Не волнуйся, он далеко не уйдётНЕ ВОЛНУЙСЯ, ОН ДАЛЕКО НЕ УЙДЁТ
(«Don't Worry, He Won't Get Far on Foot», США, 2018)
Режиссёр: Гас Ван Сент.
В ролях: Хоакин Феникс, Руни Мара, Джона Хилл, Джек Блэк, Марк Уэббер, Питер Банифаз, Удо Кир, Анхелика Ривера, Оливия Хэмилтон, Стив Зиссис, Кэрри Браунстин, Хизер Матараццо, Ребекка Риттенхаус, Рон Перкинс, Ребекка Филд, Джессика Джейд Андрес, Ким Гордон, Эмилио Ривера, Санни Сёлджик, Ториан Миллер, Бет Дитто.
Жанр: драма.

В двадцать один год хронический алкоголик Джон Каллахан (Феникс) попал в автокатастрофу и очнулся на больничной койке парализованный. Врачи лишь отчасти смогли вернуть ему способность контролировать руки. Теперь Джон заново учится двигаться, любить и принимать жизнь во всех её проявлениях. Под влиянием своей подруги Анны (Руни Мара), он решает бросить пить, постепенно учится жить в инвалидном кресле и неожиданно открывает в себе талант к рисованию карикатур, становясь затем известным и успешным художником.

Фильм основан на одноимённом биографическом романе Джона Каллахана, который остался парализованным после автокатастрофы - из-за травмы позвоночника у него не только отнялись ноги, но и почти не работали кисти рук. Невзирая на это, Каллахан выбрался из депрессии, бросил пить и прославился на всю страну своими остроумными и злыми рисунками, став настоящим мастером «политически некорректной» карикатуры. Друзья говорили, что авария на самом деле вернула его к жизни. В 27 лет Джон - уже признанный авторитет в сфере чёрного юмора, его еженедельно печатает газета «Willamette Week» (Портленд, штат Орегон). Правда, сотрудничество с Каллаханом принесло не столько дивиденды, сколько проблемы: газету бойкотируют, её читатели устраивают протесты. Помогла художнику неожиданная поддержка со стороны поклонников-инвалидов, сытых по горло формальным сочувствием. Высоко оценили его работы и коллеги по цеху. Умер Каллахан в 2010 году в 59 лет от осложнений, вызванных той самой аварией. Его работы были опубликованы в «New Yorker», «Penthouse» и «Playboy», он успел издать несколько альбомов, написал две автобиографии, по его работам сняли два мультфильма.

Картину поставил американский кинорежиссёр и сценарист Гас Ван Сент. Он - потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года. Учился в художественной школе по специальности рисование и кино. Там же увлёкся сочинением музыки. Кстати, его одноклассниками были Дэвид Бирн, Тина Веймаут и Крис Франц, позднее образовавшие известную группу «Talking Heads». В начале 1980-х Ван Сент переехал в Портленд, где познакомился с Уильямом Берроузом и создал недолго просуществовавшую группу «Destroy All Blondes» («Уничтожь всех блондинок»). Позднее, в 1990-х, Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи и группы «Red Hot Chili Peppers». А в начале своей кинокарьеры он работал ассистентом у Роджера Кормана и увлекался творчеством Стэнли Кубрика. Как режиссёр и сценарист Гас Ван Сент дебютировал в 1985 году с чёрно-белой гей-драмой «Дурная ночь», снятой на собственные деньги. Первый большой успех пришёл к Ван Сенту в 1989 году после фильма «Аптечный ковбой». Так что в 1991 году Ван Сент пожаловал на Венецианский МКФ с «роуд-муви» «Мой личный штат Айдахо», в котором свои лучшие роли сыграли Киану Ривз и Ривер Феникс. В 1993 году Феникс погиб от передозировки наркотиков, а его памяти Ван Сент посвятил свой следующий фильм «Даже девушки-ковбои иногда грустят» (1993). Затем у Ван Сента наступил «голливудский», «жанровый» период: триллер «Умереть во имя» (1995), «Умница Уилл Хантинг» (1997, номинация на «Оскар» за режиссуру), «Психо» (1998, почти покадровый ремейк фильма Хичкока), «Найти Форрестера» (2000). В начале XXI века, уже обласканный Голливудом, Ван Сент вернулся в альтернативное независимое кино: снял фильм «Джерри» (2002), в 2003 году получил «Золотую пальмовую ветвь» на МКФ в Канне за ленту «Слон», а в 2005 году снял фильм «Последние дни» о самоубийстве звезды гранжа, похожей на Курта Кобейна. Далее последовали: новеллы для альманахов «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого своё кино» (2007), «Параноид-парк» (2007), «Харви Милк» (2008, 8 номинаций на премию «Оскар», в том числе в категории «Лучший фильм», но только две награды - за лучшую роль Шону Пенну и лучший оригинальный сценарий). Последние ленты Ван Сента - «Не сдавайся» (2011), «Страна обетованная» (2012), «Море деревьев» (2015) – принято считать неудачами.

Фильм о художнике-карикатуристе Джоне Каллахане Гас Ван Сент планировал снять ещё в 1990-е. Тогда с мемуарами Каллахана к нему пришёл Робин Уильямс (они тогда успели поработать вместе в «Умнице Уилле Хантинге»), намереваясь спродюсировать картину и исполнить главную роль. Каллахан был родом из Портленда, где Ван Сент жил с начала 1980-х, они были хорошо знакомы. И Каллахана изначально подкупило то, что его роль должен был играть Робин Уильямс. Уильямсу же нравился характер Каллахана, язвительный и наплевательский в отношении любых норм, и его абсолютно неполиткорректный юмор, близкий по стилю к какому-нибудь «Шарли Эбдо». К тому же Уильямс рвался исполнить роль парализованного человека, который возвращается к жизни, так как его друг Кристофер Рив тоже был парализован ниже плеч после падения с лошади. Мемуары Каллахана Ван Сент вместе с Уильямсом переписали в комедийный сценарий, уйдя довольно далеко от оригинального текста. В течение 1990-х и 2000-х было написано несколько вариантов сценария, однако до 2014 года, когда Уильямс ушёл из жизни, проект так и не удалось запустить. После смерти актёра Гас Ван Сент решил вернуться к биографии Каллахана, сконцентрировавшись на периоде в жизни карикатуриста, когда тот, будучи прикованным после автомобильной аварии к инвалидному креслу, лечился от алкогольной зависимости. Сам художник умер в 2010-м, однако у Ван Сента были записи интервью с ним. Они впоследствии помогли готовиться к роли Хоакину Фениксу, занявшему место Уильямса.

Хоакин Феникс (1974 г. р.) - американский актёр, известность которому принесли фильмы «Гладиатор» (номинация на «Оскар») и «Ярды». За роль Джонни Кэша в фильме «Переступить черту» Хоакин Феникс получил премию «Золотой глобус» и вторую номинацию на премию «Оскар». Также снимался в фильмах «Знаки», «Таинственный лес», «Хозяева ночи». В 2012 году Феникс за исполнение роли Фредди Куэлла в ленте «Мастер» Пола Томаса Андерсона был удостоен множества наград и номинаций, среди которых кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском МКФ и третья в карьере номинация на «Оскар». В 2013 году Феникс исполнил главную роль в фильме Спайка Джонза «Она», в 2014 году вновь снялся у Пола Томаса Андерсона в картине «Врождённый порок», в 2015 году сыграл в «Иррациональном человеке» Вуди Аллена, а в 2017 году в «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. Кстати, по-настоящему карьера Хоакина началась в далёком 1995-м с роли в фильме Гаса Ван Сента «Умереть во имя». Нельзя не вспомнить и о том, что за два года до этого дебюта трагически рано погиб от передозировки наркотиками старший брат Хоакина - актёр Ривер Феникс, сыгравший свою лучшую роль в «Моём личном штате Айдахо» всё того же Ван Сента.

В «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» вновь сыграли вместе Хоакин Феникс и Руни Мара («Девушка с татуировкой дракона», «Побочный эффект», «Кэрол», «Скрижали судьбы»). До этого они вместе снимались в картинах «Она» (2013) и «Мария Магдалина» (2018). Кстати, во время работы над фильмом «Мария Магдалина» у Руни Мары и Хоакина Феникса завязались романтические отношения.

Премьера «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» состоялась на фестивале «Сандэнс» 19 января 2018 года. Фильм также участвовал в основном конкурсе 68-го Берлинского МКФ.

«Не волнуйся, он далеко не уйдёт» получил преимущественно положительные отзывы критиков. На сайте «Rotten Tomatoes» фильм имеет рейтинг 80 % свежести на основе 45 рецензий со средним баллом 6.3 из 10. На сайте «Metacritic» - оценку 68 из 100 на основе 21 рецензии критиков, что соответствует статусу «в целом положительные отзывы».


ГАС ВАН СЕНТ:
«Книга, которая легла в основу сценария, базируется на реальной биографии, но наполнена сфантазированными ситуациями и диалогами. До сих пор непонятно, насколько Джон Каллахан, её автор и главный герой нашего фильма, был в ней близок к реальности. Многое в книге не основано на его личном опыте, часть этой истории он выдумал. Каллахан любил рассказывать фиктивные истории и будучи карикатуристом. Так он изменял свою жизнь, наполняя её новым содержанием. Джон всегда добавлял немного остроты в сюжеты своих карикатур. Мы использовали эту «приправу» в фильме, стараясь, однако, передать фактическую основу его биографии, концентрируя внимание на его аварии и выздоровлении, а также на его становлении как профессионального карикатуриста. Важным для меня было показать, что именно алкоголизм был настоящей инвалидностью Каллахана. Из-за пристрастия к спиртному он попал в аварию, но, с другой стороны, без этой встряски он бы не стал художником. В свою очередь, творчество стало его путем к выздоровлению - прежде всего, от алкоголизма. Эту сюжетную и жизненную амбивалентность мы хотели донести до зрителя. При этом я стремился показать не только некий период из жизни Каллахана, а именно его развитие как личности. Поэтому и выбрал не линейное повествование, а рассказ в нескольких временных плоскостях, произвольно сменяющих друг друга. Однако могу сказать, что фильм был и для нас самих полным неожиданностей, неким постепенным открытием».


ПРЕССА:

«Ван Сенту удалось выстроить структуру, которая отрицает всякое последовательное движение в каком-то одном направлении. Сюжет не бежит вперёд, не отматывается назад, и даже не крутится на месте (как Джон – в своём кресле), он разрастается одновременно во всех направлениях, как паутина. Одно событие цепляется за другое, флешбэки никак не обозначены, и жизнь Каллахана звучит, как симфонический оркестр: любовь и смерть, встречи и потери, бессилие и маленькие победы в прошлом, настоящем, будущем (хотя история реального Джона Каллахана, парализованного карикатуриста и алкоголика, завершилась в 2010-м) - составляют единую ткань фильма… Это фильм, в котором ясно различимы традиционные черты большой мелодрамы - слезливая история человеческого испытания (анонимные алкоголики - сила), отличные диалоги и серьёзные актерские работы… Идеальные мелодраматические исходные Ван Сент разбирает по косточкам, перемывает и собирает в произвольном порядке, добавив анимированные карикатуры самого Каллахана (большей частью гомерически смешные)… На выходе у Ван Сента - политкорректная история о карикатуристе, который в последнюю очередь был озабочен политкорректностью, странный посмертный сон о лучшей жизни, в которой, если есть подружка, то стюардесса из SAS, если друг – то богатый мудрый гей с идеальным характером. Если собрание анонимных алкоголиков, то обязательно с Удо Киром. А катастрофа - только для того, чтобы наконец понять что-то про себя и стать лучше. В конце концов, неидеальным людям есть, к чему стремиться. А к лучшему можно ехать и на электрической коляске» (Василий Степанов, «Сеанс»).

«Конечно, байопики всегда иллюстративны, и Ван Сент тщательно следует за событиями реальной жизни, но умело их перетасовывает, свободно распоряжается композицией, часто прибегает к флешбэкам и отказывается от всего, что могло загромоздить картину и сделать её «послание» более размытым. Так, в фильме нет и следа от музыкальных талантов реального Каллахана, который успел даже выпустить популярный диск. Главная задача - создать сильный, взрывной, необычный характер неисправимого ирониста и жизнелюба, начавшего пить с 12 лет и сумевшего одолеть своё пристрастие к алкоголю» (Валерий Кичин, «Российская газета»).

«Единственное, что спасает конфликтного и неординарного режиссёра Ван Сента от того, чтобы превратить свой фильм в работу какого-нибудь умеренного режиссёра-традиционалиста Лассе Халльтсрема - это то и дело оживающие на экране комиксы Каллахана. В них он оскорбляет чувства вообще всех, кто способен на чувства, и эти короткие чёрно-белые скетчи в духе Андрея Бильжо - самое непредсказуемое и живое, что есть в фильме. Если как следует погрузиться в каракули карикатуриста, то в них можно найти гораздо больше отчаяния и боли, чем в предсказуемом двухчасовом фильме о человеке, который, как говорят в дурных слоганах, «перестал ходить, но научился летать». Таким образом, Ван Сент и компания предлагают зрителю выбор. На поверхности - хрестоматийная драма о падении и воскрешении, об исцелении в любви и умиротворении в дружбе. Чуть поглубже - неголливудская история о том, что ненависть тоже может быть экологически чистым топливом для продолжения жизни» (Егор Москвитин, «Esquire»).

«Невзирая на эксцентрический заголовок, это благопристойное кино, содержащее все необходимые для успеха элементы: захватывающая биография в основе сценария, история краха и последующего восстановления, сверхидея «американской мечты» и звёздный актёрский состав. Простодушным зрителям такая картина обязана понравиться, растрогать их и даже заставить запомнить имя главного героя, о котором до сих пор в России могли знать только специалисты… Тема саморазрушения - то, чем Гас Ван Сент одержим с первых своих картин. Каким бы светлым и жизнеутверждающим ни был его новый фильм, он напрямую отражает мысли, преследовавшие режиссёра на протяжении многих лет… Гас Ван Сент превратил себя в главного специалиста по смерти, а свою фильмографию - в своеобразный мартиролог, жанрово разнообразный данс макабр. На этом фоне «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» кажется маленькой персональной революцией. Ведь он рассказывает о человеке, который потерял то немногое, что у него было, но чудом остался в живых - и вынужден двигаться дальше. «Время умирать» внезапно закончилось - настало «время жить»… И всё-таки лучшей терапией для Каллахана оказывается не отказ от алкоголя, не примирение с семейными травмами, не привычка к инвалидности и даже не верные друзья, а творчество. Эта тема проявляется в фильме постепенно и остаётся как бы на втором плане. Однако собственно карикатуры, хулиганские и вызывающе неполиткорректные - автор находит тёплые слова для куклуксклановцев, смеётся над сексуальными меньшинствами, карликами, интеллектуалами и, разумеется, инвалидами - пожалуй, самое интересное, что появляется на экране. Гас Ван Сент - очень серьёзный режиссёр, но в «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» главным спасением от респектабельной скуки традиционного байопика неожиданно становится юмор. Возможно, приближаясь к старости, Ван Сент стал консерватором, но вместе с новыми убеждениями он обрёл и дар самоиронии» (Антон Долин, «Meduza»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта