ПЫЛАЮЩИЙ («Burning», Южная Корея, 2018)
Режиссёр: Ли Чан-дон.
В ролях: Ю А-ин, Чон Джон-со, Стивен Ян, Ким Су-гён, Чхве Сын-хо, Мун Сон-ген, Мин Бок-ки, Пан Хе-ра, Ли Бон-нём, Ли Ён-сок.
Жанр: драма.
Джонсу (Ю А-ин) обожает романы Фолкнера и собирается стать писателем. Однако пока он работает курьером в службе доставки. Однажды он встречает на улице знакомую детства Хэми (Чон Джон-со) и не узнает её: она сделала пластическую операцию и ведёт богемно-беспутный образ жизни - хочет стать актрисой, берёт уроки пантомимы, но временно перебивается живой рекламой товаров. Молодые люди становятся любовниками, но тут Хэми внезапно улетает в Африку, чтобы изучать танцы бушменов, а растерянный Джонсу остаётся в Сеуле, присматривая за котом своей девушки. Из Африки Хэми возвращается в компании Бена (Стивен Ян) - богатого сноба на гоночной машине, устраивающего вечеринки в модном районе Гэнгам. Девушка никак не может выбрать между двумя кавалерами - и они проводят время втроём, всё чаще ощущая возникающее между ними напряжение. И как-то раз Бен признаётся Джонсу в своём тайном и слегка преступном хобби: он сжигает по всей столице заброшенные пластиковые теплицы, уродующие, по его мнению, облик футуристического города. Узнав о этом Джонсу лишается покоя…
«Пылающий» - фильм одного из ключевых режиссёров Южной Кореи Ли Чан-дона, созданный им после восьмилетней паузы в карьере. Снимающий поэтическое философское кино Ли начинал свою карьеру как театральный режиссёр, затем был успешным писателем, а в игровом кино дебютировал в 1997 году нуаром «Зелёная рыба». Начиная со второго фильма, «Мятной конфеты» (программа «Двухнедельник режиссёров» МКФ в Канне и специальный приз жюри на МКФ в Карловых Варах), Ли - постоянный участник международных фестивалей от Канн и Венеции до Торонто и Карловых Вар. Его следующий фильм «Оазис» (2002) получает восторженные отзывы критиков, приз ФИПРЕССИ и «Серебряного льва» за режиссуру на МКФ в Венеции. Затем в жизни Ли Чан-дона следует неожиданный кульбит: его назначают министром культуры Республики Корея. Проработав на ответственной должности несколько лет, он возвращается в кино с «Тайным сиянием» (2007), а затем снимает ленту «Поэзия» (2010, приз за лучший сценарий на МКФ в Каннах).
Литературная основа сценария «Пылающего» - небольшой рассказ культового в России японского писателя Харуки Мураками «Сжечь сарай». В этой изящной новелле меланхолика и фаната джаза ничего толком не происходит: герой мечется от вселенской тоски, героиня исчезает, третий персонаж, Бен, хоть и признаётся в пиромании, ничего не сжигает. Хотя Мураками принимал участие в написании сценария, у Ли Чан-дона из лирической зарисовки получилась огромная по смыслу и масштабу экзистенциальная драма, скрещенная с психологическим триллером. Интересно, что соавтор сценария картины О Джон-ми (в киношколе Ли Чан-дон преподавал ей сценарное мастерство) владеет русским и английским, специализировалась на русской и английской литературе в Университете Ёнсе. Среди сделанных ею переводов: «Память, говори» Набокова и «Герой нашего времени» Лермонтова. После карьеры на телевидении, где она писала сценарии коротких телевизионных драм, и актёрского опыта, О изучала кинопроизводство в Корейском национальном университете искусств. Сняла как режиссёр несколько короткометражек. С 2013 года тесно сотрудничает с Ли Чан-доном в качестве сценаристки.
Главный герой «Пылающего» обожает романы Уильяма Фолкнера. Интересно, что рассказ Мураками, по которому поставлен «Пылающий», называется по-английски так же, как и новелла Уильяма Фолкнера (в русском переводе - «Пылающий амбар»).
Главные роли в фильме исполнили: актёр Ю А-ин, снявшийся в корейских хитах «Ветеран», «Потомки солнца», «Трон» и «Железный»; актёр Стивен Ян, ставший известным и любимым не только в Голливуде, но и в Корее, благодаря популярному телесериалу «Ходячие мертвецы» и фильму «Окча»; актриса Чон Джон-со - дебютантка в полнометражном кино, открытая режиссёром с помощью актёрских проб.
«Пылающий» был включён в основную конкурсную программу 71-го МКФ в Канне. Фильм получил рекордно высокую среднюю оценку кинокритиков, собранных журналом «Screen» - 3,8 из 4 возможных (1 место в рейтинге), а также был удостоен приза ФИПРЕССИ (ассоциации кинокритиков).
ЛИ ЧАН-ДОН:
«Похоже, что сегодня люди во всём мире, независимо от их национальностей, религий или социального статуса, рассержены по разным причинам. Ярость молодых людей является особенно насущной проблемой. Молодым людям в Корее тоже тяжело. Они страдают от безработицы. Они не находят надежды в настоящем и видят, что и в будущем ситуация не улучшится. Невозможно угадать цель, на которую они могут направить свой гнев, они чувствуют себя беспомощными. Тем не менее, всё выглядит так, как будто мир становится всё более изощрённым и удобным, таким прекрасно функционирующим местом. Для многих молодых мир становится всё более похожим на гигантскую головоломку. Это напоминает то, как главный герой в рассказе Мураками чувствует себя беспомощным перед человеком, чья истинная личность окутана тайной».
«Если бы мы говорили, что метафора - это понятие или смысл, то изношенная теплица в фильме - это образ, который выходит за рамки понятия или смысла. Она имеет физическую форму, но при этом прозрачна и там внутри ничего нет. Её когда-то сделали только для того, чтобы теперь она оказалась бесполезной. Она чисто кинематографична в том смысле, что не может быть полностью объяснена концепцией или идеей… В отличие от текстов, фильмы передают визуальные образы, которые сами по себе представляют собой просто иллюзию, проецируемую на экран лучом света. Тем не менее, публика принимает пустые иллюзии, придавая им смысл. В этом фильме я хотел показать мистику, которая лежит в основе кино как медиума».
ПРЕССА:
«Пылающий» - формально экранизация рассказа Харуки Мураками, вечно ностальгирующего о том, чего не было, мелодия судьбы - джазовая импровизация, ход событий не восстановить, можно только уловить общую тональность - минорную. Ли Чан-дон сохранил бемоль оригинала, герои мечутся из огня да в полымя под тихие стоны саксофона из вступительной композиции Майлза Дэвиса для «Лифта на эшафот» Луи Маля. Но проводы любви в «Пылающем» - не привычная лирическая мозаика из сигаретного дыма, взглядов украдкой и многозначительных оммажей классикам западной культуры, а феноменологическая трагедия, Джонсу - персонаж не Мураками или близкого по духу Пола Остера, а Альбера Камю… Джонсу ищет Хэми, но и своё детство тоже, с ужасом осознавая, насколько похож на полубезумного отца, как силён его собственный «великий голод», и постепенно из стороннего наблюдателя-автора он превратится в одержимого жаждой мести актора кровавого финала… «Пылающий» - редкий пример молчаливого описательного кино, в котором каждый кадр - большая проза, у воздуха есть вкус, цвет и, главное, запах: сгорает жизнь в топке времени, призрачным и горьким дымом воспоминаний, не оправдавшихся иллюзий поднимаясь в небо, скоро эти клубы унесёт ветер перемен, к лучшему или нет - тоже вопрос веры» (Зинаида Пронченко, «Кино ТВ»).
«Ли Чхан-дон задаёт своим героям просторную сетку координат, и «Burning» может шагнуть буквально в любую сторону: стать любовным приключением или лёгкой мелодрамой с магнетизирующими даже измученный каннский глаз сценами, социографическим экзерсисом о плохих людях на «порше» или даже фильмом о становлении писателя, но до самого финала умудряется сохранить энергию загадки, которая заставляет переворачивать страницы хорошей книги» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Для привлечения высоколобой публики по «Пылающему» разбросаны поэтичные фрагменты и визуальные метафоры, а повествование пронизано любимым на Дальнем Востоке ощущением неопределённости и неоднозначности. Однако в основе своей это очень простая и банальная психологическая зарисовка, и нужно быть настоящим фанатом корейского артхауса, чтобы разглядеть в «Пылающем» выдающееся полотно» (Борис Иванов, film.ru).
«Со времён «Блоу-ап» Антониони, по-моему, в кино не появлялось столь мощного высказывания об иллюзорности всего сущего, о «новой некоммуникабельности», когда люди остаются друг для друга загадками, неразрешимыми и пугающими. То есть кино не просто об очередной житейской истории, а о явлении - о болезни, с новой силой поразившей планету. История, которую нам рассказывают, как и болезнь, носит международный характер… Впечатление иллюзорности всего окружающего, недоступного для рациональных объяснений, усиливается тем, что фильм необыкновенно щедр на живописание этой реальности современной Кореи - её жилых кварталов, её человеческих обиталищ, то шикарных, как у Бена, то утлых, как у Джонсу, живущего на самой границе с Северной Кореей - так близко, что там постоянно гундосит пропагандистское радио «северных». Всё фактурно, рельефно, а на поверку - всё необъяснимо тает, как дым. Как кот, которого нужно кормить, хотя его нет. Как у Антониони труп в кустах, который зафиксирован на фото, но его словно бы не было» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«В кинематографе Ли Чан-дона жизнь так же прихотлива и непредсказуема, как литература, - но его сценарное письмо лишено подчёркнутой литературности, оно стремится к простоте и естественности. Он виртуозный психолог, что не мешает ему оперировать размашистыми метафорами и видеть трансцендентное сквозь будничное. Название «Burning» можно перевести и интерпретировать по-разному: и «Сжигающие», и «Горящие». Все трое прошли инициацию огнем: Джонсу в детстве, Хэми - у африканского костра, Бен - когда сжигал теплицы. В каждом горит скрытый огонь, который рано или поздно вырвется наружу. Ведь они охвачены «великим голодом», который, согласно верованиям африканских бушменов, отличается от «малого голода»: малый можно насытить едой, большой - лишь познанием мира и себя. Но в том и трагедия, что познать себя и, тем более, ближнего никто не в состоянии. «Пылающий» - картина о человеке как самой большой загадке вселенной, запертой шкатулке, ключ от которой даже не потерян, а просто ещё не создан. Отсюда мучения в любви, импульсивные действия, непонятные нам самим мании, фобии, странности. Огонь горит, но неизвестно, где отыскать для него подходящее топливо. Если лучшего не найдётся, пусть будут хотя бы заброшенные теплицы» (Антон Долин, «Meduza»).