17-летняя старшеклассница Кристина Макферсон учится в консервативной католической школе в Сакраменто. Она ищет своё место в мире, обладает непростым бунтарским характером и живым воображением, которые выделяют её среди остальных сверстников. Её волосы выкрашены в странный красно-розовый цвет, а имя Леди Бёрд она дала себе сама и именно так просит её называть. Её главная мечта - вырваться из провинциального захолустья и поехать учиться в Нью-Йорк…
Сценаристом и режиссёром фильма выступила американская актриса, сценарист, режиссёр, «королева хипстеров» Грета Гервиг (1983 г. р.), добившаяся наибольшей известности благодаря съёмкам в независимых малобюджетных проектах, где она иногда выступала и как сценарист. Вершиной этой деятельности стали работы в фильмах режиссёра Ноя Баумбаха «Гринберг» (2010, номинация на премию «Независимый дух» за лучшую женскую роль) и «Милая Фрэнсис» (2012, номинацию на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии). Также Гервиг снималась у таких неординарных постановщиков как Уит Стиллман («Девушки в опасности»), Вуди Аллен («Римские каникулы»), Тодд Солондз («Такса»). «Леди Бёрд» - первая самостоятельная режиссёрская работа Гервиг, хотя опыт в режиссуре у неё уже был - снятая на пару с Джо Сванбергом мелодрама «Ночи и выходные» (2008).
События фильма «Леди Бёрд» разворачиваются в 2002-2003 годах. В это время Грета Гервиг выпускалась из Католической школы святого Франциска в её родном городе Сакраменто (штат Калифорния, США). Главную героиню Гервиг назвала Кристиной в честь своей матери. Кроме того, мама главной героини в фильме работает медсестрой. Кристина Гервиг в реальной жизни также работала медсестрой. Но несмотря на явный «автобиографический след» в «Леди Бёрд», Гервиг утверждает, что в подростковом возрасте она была полной противоположностью главной героини фильма.
Первый вариант сценария «Леди Бёрд» был толщиной в 350 страниц, что соответствует фильму длительностью около шести часов. Грете Гервиг пришлось радикально поработать над сокращениями.
Ноа Баумбак, прочитав раннюю версию сценария, предлагал помощь в работе над ним и свою кандидатуру на должность режиссёра проекта, но Гервиг, подумав две недели, решила, что сможет всё сделать сама. Закончила написание сценария в конце 2013 года, она послала его продюсеру Скотту Рудину, который целых одиннадцать часов обсуждал его с другим продюсером Эли Бушем, после чего дал Гервиг зелёный свет на съёмки фильма. Рабочим названием картины было «Матери и дочери».
Главную роль в «Леди Бёрд» исполнила Сирша Ронан (1994 г. р.) - ирландская актриса, известная по ролям в фильмах «Искупление» (2007, номинация на премию «Оскар»), «Я никогда не буду твоей» (2007), «Город Эмбер: Побег» (2008), «Милые кости» (2009), «Ханна. Совершенное оружие» (2011), «Византия» (2012), «Гостья» (2013), «Как я теперь люблю» (2013), «Отель «Гранд Будапешт» (2014), «Бруклин» (2015, номинация на премию «Оскар»). Сирша Ронан и Грета Гервиг впервые встретились в 2015 году на МКФ в Торонто. Ронан ещё до этой встречи ознакомилась со сценарием «Леди Бёрд» и почувствовала желание сыграть роль главной героини. Они обсудили сценарий во всех деталях в номере отеля, а Ронан изобразила главную героиню, прочитав перед Гервиг вслух её текст. В тот момент Гервиг поняла, что нашла свою Леди Бёрд. Ронан показалась ей идеальной кандидатурой на эту роль. В одном из своих интервью Гервиг сказала, что она вообще предпочла бы, чтобы весь фильм состоял из одних лишь крупных планов лица Сирши Ронан, так как её восхищает невероятная красота актрисы.
Грета Гервиг пригласила снимать этот фильма оператора Сэма Леви, потому что ей понравилось работать с ним в качестве актрисы в фильмах «Милая Фрэнсис» (2012), «План Мэгги» (2015) и «Госпожа Америка» (2015).
Словосочетание «Леди Бёрд» в настоящее время хорошо известно в американской культурной истории как прозвище Клаудии Альты Тейлор Джонсон, жены 36-го президента США Линдона Джонсона. Фильм Греты Гервиг не имеет никакого отношения ни к самому Джонсону, ни к его жене, но так совпало, что в американском прокате он вышел в то же время, что и байопик о Линдоне Джонсоне «ЛБД» режиссёра Роба Райнера.
Мировая премьера «Леди Бёрд» состоялась 1 сентября 2017 года на МКФ в Теллуриде. А в американском прокате кассовые сборы картины перекрыли её производственный бюджет, составивший 10 миллионов долларов, примерно в 4,5 раза.
«Леди Бёрд» получила признание кинокритиков. На сайте «Rotten Tomatoes» фильм даже временно побил рекорд, удерживаемый «Историей игрушек-2» (у этого фильма 163 отзыва на сайте, и все положительные). У «Леди Бёрд» было 196 положительных отзывов подряд, однако затем появился один отрицательный отзыв, который подпортил идеальную статистику. Сейчас на «Rotten Tomatoes» фильм имеет рейтинг 99 % на основе 282 рецензий со средним баллом 8,7 из 10. На сайте «Metacritic» фильм имеет оценку 94 из 100 на основе 48 рецензий критиков, что соответствует статусу «всеобщее признание».
Фильм «Леди Бёрд» был удостоен двух премий «Золотой глобус» («Лучший фильм - комедия или мюзикл» и «Лучшая женская роль - Сирша Ронан), а также получил пять номинаций на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая женская роль» (Сирша Ронан), «Лучшая женская роль второго плана» (Лори Меткалф) и «Лучший оригинальный сценарий». Грета Гервиг стала пятой женщиной, когда-либо номинированной на «Оскар» за режиссуру.
ГРЕТА ГЕРВИГ:
«Я выросла в Сакраменто и очень люблю этот город, так что моим первым желанием было снять любовное послание месту, важность которого я осознала, только уехав оттуда. В шестнадцать лет сложно понять, как сильно вы что-то любите, когда кажется, что «жизнь» происходит где-то в другом месте. Все события в фильме вымышленные, но чувство дома, детства и разлуки - очень личные… В одной из первых сцен, которые я написала, у героини Сирши спрашивают: «Откуда ты?», а она отвечает: «Сакраменто», но они не понимают и переспрашивают: «Простите, откуда?», и она говорит: «Сан-Франциско». Для меня было важно показать и выразить эту боль, которую ты чувствуешь при воспоминании о месте, куда не можешь вернуться».
«Смена имени - акт творческий и религиозный, сотворение себя заново и попытка найти свою истинную сущность, создав новую. Это - ложь во имя истины. Ещё на начальном этапе работы над фильмом я вдруг «забуксовала». Тогда я всё отложила и написала на белом листе: «Почему бы вам не звать меня Леди Бёрд? Вы же обещали, что будете так меня называть». Я хотела узнать поближе девочку, которая заставляет всех называть её этим странным именем. Само имя родилось из чего-то мистического. Я не думала о нём, рука просто написала. Мне нравится, как оно звучит. Очень живо. И при этом старомодно. Когда я писала сценарий, то хотела добраться до самой сути этой девочки».
«Отношения матери и дочери - это и главная любовная линия фильма. Очень долго рабочее название картины было «Матери и дочери». Обычно в центре фильмов о девочках-подростках - история любви с мальчиком, прекрасным принцем, отношения с которым станут решением всех проблем. Но мне кажется, в жизни всё не так. У большинства женщин, которых я знаю, были бесконечно прекрасные, но невероятно сложные отношения с их мамами, когда они были подростками. Я хотела сделать фильм, где эта проблема будет в центре, где в каждом моменте вы будете сопереживать обеим героиням. Я никогда не хотела показывать кого-то правым, а кого-то виноватым. Я хотела показать, как и мать, и дочь стараются, но не могут понять друг друга, а потом вознаградить их старания в конце фильма. Для меня это самая трогательная история любви. Связь между матерью и дочерью - самые глубокие чувства… Мне понравилось, что Сирша и Лори примерно одного роста. С самого первого дубля я хотела показать обеим, что они отражение друг друга. Один человек, разделённый на две половинки».
«Я не хотела снимать смартфоны. Если сегодня вы снимаете фильм о подростках, то большая часть их жизни проходят онлайн, так что не знаю, как снять о них кино без огромного количества экранов гаджетов. Но если уж начистоту, я хотела сделать фильм, где действие происходит в мире сразу после трагедии 11 сентября. Мне кажется, это событие стало точкой отсчёта совершенно новой эпохи, которую мы только теперь начинаем осознавать».
«Каст был сформирован достаточно рано, поэтому ещё даже до того, как мы приступили к официальным репетициям, актёры приходили ко мне домой, и я работала с двумя или тремя людьми одновременно. Это был не просто прогон реплик, мы очень много разговаривали и размышляли… Перед съёмками у нас было несколько недель более интенсивных репетиций: я хотела создать некое ядро любви и взаимопонимания, в котором мы могли бы работать. Люди должны чувствовать себя как одно целое… Мне очень хотелось, чтобы все персонажи чувствовали свою значимость, даже те, у кого всего пара сцен. Поэтому я с каждым поговорила хотя бы один раз, с каждым мы обсуждали идеи и придумывали для героя бэкграунд. Поэтому всё было хорошо продумано до мелочей, не было проходных персонажей… В каком-то смысле меня вдохновил британский режиссёр Майк Ли. У некоторых его персонажей очень мало экранного времени, и вы не знаете, что с ними происходит, но цельная картина о человеке всё равно выстраивается».
«Сэм Леви снял три фильма, в которых я принимала участие, к двум написала сценарии, мне очень повезло работать с ним. Мне импонирует его взгляд на мир. Мы часами рассматривали фотографии, смотрели кино, говорили о нём, изучали эпизодник. Мы говорили на одном языке после стольких лет работы вместе, и я ему полностью доверяю. Он - словно моя половина, мы понимали друг друга с полуслова. Я хотела, чтобы каждая сцена была очень чётко выстроена и обрамлена, как средневековый триптих, где наглядно видна последовательность событий. Никакой ручной съёмки, трясущейся камеры или документальных эффектов. Мы говорили о том, что на авансцене всегда должен быть смысл, и фильм должен разворачиваться как последовательность выстроенных сцен, поэтапно. Для меня история в фильме всегда была своего рода аллегорией, и я хотела, чтобы операторская работа отразила это. Мы также хотели, чтобы цвет передавал память времени, не отражал бы мир буквально. В то же время мы не хотели его специально подкрашивать. Я хотела, чтобы Сакраменто выглядел красивым, потому что мы изображали его без прикрас, чтобы и герои были красивы даже с их недостатками, а не несмотря на них».
ПРЕССА:
«Леди Бёрд» покупает зрителя с потрохами с первых минут - честной интонацией, безупречными диалогами, блестящим юмором, трогательными персонажами и свежим подходом к теме. Это не кино о первой влюблённости, хотя эта линия присутствует. Это кино о поиске себя и о том, как важны в этом поиске отношения с родителями и их поддержка… Главная героиня в исполнении Сирши Ронан, на которой роль сидит как влитая, не хочет пассивно принимать то, что ей навязывают родители или школа, и предпочитает действовать. Пусть хаотично, пусть ошибаясь, но приближаясь на шаг к себе» (Дарико Цулая, «КиноПоиск»).
«Действие происходит после 11 сентября, сотовые телефоны воспринимаются школьниками как артефакты, а на дискотеках звучит музыка Джастина Тимберлейка. Дети всё время говорят о терроризме, и это столь же нелепо, сколь и важно. Если не брать в расчёт «Жутко громко и запредельно близко», то «Леди Бёрд» - едва ли не единственный заметный фильм о том, что чувствовали подростки, когда взрослые потеряли контроль над страной. А неожиданная роль юного актёра Лукаса Хеджеса из «Манчестера у моря» напоминает о том, что «Леди Бёрд» - кино не просто о юности, а о юности бедняков» (Егор Москвитин, «Афиша daily»).
«Столь светлый даже в самые грустные и отчаянные моменты фильм трудно припомнить - в «Леди Бёрд» нет отрицательных персонажей, все конфликты и споры оборачиваются шутками и юмором в худшем случае, а в лучшем - превращаются в моменты светлой грусти… Кино это похоже на пуховую перину или тёплый кашемировый плед, который обволакивает и согревает, несмотря на бушующие где-то грозы. Вот только этот обволакивающий эффект напрочь лишает зрителя ощущения тревоги за героев - отчего-то сразу понятно, что всё у них будет хорошо… Конечно, «Леди Бёрд» умело пользуется своим главным козырем - талантом и обаянием Сирши Ронан, конечно, картина впечатляет работой Лори Меткалф, сыгравшей мать Кристин, и россыпью юных звёздочек, от Лукаса Хеджеса до Тимоти Шаламе. Конечно, лента пропитана глубокой личной симпатией автора к калифорнийской глубинке, о которой порой не знают даже сами американцы. Это тёплый и солнечный фильм, но далеко не та картина, которая перекраивает представление о подростках и молодёжи, о проблемах отцов и детей, о любви и взрослении. Компетентная симпатичная лента, но не более, сколько бы ни пытались мы сравнивать себя с Кристин и вспоминать собственную юность» (Евгений Ухов, film.ru).
«Высказывание Греты Гервиг получилось очень ёмким, но при этом всеохватным. Её история поучительная, но в то же время занятная, смешная и не отдаёт наставническим взглядом сверху, здесь находится место практически всему, что важно для подростка… «Леди Бёрд» подкупает не просто живыми персонажами и важными темами, но и своим милым настроем, юмором и обаятельной Сиршей Ронан в главной роли. История оказывается очень честной, берущей за душу и в то же время лишний раз напоминающей всем подросткам, что, возможно, их родители, будучи людьми более опытными, понимают своих детей куда лучше, чем это может показаться им самим, и всегда готовы их поддерживать, хоть иногда и не знают, как эту поддержку выразить» (Павел Соломатин, «InterMedia»).