КислотаКИСЛОТА
(Россия, 2018)
Режиссер: Александр Горчилин.
В ролях: Филипп Авдеев, Александр Кузнецов, Арина Шевцова, Савва Савельев, Александра Ребенок, Роза Хаируллина, Дмитрий Куличков, Елена Морозова, Алексей Агранович, Софья Синицына, Пётр Скворцов, Сергей Походаев.
Жанр: драма.

Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов) живут безбашенной жизнью музыкантов современной техно-Москвы: громкие вечеринки, взлёты и падения, колесо нестабильных отношений с окружающими. Они - поколение двадцатилетних, которые часто слышали слова «любовь», «семья» и «возможности», но хорошо усвоили лишь чувство разъедающего изнутри одиночества. Но вдруг в их жизни происходит событие, которое заставляет обоих честно взглянуть на себя…

«Кислота» - полнометражный игровой дебют Александра Горчилина. Он родился 3 марта 1992 года, параллельно с занятиями в школе посещал Детский музыкальный театр юного актёра. За плохое поведение был исключён из школы после 9 класса. Подделав аттестат, поступил в театральный вуз, однако, поскольку обман с аттестатом раскрылся, вынужден был закончить вечернюю школу и затем поступать снова. Впервые на телеэкране появился в рекламном видеоролике жевательных конфет «Скитлс». В тот же период играл на сцене Театра на Дубровке, в мюзикле «Норд-Ост». Снимался в киножурнале «Ералаш» (эпизоды «Научный спор», «Гоголь-моголь», «Каскадёр»). Участвовал в озвучании фильмов «Сволочи» и «Герои». С 2006 года начал карьеру киноактёра с роли Альберта Анатольевича, в комедийном телесериале «Трое сверху». Сыграл в сериалах «Атлантида» и «Папины дочки». В 2008 году поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Кирилла Серебренникова, после окончания которого был принят в труппу Гоголь-центра. В 2014-м сыграл первую главную роль в драме Валерии Гай Германики «Да и да». Также получил известность как исполнитель ролей в фильмах «Ученик» (2016, номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана) и «Лето» (2018) Кирилла Серебренникова. Параллельно с карьерой актёра - с 2015 года - пробовал себя в режиссуре: снял короткометражную ленту «Русские сказки» и документальный кинофильм «Кому на Руси жить хорошо», посвященный подготовке театральной труппы «Гоголь-центра» к постановке спектакля по одноимённому произведению Некрасова.

Сам Горчилин в фильме не играет, поставив в кадр своих коллег из «Гоголь-центра» Филиппа Авдеева (сыграл свою лучшую роль - даже лучше, чем в «Классе коррекции») и Александра Кузнецова (Куница в «Скифе» и скептик в «Лете»). Кузнецов по первоначальной задумке должен был исполнить лишь эпизодическую роль, однако после прослушивания режиссёр изменил свое мнение и отдал ему одну из главных ролей.

Для создания одного из интерьеров реквизиторы фильма нашли и установили около ста скульптур, статуэток и барельефов Советской эпохи - пионеров, бюстов вождей СССР и т. п.

В июне 2018 года «Кислота» участвовала в конкурсе «Кинотавр. Дебют» на Открытом Российском фестивале «Кинотавр», где была награждена призом за лучший дебют.


АЛЕКСАНДР ГОРЧИЛИН:
«Я сидел себе дома, мне позвонила продюсер Сабина Еремеева и спросила: «Хочешь снять кино?» Любое, просто кино. До минкультовского питчинга оставалось мало времени, и нужно было что-то придумать. Я согласился, сел с ней за стол, рассказал, что меня волнует, и мы поняли друг друга. Рассказывал разные истории… Мы позвали Валеру Печейкина, что-то ему наговорили, отталкиваясь от обозначенных мною тем, и стали долго и упорно мучиться со сценарием. Не могу сказать, что в итоге довели его до совершенства. Но начали снимать».
«Возможно, я слишком самонадеянно когда-то сказал, что это кино о поколении в целом. Оно всё-таки разное, есть и много дельных людей. Но большинство молодых людей действительно компенсируют какие-то свои внутренние недостатки, боятся, замыкаются от масштабности происходящего вокруг. Все пытаются чего-то избежать, чего-то не касаться, из-за этого мало развиваются личностные качества. Мало личностей вокруг, безликое поколение отчасти. А человек определяется теми качествами, которые он вырабатывает за счёт каких-то совершенных действий, пусть маленьких. Человек может стругать столы из досок, но это уже его личное качество, оно его делает кем-то. Что-то надо делать, даже если это не получается. Мой любимый эпизод в фильме покойного Милоша Формана «Полёт над гнездом кукушки»: когда Джек Николсон пытается оторвать умывальник, все над ним начинают смеяться, а он говорит: «Я хотя бы попытался». А вот это не очень многие могут себе позволить».
«У главного героя Саши пассивный протест, потому что он идёт от большой любви. А у другого героя процесс направлен на какое-то разрушение мира, но всё равно через себя. У молодых людей есть такая черта – скептицизм, неверие в происходящее вокруг, в своих родителей, друзей, в человеческие чувства. Ничего не воспринимается всерьёз, всё кажется какой-то глупостью… Герой сначала воевал с циничным, холодным миром. А потом у него начался протест через уничтожение себя. Изменить мир не было сил, попробовал сделать акт самоуничтожения, на который у него тоже смелости не хватило. И дальше у них обоих идёт момент осознания, начинаются этапы взросления. Начинаешь понимать, что мыслил не так, что ты не такой смелый, не такой крутой, что ты не личность. Взгляды меняются, становятся шире. Чёрное и белое начинает приобретать оттенки».
«Кастинг был довольно долгий. Изначально я поставил себе цель найти тех, кого не знаю, с кем не работал, избегать связей со своим курсом, со своим театром. Хотелось снять дебютантов. И такие люди были в команде, но не так много, как планировалось. Очень много отсматривал актёров, с кем-то было сложно, кого-то я не понимал, начинал винить систему образования, потому что видно, как она на них влияет. Уже в тот момент, когда ты здороваешься с человеком, понимаешь, нужен он тебе дальше или нет. Эти вещи очень интуитивны. Даже сам пробовался на одну из главных ролей и сам себя не утвердил. В итоге понял, что это должен быть Филипп Авдеев. В Александра Кузнецова влюбился, как только он зашёл. Думали, что он сыграет эпизодическую роль в начале фильма, а потом взяли на главную. Я увидел незашоренного, незатасканного нафталиновыми театральными понятиями человека, который осознает себя в пространстве, а не подстраивается под него. Он очень сложная личность во всех отношениях, непростой человек. Но это и здорово. Александр прекрасный режиссёр. Как и Филипп, кстати. Сейчас Кузнецов ставит у нас в театре спектакль, я играю у него. Взял за основу «Илиаду» и «Одиссею», всю её переписал. Будет такой большой-большой рок-концерт – спектакль».
«Думаю, что фильм мог бы неплохо зайти людям плюс-минус моего возраста, потому что они пребывают в некой сумасбродной депрессии. И мне кажется, фильм мог бы неплохо быть воспринят людьми, у которых есть дети такого возраста. Для меня эта история даже больше про родителей, чем про детей».


ПРЕССА:

«От артиста Горчилина, обыкновенно играющего у Кирилла Серебренникова провокационных персонажей и в театре, и в кино (гей в «Ученике», панк в «Лете»), ждали какого-то взрывоопасного дебюта, но мало кто догадывался, что он окажется настолько собранным и неподдельным режиссёром. Фильм нигде не провисает, к тому же отлично смонтирован. Живой режиссёрский контакт с актёрами ощущается даже на интуитивном уровне… Те, кто ждёт от «Кислоты» дикого нонконформизма, своё получат, но в правильных дозах. Даже тут Горчилин проявил какую-то совсем не свойственную дебютантам сдержанность, пользуясь вызывающими темами так, чтобы не соответствовать ожиданиям… Очевидно, что перед нами аккуратно упакованный в форму фильм-самоанализ с признанием слабостей, нерешительности и кризиса мужественности и бесконечным, почти неосознанным поиском отцовской фигуры… Драма главных героев как раз и заключается в том, что они постоянно хотят вырваться, проверить себя на прочность, нарушить границы дозволенного, но одновременно наткнуться на кого-то или что-то по-настоящему сильное, отеческое, против чего они сами протестуют. Только после того как герои признаются себе в этом, смогут обрести свой собственный голос. Это фактически богоискательский и богоборческий опыт (неслучайно развязка происходит в церкви): дойти до края, чтобы услышать вместо «Хочешь прыгать - прыгай» риторическое и по-взрослому режущее слух «Что мы можем дать миру кроме зарядки от айфона?» (Максим Сухагузов, «Афиши Daily»).

«Портрет поколения не вырисовывается, а фильм заявлен именно таким. Гремит музыка, все легко раздеваются и занимаются сексом со всеми, но никто не раскрывает душу, ничего не высказывает и, похоже, ничем особенно не озабочен, кроме приступов тошноты от жизни. Все молодые герои здесь схематичны и взаимозаменяемы, и в какой-то момент зритель ловит себя на том, что перестает следить за их метаниями, а вместо этого любуется поколением родителей: Александра Ребенок, Дмитрий Куличков, Роза Хайруллина, Алексей Агранович. Именно взрослые здесь показаны как личности со своими характерами и демонами, а молодёжь одинаково молчалива, нахмурена и возмущена положением вещей. Совсем не этого мы ждали от Горчилина. Хотя, возможно, фильм как раз о том, как старики достали молодёжь своими вечными ожиданиями» (Сергей Сычев, «КиноПоиск»).

«Это кино об абсолютной, пока ещё труднообъяснимой более старшему поколению свободе - и сексуальной, и творческой, и общесмысловой. Свободе опасной и пленительной, свободе, с которой непонятно, что вообще делать и как с нею жить. Для такого вольнодумия ещё, кажется, не придумали термина, поэтому Горчилин, объясняя это, использует метафору с кислотой. Эти молодые люди, как зелёное токсичное вещество, растворяют своим тотальным вольнодумием всё вокруг и внутри себя. При этом, слава богу, режиссёр вовсе не претендует на создание всеобъемлющего моралите-манифеста о судьбах молодёжи. Он, как автор не только скромный и дальновидный, но ещё молодой и умный, лишь рефлексирует о чём-то своём, но не лезет в чужие головы, в том числе и своих героев… Это очень самобытное, хотя пока что чуть ученическое кино… Среди жесткого соцреализма, выглядящего так, будто его снимал человек с дочиста выжженными МДМА серотониновыми рецепторами, порой проскакивают эпизоды, про которые вообще непонятно, как столь молодой режиссёр мог просто сесть и придумать вот такое» (Егор Беликов, ТАСС).

«За идеологической стерильностью где-то в «Кислоте» скрыто действительно талантливое кино, с интересными характерами и грамотной (пускай и не всегда) постановкой. Но им не даёт раскрыться вот эта излишняя нарочитость, тяга к метафоризации всего, что только можно… Во всём фильме заметен налёт театральности: есть он и в эксцентричных перформансах актёров, и в том же неумолимом желании сделать из картины манифест. При всём уважении к труппе «Гоголь-центра», для перехода в другой медиум им явно нужна твёрдая рука, кто-то вроде Серебренникова, кто может обуздать театральную энергию и вылить её на экраны. Иначе выходит «Кислота» - то ли кино, то ли шоу, то ли арт-инсталляция. Для кого-то - всё сразу. Для других - вообще ничего» (Ефим Гугнин, film.ru).

«Кислота» выглядит работой хоть и очень молодого, но вполне серьёзного и сосредоточенного человека… Проблемы героев не похожи на реальные жизненные трудности. Но они и сами это прекрасно понимают, когда кидают в зал фразу-слоган «Что мы можем дать миру кроме зарядки для айфона?» Возраст взросления сместился, и в 20 с небольшим человек из относительно благополучной семьи вполне может не знать, кто он такой и что ему делать дальше. Это знание нужно эмпирическим путём добыть из мира, в котором всё больше цифрового, призрачного, неосязаемого и всё меньше чувственного, конкретного. Несмотря на громкий синопсис, Горчилин не пытается говорить за всю молодёжь сразу и не пытается говорить только о себе самом. Ему, в отличие от старших коллег, хватило ума, вкуса и такта, чтобы не утверждать себя на главную роль, хотя это решение в начале работы над фильмом наверняка казалось самым простым и очевидным. Он рассказывает историю о том, как из подросткового бунта, растерянной неумелости и нерешительности медленно, не без мучений, рождается взрослый человек. Или, может быть, не рождается: в конце этого фильма стоит честный вопрос, а не жирная самодовольная точка» (Ксения Реутова, «Частный корреспондент»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта