ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УБИЛ ДОН КИХОТА
(«The Man Who Killed Don Quixote», Испания-Бельгия-Франция-Португалия-Великобритания, 2018)
Режиссёр: Терри Гиллиам.
В ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко, Оскар Хаэнада, Джейсон Уоткинс, Серхи Лопес, Росси де Пальма, Хорди Молья, Жуана Рибейру, Диого Андраде.
Жанр: драмеди.
Режиссёр Тобиас Граммет (Драйвер), мучаясь в Испании над очередным рекламным шедевром, в поисках вдохновения отправился в деревню, где 10 лет назад снимал свой дипломный фильм - про Дон Кихота. И нашёл там исполнителя главной роли - спятившего старого сапожника (Прайс), уверовавшего, что он… и есть настоящий Рыцарь печального образа! Старик принял Тоби за своего верного оруженосца Санчо и насильно потащил в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла…
Сценарий фильма частично основан на романе «Дон Кихот» (1605) Мигеля де Сервантеса.
Картина признана общественностью одним из самых печально известных примеров производственного ада, потому что режиссёр Терри Гиллиам («Бразилия», «Король-рыбак», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе », «Страна приливов», «Воображариум доктора Парнаса», «Теорема Зеро») безуспешно пытался создать фильм в течение 29 лет. Терри Гиллиам придумал идею фильма о Кихоте раньше, чем успел прочитать роман Мигеля Сервантеса. Готовясь к съёмкам «Приключений барона Мюнхгаузена», режиссёр рассматривал иллюстрации великого художника Гюстава Доре, на одной из которых в угол картины задумчиво глядит костлявый романтик Дон Кихот. С тех пор образ печального странника не покидал Гиллиама. В 1990 году Гиллиам позвонил своему другу, продюсеру Джэйку Эбертсу, с предложением сделать фильм о Дон Кихоте. Услышав в ответ восторженное одобрение, режиссёр впервые прочёл роман и сделал неутешительный вывод: история странствующего рыцаря абсолютно «неэкранизируема» («unfilmable»). Несмотря на это, Терри начал работу над сценарием, совместно с Чарльзом Маккоуэном, а продюсер пообещал найти 20 миллионов долларов. Обсуждалось даже участие в фильме Шона Коннери, однако, по мнению Гиллиама, этот высокий и худощавый шестидесятилетний актер совершенно не подходил на главную роль. В итоге выбор пал на английского актера Найджела Хоторна, а на роль Санчо Пансы рассматривали кандидатуру Дэнни Де Вито. Но проект заглох, так как режиссёр увлёкся другим сценарием. Только в 1997 году, после успеха картины «12 обезьян», режиссер вернулся к рыцарскому роману и объявил, что решил пересмотреть прежнюю идею под другим углом и дать фильму второй шанс. Вместе с Гиллиамом обновленный сценарий должен был написать его постоянный соавтор Тони Гризони. Первая попытка снять «Человека, который убил Дон Кихота» была предпринята в 2000 году. Нашлись инвесторы - бюджет картины составил 32 миллиона долларов, что было неслыханной по размеру суммой для европейского кинопроизводства того времени. На роль Дон Кихота утвердили француза Жана Рошфора. Его верным помощником Санчо Пансой должен был стать находящийся на пике славы Джонни Депп. Однако деньги долго не могли дойти до режиссёра из-за особенностей европейского налогообложения и различий между правилами финансирования подобных проектов в разных странах. Из-за этого продюсерам все никак не удавалось заключить договор с главной звездой фильма - Джонни Деппом. Наконец к августу 2000 года все соглашения были подписаны, долгожданные съёмки начались в Барденас-Реалес - полупустынной местности на севере Испании, в провинции Наварра. Это уникальные пейзажи со скалистыми образованиями, созданными эрозией, и нещадно палящее солнце в небе, по которому то и дело пролетали истребители F-16. Оказалось, что рядом находилась тренировочная база НАТО. Запись звука в таких условиях стала настоящим вызовом творческой группе. Следующим ударом стала болезнь семидесятилетнего Жана Рошфора, который потянул спину и уже не мог сидеть в седле из-за межпозвоночной грыжи. На второй день, когда должны были сниматься сцены с участием Джонни Деппа, беспощадное солнце скрылось, а на съемочную площадку налетел внезапный ураган, который уничтожил дорогостоящее оборудование и изменил цвета окружающего пейзажа. Бежевые пески и скалы сильно потемнели. Снимать далее было невозможно. После недели ожидания и борьбы со страховой фирмой съёмочной группе все же удалось вернуться к работе. Упорный Жан Рошфор снова попробовал сесть в седло, однако к концу сцены требовалось три человека, чтобы снять его с лошади, а вскоре актёр был доставлен в Париж, где его прооперировали. Врачи давали на его восстановление около четырёх недель, но столь долгое ожидание никак не вписывалось в рабочие графики коллег, Джонни Деппа и Ванессы Паради. В итоге проект пришлось закрыть, что стоило 15 миллионов долларов, в залог которых страховая компания несколько лет удерживала права на сценарий про Дон Кихота. В 2002 году Кит Фултон и Луис Пепе выпустили документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче» о попытках Терри Гиллиама снять фильм о Дон Кихоте. Раздавленный неудачей, Гиллиам забылся в работе над другими лентами, снимая «Братьев Гримм» и «Страну приливов». Но в 2006 году режиссёр заявил о возобновлении проекта, заверив, что все споры со страховой компанией разрешены. На роль Дон Кихота взяли Роберта Дюваля. Однако бюджет ленты был сокращён с 32 до 20 миллионов долларов, а съёмки так и не начались. Осенью 2010 года Терри Гиллиам вновь заговорил о «Дон Кихоте» и рассказал о новой версии сценария. Вместо Деппа в проекте появился Юэн Макгрегор, Роберта Дювалла к этому времени уже заменили на Джона Хёрта. Но все это не имеет никакого значения, ведь съёмки опять перенеслись. На этот раз из-за проблем со спонсорами. В ноябре 2014 года появилась информация, что фильм находится в стадии подготовки к производству, а роли Дон Кихота и Тоби сыграют Джон Хёрт и Джек О’Коннелл. Художник Д. Уоррен, вдохновлённый новыми заявлениями Гиллиама, даже принялся делать новые эскизы фильма, однако продолжение снова не последовало. Летом 2015 года Гиллиам подписал договор о сотрудничестве с американской кинокомпанией «Amazon Studios». Но дело так и не сдвинулось с места. Джон Хёрт к тому времени окончательно отказался от участия в проекте из-за проблем со здоровьем. На 66-м Берлинском МКФ в феврале 2016 года Гиллиам, которому для создания фильма требовались как минимум 16 миллионов евро, познакомился с португальским продюсером Паулу Бранку, пообещавшим раздобыть необходимое финансирование к сентябрю 2016 года. Весной 2016 года на пресс-конференции в Каннах Терри Гиллиам в очередной раз объявил о скором запуске проекта. Датой начала съёмок значился октябрь этого года. Роль Дон Кихота получил Майкл Пейлин. Главные роли в фильме также получили Адам Драйвер и Ольга Куриленко. В течение лета режиссёр вывешивал в своем «Facebook» приветы из Испании, где он подыскивал подходящую натуру, однако октябрьские сроки - не опять, а снова - были перенесены. Правда, сам Гиллиам назвал очередной перенос даты незначительной задержкой. Наконец, в феврале 2017 года съёмки были начаты, роль Дон Кихота вместо Майкла Пейлина исполнил Джонатан Прайс. В июне Гиллиам объявил о том, что он закончил съёмки фильма-долгостроя. Фильм посвящен памяти Джона Хёрта и Жана Рошфора. Эти актеры были выбраны Терри Гиллиамом на роль Дон Кихота в его прошлых неудачных попытках реализовать этот проект. Они оба умерли до того, как фильм был снят.
Джонатан Прайс собирался сняться в одной из ролей ещё на старте работы над проектом о Дон Кихоте - в 2000 году. А в 2017 году он получил роль Дон Кихота. Прайс и Терри Гиллиам работали вмести в нескольких проектах. Самым известным из них является фильм «Бразилия» (1985). Костюм Дон Кихота, который носит Прайс, это тот же костюм, который Жан Рошфор носил в 2000 году, когда Терри Гиллиам впервые пытался снять этот проект. Карло Поджиоли, помощник художника по костюмам Габриэллы Пескуччи, которая работала с Гиллиамом в 2000 году на съёмках этого фильма, нашел это одеяние, когда отбирал костюмы для оперы. Костюм был лишь слегка подредактирован и идеально подошел Джонатану Прайсу.
Это первый фильм режиссера Терри Гиллима, снятый в цифровом формате. Оператор фильма Никола Пекорини, чтобы как-то уйти от цифровой картинки, которую давала камера «Alexa», решил использовать специфичный набор объективов. Это были уникальные объективы ручной работы, созданные специалистами компании «Technovision» специально для оператора Витторио Стораро, который использовал их на съёмках фильма «Апокалипсис сегодня» (1979).
Мировая премьера картины «Человек, который убил Дон Кихота» состоялась 18 мая 2018 года на 71-ом Каннском МКФ, в качестве фильма-закрытия. После премьерного показа фильма публика 15 минут аплодировала стоя.
Одновременно с показами на Лазурном берегу в Париже шел суд: к легендарным злоключениям «Дон Кихота» добавился ещё один красочный анекдот - о том, как фильм чуть не лишился главного кинофестиваля мира. Скандально известный португальский продюсер Паулу Бранку хотел во что бы то ни стало заблокировать премьеру уже готовой картины. Дело в том, что в 2016 году продюсер и Гиллиам подписали контракт, согласно которому Бранку предоставляет финансирование, а режиссёр получает полный творческий контроль в обмен на права. В итоге Бранку не выполнил свою часть соглашения, и Гиллиаму пришлось в срочном порядке искать нового продюсера. Он закончил фильм и планировал выпустить его весной, но тут на сцене вновь появился Бранку. Продюсер заявил, что картина не увидит свет без его разрешения, так как права на нее по условиям сделки находятся у него. Гиллиам же считает, что контракт недействителен по причине отсутствия финансирования со стороны Бранку. Судьба картины решалась во французском суде 9 мая, когда фестиваль уже начал свою работу. Одновременно Гиллиам пережил небольшой сердечный приступ, но вскоре успокоил поклонников, выложив в соцсети снимок в футболке с надписью «Я пока не умер». Суд в итоге встал на сторону режиссёра и фестиваля. Но позднее в июне 2018 года Парижский апелляционный суд лишил Терри Гиллиама прав на фильм «Человек, который убил Дон Кихота».
ТЕРРИ ГИЛЛИАМ:
«Я всю жизнь мечтал снять фильм о Дон Кихоте, потому что это история обо мне - о человеке, который воображает то, чего нет. А ещё мы с ним очень упрямые - ломимся вперёд, что бы не происходило вокруг. Не дураки ли?»
«Дон Кихот и Санчо - прекрасно написанные Сервантесом характеры, воплощающие великолепие мечты и реальность жизни. Человечный и наивный Дон Кихот меня вдохновляет гораздо больше, чем десятки супергероев с суперсилой… Жаль, что сегодня люди боятся чудаков. Эксцентрики делают мир интереснее, но наше время - не для чудаков. Меня раздражает, что чудаки нашего времени - это идиоты-политики, как Дональд Трамп, например».
«Раз взялся за Дон Кихота, жди, что с тобой будут обращаться, как с Дон Кихотом. Книга повествует о страдании, о том, как справиться с ним. Так что для меня всё идеально сложилось… Это один из таких ночных кошмаров, преследующих тебя до тех пор, пока ты не реализуешь его. Я хочу выкинуть этот фильм из своей жизни, чтобы спокойно дожить остаток дней».
«На протяжении всех моих попыток снять эту картину, существовало множество её версий. Они менялись с каждой сменой актёрского состава… Адам Драйвер - тот парень, которого я искал многие годы».
«Моя дочь Эми - и мой продюсер одновременно - сказала: ты должен посмотреть Адама Драйвера. Дочка была просто влюблена в него. Я слышал, что он играл в «Звёздных войнах», но не смотрел их. Посмотрел. И тут же сказал себе: это он, Тоби. Он из чудаков, из наших! Ну и, плюс ко всему, Адам такой горячий парень... Он делал хорошую работу, но он испытывал сильное давление, которое почему-то на себя взвалил. Он сказал мне: «Ты 29 лет пытаешься сделать этот фильм, и я чувствую огромную ответственность перед тобой. Боже, я не хочу тебя подводить! Он постоянно так критиковал себя, что ему пришлось буквально заставить себя расслабиться. Удивительный парень».
«Самое большое изменение было в том, что мы не ударили Тоби по голове и не переместили его в 17-й век… Частично это решение было принято ради удешевления производства - не надо закрашивать все эти провода и спутниковые тарелки. Но если в оригинале герой встречал настоящего Дон Кихота, то в финальной версии у нас появился старик, который внушил себе, что является Дон Кихотом, потому что снимался в фильме, где играл Дон Кихота. Фильм превратился в историю о кино и о его создании. Об эффекте фильмов. И это кажется мне куда более интересным».
«Сейчас у меня в голове звенящая пустота! Всё закончилось, я совершенно свободен. И не знаю, что будет дальше. Я мономаньяк, у меня не получается параллельно делать несколько вещей. Сейчас мне нужно понять, хочу ли я вообще снимать кино дальше. Но к счастью, у меня настолько хреновая память, что я забываю всё плохое и помню только хорошее. Так что скоро снова пойду в бой как придурок».
ПРЕССА:
«Гиллиам постоянно подмигивает зрителю, отсылая его то к собственным работам, то к «Пайтонам»… Потакая собственному тщеславию, Гиллиам снимает фильм о природе тщеславия, взяв за основу литературного героя, чьё тщеславие превращает его в безумца… «Человек, который убил Дон Кихота» - типичное кино режиссёра «Бразилии». Оно буйное, яркое (спасибо камере Никола Пеккорини), шумное, сумбурное, хаотичное, но при этом оставляет ощущение тёплого и лампового - сейчас никто так больше не снимает. Великанов действительно проще нарисовать на компьютере, а сражаться за прекрасных дам и вовсе опасно, могут неправильно понять. Гиллиам сожалеет об уходящем времени, об уходящей магии кино, о потерянной наивности» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«За всем этим вихрем судьбы, закрутившимся вокруг фильма, сама работа неизбежно отходит на второй план, а между тем её посыл достоин самого обстоятельного разговора. Да, фильм состоит в основном из сомнительных комических передряг… Да, он рассказывает о привычном гиллиамовском герое - то ли фантазёре, то ли психопате, который утягивает за собой в страну поэтического безумия сначала своего спутника (работает старая сервантесовская схема: Дон Кихот убеждает в своём бреде Санчо Пансу), а затем и весь окружающий мир. Да, это кино практически детское - посмотрите, как тут машут шпагами и скачут на лошади, не хуже, чем в 1970-х! И всё же ничто не отменит острого ощущения меланхолии, которая захватывает по мере просмотра… 400 лет назад Сервантес написал роман, который когда-то, может, и проходил по разделу сатиры, но оказался идеальным описанием человека, его дерзаний и коварных свойств. Примеряя это описание к кинематографу, Гиллиам приходит к неутешительным выводам: мы все стремимся в дон кихоты, грезим наяву и думаем, что можем больше дозволенного. Иногда расстояние между иллюзией и реальностью минимально (и это скучно), а иногда между ними такая бездна, что в неё нельзя не сорваться. Способ относительно безопасно переключаться между мирами желаемого и действительного - единственный, но совсем не идеальный - это искусство. Оно заразительно и коварно… Искусство неизбежно рассеивается как мираж, но ещё страшнее другое: возле каждого безумца, мечтателя и художника неизбежно оказываются здоровые люди с практической сметкой… Они-то видят, что мельница не так уж похожа на великана, Росинант - страшная кляча, замок - не замок, а сарацины - не сарацины, но ради собственной выгоды и общего блага цинично подыгрывают фантазёру, поддерживая тлеющий огонек безумия и не давая ему заполыхать чистым пламенем настоящего искусства. Подобная человеческая практичность, по мнению Гиллиама, конечно, намного опаснее божественной воли и ударов судьбы. И бороться с ней можно только одним способом - поскорее надеть на голову тазик для бритья» (Василий Степанов, «Коммерсантъ Weekend»).
«Колоссальная культурологическая насыщенность (впрочем, для Гиллиама это – нормально) действа предполагает, что ленту будут пересматривать и пересматривать, каждый раз находя всё новые смысловые нюансы, наслаждаясь чистотой и блеском стиля, обнаруживая прежде незамеченные шутки. Но и первое знакомство даёт богатую пищу для размышлений. Вопреки эпатажному заголовку, с удовольствием убеждаешься, что истинный герой – вечен. Человек, который убил Дон Кихота, призывается судьбой занять опустевшее место – и бой с обнаглевшими великанами, сиречь ветряными мельницами, продолжается. С неизбежностью найдётся и очередной Санчо Пансо, поначалу напрасно сомневающийся в здравомыслии достопочтенного хозяина. Жизнь продолжается, одерживая победу над смертью пусть не в биологическом, но совершенно точно – в культурном отношении. Напоследок хотелось бы отметить блестяще подобранный исполнительский ансамбль, начиная с Адама Драйвера: теперь точно никто не посмеет настаивать, что ему ещё долго будут припоминать партию коварного ренегата Кайло Рена» (Евгений Нефёдов, ivi.ru).
«Терри Гиллиам снял постмодернисткий фильм, одновременно развлекательный и интеллектуальный, в котором сатира на современные социальные клише удивительным образом сочетается с сентиментальным уважением к произведению Сервантеса… Интеллектуальные игры режиссёра, его богатая фантазия и индивидуальность проявляется в каждом кадре этого грустного и весёлого, дурашливого и умного, многослойного фильма» (Матвей Ромодановский, «Профи Синема»).
«Такую картину можно снимать всю жизнь и не окончить её никогда. Потому что Дон Кихот - в нарицательном смысле - всё время то жив, то мёртв, муки творчества никогда не заканчиваются, безумство, талант и борьба с ветряными мельницами постоянно сталкиваются с прагматичной реальностью. Об этом и фильм. И вызывает он ассоциации в этом плане с оскароносным «Бёрдманом» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Тот же беспрестанный поиск, смесь вымысла и реальности, новые и новые миры, куда следует зритель вслед за героями, как и они, не понимая, где находится… С восприятием зрителя идёт нешуточная игра. Только он поверит режиссёру в какой-то сцене, как она окажется фейком, только он расслабится, как ему станет больно. Когда же у зрителя начнёт кружиться голова на этом карнавале, Гиллиам поставит вопрос о жизни и смерти Дон Кихота. И на этом месте от жалости к рыцарю сентиментальные люди заплачут... И это будет самое серьёзное чувство, потому что без борца с ветряными мельницами, влюблённого старика, всерьёз отстаивающего понятия честь и достоинство - всё бессмысленно» (Сусанна Альперина, «Российская газета»).