ТРЕТЬЕ УБИЙСТВО
(«Sandome no satsujin», Япония, 2017)
Режиссёр: Хирокадзу Корээда.
В ролях: Масахару Фукуяма, Кодзи Якусё, Синносукэ Мицусима, Микако Итикава, Идзуми Мацуока, Исао Хасидзумэ, Судзу Хиросэ, Хадзимэ Иноэ, Адзю Макита, Итиро Огура.
Жанр: детективная драма.
Совершено дерзкое убийство. Злодей схвачен и предстаёт перед судом. 30 лет назад этот человек по имени Мисуми (Якусё) уже был наказан за двойное убийство, и теперь ему грозит смертная казнь. Защищать обвиняемого берутся адвокаты во главе с невероятно уверенным в себе юристом высшего класса Сигэмори (Фукуяма). Несмотря на то, что его клиент признал свою вину, Сигэмори пытается найти смягчающие обстоятельства и сменить гарантированный в такой ситуации смертный приговор на пожизненное заключение. «Правильная стратегия защиты - и есть правда», - уверяет он своего коллегу-новичка (Мицусима). Но чем глубже Сигэмори проникает в суть дела, тем более противоречивым оно становится. Показания жены и дочери убитого полны недомолвок, тогда как общение с подзащитным заставляет Сигэмори испытывать к нему странную, почти мистическую симпатию. Постепенно он всё больше проникается мыслью, что Мисуми никакой не убийца…
Фильм «Третье убийство» поставил по собственному сценарию классик японского кино Хирокадзу Корээда (1962 г. р.). Корээда окончил литературный факультет токийского университета Васэда и планировал стать писателем, однако после выпуска начал работать над созданием документальных фильмов в телекомпании «TVMan Union», сначала в качестве ассистента режиссёра, а затем как режиссёр. Начиная с 1995 года снимает игровые картины, которые заслужили широкое признание и получали награды на различных международных кинофестивалях. Корээда прозвучал на мировой фестивальной арене на рубеже веков как создатель дистиллированных опытов о природе жизни, управляемой рычагами сиротства и смерти. Корээда, которого мы любим и знаем сейчас: автор семейных хроник, в которых не умозрительный опыт, но чуткое наблюдение за течением повседневности с её сменами поколений и возрастных фаз дарит бесценное чувство утешения. Наиболее успешными фильмами Корээды являются картины «Призрачный свет» (1995, «Золотая Озелла» за лучшую режиссуру на МКФ в Венеции), «После жизни» (1998, призы за лучшие фильм и сценарий на МКФ в Буэнос-Айресе, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне), «Дистанция» (2001, основной конкурс МКФ в Канне), «Никто не узнает» (2004, основной конкурс МКФ в Канне), «Вместе мы идём, вместе мы идём» (2008, премия Азиатской киноакадемии за режиссуру), «Чудо» (2011, приз за лучший сценарий на МКФ в Сан-Себастьяне), «Сын в отца» (2013, приз жюри и приз экуменического жюри на МКФ в Канне), «Дневник Умимати» (2015, основной конкурс МКФ в Канне, приз зрительских симпатий за лучший фильм на МКФ в Сан-Себастьяне), «После бури» (2016, программа «Особый взгляд» МКФ в Канне). На только что закончившемся Каннском МКФ новая картина Корээды «Магазинные воришки» была удостоена высшей награды – «Золотой пальмовой ветви».
Фильм о дуэте-дуэли адвоката и его подопечного создан под впечатлением от романа Кэйго Хигасино «Жертва подозреваемого X» (2006), ставшего в царстве детектива событием такого масштаба, что был издан даже в России. Кстати, Масахару Фукуяма - актёр-талисман для Корээды, кочующий у него из фильма в фильм - прославился исполнением роли сыщика Галилея в киноверсии «Жертвы подозреваемого X», ставшего самым кассовым фильмом Японии 2008 года.
По словам Хирокадзу Корээды, ему хотелось достоверно изобразить адвокатскую работу, для этого он общался с юристами, один из которых сказал ему: «Суд - не то место, где выявляется правда».
Премьера драмы «Третье убийство» состоялась в рамках основной конкурсной программы Венецианского МКФ в 2017 году. Картина была номинирована на премии Азиатской киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль второго плана» (Судзу Хиросэ), «Лучшая операторская работа» (Микия Такимото) и «Лучший монтаж». Фильм также оказался триумфатором на церемонии вручения премий Японской киноакадемии, где его создателей наградили в шести номинациях (из десяти заявленных), помимо фильма в целом отметив, режиссуру, сценарий и монтаж.
ПРЕССА:
«В своём новом фильме живой японский классик Хирокадзу Корээда превращает пресловутое детективное расследование в философскую притчу о судьбе, правде и вине, попутно развернув привычный вектор направления фильмов данного жанра на 180 градусов… «Третье убийство», участвовавшее в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, совершенно не похоже на привычные детективы, которые с каждым шагом приближаются к разгадке. Здесь само понятие разгадки размывается с каждой новой сценой и диалогом… Корээда, сбавив темп до минимума, возложив ответственность за смену настроений в кадре на композитора Людовико Эйнауди и смакуя каждую актёрскую работу в своём фильме, придумал любопытную замену детективной составляющей в «Третьем убийстве», которая совершенно точно не придётся по душе фанатам жанра, зато понравится ценителям авторских произведений. Японский классик разбавляет судебную драму приличной дозой философии. На протяжении всего действа перед зрителями возникают вопросы: Существуют ли такие люди, которые не должны были быть рождены на этот свет? Есть ли кто-то там наверху, кто играет с нашими жизнями, словно игральными костями? Может ли человек брать под контроль жизнь другого, даже исходя из благих намерений? Где проходит та тонкая грань между судом и спасением?» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).
«Хирокадзу Корээда почти сразу делает ставку не столько на традиционную детективную интригу как таковую и, тем паче, на саспенс (как-никак ничья жизнь не находится в непосредственной опасности), сколько на более широкий, философский подход. Что есть истина и как её установить, имея дело исключительно с косвенными уликами?» (Евгений Нефёдов, ivi.ru).
«К «Третьему убийству» ведут два пути: прямой и окольный. Окольный в данном случае вернее - тем более что петляющей дорожкой идёт от постулата к постулату сам этот философский кинотрактат, принявший обличье судебного детектива… Обращаясь к разуму, этот фильм неожиданно приводит к озарению эмоциональному - прекрасному, как изящное и парадоксальное доказательство теоремы, в которой в качестве исходного здесь заданы истина и интерпретация, объективный факт и человеческое сознание. Великолепный вывод, к которому ведёт Корээда, схоронен среди отвлекающих красот и дельных наблюдений, как шпиль церкви среди холмов на петляющей тропинке из школьного сочинения героя Пруста. И каждый камешек на дороге к нему важен, чтобы постичь грандиозность его величавой простоты. Будьте внимательны, держите разум включённым - и это окупится откровением, которое останется неясным, если не пройти пошагово все стадии доказательства. В общем, с виду несложный, а на поверку - заковыристый случай» (Алексей Васильев, «Коммерсантъ Weekend»).