С 7 по 9 мая в рамках «Специального показа» (всего на трёх сеансах) в «Орлёнке» будет демонстрироваться полнометражный анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был?» (Грузия-Россия, 2017) - рассказ известного грузинского сценариста, драматурга и художника Резо Габриадзе о своём детстве и молодости, в которой реальные факты перемешиваются с фантазиями и снами 10-летнего мальчишки. В картине было использовано более 500 рисунков Резо Габриадзе. Все они были оцифрованы и анимированы. Режиссёром мультфильма стал сын Резо Габриадзе – Лео, а производством ленты занималась в основном компания «Вazelevs» Тимура Бекмамбетова. На Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале картина «Знаешь, мама, где я был?» была удостоена приза за лучший полнометражный фильм и приза имени Тонино Гуэрра за лучший сценарий.
81-летний художник, скульптор, писатель, драматург, сценарист и режиссёр, основатель театра марионеток в Тбилиси, Реваза (Резо) Габриадзе заслужил признание во всём мире, а его спектакли удостоены многих международных премий. Во Франции ему присвоено звание командора ордена Искусств и литературы. Американский журнал «New Yorker» признавал его «Сталинград» лучшей театральной постановкой года. Статуи его работы украшают улицы Санкт-Петербурга и Одессы. Но ещё больше Габриадзе известен как сценарист культовых советских фильмов «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза». Все знают, что Резо Габриадзе - потрясающий рассказчик, истории которого не оставляют равнодушных, прокрадываются в самую душу. «Грузия, Кутаиси. Только что кончилась война, радостей было мало. Нервы у всех были на пределе, беспризорные ходили стайками. Я жил партизаном в родном городе, и единственным островом, где было мне хорошо, была Библиотека № 6», - так начинается удивительная история Резо. Простыми словами маленького мальчика Габриадзе рассуждает о любви, уважении, покаянии, прощении, взрослении, в равных пропорциях перемежая смешное и грустное. Он рассказывает обаятельные и трогательные истории о том, как пройти проверку на человечность, постичь сострадание и найти красоту в мелочах жизни. Резо Габриадзе возвращает нам детство, время, когда ничего не страшно, когда всё плохое вот-вот закончится, а хорошее останется навсегда. Мы снова там - среди больших книг и высоких деревьев, крутим ногами неподатливый мир - получаем оплеухи от Менделеева, встречаем Владимира Ленина и Иосифа Сталина, побеждаем Адольфа Гитлера, летаем на истребителе и пишем признания в любви самой красивой женщине Кутаиси…
В режиссёрском кресле картины оказался Леван (Лео) Габриадзе - знаменитый «скрипач» из «Кин-дза-дза!», в более зрелом возрасте прославившийся американским веб-хоррором «Убрать из друзей». Он родился в 1969 году в Тбилиси в семье Резо Габриадзе и музыканта Елены Джапаридзе. Детство провел на съёмочных площадках и за кулисами Театра марионеток своего отца. С 12 лет начал работать ассистентом и актёром в этом театре. В 17 лет был приглашён на одну из главных ролей в фильм «Кин-дза-дза!». По окончании съёмок поступил в Театральный институт им. Шота Руставели, в котором за годы учёбы занимался сценографией и актёрским мастерством. Затем служил в Советской армии, в войсках противовоздушной обороны в звании рядового, должность - пожарный. В 1990 году поступил в Лос-Анджелесе в Калифорнийский университет на факультет дизайна и анимации. По окончании университета открыл дизайн-студию «Дижитал Джипсис» в Лос-Анджелесе. В течение 6 лет занимался созданием графического дизайна и анимационной графики. В 2000 году переезжает в Москву, где становится соучредителем и рекламным режиссёром кинокомпании «Базелевс», которая на сегодняшний день является одним из ведущих в России производителей рекламы и кино. B 2010 году снял свой первый полнометражный фильм «Выкрутасы», получивший приз зрительских симпатий «Золотая тайга» на фестивале «Дух Огня» в Ханты-Мансийске. Как режиссёр также снял новеллы для фильмов «Ёлки-2» (2011) и «Ёлки-3» (2013).
Лео Габриадзе: «Многие годы я с удовольствием слушал рассказы отца о своём детстве - они были полны смеха и слёз, любви, порой было сложно понять, что правда, а что вымысел. Но это было и не нужно - настолько трогательным был мир и его обитатели, о которых повествовал Резо… Отец часто их иллюстрировал, делал зарисовки… Но Резо никогда их не записывал, а мне хотелось поделиться ими с другими людьми. Единственным подходящим способом оказалось кино… В девяностые годы я начал изучать дизайн и компьютерную анимацию. Тогда и возникла идея анимировать, оживить отцовские рисунки. К 1994-м году я собрал рассказы отца и раскадровки к будущему фильму, но тогда не потянул его - очень большой объём для одного человека. Примерно шесть лет назад мы снова стали обсуждать эту идею, уже на студии «Базелевс». Тимуру Бекмамбетову замысел очень понравился».
Тимур Бекмамбетов, продюсер: «Я познакомился с Резо зимним вечером 1994 года, и с тех пор мы не расстаёмся. Резо стал для меня родным человеком - частью семьи, частью «Базелевса», где его все знают и любят, где и вырос этот фильм - первый документальный фильм в истории нашей кинокомпании. Эта картина - мой оммаж старшему коллеге и знак глубочайшего признания его самобытности, таланта и невероятного обаяния».
Лео Габриадзе: «Для меня эта история - возврат к корням. Приятно было работать с отцом над такой родной темой, обратиться к истории семьи. Мне будет важно показать фильм своим детям. Это поможет им понять свое происхождение. Для зрителя это - история взросления. Многие авторы, особенно в пожилом возрасте, обращаются к воспоминаниям детства и юности. То время обретает, когда мы оглядываемся назад, манящие, сказочные черты. Мы можем попытаться увидеть, что же такого произошло с тем маленьким мальчиком, что стало спусковым крючком, импульсом пойти в искусство. Резо говорит о любовном письме, которое он, написал за местного «авторитета» для его подруги - отправная точка для будущего писательства. Из таких маленьких случаев вырастает судьба… Фильм этот - смесь жанров. Прежде всего, это устный рассказ - то есть, по существу, литература. Для меня результат больше всего похож на ожившую книгу, где иллюстрации движутся, а автор говорит вслух. Важен элемент фантазийности, который привносит анимация. Мы имитировали технику перекладки, которую использовали такие мастера, как Норштейн и Хржановский. Для зрителя она выглядит знакомой и естественной, не перегруженной. Эта её простота обезоруживает и настраивает на нужный лад, как и форма устного рассказа, известная с древних времен. Разноплановость историй и стиля, как мне кажется, соответствует характеру отца. Драматург, художник, глава кукольного театра, он живёт в созданном им самим мире. Мультфильм и демонстрирует его взгляд на мир - где-то почти документальный, а где-то сказочный, магический».
Название фильма «Знаешь, мама, где я был?» - это первая строчка грузинской детской народной потешки (перевод на русский В. Берестова): Знаешь, мама, где я был?
В поле зайчика ловил.
Оседлал и прокатился,
Поиграл и отпустил. Резо Габриадзе напевает её с самого детства и специально для фильма стишок был записан в виде песни в исполнении самого Резо и грузинского народного ансамбля «Швидкаца» на русском и грузинском языках.