10.04.2018
КЛАССИКА ОТ КЛАССИКА С 19 по 25 апреля в «Орлёнке» пройдёт ретроспектива фильмов Ингмара Бергмана, приуроченная к столетию со дня рождения одного из величайших режиссёров мирового кино, трёхкратного лауреата премии «Оскар», автора более 60 художественных и документальных лент. В рамках ретроспективы будут показаны 5 кинокартин шведского режиссёра, снятых в период с 1957-го по 1978 год и признанных классикой мирового кинематографа. Программа ретроспективы: 19 апреля, 18.15 и 24 апреля, 18.15 СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ
(«Det sjunde inseglet»/«The Seventh Seal», 1957)
Автор сценария и режиссёр: Ингмар Бергман.
В ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерут, Нильс Поппе, Биби Андерссон. Середина XIV столетия. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс после долгих лет, проведённых в крестовых походах, возвращаются в Швецию, где свирепствует чума. За Блоком приходит Смерть, он не боится умереть, но прежде хочет понять, зачем человек приходит в этот мир. Чтобы страдать, терпеливо сносить жестокость, несправедливость, унижение? Или для того, чтобы любить?..
«Мысль о том, что я умру и тем самым перестану быть, что я войду в ворота Царства мрака, что существует нечто, чего я не способен контролировать, организовать или предусмотреть, была для меня источником постоянного ужаса. И когда я вдруг взял и изобразил Смерть в виде белого клоуна, персонажа, который разговаривал, играл в шахматы и, в сущности, не таил в себе ничего загадочного, я сделал первый шаг на пути преодоления страха смерти». В этом признавался после своей «Седьмой печати» Ингмар Бергман, режиссёр, занимающий в мировом кинематографе совершенно особое место - человека, задающего себе самые «проклятые» вопросы, обнажающего самые скрытые стороны жизни и втягивающего в свои размышления нас, зрителей. И у нас нет шанса отвертеться - такова художническая сила великого шведа.
«Седьмая печать» была удостоена Специального приза жюри на МКФ в Каннах. 20 апреля, 18.15 и 25 апреля, 18.15 ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА
(«Smultronstället»/«Wild Strawberries», 1957)
Автор сценария и режиссёр: Ингмар Бергман.
В ролях: Виктор Шёстрём, Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Макс фон Сюдов. Исак Борг полвека проработал врачом, пациенты просто молились на него. А для своих близких он - заносчивый, раздражительный, чёрствый эгоист. Устав от людей, Борг уже несколько лет как сознательно обрёк себя на одиночество. Правда, теперь должен его прервать - вместе с женой сына Марианной доктор отправляется на машине из Стокгольма в Лунд, чтобы получить там почётную премию за долгий безупречный труд. Эта поездка превращается для Борга в путешествие не только в пространстве, но и во времени - в его памяти всплывают события давно минувших лет…
«Земляничная поляна» - самая знаковая картина Ингмара Бергмана. Этот фильм входит в число главных вершин мирового искусства. В нём нет скандинавской холодности и отстранённости, он очень эмоциональный, чувственный, волнующий и очень личный. Бергман говорил, что главный герой фильма - это, по сути, он сам, одинокий, самоутверждающийся неудачник, хотя и добившийся успеха.
Фильм награждён главным призом МКФ в Берлине - «Золотым медведем». Бергман за сценарий к этой картине был номинирован на премию «Оскар». 21 апреля, 18.20 ПЕРСОНА («Persona», 1966)
Автор сценария, режиссёр и продюсер: Ингмар Бергман.
В ролях: Биби Андерссон, Лив Ульман, Маргарета Крук, Гуннар Бьёрнстранд, По всем внешним признакам жизнь актрисы Элизабет Фоглер удалась: замечательный муж, очаровательный сын, прекрасная театральная карьера. Но во время очередного спектакля она внезапно замолчала и больше не проронила ни слова. Доктор, определив, что физически и психически Элизабет абсолютно здорова, отправляет её в сопровождении медсестры Альмы на море. Две женщины оказываются наедине, вдали от мира, чтобы попытаться понять, для чего они пришли в этот мир - чтобы быть самими собой или сыграть выдуманные роли? Жить или имитировать жизнь?..
Всё началось с фотографии. Однажды Ингмар Бергман, случайно увидев снимок Биби Андерссон и Лив Ульман, поразился какому-то странному сходству между актрисами. А через непродолжительное время снял один из самых значительных фильмов в своём творчестве, камерный и аскетичный по форме, с пугающе бездонными глубинными смыслами. Режиссёр называл «Персону» стихотворением в кадрах и признавался, что достиг в ней своего предела в свободном прикосновении к бессловесным тайнам, выявить которые может только кинематограф. 22 апреля, 18.20 ШЕПОТЫ И КРИКИ
(«Viskningar och rop»/«Cries and Whispers», 1972)
Автор сценария и режиссёр: Ингмар Бергман.
В ролях: Харриет Андерссон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юзефсон. Сестры Агнес, Мария и Карин всегда сохраняли видимость хороших родственных отношений, как и положено в аристократической семье. Но никогда не были близки по-настоящему. Каждая жила своей жизнью. А теперь Агнес умирает, в страшных муках. И сёстры, как и принято, по очереди дежурят у её постели. Но единственным человеком, способным проникнуться её страданиями, своим сочувствием, теплотой и любовью хотя бы на время приглушить боль, оказывается служанка Анна…
Этот фильм великого Бергмана был отмечен десятками кинонаград, а великий оператор Свен Нюквист получил своего первого «Оскара». Четверть века длилось их совместное творчество, они даже думали одинаково и понимали друг друга с полуслова. Нюквист работал с разными режиссёрами - от Луи Маля до Вуди Аллена, - но считал самыми лучшими в мире Тарковского (с которым сделал «Жертвоприношение») и Бергмана. «Шёпоты и крики» потрясают операторскими световыми и цветовыми решениями, а особенно - портретами четырёх актрис, участвующих в этой человеческой драме.
Фильм получил Гран-при технического жюри МКФ в Каннах, был номинирован на «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший сценарий», а сам Ингмар Бергман называл «Шёпоты и крики» (наравне с «Персоной») наиболее важной картиной в своём творчестве. 23 апреля, 18.15 ОСЕННЯЯ СОНАТА
(«Höstsonaten»/«Autumn Sonata», 1978)
Автор сценария и режиссёр: Ингмар Бергман.
В ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман, Хальвар Бьерк, Гуннар Бьёрнстранд, Эрланд Юзефсон. Шарлотта Андергаст - знаменитая пианистка, все её чувства и мысли отданы только музыке. Она создала свой идеальный красивый мир, без сложностей и проблем. Но, приехав после семилетнего перерыва в дом старшей дочери Эвы, она сталкивается с реальной жизнью, наполненной болью и страданием…
Есть такое явление - бергмановские актрисы: Лив Ульман, Ингрид Тулин, Биби Андерссон, Харриет Андерссон и ещё несколько выдающихся исполнительниц, воплощавших на экране замыслы шведского гения, а часто - вдохновлявших его на творчество. Огромная галерея поразительных женских образов. Ингрид Бергман (несмотря на фамилию), в ближний круг режиссёра никогда не входила (и родственных связей между ними нет). Но Ингмар Бергман всегда восхищался редкой красотой, эротической притягательностью и исключительным профессионализмом голливудской звезды. Много лет оба вынашивали идею совместного фильма, и, наконец, в конце 70-х появилась «Осенняя соната», в которой Ингрид Бергман и Лив Ульман рассказали историю взаимоотношений матери и дочери, историю об эгоизме, взаимонепонимании и страстной тоске по любви.
«Осенняя соната» удостоена приза «Золотой глобус» как «Лучший зарубежный фильм», а на соискание премии «Оскар» выдвигались Ингрид Бергман («Лучшая актриса») и Ингмар Бергман («Лучший оригинальный сценарий»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|