МЕЖДУ РЯДАМИ
(«In den Gаngen», Германия, 2018)
Режиссёр: Томас Штубер.
В ролях: Франц Роговский, Сандра Хюллер, Петер Курт, Рамона Кюнце-Либнов, Хеннинг Пекер, Андреас Леупольд, Герди Цинт, Михаэль Шпехт, Штеффен Шойман, Матиас Бреннер, Клеменс Мейер.
Жанр: драма.
Скромный и застенчивый Кристиан (Роговский) устраивается на работу в супермаркет. Под длинными рукавами спецодежды он прячет татуировки: в прошлом у этого парня явно не всё было гладко. Опекуном новичка становится Бруно (Курт), водитель вилочного погрузчика из отдела напитков. Он подробно объясняет Кристиану, как устроено местное закулисье. Секцию замороженных товаров, например, называют «Сибирью», а секцию морепродуктов - «Океаном». В первый же рабочий день между рядами супермаркета Кристиан замечает Марион (Хюллер) - сотрудницу отдела сладостей. Местом постоянных встреч для них станет комнатка с кофейным автоматом и фотообоями с тропическим пейзажем. Однако на пути у их любви возникнут два препятствия: его застенчивость и её семейное положение. Коллеги расскажут Кристиану, что Марион замужем, но, кажется, не слишком счастлива в браке…
37-летний Томас Штубер начинал кинокарьеру с работы над сериалами «Место преступления» и «Полицейский участок большого города», его полнометражный дебют – «Подростковый страх» (2008). «Между рядами» - уже третья совместная работа Штубера со знаменитым немецким писателем и сценаристом Клеменсом Майером. Их объединяет общее прошлое. Оба родились в ГДР и в подростковом возрасте стали свидетелями падения Берлинской стены. О судьбе восточных земель после объединения Германии рассказывают многие произведения Майера, в том числе и сборник «Ночь, огни» (2008), одна из новелл которого послужила основой для сценария «Между рядами». Новелла автобиографическая: в своё время писатель сам три года проработал водителем вилочного погрузчика в супермаркете. В фильме Майер снялся в камео, сыграв предполагаемого мужа героини Сандры Хюллер. Сотрудничество Штубера и Майера критики считают очень успешным. Снятая во время учёбы короткометражка «О собаках и лошадях» в 2012 году завоевала студенческий «Оскар» - награду, которую Американская киноакадемия вручает лучшим работам учащихся международных киношкол. Через три года в прокат вышел полнометражный «Херберт» - драма о некогда известном боксёре из ГДР, которому врачи ставят смертельный диагноз. Картина получила от Немецкой киноакадемии премию за лучший фильм года и награды за лучшую мужскую роль (Петер Курт) и грим. В рецензиях её сравнивали с «Рестлером» Даррена Аронофски. А сам Томас Штубер признаётся, что обожает творчество Джима Джармуша и Роя Андерссона.
Роль Кристиана стала самой успешной в карьере многообещающего Франца Роговского - актёра, которого называют «немецким Хоакином Фениксом» (зрители «Орлёнка» могли видеть его в фильмах «Виктория» Себастьяна Шиппера и «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке). У больших режиссёров он сейчас нарасхват. Сыграв у Михаэля Ханеке и в «Транзите» Кристиана Петцольда, Роговский перешёл на съёмочную площадку к американскому классику Терренсу Малику: немцу досталась роль в его военной драме «Радегунд». Не меньшего внимания заслуживает и актёрская работа одной из самых ярких звезд своего поколения Сандры Хюллер, широко известной по ролям в фильме «Реквием» (актриса удостоилась «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль на Берлинском МКФ и была номинирована на премию Европейской киноакадемии лучшей актрисе) и в нашумевшем европейском хите 2017 года - трагикомедии Марен Аде «Тони Эрдманн». Наставником Кристиана, Бруно, стал Петер Курт из сериала «Вавилон-Берлин», с ним Томас Штубер уже работал на картине «Херберт».
Съёмки фильма «Между рядами» проходили с февраля по апрель 2017 года в Лейпциге, Виттенберге, Биттерфельде и Карлсруэ. Всего было 30 съёмочных дней.
Фильм «Между рядами» участвовал в основном конкурсе Берлинского МКФ, был высоко оценен критиками, а также удостоен приза экуменического (христианского) жюри и приза гильдии немецкого арт-хауса. Кроме того, картина была номинирована на премию Немецкой киноакадемии за лучший фильм, лучшую женскую роль второго плана (Сандра Хюллер) и лучшую операторскую работу, а Франц Роговский получил премию Немецкой киноакадемии за лучшую роль.
В России картина впервые была показана в программе «8 ½ фильмов» 40-го Московского МКФ.
ТОМАС ШТУБЕР:
«Мои фильмы всегда рассказывают о повседневности. Меня не волнуют сливки общества. Я интересуюсь жителями окраин - теми, кто по тем или иным причинам оказался на обочине. Я даю им право голоса. В их историях я нахожу поэзию и масштаб. Как и в лучших драмах Шекспира, речь здесь идёт о вещах глобальных: о жизни, смерти и любви».
«То, что я делаю, можно обозначить как магический реализм. Поэзия и магия делают эти проходы, эти стеллажи живыми. Это пространство является ещё и своеобразным городом. Жизнь проходит в этой среде. Все эти ряды, по которым ездят покупатели с тележками, по которым путешествуют погрузчики, постоянно заняты. Там есть свои кварталы - отделы овощей, зелени, сладостей и другие. Плюс это театральная сцена. И саму сценичность задаёт вход. Когда люди заходят в супермаркет, там есть небольшой аквариум, который открыт для гостей. И с этого начинается сцена».
«Искусство - это всё равно политика, и в моём творчестве, в моём фильме есть смешное, печальное, грустное, ландшафт, имеющий политическую печать. Все персонажи, включая Бруно, являются лишними людьми».
«Я не изобрел такой подход, когда мы рассматриваем маленьких людей, но постарался вернуть к нему внимание. Сейчас мы смотрим на тех героев, кем хотели бы стать сами. А маленькие люди нам как бы неинтересны. Для этих маленьких людей деньги не главное, для них важна работа в смысле дела, ощущения сопричастности, ощущения действия и связанного с ним достоинства. Любить маленьким людям несложно, так же как и всем остальным людям. Все вещи, которые нас окружают в жизни, либо способствуют любви, либо являются преградой для неё… Моей задачей было показать что-то маленькое и незначительное в большом формате».
ПРЕССА:
«Если вы думали, что гипермаркет - это что-то унылое и простое, «Между рядами» вас разубедит. Отдел бытовой химии воюет с «Напитками», «Сладости» дружат со всеми, в «Сибири» (отдел замороженных продуктов) вообще один маленький погрузчик, и работники постоянно страдают, и так далее. Двухчасовой фильм Томаса Штубера начинается как комедия, но спустя час с небольшим берёт трагическую ноту и уже её не теряет. Весь мир - гипермаркет, а люди в нём даже не покупатели, а простые сотрудники, и каждый что-то скрывает от коллег - боль, депрессию или агрессивного мужа» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).
«Выдающаяся актёрская игра и виртуозная хореография вилочного погрузчика извлекают магию из обыденной повседневности» («Screen International»).
«В кино давно витала идея о создании сюжета про людей невидимой и незаметной профессии. И «Между рядами» идеально вписывается в эту концепцию. Вот кто помнит работников, которые обслуживают вас в магазинах каждый день? А самое главное, что, если у них, главных героев «Между рядами», получилось найти друг друга, то и у остальных людей всё может сложиться. Неважно, как они выглядят, говорят, ходят, что отделяет их от других. Ведь в супермаркетах, в служебных помещениях, куда посторонним вход воспрещён, тоже происходят настоящие страсти… Восхитительное кино «Между рядами» - это современная история любви в самом обычном месте. Двухчасовая история постепенно приоткрывает перед зрителями биографии героев, у каждого из них есть свои скелеты в шкафу и история. В отличие от голливудских романических сюжетов здесь никто не защищён от смерти, скорби или того, что тебе не ответят «да» на поставленный вопрос» (Дмитрий Бортников, «Киноафиша»).
«Очаровательное упражнение в неброском романтическом реализме… «Между рядами» соткан из тонких наблюдений и сердечной эмпатии по отношению к растоптанным жизнью персонажам» («The Hollywood Reporter»).
«Мотив хоть какого-то движения между рядами огромного магазина и его складов - пешком или на автопогрузчике, действительно является значимым для героев новой ленты Штубера, в третий раз обратившегося к литературным сочинениям Клеменса Майера (помимо «Херберта», ещё была короткометражка «О собаках и лошадях»). Ведь они пытаются любыми способами внести разнообразие в свою монотонную работу изо дня в день, как будто выключиться на время из скучной и изматывающей системы конвейерного труда, пусть и не стоят неподвижно у станков или на автомобильном заводе, тупо закручивая, например, гайки, как это делал прежний бродяга Чарли в «Новых временах» Чарльза Чаплина… Так или иначе, они стремятся по мере возможностей преодолевать рутинность и зацикленность собственного существования, иногда находя нечто необычное (вдруг расслышать отдалённый шум моря в медленном движении ножей автопогрузчика), даже будучи добровольными заложниками бездушного Молоха молла» (Сергей Кудрявцев, ivi).
«Нежная, смешная и очень точная картина. Мир товарных полок в ней - всего лишь фон. Герои, которые между ними перемещаются, снова открывают в себе людей, а не потребителей» («Die Welt»).
«Режиссёр Томас Штубер, у которого, как сейчас кажется, впереди будет и «Золотой медведь», и всё, что он только захочет, умудрился воспеть труд грузчика, работника сферы обслуживания, мимо которого мы проходим каждый день и не замечаем. Хотя дело не только в недооценённом Кристиане, не в его мудром сенсее Бруно, который учит его управляться с подъёмником так, будто это волшебная палочка, и не в прекрасной возлюбленной Марион из кондитерского отдела. Что более важно, постановщику удалось уловить до того незамеченную в кино неконвенциональную прелесть пригородов, которые, как известно, в любой стране одинаковые. Да, это, конечно, не Париж, не Венеция и не Ибица, но свою красоту можно найти и в спальном районе, где давно погасли все окна: и в последней электричке, и в ночном продуктовом. В конце концов, нет ничего обыденного и скучного в работе в гипермаркете, как нет на свете и обычных, непримечательных людей: все места удивительны, а люди всякие нужны и важны, ведь они неповторимы и необыкновенны. И это прекрасно» (Егор Беликов, ТАСС).
«Штубер приходит к утешительному заключению: какими бы уродливыми и безличными ни были условия, в которые помещает нас современный мир, мы всё равно найдем способ влюбиться» («Variety»).