ОСТРОВ СОБАК
(«Isle of Dogs», США-Германия, 2018)
Режиссёр: Уэс Андерсон.
Жанр: анимационная фэнтези-басня ХХI века.
Япония будущего. По Указу коррумпированного мэра Кобаяши всех собак города Мегасаки помещают в карантин на отдалённом острове из-за «собачьего гриппа». 12-летний мальчик Атари, племянник мэра, в одиночку отправляется на миниатюрном летательном аппарате на этот мусорный остров, чтобы найти своего верного пса по прозвищу Спотс. Там на Острове собак Атари и стаю его новых друзей-дворняг ждут приключения, которые решат будущую судьбу всей Префектуры…
Это уже девятая полнометражная картина американского мэтра душевно-эксцентричного артхауса Уэса Андерсона. До этого были: «Бутылочная ракета» (1996), «Академия Рашмор» (1998), «Семейка Тененбаум» (2001), «Водная жизнь» (2004), «Поезд на Дарджилинг» (2007), «Бесподобный мистер Фокс» (2009), «Королевство полной луны» (2012), «Отель «Гранд Будапешт» (2014, Гран-при жюри 64-го Берлинского МКФ). Уэсли Мортимер Уэльс Андерсон (1969 г. р.) - американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Многократно был номинирован на премию «Оскар»: в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» («Отель «Гранд Будапешт»), трижды в категории «Лучший оригинальный сценарий» («Семейка Тененбаум», «Королевство полной луны») и в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм» («Бесподобный мистер Фокс»). А началось всё с того, что Уэс Андерсон познакомился на уроках сценарного мастерства в Техасском университете в Остине с Оуэном Уилсоном, впоследствии своим частым соавтором сценариев. Они начали показывать друг другу свои рассказы и давать советы. Однажды так родилась идея снять фильм - в итоге на свет появилась «Бутылочная ракета», которую в 1994 году Андерсон с Уилсоном снимали на деньги своих отцов. Так как финансы быстро закончились, пришлось сделать всего лишь короткометражный фильм, который позже, в 1996-м, трансформировался в полнометражный… Картины Андерсона являются в высшей степени авторскими, так как он принимает участие в каждом этапе кинопроизводства. Режиссёр насыщает кадры огромным количеством подробностей, к тому же, Андерсон - меломан, тщательно подбирающий музыку к фильму, хороший пример этому - «Поезд на Дарджилинг». «Собачий остров» - второй полнометражный мультфильм Андерсона после картины «Бесподобный мистер Фокс», и также выполненный в раритетной технике стоп-моушен-анимации. Сценарий Андерсону помогали писать его друзья Роман Коппола, Джейсон Шварцман и японский писатель, радиоведущий, редактор, дизайнер интерьера, креативный директор, диджей, сценарист и актёр Куничи Номура, засветившийся в «Трудностях перевода» и «Отеле «Гранд Будапешт».
Идея «Острова собак», как признается сам Андерсон, возникла сначала как визуальный образ: режиссеру захотелось снять фильм про собак на острове-свалке. Сюжет пришёл уже потом, в процессе обсуждения с соавторами сценария. Влияние на авторов фильма оказали работы Акиры Куросавы, Хаяо Миядзакаи и рождественские ролики компании «Rankin/Bass Productions». На вопрос, какие фильмы о собаках он смотрел перед съёмками «Острова», Андерсон ответил: «Отчаянные псы» Мартина Розена и «101 далматинец».
На карте мира действительно есть место под названием Остров собак, но расположено оно не в Японии, а в восточном Лондоне, Англия.
Название фильма «Isle of Dogs» созвучно фразе «I love dogs».
Шерсть кукольных собак была сделана из шерсти альпака.
Уэс Андерсон устроил конкурс, призом в котором стала возможность озвучить одного из персонажей фильма. Единственное требование к участникам конкурса заключалось в том, что они должны были пожертвовать 10 долларов некоммерческой организации «Film Foundation», основанной Мартином Скорсезе. Эта организация специализируется на сохранении и восстановлении старых фильмов со всего мира.
Премьера «Острова собак» состоялась 15 февраля на открытии 68-го Берлинского МКФ - это первый в истории фестиваля мультфильм, который был выбран в качестве фильма открытия Берлинале. В итоге Уэс Андерсон был удостоен в Берлине приза «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу.
УЭС АНДЕРСОН:
«Джейсон, Роман и я начали заниматься проектом, потому что хотели сделать фильм о брошенных собаках, которых оставили на свалке. То есть идея была в том, что стая собак живёт среди мусора. Но мы также говорили о том, чтобы сделать что-то в Японии, о Японии, фильм, который бы отражал нашу общую любовь к кинематографу этой страны, в особенности - к Акире Куросаве. События могли бы разворачиваться где угодно, но всё сошлось, когда мы поместили их в фантастическую версию Японии».
«Я заинтересовался японской анимацией ещё до того, как занялся «Бесподобным мистером Фоксом». Я не был большим поклонником анимации вообще. На этом же фильме источником вдохновения для меня послужили работы двух режиссёров: Куросавы и Миядзаки… Мне кажется, Миядзаки привносит детали и моменты тишины. Он показывает природу и умиротворенность, ритм, который несвойственен американской анимационной традиции. Это нас вдохновило. Иногда, когда мы с композитором Александром Деспла работали над саундтреком, мы натыкались на места, где музыкой приходилось жертвовать, поскольку фильм требовал тишины. Всё это - от Миядзаки».
«В анимации существуют свои специфические проблемы. К примеру, оказывается, что вот эта конкретная кукла не может улыбнуться. Ты уже два с половиной года занимаешься производством и внезапно сталкиваешься с подобным. Такое происходит достаточно часто. Но всегда есть обходные пути и решения. У тебя нет выбора, надо что-то решать. В итоге ты делаешь какие-то изменения в кукле, добавляешь что-то - в общем, выкручиваешься».
«Мы сразу поняли, что для города Мегасаки нам надо придумать политическое устройство. У нас уже был мэр в качестве героя, и мы знали, что-то должно происходить в политической жизни города, что будет двигать сюжет. Конечно, это наша фантазия о том, каким может быть устройство этого выдуманного японского города. Со временем мы осознали, что наш сюжет смотрится актуально, и даже стали черпать вдохновение из реальных событий. Но всё равно для нас «Остров собак» остаётся историей, которая могла бы произойти в любом месте и в любое время».
ПРЕССА:
«Для начала скажем главное - да, это очень смешно… Все потенциально картонные ситуации спасены мохнатыми куклами, гэгами и канонической андерсоновской симметрией кадра, которая может напрягать постоянством в других его фильмах, но здесь приковывает к экрану продуманностью мизерных пространств. Очевидно, съёживание окружающего мира до вымышленной косточки маленькой сшитой собаки, чьи пластиковые глаза смотрят в душу зрителя, - триумф метода позднего Андерсона, для которого не существует мелочей… И это очень по-японски. Японская эстетика, предметная и сильно привязанная к подробному миру полутонов и микроритуалов, работает на Андерсона и не выглядит в «Острове собак» просто декорацией… Андерсон, никогда не стыдившийся пастиша, запихивает испуганных собак в лодки канонического полотна Хокусая, ради сиюминутных сцен берет в оборот театр кабуки, сумоистов и драки из самурайских фильмов, подражает эстетике японских гравюр и акварелей… Японские острова, как яблочные деревья в «Бесподобном мистере Фоксе», или снежные горки в «Отеле «Гранд Будапешт» нужны ему, чтобы рассказать свою уже известную историю – о неистребимости террора и детском желании внутри каждого человека выступить за всё хорошее и против всего плохого… Без особенных стараний можно найти политические аналогии Андерсона с современным кризисом беженцев (острова, лагеря, тонущие лодки посреди бурного моря, сегрегационные инициативы государств) и даже, если захочется, холокостом и колониализмом. Безусловно имея это в виду, Андерсон вместо проговоренного манифеста выбирает шутки, флирт и пустячки… Андерсоновское кино про то, что чувство справедливости - важнейший инстинкт, который у нас отнимают по мере взросления, снято без живых людей, потому что люди почти утратили здравый смысл и потеряли доверие. Идея, что 12-летние дети, которые любят своих собак, могут быть лучшими президентами, чем условный Дональд Трамп, в 2018 году уже не кажется такой бредовой… Современное гуманистическое кино спокойно уходит в анимацию, комиксы и кукольный театр, потому что разговоры с серьёзным тоном утомили всех» (Алиса Таежная, «Афиша Daily»).
«Сюжет «Острова собак» настолько цельный и самобытный, что кажется экранизацией какого-нибудь знаменитого японского комикса. Но Андерсон выдумал всё это сам, вместе с постоянными соавторами… Картина родилась из любви к собакам, антиутопиям и японской культуре, и, если вам это кажется несколько странным, вспомните, насколько аутентичной и правдоподобной была выдуманная Европа в «Отеле «Гранд Будапешт». Главным источником вдохновения Андерсон называет Акиру Куросаву, но не самурайские его фильмы, а «Пьяного ангела» и (разумеется) «Бездомного пса»… Интонацию и ритм «Острова собак» задаёт музыка Александра Деспла - поистине композитора-протея. Его саундтрек начисто лишён сентиментальности и навеян традициями японской традиционной барабанной музыки… Безусловно, «Остров собак» - очаровательная сказка, меньше всего похожая на поточную голливудскую анимацию, даже самую лучшую, и сопоставимая по самобытности с шедеврами британской студии «Aardman» или японской «Ghibli». Но это ещё и картина о сопротивлении слабого и честного сильному и лживому. О том, как устроена политика. О том, что самые важные вещи (от защиты природы до защиты жизни) в списке государственных приоритетов всегда занимают последние места. А ещё о том, что иногда для победы не нужно быть ловким, удачливым или даже умным: вполне достаточно того, что ты прав» (Антон Долин, «Meduza»).
«Главное в картине - пространство, существующее по своим законам. Мир у Андерсона всегда немного винтажный (даже в технофэнтези про собак проберётся старенький телевизор), прописанный в запоминающихся деталях. Превращающий вымысел в реальность. Как свалка, состоящая из многоэтажных мусорных брикетов, - образ современного человечества, источника жизнеопасных отходов. У его фильмов узнаваемый почерк, немного витиеватый, составленный из тысяч точных штрихов. Все они украшают и «Остров собак». Неспешные прихотливые диалоги. Продуманный рисунок мизансцен. Надписи в кадре. Фирменная цветовая палитра, здесь - в мрачной тональности. Самоирония. Внезапные крупные планы, которые редко увидишь в анимационном кино. Лохматые собаки с выразительными лицами оборачиваются прямо в камеру и внимательно в нас всматриваются. Иногда из их глаз текут слезы. Из-за сочувствия к нам, неразумным… «Остров собак» - фэнтези и басня ХХI века. Здесь звери доходчиво излагают свои мысли. С людьми сложнее, чтобы их понять - особенно некоторых - нужен перевод. А их вовсе не переводят, кричат себе с трибун с перекошенными лицами что-то угрожающее. Зачем их переводить? В общем, всё, как в жизни. Басня нуждается в морали. Анимационная мифология Андерсона в финале ставит вопросы: кто мы? куда идём? зачем?» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).
«Мусорный остров с его высушенными пейзажами, жесткой борьбой за ресурсы и отсутствием комфортных условий для жизни напоминает гетто, будь то современные районы для нелегальных мигрантов или концентрационные лагеря времен Второй мировой, а образ мэра Кобаяши - с усатым парадным портретом на кроваво-красном фоне, подлой борьбой с политическими оппонентами в лице учёных, создавших лекарство против «собачьего гриппа», и мечтой уничтожить ненавистных ему собак, всех до единой - и вовсе не вызывает сомнений в реальных исторических прототипах… Режиссёр говорит, что очень хотел передать в мультфильме свое очарование Японией. В дело пошло всё: и гравюры, и хокку, и традиционная музыка с использованием барабанов тайко. Несмотря на то, что влияние фильмов Акиры Куросавы и анимации Хаяо Миядзаки нельзя не заметить, это, однако, всё равно очень андерсоновский фильм, в котором затейливость картинки, трогательность персонажей и абсурдная вежливость диалогов между животными выходят на первый план» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).
«Сценарий вообще заметно отстаёт по качеству от визуальных фантазий Андерсона. Впрочем, на этот раз и они не блещут оригинальностью и повторяют знаменитые симметричные композиции его предыдущих картин, или сюжет известной комедии о войне кошек с собаками, или стилистику сериальных «транформеров» всех мастей и конструкций, или приёмы японских манга и картины гениального Миядзаки - одного из кумиров Андерсона. Повторяют так усердно, что фильм часто напоминает сборный конструктор для детворы, а его автор - уставшего клоуна, который вышел на арену смешить по долгу службы, не чувствуя уже ни божества, ни вдохновенья, и хватает без разбора все попавшие под руку сколько-нибудь яркие предметы. Возможно, эти визуальные фантазии могли бы составить десяти-пятнадцатиминутную комическую антиутопию, но более чем полуторачасовой фильм кажется остановившимся, непонятно кому адресованным и, в общем, скучным» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Для Уэса Андерсона этот фильм - определённо шаг вперёд, проект в котором сошлось сразу многое, в идейном и в техническом смысле очень амбициозный, может быть, самый амбициозный в творчестве режиссёра. «Остров собак» вполне глубокий, ни разу не легкомысленный и не просто симпатичный, пожалуй, даже вообще не симпатичный. Анимационному фильму про собак положено быть милым, но сложно назвать таковыми персонажей, которые отплёвывают блох, чешутся, чихают, скалят гнилые зубы, подозреваются в поедании друг друга и даже почти ощутимо пованивают. Тут и превосходно сделанные куклы, от мальчиков-барабанщиков с поблескивающими на плечах оспинами до мэра Кобаяши, обладателя грязных и грубых ногтей. И виртуозно созданный мир мусорного острова. Мелькают черты разных жанров - от вестерна до антиутопии и постапокалиптики… Для синефилов будут цитаты из всего, в частности, из японского культурного наследия: от поп-культуры до чего-то более классического, типа Куросавы и Миядзаки. В кадре - роботы и восстание машин (вернее, против машин), политические убийства и общественная борьба» (Марина Латышева, «Профи Синема»).
«Андерсон жонглирует именами: мэр Кобаяси – не великий ли режиссёр Кобаяси, автор «Кайдана» и «Бунта самураев»? ученый Ватанабе – не аниматор ли Ватанабе, известный своим «Ковбоем Бибопом»? Андерсон развлекается цитатами из вестернов, перебирает в памяти мотивы знаменитых дистопий – от «Побега из Нью-Йорка» до «1984»… Но остаётся Андерсоном: цветовые композиции и многослойные фактуры, живое ребяческое дыхание рукотворной фантазии для него важнее актуальной политинформации, хотя историю сосланных собак и бунта юного Атари, конечно, без труда можно спроецировать на самые острые вопросы современности… «Весёлая музыкальная трагедия» - такой подзаголовок был у союзмультфильмовского «Голубого щенка». Впору он и «Собачьему острову». Ворох изящных сцен, из которых можно было бы склеить дюжину великолепных анимационных короткометражек, стянут воедино старомодным, громовым, словно из японского кино 60-х доносящимся, саундтреком Александра Деспла и утешительной темой «I Won’t Hurt You». Да, утешение - то, с чем Уэс Андерсон справляется сегодня лучше всех, хотя год от года у его пилюлей радости из страны вечного детства всё более горькая начинка» (Василий Степанов, «Сеанс»).