Последние дни Первой мировой войны. Циничный карьерист лейтенант Прадель отправляет свою роту на верную гибель. В бессмысленной кровавой мясорубке сын миллионера Эдуар Перикур спасает жизнь скромному бухгалтеру Альберу Майяру, но сам получает тяжёлое ранение. Его лицо чудовищно изуродовано, и таким он не хочет появляться в доме отца. Объявив себя погибшим и навсегда скрыв лицо под маской, Эдуар под чужим именем начинает рисовать потрясающие картины о войне. Альбер становится импресарио «человека без лица». Друзья по несчастью поселяются в Париже и придумывают лихой план, как вырваться из отчаянной бедности. А тем временем Прадель, разбогатевший на аферах в похоронном бизнесе, по злой иронии судьбы женится на сестре Эдуара. И пути бывших сослуживцев очень скоро пересекутся…
Горькая и смешная, детективная и поэтичная киноистория по одноимённому роману Пьера Леметра, удостоенному Гонкуровской премии в 2013 году.
Альбер Дюпонтель (1964 г. р.) – французский актёр, режиссёр и сценарист. Окончив Школу драматического искусства, играл в престижном Национальном театре Шайо. Широкая публика познакомилась с ним благодаря юмористическим стэнд-ап-шоу. Через некоторое время Дюпонтеля пригласили на телевидение, и вскоре он стал одним из самых популярных юмористов Франции. Но истинной страстью Альбера все же оставалось кино. Как актёр он снимается в картине Жака Одиара «Очень скромный герой» (1995, номинация на премию «Сезар» в категории «лучший исполнитель мужской роли второго плана»). Популярность и признание Дюпонтелю принесла скандальная драма «Необратимость», вышедшая в 2002 году, а в 2004 году актёр снялся в военной мелодраме Жана-Пьера Жёне «Долгая помолвка». А за роли в картинах «Два дня для убийства» и «Болезнь Захса» Дюпонтель был вновь номинирован на премию «Сезар». Но главное в планы Дюпонтеля входило создание кинопроектов, где он бы выступал и как сценарист, и как режиссёр, и как актёр. В 1996 году он выпустил провокационный и язвительный фильм «Берни», номинированный на премию «Сезар» в категории «Лучший дебют». В 1998 году Дюпонтель делает свой второй фильм «Творец», где размышляет о положении художника в обществе. 2006 год ознаменован фильмом «Взаперти», где в эпизодах снялись Терри Гиллиам и Терри Джонс. В 2009 году на новую волну успеха Дюпонтеля возносит комедия «Злодей» о грабителе банков, который скрывается от правосудия в доме своей матери. Наконец, комедия «9 месяцев строгого режима» (2013) получает 6 номинаций на премию «Сезар» (в т. ч. за лучший фильм и лучшую режиссуру), а сам Дюпонтель удостаивается премии за лучший сценарий. Сценарий же фильма «До свидания там, наверху» Дюпонтелю пришлось переписывать 13 раз, прежде чем автор книги остался доволен всеми изменениями, внесёнными в его сюжет. На роль Альбера Майяра изначально планировался бельгийский актёр Були Ланнерс, однако из-за смещения графика съёмок в последний момент он вынужден был покинуть проект. Образовавшуюся брешь пришлось закрыть самому Дюпонтелю. Таким образом на сегодняшний день он снялся во всех своих режиссёрских проектах.
Картина «До свидания там, наверху» получила 5 премий «Сезар» в категориях «Лучший режиссёр» (Дюпонтель), «Лучший адаптированный сценарий» (Дюпонтель), «Лучшая работа оператора» (Венсан Матиа), «Лучшая работа художника-постановщика» (Пьер Кефлен, Лилит Бекмезян, Мими Лемпика), «Лучшие костюмы». Кроме того фильм был удостоен номинаций на премию «Сезар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший актёр» (Дюпонтель), «Лучший актёр второго плана» (Нильс Ареструп и Лоран Лафитт), «Лучшая актриса второго плана» (Мелани Тьерри), «Лучший саундтрек» (Кристоф Жюльен), «Лучший монтаж» (Кристоф Пинель), «Лучший звук».
АЛЬБЕР ДЮПОНТЕЛЬ:
(о романе Пьера Леметра) «Я получил большое удовольствие от чтения, увидел в книге памфлет против нынешней эпохи. Все персонажи в ней удивительно современны. Существует небольшая группа жадных и алчных людей. Они, Прадели и Марсели Перикуры, для которых нет веры и закона, управляют миром и заставляют страдать многочисленных Майяров. А те, в свою очередь, пытаются выжить. Впрочем, такое происходило на протяжении веков. Ещё в книге есть универсальная история об отношениях между властным отцом и его сыном, непонятым и брошенным. А афера героев с памятником павшим - своеобразная красная нить, задающая интригу и ритм повествованию. Все элементы сошлись таким образом, что впервые экранизация показалась мне легко осуществимой и резонной. Кроме того книга Леметра, можно сказать, настоящая инструкция для сценария. Настолько текст визуально окрашен, а психология персонажей детально описана».
(о сценарии) «Нужен был такой сценарный виток, чтобы превратить эту историю в фильм. Афера с памятником, предложенная Эдуаром, в книге происходит в последней трети. Я перенёс её почти в самое начало. Зритель более ленив, чем читатель. Чтобы держать ритм и внимание, я связал всех персонажей между собой сильнее, чем было в книге… Первый вариант я написал довольно быстро, за три недели, без каких-либо трудностей. Я же говорил: книга Леметра - практически инструкция. Но, надо заметить, снимали мы по тринадцатому варианту. Пьер предоставил мне полную свободу. Мы виделись лишь пару раз и только для того, чтобы обсудить концовку».
(о знакомстве с Науэлем Пересом Бискайяртом на кастинге в июле 2015 года) «Эта «рутина» иногда позволяет найти уникальное. Так было в случае с Науэлем. В момент первой встречи я понял: вот он - Эдуар Перикур. Взгляд, манера двигаться, дерзкое и ироничное лицо - всё это было в нём. Меня удивили его серьёзность, профессионализм, абсолютная отдача. Закончилось всё тем, что он сумел сконцентрировать всего своего персонажа в одном лишь взгляде. Мне ничего не оставалась, как его снимать».
(о выборе Лорана Лафитта на роль Праделя) «Всё просто. Я искал французского Витторио Гассмана, который воплощал бы в себе юмор, трагизм и нуар. Лоран показался мне идеальным кандидатом. Ему удался персонаж потому, что у Лорана огромные способности, он с удовольствием погрузился в игру - отстранённую, холодную, неукоснительную и чёткую. Его актёрская сила в том, что он не судит морально своих персонажей. И это даёт ему свободу творчества».
(о своём персонаже Альбере Майяре) «Изначально я не собирался играть эту роль. За год до начала съёмок я пригласил одного из моих любимых актёров, он согласился, но через какое-то время сказал, что не сможет принять участие в этом приключении. Я кинулся искать замену, но большинство подходивших для роли актёров были заняты, а некоторые, в том числе именитые, не отвечали моим представлениям о персонаже. Поэтому я решил - больше из необходимости, нежели из желания - сыграть сам, хотя это было непросто. Кстати, мне показалось, что актёры с большим усердием вовлекаются в процесс, когда режиссёр является одним из них».
(о музыке в фильме) «Оригинальную написал Кристоф Жюльен, с которым я работаю со времени «Злодея». Он очень талантливый композитор. Во время предварительной работы мы обсуждали с ним величайших композиторов той эпохи - Равеля, Мийо, Форе, Гершвина. Но музыку он, конечно, написал свою. Хотя использовали мы и музыкальные цитаты из классиков - из Нино Роты (тема из фильма «Я не понимаю»), Эннио Морриконе («Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений»), Флетчера Хендерсона («Variety Stomp»).
ЛОРАН ЛАФИТТ:
(о своём персонаже) «Это злодей, которого приятно ненавидеть, он даёт юмористическое вдохновение. Было интересно сделать из него негодяя, немного театрального, этакого денди-сноба… Характер моего Праделя в большей степени проявляется через то, как он относится к своей внешности, через его костюмы и элегантность… Кроме этого, от него всегда должна была исходить настоящая угроза. Нужно было найти баланс между всеми его чертами. Ну, а некоторые сцены были сложными в физическом плане. Когда мы снимали в окопах, это было тяжело. Но разве можно жаловаться, что наши ноги утопали в грязи, когда мы рассказываем о трагедии, перевернувшей миллионы жизней? И это было настолько невероятно, что я чувствовал себя как ребёнок. Словно путешествие во времени: звуки выстрелов, взрывы снарядов, грязь по колено, костюмы, в которых нереально жарко. Вот это и есть самое удивительное в профессии актёра - возможность окунуться в другую эпоху, в экстремальные ситуации, не подвергая себя опасности. Это, конечно, несравнимо с теми реальными драматическими событиями, но даёт невероятно сильные эмоции».
(о своей последней сцене) «В тот момент, когда меня засыпает тонна песка, и я исчезаю из вида, меня должна была поднять на поверхность электроплатформа. Но она не сработала. Я был погребён, вообще не мог двигаться, песок был везде, я не мог дышать, как будто под водой. Меня вытащили за руки. Это длилось буквально несколько секунд, но мне они показались вечностью».
НАУЭЛЬ ПЕРЕС БИСКАЙЯРТ:
(о своём персонаже, у которого нет лица и голоса) «Помню, на первых пробах я задавался вопросом: «А как разговаривать без голоса?» Безусловно, у меня были сомнения, и я чувствовал, что будет непросто. Я пересмотрел множество видео, где воспроизводится гортанный звук. Это способ, которому обучаются люди, перенёсшие удаление голосовых связок. Для этого требуется немало времени. Для фильма, конечно, не было необходимости заходить настолько далеко, но это позволило мне найти верный звук. А относительно лица… Мы много работали над взглядом и масками. Маски помогали выразить всё то, что не могло показать скрытое лицо. И ещё акцент делался на движении тела. По задумке Альбера, Эдуар должен был стать практически персонажем из комедии дель арте».
«У меня остались самые разные воспоминания. Дождливые дни, когда мы снимали в траншее. Невероятная сила съёмочной группы, чтобы держаться, несмотря ни на что. День, когда я заболел, и мне было очень плохо, но надо было играть весёлую сцену с Элоизой. Когда меня таскали на носилках под палящим солнцем при полном макияже и залитого кровью. Небольшие перерывы, когда я вообще не понимал: это я просто устал или мне хочется спать из-за углекислого газа. Ещё - питьё через ноздри маски с помощью соломинки. Ну, и многое другое».
ПРЕССА:
«Роскошная экранизация одноимённого романа Пьера Леметра, удостоенного Гонкуровской премии в 2013 году. Местами горькое, местами весёлое, местами детективное, поэтичное киноповествование Альбера Дюпонтеля о последних днях Первой мировой войны и двух последующих годах. Великолепные актёры, эмоциональное, но чёткое развитие сюжета, прекрасные декорации, музыка, выразительное изображение, Париж как место действия - превосходный фильм для любителей кино» (screendaily.com).
«Фильм невероятный, вдохновляющий. В нём поэзия смешивается с юмором. Смелость Дюпонтеля пленит и делает из прекрасной книги киношедевр» («Rolling Stone»).
«Дюпонтелю удалось создать фильм, редкий для нынешнего французского кино, несомненно, коммерческий, прекрасно сочетающий в себе высокий профессионализм, сюрреалистический юмор и крайне «чёрные» темы. С точки зрения киномастерства, он заслуживает только похвалы. В его настроении - смесь мрачности и легкомысленности. По интонации и стилистике напоминает «Долгую помолвку» Жан-Пьера Жене, французский кассовый хит» (hollywoodreporter.com).
«Зрелищный фильм, который рождает твердую убеждённость: кино - это носитель правды. Той, что в сердцах людей» («Le Nouvel Observateur»).
«Фильм одновременно трагичный, сюрреалистичный и эстетичный. Он проработан до деталей. Невероятно приятно видеть французское кино, способное быть эпичным и волнующим, не скатываясь при этом в академизм и патоку» («L’Express»).
«Герои фильма - люди, вернувшиеся с самой бессмысленной и жестокой бойни, - видели столько смерти, что стали к ней равнодушны. Но, рассказывая их историю, Дюпонтель находит место для легкомысленности, человечности и творчества. Это великолепное и изысканное произведение искусства, где глубокие и серьёзные идеи «упакованы» в ясный сюжет и насыщенную эмоциональность. Это фильм о жизни, освещённой призраком смерти» (goombastomp.com).
«Экранизация одноимённого приключенческого романа Пьера Леметра, которую нельзя пропустить - настолько это умопомрачительное зрелище с особой атмосферой, юмором и блестящими актёрскими работами самого режиссёра Альбера Дюпонтеля и Науэля Переса Бискайярта, исполнившего главную роль в прошлогоднем каннском призёре «120 ударов в минуту», а здесь играющего одними глазами и телом» (cinemaplex.ru).
«Великолепный фильм, который станет классикой» («Cinephile»).