ГОНКА ВЕКА
(«The Mercy», Великобритания, 2018)
Режиссёр: Джеймс Марш.
В ролях: Колин Фёрт, Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Кен Стотт, Марк Гэтисс, Джонатан Бэйли, Эндрю Бакан, Анна Маделей, Женевьев Гонт, Тим Дауни, Себастьян Арместо, Адриан Шиллер, Кит Коннор, Элинор Стэгг, Сэм Хоар.
Жанр: драма.
В 1968 году, чтобы спасти свою компанию от банкротства, британский бизнесмен и яхтсмен-любитель Дональд Кроухёрст, заложив всё своё состояние и оставив дома жену и троих детей, решает осуществить мечту всей жизни, совершив в одиночку рискованное кругосветное морское путешествие в рамках гонки за приз газеты «Sunday Times». Вскоре после старта, столкнувшись со многими трудностями одиночного плавания и осознав, что здoрoвo уcтупает в клacce и oпытe ocтaльным учacтникaм рeгaты, Дональд понимает, что это соревнование ему не выиграть. Но желание победить пересиливает всё остальное - Кроухерст задумывает совершить безумную авантюру…
Фильм основан на реальных событиях. Кстати, о приключениях Дональда Кроухёрста был снят советский фильм «Гонка века» (1986 год).
Поставил фильм британский режиссёр Джеймс Марш. Свою режиссёрскую карьеру он начал с нескольких документальных фильмов для BBC. Его фильм «Король» с Гаэлем Гарсия Берналем в главной роли был показан на Каннском МКФ 2005 года в рамках программы «Особый взгляд». В 2008 году вышел документальный фильм Марша «Человек на канате» о Филиппе Пети, прошедшим на канате между башнями Всемирного торгового центра. Фильм получил премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм, премию BAFTA и множество других наград. Другой документальный фильм британского постановщика - «Проект Ним» (2011) - был номинирован на премию BAFTA за лучший документальный фильм. В 2014 году вышла самая известная работа Джеймса Марша - фильм о жизни Стивена Хокинга «Вселенная Стивена Хокинга» с Эдди Редмэйном в главной роли. Картина получила множество наград, включая номинацию на премию «Оскар».
Во время съёмок фильма британскому актёру Колину Фёрту («Вальмон», «Дневник Бриджит Джонс», «Бриджит Джонс: грани разумного», «Моя ужасная няня», «Мамма миа!», «Король говорит!», «Шпион, выйди вон!» и франшиза «Kingsman»), исполнившему роль Кроухёрста, было 55 лет. Самому Дональду Кроухёрсту было лишь 35 лет, когда он стал участником кругосветной гонки.
Изначально роль Клэр - жены Дональда Кроухёрста - должна была исполнять Кейт Уинслет. 31 марта 2015 было объявлено, что вместо неё сыграет Рэйчел Вайс.
Съёмки фильма проходили с мая по июль 2015 года в Великобритании - в Тинмуте, Дорсете и на побережье Девона. Так совпало, что в Девоне живёт семья Колина Фёрта. Съёмки были настолько экстремальными, что в один из съёмочных дней Колин Ферт попал в больницу с вывихом бедра. Интересно, что мэра в «Гонке века» сыграл Джофф Бладон, который является сыном реального мэра города Тинмута, занимавшего этот пост в те времена, когда стартовала та самая кругосветная гонка, в которой Кроухёрст принимал участие. В конце июля съёмки проходили на Мальте – в студийном бассейне. В основном снимали шторм - его в бассейне сотворили очень убедительно, создав огромные волны при помощи специальных машин и обстреляв актёра со всех сторон из водных пушек.
Мировая премьера фильма состоялась 6 февраля 2018 года.
Фильм «Гонка века» стал одной из последних работ композитора Йохана Йоханнссона, скончавшегося 9 февраля 2018 года.
«Гонка века» получил положительные отзывы критиков. На сайте «Rotten Tomatoes» рейтинг составляет 76 %, основываясь на 42 рецензиях со средним баллом 6,4 из 10. На сайте «Metacritic» картина имеет рейтинг 63 из 100, что соответствует статусу «в целом положительные отзывы».
КОЛИН ФЁРТ:
«Мне кажется, это очень человечная история. Конечно, не каждому удастся соотнести себя с моим персонажем, потому что вряд ли многие из нас пытались обогнуть земной шар на лодке. Но хрупкость человеческой психики, гнетущая скорбь одиночества, калейдоскоп ошибок, совершаемых под давлением обстоятельств, - всё это так же универсально, как какой-нибудь «Король Лир». Главный герой неидеален, он делает много глупостей, но им движут лучшие побуждения, и у него совершенно бескорыстные стремления. Это очень подкупает… Он был немножко гением, мечтателем, изобретателем. Но при этом отцом и мужем, жил нормальной, в чём-то даже скучной жизнью. Когда ты погряз в обывательском болоте, желание сделать что-то экстраординарное по-человечески очень понятно».
«Мне было бы интересно провести эксперимент, чтобы посмотреть, на чём люди основывают свои суждения. Скажем, рассказать людям только первую половину истории Кроухёрста и спросить, что они думают об этом человеке и его решениях. И только после этого раскрыть, преуспел ли он в своих начинаниях или нет… Конечно, все эти истории о невероятных подвигах начинаются примерно одинаково. Герои всегда прут наперекор трудностям, всегда рискуют жизнью, всегда оставляют кого-то дома и часто оказываются просто недостаточно подготовленными. Никогда ничего не проходит идеально. Но если всё получается, эта сумасбродная авантюра мифологизируется и воспринимается как проявление героизма. Так что, мне кажется, каждое решение в нашей жизни мы интерпретируем, исходя из того, к чему оно в итоге привело. Возможно, это и справедливо. Но в истории с Кроухёрстом многие эти интерпретации были очень жёсткие, нечестные, предвзятые».
«Как бы я хотел рассказать вам истории о смертельных опасностях в открытом море. Но нет, было не настолько трудно. Иногда было холодно. Почти всегда мокро. Были трудности с освещением и ветром. Но одной из самых больших проблем было справление естественной нужды. Моряки предлагали ходить в туалет за борт, но не всех эта перспектива привлекала. Так что приходилось сдерживаться или же, когда совсем невмоготу, плыть на берег. Кроме того, в лодке было довольно тесно. У неё были ограничения по скорости, поэтому мы не могли уплывать дальше, чем три мили от берега. Так что у нас были проблемы с картинкой. Если вдруг что-то попадало в кадр, нам надо было определиться, что с этим делать. Отредактировать на компьютере, повернуть лодку или подождать? Были дни, когда мы вообще не могли выйти в море, и приходилось искать, чего бы ещё такого снять. Это было некомфортно».
(о работе над сценами в лодке) «В основном эти сцены были отсняты в студии. С одной стороны, нет большой разницы, потому что ты внутри и не видишь, что именно трясёт твою лодку. Тебя в любом случае укачивает. А с другой - разница колоссальная, потому что в перерыве можно вернуться в трейлер, полежать и сходить в туалет по-человечески. Но парни старались на славу и трясли кабину так, будто от этого зависела их жизнь. Мне ещё повезло, что я не страдаю клаустрофобией. Я рассчитывал, что на студии построят декорацию, которую можно разделить на части и снимать в более-менее открытом пространстве с разных углов. Но ничего подобного. Это была тесная капсула, которая двигалась целый день, а внутри сидели я, оператор и режиссёр. Когда я вечерами шёл домой, мне казалось, что у меня земля под ногами всё ещё движется».
«У меня была установка к концу съёмок исхудать, но это было очень сложно спланировать. Вес уходил постепенно, а снимали мы в хронологическом порядке. Но пока я худел для поздних сцен, я для контраста старался выглядеть пополнее в сценах ранних. Накладки носить не приходилось, но костюмеры ни в чём себе не отказывали, наслаивая на мне огромные джемперы, жилеты и рубашки».
(о сцене с залезанием на мачту) «Я не боюсь высоты так, как все нормальные люди, потому что в подростковом возрасте немного занимался скалолазанием… Эти времена уже давно прошли, но я всё ещё не боюсь высоты. Поэтому я очень хотел взобраться на эту злополучную мачту, но какой там! Мне позволили залезть на неё только наполовину, а потом доставили меня на самый верх на специальной подвеске. Всё это время внизу стоял человек, отвечающий за безопасность на площадке, и следил за тем, чтобы мы не нарушали условий страховки. Было бы очень смешно, если бы я, самый неатлетичный человек на свете, получил травму, выполняя каскадерский трюк. Не Том Круз, а я. Вот это был бы номер».