ЛЁД (Россия, 2018)
Режиссёр: Олег Трофим.
В ролях: Аглая Тарасова, Александр Петров, Милош Бикович, Мария Аронова, Ксения Раппопорт, Ян Цапник, Ксения Лаврова-Глинка, Павел Майков, Диана Енакаева, Максим Белбородов.
Жанр: музыкальная мелодрама.
С самого детства Надя верила в чудеса. Она представляла себе, как выходит на лёд под овации публики и танцует свой самый красивый танец. И вот, благодаря вере и упорству, Надя становится знаменитой фигуристкой. Но когда её мечты о громких победах, красивой жизни и прекрасном принце уже, кажется, готовы исполниться, судьба преподносит ей настоящее испытание. И чтобы его пройти, нужно будет снова, как в детстве, поверить в мечту. Ведь, может быть, победа не всегда должна быть громкой, а прекрасный принц не обязательно передвигается на белом коне?..
Идея фильма зародилась ещё в 2012 году, однако с тех пор претерпела множество изменений. Сценарий «Льда» создали Андрей Золотарёв («Призрак», «Ледокол», «Танцы насмерть», «Притяжение», «Напарник») и Олег Маловичко («Реальный папа», «Тиски», «Домовой», «Саранча», «Призрак», сериал «Метод», «Ночные стражи», «Притяжение»).
«Лёд» - дебютная полнометражная режиссёрская работа Олега Трофима, имеющего, однако, богатый опыт в съёмках видеоклипов.
Кастинг «Льда» затянулся на несколько месяцев и продолжался практически до самого начала съёмок. На главные роли было отсмотрено до 500 претендентов.
Это первый полнометражный фильм в карьере актрисы Аглаи Тарасовой (её самая заметная работа - сериал «Интерны»). Когда её утвердили, авторы фильма понятия не имели, чья она дочь. А потом, когда выяснилось, что её мама - Ксения Раппопорт, родилась идея снять их в ролях матери и дочери. Кстати, настоящее имя актрисы Тарасовой - Дарья, а Аглая - это сценический псевдоним.
В актёрский ансамбль картины также вошли: актёр театра им. Ермоловой под руководством Олега Меньшикова Александр Петров (сериалы «Метод» и «Полицейский с Рублёвки», фильмы «Притяжение» и «Гоголь. Начало»), активно снимающийся в российском кино сербский актёр Милош Бикович («Солнечный удар», «Духless-2», «Без границ», «Мифы», сериал «Отель Элеон»), Народная артистка РФ Мария Аронова (сериалы «Клубничка», «Остановка по требованию», «Солдаты», «Охотники за бриллиантами», «Восьмидесятые», фильмы «Артистка», «Батальонъ») и уже упомянутая Ксения Раппопорт («Незнакомка», «Юрьев день», «Двойной час», «Два дня», «Дама пик», «Мифы», сериалы «Ликвидация», «Исаев», «Белая гвардия», «Ладога»).
Это первый в российском кино музыкальный фильм о спорте. Спортивным консультантом фильма стала Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, работающая вместе с Ильей Авербухом. Конечно, у всех актёров были дублёры, однако перед исполнителями главных ролей стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. Поэтому два месяца Аглая Тарасова, Александр Петров и Милош Бикович под руководством Елены Масленниковой и её помощников обучались катанию на коньках. Аглая Тарасова рассказала, что её непосредственным тренером по фигурному катанию была Катя Гербольд, которая также была и её дублером.
Другой важной составляющей «Льда» стала музыка, причём не только та, которая исполняется во время выступлений фигуристов на льду, но и отдельные номера, тесно переплетённые с сюжетом истории. Поиски музыкальных композиций оказались самой тяжёлой частью. Порой, уже после этапа согласования, приходилось что-то менять, от каких-то песен отказываться. Некоторые отобранные композиции не попали в картину потому, что продюсеры не смогли договориться с исполнителями и авторами песен на их использование. Изначально у Олега Трофима была идея построить весь фильм на музыке Земфиры, однако в итоге от этой идеи отказались. Но в картине звучат две песни певицы. Есть также песни Ивана Дорна, группы «Кино», группы «Пятница». Все актёры готовились, брали уроки вокала и подошли к этому очень ответственно. Например, параллельно с тренировками на коньках Аглая Тарасова около трёх месяцев занималась вокалом с педагогом Машей Кац.
Первоначально в сценарии не было указано, что события происходят именно в Иркутске и на озере Байкал. Было отмечено лишь, что местом действия является некий провинциальный город. Однако зимние фотографии Байкала настолько впечатлили режиссёра Олега Трофима, что было принято решение часть съёмок проводить именно здесь. Всего съёмочная группа провела в Иркутске около недели, это было в середине марта 2016 года. А большая часть съёмок «Льда» проходила в Москве. Ряд сцен снимался на олимпийских объектах в Сочи.
ОЛЕГ МАЛОВИЧКО, сценарист:
«Когда мы первый раз встретились, речь шла о совершенно другом кино. А потом родилась идея сказки. Ещё до того, как появилось фигурное катание, до того, как выстроился костяк истории, возникло слово «сказка». Не просто красивая добрая сказка, а сказка мрачная, сказка братьев Гримм, со злой мачехой, с брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери. И когда возник этот образ, история стала складываться сама собой, сказочные мотивы переплелись с мотивами реальными».
«Мы хотели рассказать историю девочки, которая исполняя мечту погибшей матери, находит себя через препятствия и преграды. И лёд оказался очень хорошей метафорой, очень интересной площадкой, на которой всё это можно разыграть. Нет ничего равного фигурному катанию, особенно парному, потому что здесь сплавлены и спорт, и музыка, и эротизм, и мужское и женское начала».
АНДРЕЙ ЗОЛОТАРЁВ, сценарист:
«А у меня ребёнок фигурным катанием занимается довольно активно, поэтому о том, что такое школа фигурного катания, я представление имею. Но у нас, конечно, было много консультантов, с которыми мы советовались по поводу каких-то технических моментов ещё на каждом этапе сценария. Детализировали всё для того, чтобы у людей, которые разбираются в фигурном катании, слёзы из глаз не полились в процессе просмотра спортивных сцен, а полились там, где нужно».
ОЛЕГ ТРОФИМ, режиссёр:
«Я думал о музыкальном кино уже давно, очень вдохновляет эта форма, но с тех пор как посмотрел фильм «Через Вселенную», я влюбился в жанр окончательно. На тот момент я уже занимался съёмками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал, но конечно не решался писать сценарий или как-то готовиться, понимал, что для такой сложной формы, мне нужно ещё расти и расти, набираться опыта. Вот ещё лет семь я так и ходил вокруг да около, - взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко и предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино - первый фильм, но тот факт, что сценарий был написан с расчётом именно на музыкальную форму, конечно, сильно меня напугал, я все ещё считал, что не готов взяться за такой ответственный проект. Но ребята, кажется, верили в меня сильнее, чем я сам, сказали: «Мы тебя поддержим». И поддержали, за что я им очень благодарен. Кино случилось, случилась магия».
«Я никогда не увлекался фигурным катанием, но очень уважаю этот вид спорта. Фигурное катание сочетает в себе совершенно разные миры, сложные физические подготовки с уникальным, тонким чувством прекрасного. В процессе работы над фильмом я открыл для себя насколько огромен этот вид спорта, необычен, сложен. И всё своё восхищение фигурным катанием я и все, кто прикоснулись к нему, постарались вложить в фильм, воссоздать на экране».
«Для нас было важно найти нашу, российскую музыку. Дело не в патриотизме, а в уверенности в том, что в нашей стране, в нашей культуре рождено такое количество первоклассной, качественной, важной, эмоциональной и трогательной музыки, что её точно хватит на наш фильм. Искали долго, потому что музыки действительно много. И это были, скорее, мучения не поиска, а мучения выбора. В какой-то момент я подумал построить фильм полностью на музыке Земфиры, но это было рисковая концепция. Хотя в итоге целых два её трека звучат в фильме».
МАРИЯ АРОНОВА:
«Тема фигурного катания и художественной гимнастики мне всегда была интересна, потому что я восхищаюсь и Тарасовой, и Винер. Я считаю, что это две великие женщины, и хотя бы чуть-чуть приблизиться к ним по теме было очень интересно. Я влюблена в эти виды спорта, всегда смотрю, всегда болею, и мои родители также. Я считаю, что это основная наша гордость».
АГЛАЯ ТАРАСОВА:
«Последний раз я стояла на коньках лет в пять. У меня вообще со спортом отношения на «Вы» складывались. Но изначально, когда я пришла на тренировку, у меня была уверенность, что сейчас я легко прыгну тройной тулуп, просто объясните мне как. А уже к концу первой недели мне хотелось плакать, бежать к продюсерам и говорить, чтобы они срочно, пока не поздно, искали другую актрису, пока я всё не испортила. Было страшно, с непривычки болели ноги в коньках. Падений я не сильно боялась, но очень хотелось сделать всё самостоятельно, и приходилось бороться с самой собой, понять и принять, что это невозможно. Тренером у меня была Катя Гербольд. Она же была моим дублером в фильме. Мы с ней занимались несколько месяцев. Катя мне очень помогла. В итоге я не научилась ни прыгать, ни делать какие-то невероятные кручения, но стала спокойно себя чувствовать на коньках: научилась ехать быстро, ехать назад, даже выполнять какие-то не сложные элементы. И должна сказать, что, когда у тебя начинает получаться то, на что ты никогда не рассчитывал, это прекрасные ощущения».
«Этот фильм - моё счастье, моя победа, мое достижение. Я стала уважать себя. Моя жизнь разделилась на «до» и «после», я стала другим человеком на этом проекте. Мне кажется, что я очень выросла, что после этого фильма началась моя дорога, на которую я давно хотела встать. Это очень добрая картина о любви, о прощении, о том, что победа не всегда значит выигрыш, о поддержке, о дружбе. Мне очень хотелось бы, чтобы люди, выходя с этого фильма, улыбались и обнимали своих близких».
ФЁДОР БОНДАРЧУК, продюсер:
«Кастинг шёл долго, потому что главное для нашей героини – спорт. Её мечта – это спорт. И дело тут не в сложностях в съёмочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены – другие, не такие как все. У них мотивация другая, юность другая, всё другое. Я всё время вспоминаю историю из детства. Когда я шёл в школу (и не сказать, чтобы торопился), Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шёл из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы - почти ровесники. Но они другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках».
«Мне кажется, это очень современная картина, снятая современным языком для современного зрителя. При этом на извечные темы: про взросление и про юношеский максимализм, про мечту и про несбыточность мечты, про наше одиночество и про желание, чтобы рядом был близкий человек».
АЛЕКСАНДР АНДРЮЩЕНКО, продюсер:
«Это история девочки, девушки, женщины. Со всеми перипетиями, драмами, падениями, взлётами и, конечно, правильной любовной историей».
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ, продюсер:
«История о женском пути. Может не универсальном, скорее, уникальном, но всё-таки, прежде всего, о женской судьбе и женском выборе».
ДМИТРИЙ РУДОВСКИЙ, продюсер:
«История о мечте, о вере в себя и в людей, вере в то, что помощь придёт даже в самый сложный момент».