Скромнaя и зaбитaя учительницa физики мaдaм Жекиль (Юппер) - дaмa средних лет, которaя не пользуется популярностью в школе. Её не любят ни ученики, ни коллеги, дa и сaмa Жекиль побaивaется и первых, и вторых. Но однaжды во время стрaшной грозы в женщину попaдaет молния. Очнувшись от потрясения, онa обнaруживaет, что рaзряд электричествa кaрдинaльно изменил её. В кроткой мадам пробуждается дьявольская миссис Хайд. Властная и опасная для окружающих, она живёт внутри мадам Жекиль и ждёт удобного момента, чтобы отомстить своим обидчикам…
Литерaтурной основой для фильмa послужил знaменитый готический ромaн «Стрaннaя история докторa Джекилa и мистерa Хaйдa» (1886) шотлaндского писaтеля Робертa Льюиса Стивенсонa.
Фильм поставил французский актёр и режиссёр Серж Бозон (1972 г. р.). По доброй французской традиции Бозон начинал как кинокритик. Его статьи печатались в таких изданиях, как «Lettre du cinеma», «Cahiers du cinеma», «Trafic», «Cinema Scope». Выступал он и как актёр (снялся в более чем 40 кинолентах, часто в эпизодических ролях). Как постановщик Бозон принадлежит к группе молодых французских режиссёров, сформировавшихся вокруг упомянутого журнала «Lettre du cinеma». Среди других представителей этой группы молодых французских кинематографистов, которая называет себя «Свободные радикалы» или «Новое французское кино» - Жан-Шарль Фитусси, Пьер Леон, Венсан Дьетр, Бенжамен Эсдраффо, Сандрин Ринальди, Жан-Поль Сивейрак и Аксель Ропер (супруга и постоянный автор или соавтор сценариев Бозона). У каждого из этих режиссёров имеется свой уникальный взгляд на кино, поэтому говорить о каком-то «течении» или «волне» не приходится. При этом Бозон не только эрудированный синефил, но также и отчаянный меломан - это чувствуется в тщательно выверенных саундтреках к его фильмам. В 1998 году он снял свой первый полнометражный фильм - «Дружба» - на собственные деньги и всего за девять дней. Творческий коллектив, состоявший из друзей режиссёра работал бесплатно, а сам режиссёр исполнил главную роль. Фильм вышел в ограниченный прокат во Франции. Второй фильм Бозона - «Моды» (так называли себя представители британской молодежной субкультуры 1960-х годов). Процесс съёмок занял всего тринадцать дней. Саундтрек фильма составили песни «гаражных» групп 1960-х годов XX века: «The Callico Wall», «The Unrelated Segments», «Phil and the Frantics», «The Alarm Clocks», «The Seeds». Фильм был показан более чем на тридцати кинофестивалях. В 2007 году Бозон закончил фильм «Франция», оператором на котором впервые выступила сестра режиссёра Селин Бозон. Действие фильма происходит в конце I мировой войны. По мнению ряда фильмов «Франция» замышлялась как антипод известному фильмам Брюно Дюмона «Фландрия» и Жана-Пьера Жёне «Долгая помолвка». Сам режиссёр указывал на советские фильмы 40-х годов о Великой Отечественной войне как на источник своего вдохновения в этом фильме. Премьера картины состоялась на Каннском МКФ. Фильм был назван журналом «Кайе дю синема» в числе десяти лучших фильмов 2007 года. В ноябре 2010 года Бозон организовал в Центре Помпиду программу, посвящённую истории французского кино и создал по этому случаю 45 минутный псевдодокументальный фильм под названием «Импресарио». В 2013 году на Каннском МКФ был представлен новый фильм режиссёра «Тип-топ». Главную роль сыграла Изабель Юппер. В фильме отчётливо заметно ирония в адрес политики французского правительства в отношении иммигрантов и действий правоохранительных органов. Своими кумирами и образцами в творчестве Бозон называет представителей французской новой волны второго ряда - Поля Виккиали, Жана-Клода Бьетта, Пьера Зукка. Среди его любимых режиссёров: Фриц Ланг, Отто Премингер, Говард Хоукс, Николас Рэй. Для фильмов Бозона характерна отстранённость в изложении событий, использование мелодий и текстов песен 60-х годов, ирония по отношению к персонажам, критика в адрес традиционных буржуазных ценностей. Его фильмы сочетают условности и характерные особенности различных жанров - в первую очередь мюзикла и роуд-муви, а также кампус-комедии, мелодрамы.
Исполнительница главной роли Изабель Юппер не нуждается в представлении. Список фильмов с её участием приближается к двухсотой отметке, а количество всевозможных наград, к слову, не только кинематографических, говорят сами за себя. «Миссис Хайд» - доказательство того, что Юппер великолепна в роли, которая ей лучше всего удается - маньячки, спрятанной в теле обычной женщины. В лучшие моменты чёрная комедия Бозона напоминает «Пианистку», «Она» и «Церемонию» и дарит актрисе одну из лучших её ролей за последние несколько лет. За работу в «Миссис Хайд» Юппер получила приз на МКФ в Локарно.
Коллегами Юппер по фильму выступили известные французские актёры Ромен Дюри («Доберман», «Испанка», «Арсен Люпен», «Мое сердце биться перестало», «Красотки», «Париж», «Сердцеед», «Любовь на кончиках пальцев», «Пена дней», «Китайская головоломка», «Новая подружка», «Все деньги мира») и Хосе Гарсия («Полный привод», «Гильотина», «Сутенёр», «Иллюзия обмана», «Крутые меры»). Первоначальной на роль Пьера рассматривался Жерар Депардье, однако в итоге роль получил Хосе Гарсия.
«Миссис Хайд» входила в программы МКФ в Локарно, Нью-Йорке, Роттердаме и Берлине («Неделя критики»).
СЕРЖ БОЗОН:
(об идее «Миссис Хайд», которая принадлежит Аксель Ропер) «Идея Аксель была такой: экранизировать новеллу Стивенсона - но перенести действие в наши дни, в пригороды Парижа, в контекст школы и сделать протагонистом женщину. Причём вообще-то, Ропер хотела этот фильм снять сама, но в какой-то момент по ходу нашего диалога убедила меня взяться за эту историю: «Ты лучше справишься, лучше разбираешься в теме, лучше знаешь Изабель Юппер». И я был счастлив, так сказать, украсть у Аксель её кино - хотя бы потому, что я очень хотел снова поработать с Изабель, а «Миссис Хайд» давала мне такую возможность: я знал, что такой фильм Юппер заинтересует. К тому же я давно хотел снять кино об учителях - причём не ту банальщину, которую обычно о школах снимают, про любовь между учениками или отношениях между педагогами. Нет, мне было интересно показать сам процесс обучения, обозначить заложенные в него внутренние противоречия и вопросы. Как действительно устроен процесс усвоения новых знаний? Как вообще может один человек чему-то научить другого?»
«Я вообще люблю смешивать жанры, скрещивая их элементы с реалистическим материалом. Здесь у меня впервые появился шанс немного поиграть в фантастику. Причём вполне уместный - стивенсоновская фантастическая идея с сосуществованием двух личностей в одном человеке в «Миссис Хайд» рифмуется с другой невероятной коллизией совсем другого сорта: спустя 35 лет преподавательского стажа главная героиня вдруг из плохого учителя становится хорошим. Это же тоже абсолютная фантастика! Так в жизни просто не бывает - иначе это случилось бы куда раньше. А значит, такое превращение может произойти только по воле случая… Ну а это классическая для жанра фантастики коллизия: метаморфоза, которую персонаж пережил не по собственному желанию, не может быть предсказуемой или контролируемой. Так появилась интрига: как далеко зайдет перевоплощение мадам Жекиль, к каким последствиям приведёт? Какую цену она заплатит за то, что вдруг станет хорошим учителем? И как мы видим в фильме, цена оказывается очень и очень высокой. Тоже довольно классический, если задуматься, расклад».
«Мне не хотелось показывать превращение милейшей мадам Жекиль в монструозную мадам Хайд, нет. Мне было интересно через это превращение выпустить наружу всё то, что героиня в себе всю свою жизнь подавляла. Показать освобождение её женской природы - во всей полноте, как хорошего преподавателя, как носителя сексуальности, как человека в конце концов».
«Я счастлив был снова с ней поработать - во второй раз после моего предыдущего фильма «Тип Топ»! Признаюсь вам по секрету: всю первую неделю съёмок «Тип Топ» мы с Юппер страшно ругались, ей дико не нравился мой метод работы - она даже грозила всё бросить и уйти из проекта… А всё потому что у меня всегда заранее просчитан кадр - включая не только ракурсы камеры, но и движения актёра внутри кадра. Юппер долго отказывалась это принимать, она требовала свободу самой решать, как стоять, как двигаться. Но я не мог этого допустить - она же тогда стала бы думать только о том, как на неё падает свет, как ей предстать более выгодно в кадре. Но это бы не пошло на пользу персонажу, не правда ли? К счастью, за неделю она как-то привыкла, мы снимали на 35-миллиметровую плёнку, я не пользовался монитором во время съёмок, и поэтому возможности всё время бегать к нему смотреть, как получился кадр, у Юппер не было. Постепенно мы сработались - и на «Миссис Хайд» уже не было абсолютно никаких проблем. Надо сказать, что я толком не обсуждал с Изабель героиню и репетиций у нас не было - так что в отсутствие свободы передвижения внутри кадра у неё при этом была полная свобода интерпретации героини. Мне нравится, как она ей воспользовалась».
ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР:
«В первую очередь, для меня это был новый сценарий Сержа Бозона, режиссёра, которого я люблю и ценю и которого хорошо знаю по совместной работе над фильмом «Тип Топ». Я знаю его метод, его видение, его талант - и знаю, на какие невероятные вещи в кино он способен. Он даёт тебе как актрисе поразительную, очень редкую свободу - в том числе свободу пойти как угодно далеко в своих идеях по поводу роли и героини. Он даёт тебе возможность рисковать, пробовать такие крайности в актёрской игре, на которые многие другие режиссёры никогда не решатся. Пусть даже иногда доходит до гротеска, но это не страшно. Шанс снова эту свободу на площадке почувствовать, я упускать не могла».
«Мне кажется, Серж способен на удивительные полёты воображения - особенно в том, что касается персонажей, которые у него могут быть гротескными, фантастическими, абсурдными, то есть, такими подчеркнуто условными, откровенно воображаемыми фигурами. Как собственно и мадам Жекиль, она же мадам Хайд. Но территория, на которую он этих героев помещает - их окружение, мир на фоне, область коммуникаций и чувств - при этом абсолютно реалистична, мгновенно узнаваема на каком-то глубинном уровне. Так что, по-моему, кино Сержа Бозона рождается на стыке этих двух плоскостей».
«Интересно, кстати, что в сценарии комедийных элементов было больше, чем в итоге вошло в фильм. Но это нормально - в сущности, правильный баланс всегда нащупывается только по ходу съёмок. И Бозон владеет этой балансировкой мастерски. Я не так уж часто смеюсь в кино - особенно на фильмах, в которых снималась сама, но на «Миссис Хайд» смеялась не раз и не два. При этом в зале хватало и людей, которые были фильмом явно смятены, даже встревожены. По-моему, это прекрасно - только подтверждает, что кино получилось сложное и богатое по своей палитре».
ПРЕССА:
«Чёрная комедия-перевертыш Сержа Бозона не состоялась бы без Изабель Юппер, играющей главную роль. Она делает здесь то, что ей всегда больше всего удаётся - из бледной тени превращаться в световой столб, в случае «Миссис Хайд» буквально. Шутливое и просто сделанное кино получилось не только об обретении и принятии дьявольской тёмной сущности, но ещё и о совершенной беспомощности современной школы, разрыве зрелых и привилегированных учителей и детей, которые не понимают, какое отношение к ним имеет формула электрического заряда. Самое лучшее, как во всех маленьких фильмах, здесь припрятано в мелочах: в кретинических нарядах Ромена Дюри, в контрасте красного и голубого в школьной комнате, в ухмылках подростков, которые и не догадываются, что их преподавательница силой мысли может сжечь человека дотла. Лёгкое и умное кино о пограничном расстройстве и магическом реализме в отдельно взятой французской глубинке» (Алиса Таёжная, «The Village»).
«Изабель Юппер в очередной раз демонстрирует мастерство перевоплощения, рисуя портрет слабой, многострадальной, неудовлетворённой жизнью дамы, не видящей конца беспросветному и в общем-то бессмысленному существованию… Режиссёр-сценарист извлекает из сюжетной предпосылки любопытный сатирический эффект, живописуя картину нравов современного французского общества с едва маскируемой злой иронией… Возможно, убийственный сарказм, на который периодически сбиваются авторы, несколько уводит в сторону от стержневого аспекта, но суть иносказательного послания всё-таки очевидна. Пока не стало совсем поздно, следует срочно взяться за ум, дисциплинировать себя и начать пробиваться наверх, невзирая ни на дурную наследственность, ни, что важнее, на сопротивление окружающей среды» (Евгений Нефёдов, ivi.ru).
«Кажется, Бозон нарисовал утрированный собирательный образ современной французской школы. Ранее в лоб на эту тему высказался его коллега Лоран Канте фильмом «Класс» (есть и американский аналог - «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди). В отличие от коллег, Бозон не разыгрывает социальную драму и даже не ставит ребром иммигрантский вопрос: ведь у него арабский студент издевается над немолодой белой женщиной… Бозона интересует совсем другое - природа педагогики. Как может один человек научить чему-то другого. Как зажечь интерес к своему предмету. Как заставить себя слушать и уважать… Наверное, каждый более-менее амбициозный человек в своей профессиональной деятельности хотел бы стать мадам Хайд, своеобразным непобедимым монстром, однако жертв при таком раскладе не избежать. Парадоксально, но более всего перерождение мадам Жекиль похоже на изменения, которые происходили с героиней Алисы Фрейндлих в «Служебном романе». Недаром Бозон в одном из интервью заметил, что хотел показать механизм раскрепощения женщины, в том числе сексуального» (Наталья Серебрякова, kinochannel.ru).
«Миссис Хайд» относится к той категории фильмов, которые можно охарактеризовать одним словом - «странный». В нём вроде бы нет никаких необычных сюжетных ходов, но интересно, чем всё закончится. У него нет чёткой целевой аудитории, но свой собственный смысл здесь найдёт любой вдумчивый зритель. Нет даже чёткого ответа на вопрос: «А о чём это кино?», но после просмотра его хочется найти. И, кстати, это созвучно открытию, которое делает один из учеников Миссис Хайд, что думать, оказывается, интересно» (Вероника Скурихина, «Киноафиша»).