемонстрировал уникальную способность изобразить столь противоречивые качества Армстронга… Работа с Райаном - это было впечатляюще: совсем другой опыт, нежели в фильме «Ла- Ла Ленд». И, кстати, ещё до тех съёмок я сел и отдельно ему представил будущую картину «Человек на Луне». У нас даже не было сценария в то время, поскольку Джош Сингер только начал работать над ним. Но Райан был моим первым и единственным кандидатом на роль Нила Армстронга, и мне трудно представить, что я мог бы сделать фильм без него. Я рассказал, как вижу Нила и фильм, и Райан был очень заинтригован. Но каким-то образом разговор вдруг принял другой оборот, и мы заговорили о Джине Келли и его работе в «Поющих под дождем», обо всём том, что составило потом «Ла-Ла Ленд». И мы так здорово провели на тех съёмках время, что это только ещё больше укрепило мое мнение о Райане, как об актёре, и о том, что он мог привнести в роль Нила Армстронга. Так что, как только «Ла-Ла Ленд» был закончен, мы получили право работать над «Человеком на Луне».
«Знакомство с семьёй Армстронгов, другими астронавтами, поездки в Хьюстон, на авиабазу Эдвардс, на Мыс Канаверал... Мы впитывали каждую деталь и действительно хотели, чтобы наш фильм был похож на документальный, как если бы всё происходило в 1960-е годы. Как будто мы просто захватили то, что происходило в то время, а не чувствовали себя на большой дистанции, в отполированном пространстве. Я очень хотел поставить зрителей на место Нила Армстронга и его жены. И словно поместить их внутрь этого крошечного пространства для астронавтов в космических кораблях».
«Я не знал Клэр лично, как Райана, просто видел её актёрскую работу - она была невероятна в «Короне». Но во время первой же встречи с ней почувствовал тот уровень личности и мастерства, который она может продемонстрировать в деле. Мы провели репетиционный период, который, по сути, уложился в две-три недели. Тогда они с Райаном и дети, которые исполняли роль их детей, пробовали пожить «семейной жизнью». В костюмах, что важно. Мы все это снимали - кое-какие сцены даже вошли в фильм. Они просто играли дома, ходили в парк, обедали, тусовались на улице, спорили, мирились. Думаю, что это помогло и детям, которые никогда не снимались в кино прежде и не знали, что значит камера и Клэр с Райаном. Ко времени съёмок у них уже был опыт «семейной истории», они существовали, как единое целое».
«Я работал с тем же оператором, что и на «Ла-Ла Ленде». Это - Линус Сандгрен, и мы оба были твёрдо убеждены, что путь, чтобы сделать «Человека на Луне», был на самом деле таков: полагаться как можно меньше на пост-продакшн и визуальные эффекты, и как можно больше на практический опыт и на возможности камеры. Поэтому везде, где это было возможно (а это большая часть фильма), мы использовали именно это. Это было хорошо и для актёров, которые должны почувствовать себя словно на настоящем космическом корабле и видеть из иллюминаторов именно такой мир. Мы создали гигантские светодиодные экраны, и Натан Краули, наш художник-постановщик, построил полномасштабную копию всего, что только было нужно: экспериментальный ракетоплан «North American X-15», космические корабли «Джемини-8», «Аполлон-11». Актёры были полностью одеты в скафандры, для них был создан 3D симулятор. Мы просто вставляли очень маленькие 16-миллиметровые камеры внутрь и пытались «захватить» то, что они чувствуют. Я лично хотел чувствовать себя полностью привязанным к их точке зрения и видеть в основном то, что и они. Ставил задачи: почувствуйте клаустрофобию, прочувствуйте моменты, когда вы выходите в открытый космос и спускаетесь на Луну; ощутите пространство - простор, но особенно в тот день и в то время, когда всё было так хрупко с технической точки зрения».
«Многие люди, которых вы видите в фильме, являются настоящими диспетчерами полётов, инженерами NASA. Я стремился заполнить фильм «Человек на Луне» как можно большим количеством реальных специалистов своего дела, а работа актёров заключалась в том, чтобы вписаться в эту среду и взять свои реплики. Наш фильм сделан не так, как большинство современных картин именно потому, что мы использовали «метод глубокого погружения».
ПРЕССА:
«Фильм Дэмьена Шазелла без помпезности и пафоса, привычных фильмам о завоевании космоса, демонстрирует каких именно усилий стоило это «путешествие на Луну», этот «маленький шаг одного человека, ставший огромным прыжком для всего человечества». На человеческом, а не государственном уровне… Это не псевдопатриотическое полотно о торжестве одной страны над другими, о вставании с колен, а глубоко лирический отчёт о трудах и днях одного совершенно конкретного парня, которому на роду было написано стать «первым человеком» на Луне. Причём ключевое слово здесь именно «человеком». Лучшая сцена фильма - не высадки Армстронга на поверхность Луны, хотя в ней действительно оказываешься «в его обуви», оставляющей отпечаток на инопланетном песке. А сцена, в которой жена Армстронга заставляет его перед отправкой в космос поговорить с маленькими сыновьями о том, что он - скорее всего - к ним не вернётся» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Редкий случай, когда люди в фильме летят в космос, а отсылок к кубриковской «Одиссее» разглядеть практически не удаётся. Наверное, всё дело в том, что сама история о первой высадке на Луну тут не на первом плане, она работает как форма. Шазелл ставил перед собой чуть более высокую цель, чем снять пафосный байопик под наградной сезон, как это может показаться, если сосредоточиться именно на внешней части… Режиссёр использует космос скорее как инструмент, чтобы говорить о внутренних процессах главного героя, а не о его подвиге… Третья полнометражная работа молодого американского постановщика показывает, насколько сильно за такой короткий срок Дэмьен вырос как кинематографист. «Человека на Луне» на данный момент можно смело назвать его самой сильной и амбициозной работой. Но, несмотря на размах картины, режиссёр всё равно снимает авторское кино, просто с большим бюджетом. Эмоциональное путешествие, которое предлагает Шазелл, гораздо более захватывающее и волнующее, чем любая экспедиция на звездолётах. Ведь сложную природу человека исследовать куда интереснее, чем космос» (Екатерина Карслиди, film.ru).
«Собственно, главные усилия режиссёра брошены на то, чтобы продемонстрировать мелкость и неважность всего земного по сравнению с величием космоса (как всегда, Шазелл снимает кино про тернистый путь к мечте)… Внутренняя и внешняя неподвижность Армстронга (как будто Шазелл снимает фильм о гранитном памятнике герою) - основная проблема «Человека на Луне». Сколько бы ни взрывались и ни горели космические корабли на экране, по сути, в фильме ничего не происходит. Это своего рода status quo, инсценировка событий давно минувших дней, ничего не добавляющая к тому, что мы знали (или не знали) об этой истории прежде. Наверное, удачей можно считать общий сновидческий тон картины, но и он не более чем дежавю, знакомые до боли перепевы Терренса Малика. Увы, это кино про бремя первых совсем не первого сорта» (Зинаида Пронченко, «КиноПоиск»).
«Находка сценария в том, что амбиции Армстронга тщеславные Сингер и Шазелл объясняют одним шокирующим событием из его жизни, о котором зритель, скорее всего, ничего не слышал. И это событие впечатывает зрителя в кресло, как сверхнагрузки при выходе в атмосферу. Для Армстронга космос - единственное место, где можно спрятаться не только от закона притяжения, но и от страшной боли. Приземляясь, он всякий раз испытывает её заново. И то, как Райан Гослинг изображает этого человека - одновременно парализованного горем и сверхчувствительного ко всему - наверняка обеспечит ему номинацию на «Оскар». Работу Клэр Фой невозможно не заметить, но академикам ещё придётся поломать голову, лучшая ли это роль второго или всё-таки первого плана… Деливший с Шазеллом комнату в общежитии Джастин Гурвич и снимавший «Ла-Ла Ленд» оператор Линус Сандгрен превращают «Человека на Луне» в симфоническое действо, равное «Интерстеллару». Как и «Ла-Ла Ленд», это мюзикл, но на этот раз - мюзикл высших сфер. Чувство ритма и хореография в каждом кадре никуда не исчезли, просто теперь у Шазелла танцуют не люди, а сразу светила» (Егор Москвитин, «Еsquire»).
«Перед нами типовая, даже чуть растянутая, биография, шаблонность которой видна в каждой - неизменно предсказуемой - сцене, вне зависимости от исторической точности - надо думать, весьма высокой… «Человек на Луне» выглядит - пусть и не является - ответом на «Время первых» и «Салют-7». Там цитировали Брежнева, здесь - Кеннеди, велика ли разница? Это такой же ретроградный плач по утраченным консервативным ценностям, по дням боевой космической славы и прошлым завоеваниям. А ещё, конечно, по временам, когда выход человека в космос или шаг, сделанный им по лунной поверхности, казались важнейшим этапом, после которого мир навсегда изменится к лучшему. Минуло полвека, и теперь вряд ли хоть кто-то, кроме узких специалистов, сможет объяснить, ради чего горы денег и толпы талантливых людей были уничтожены во славу этих «маленьких шагов» (Антон Долин, «Meduza»).