КОЛЕСО ЧУДЕС
(«Wonder Wheel», США, 2017)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Кейт Уинслет, Джастин Тимберлейк, Джеймс Белуши, Джуно Темпл, Джек Гор, Макс Казелла, Тони Сирико, Стив Ширрипа, Дэвид Крамхолц, Деби Мейзар, Роберт С. Кирк, Томми Нохилли.
Жанр: драма.
Бруклинский полуостров Кони-Айленд 1950-х годов - живописное место на окраине Нью-Йорка. Гигантский парк развлечений, в котором далеко не всем весело. Эмоционально нестабильная официантка и неудавшаяся актриса Джинни (Уинслет) замужем за грубым мужланом Хампти (Белуши), работающим оператором карусели. Вскоре Джинни безответно влюбляется в молодого и привлекательного спасателя Микки Рубина (Тимберлейк), мечтающего стать драматургом. Ситуация осложняется, когда на Микки также начинает заглядываться неприкаянная дочь Хампти Кэролайн (Темпл), скрывающаяся от преследующих её бандитов…
Вуди Аллен (настоящее имя Аллен Стюарт Кёнигсберг, родился 1 декабря 1935 года в Нью-Йорке) - американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, писатель, джазовый кларнетист. Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр - «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов. Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Особое место в его творчестве занимает город Нью-Йорк, в котором режиссёр прожил всю жизнь и который воспел в лучших своих картинах. Голливудские звёзды почитают за честь сниматься в фильмах Аллена. Представляя свои фильмы на кинофестивалях, Аллен обычно не включает их в конкурсную программу, тем самым исключая возможность оценки картин со стороны жюри и получения премий. Он не посещает церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Полученные статуэтки Аллен отдал родителям. Несмотря на это, он удостоен многочисленных международных наград. Почти каждый его фильм номинируется на различные премии и получает призы на кинофестивалях. В 1975 году его «Любовь и смерть» получила «Серебряного медведя» на МКФ в Берлине. В 1977 году картина «Энни Холл» получила четыре премии «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучший сценарий и режиссуру. В 1986 году «Оскар» достался Аллену за сценарий к собственному фильму «Ханна и её сёстры», а в 2012-м – за сценарий «Полночь в Париже». Дважды ему доставалась премия «Сезар» за лучший иностранный фильм: сначала в 1980 году за «Манхэттен», затем в 1986 году за «Пурпурную розу Каира». Ещё семь его картин были номинированы на эту премию. «Золотой глобус» за лучший сценарий получили , «Пурпурная роза Каира» и «Полночь в Париже». Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трех номинациях. На Венецианском фестивале (1995) Вуди Аллен получил «Золотого льва» за вклад в кинематографическое искусство. Годом спустя он получил аналогичную премию от Режиссёрской гильдии США. В 2002 году Аллен получил ещё одну премию за общий вклад в кинематографию, на этот раз редкую «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей», вручаемую на Каннском кинофестивале. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 году Ингмару Бергману. Неожиданно с середины 2000-х Аллен начал снимать кино в Европе: в Лондоне («Матч-пойнт», «Сенсация», «Мечта Кассандры», «Ты встретишь таинственного незнакомца»), Барселоне («Вики Кристина Барселона»), во Франции («Полночь в Париже», «Магия лунного света») и Риме («Римские приключения»). Впрочем его фильмы этого же периода - «Будь что будет», «Жасмин», «Иррациональный человек», «Светская жизнь» - сняты в США. Как и «Колесо чудес», причём эта картина станет для Аллена третьим совместным проектом с «Amazon Studios» - подразделением крупнейшей в мире американской компании по продаже товаров и услуг через интернет. Ранее компания финансировала его ленту «Светская жизнь» и сериал «Кризис в шести сценах».
Это первая совместная работа Вуди Аллена и британской актрисы Кейт Уинслет. Ранее они должны были поработать вместе в фильме «Матч-пойнт» (2005), однако тогда актриса покинула проект и её место заняла Скарлетт Йоханссон. На этот раз Уинслет стала первой актрисой, присоединившейся к фильму «Колесо чудес». Самые известные фильмы с участием Кейт Уинслет (1975 г. р.): «Разум и чувства» (1995, премия BAFTA), «Титаник» (1997, номинацию на премию «Оскар»), «Перо маркиза де Сада» (2000), «Энигма» (2001), «Айрис» (2001), «Вечное сияние чистого разума» (2004), «Волшебная страна» (2004), «Как малые дети» (2006), «Дорога перемен» (2008, премия «Золотой глобус»), «Чтец» (2008, премии «Золотой глобус», BAFTA, «Оскар» и премия Европейской киноакадемии), «Резня» (2011), сериал «Милдред Пирс» (2011, премии «Золотой глобус» и «Эмми»), франшиза «Дивергент», «Стив Джобс» (2015, премии «Золотой глобус» и BAFTA), «Между нами горы» (2017).
Ранее у Вуди Аллена снимались Деби Мейзар в фильме «Пули над Бродвеем» (1994) и Макс Казелла в фильме «Жасмин» (2013). Интересно, что Макс Казелла, Тони Сирико и Стив Ширрипа ранее снимались вместе в сериале «Клан Сопрано» (1999-2007).
Это уже второй фильм после «Светской жизни» (2016), в котором оператором Вуди Аллена стал Витторио Стораро, известный широкой публике благодаря своей операторской работе в фильмах «Последнее танго в Париже» и «Последний император» Бернардо Бертолуччи, а также «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. За работу над этими картинами Стораро трижды удостаивался премии «Оскар» в номинации «Лучшая операторская работа».
Основная часть съёмок «Колеса чудес» с сентября 2016 года проходила на полуострове Кони-Айленд, а также на Уайнгар-Хилле в Бруклине, на улице Хадсон-авеню и Голд-стрит.
Мировая премьера «Колеса чудес» состоялась 14 октября 2017 года на Нью-Йоркском МКФ. В американский прокат фильм вышел 1 декабря 2017 года, в день рождения Вуди Аллена, которому исполнилось 82 года.
ВУДИ АЛЛЕН:
«Я сам вырос довольно близко от парка развлечений на Кони Айленде. Прежде чем я родился, он уже был великолепным, и вы могли видеть его огни за мили, подплывая из Атлантики. Но когда я вырос, парк стал увядать. И эта атмосфера мне показалось очень подходящей для фильма - фантастический мир теряющего популярность парка со всеми его блестящими аттракционами и фальшивыми острыми ощущениями».
«Всё, что я пишу, если только это не комедия, всегда имело связь с Теннесси Уильямсом, который был для меня большим вдохновением, а также с Юджином О'Нилом. Я постоянно вижу эти влияния в моей работе».
«Я нанимаю людей, которые заведомо очень хороши в своём деле. Не нужно большого ума, чтобы выбрать Кейт Уинслет или Джастина Тимберлейка. Я нанимаю их, а затем стараюсь не слишком мешать им, не слишком полагаться на какое-то моё изначальное видение. Я просто позволяю им делать то, что они делают, что заставляет зрителей полюбить их. Я не хочу сидеть на Олимпе и с его высоты вещать: «не делайте это» или «делайте это вот так-то». Неважно, что я себе думаю - очень, очень часто они не делают так, как я себе представлял. И в итоге получается намного лучше, потому что для них это более естественно. Поэтому я даю самые глупые подсказки, типа «громче». Иной раз нужно сказать им: вы можете говорить немного быстрее? Или: вы можете пройтись по комнате немного более вяло? Но чаще всего обходится даже без этого».
«Радость от создания фильмов разная для каждого человека. Один режиссёр взволнован, когда закончил фильм и может показать его публике, а другой делает это ради денег. Кто-то, как я, например, делает это, чтобы получать художественное наслаждение, мне нравится этот процесс. Я не забочусь о деньгах, у меня их никогда особо и не было. Очень часто я вкладывал всю полагающуюся мне оплату в картину, чтобы она получилась лучше, чтобы я мог заново снимать сцены, дорабатывать их. Бывало, что целый год я работал бесплатно. И я не забочусь о наградах или о том, что люди говорят о моих картинах, будь то критики или публика. Для меня главное - чтобы я сам был доволен тем, что сделал. Знаете, когда мне было лет 12, я фантазировал, как же это волшебно, ходить на премию «Оскар», выигрывать награды. Ты, такой успешный, окружен блестящими мужчинами и прекрасными женщинами, и вы вместе гуляете по ночными клубам. Но потом ты вырастаешь и обнаруживаешь, что удовольствие - не в наградах за работу, а в самой работе».
ПРЕССА:
Критики авторитетных изданий дают позитивные рецензии фильму:
«Entertainment Weekly»: «Благодаря оператору Витторио Стораро Кони-Айленд никогда ещё не выглядел так роскошно».
«The Playlist»: «Колесо чудес» - это калейдоскоп света и восторга. Потрясающая операторская работа, идеальный актёрский ансамбль и безупречное внимание к деталям».
«Indie Wire»: «Самая мощная и эмоционально-резонансная роль Кейт Уинслет за последние 10 лет».
«The Herald Sun»: «Необычайно тонкая игра Джеймса Белуши».
«The Observer»: «Колесо чудес» на уровень выше практически всех фильмов 2017 года».
«Точная в деталях, остроумная и по-хорошему мизантропичная трагикомедия, препарирующая человеческий эгоизм практически во всех его проявлениях - все четыре центральных персонажа фильма настроены исключительно на то, чтобы брать… Мастерство, с которым Аллен сначала выстраивает хрупкую конструкцию их отношений, а затем со смаком её рушит, внушает неподдельное восхищение - как сценарист и постановщик он по-прежнему в отличной форме. Но в «Колесе чудес» ему ещё и необычайно помогают «картинкой» - тут потрясающе передана эпоха середины прошлого века, совершенно невероятно проработан свет и блестяще выстроен кадр, всё благодаря мастерству живой легенды Витторио Стораро. На редкость удачно выступили и актёры, среди которых выделяются Джеймс Белуши, сочно играющий неотесанного реднека, в котором нет ничего от его разбитных комических героев 80-х, и Кейт Уинслет, для которой эта роль «заокеанской Раисы Захаровны» вообще одна из самых сложных и эффектных работ последнего десятилетия… «Колесо чудес» прекрасно работает на послевкусии, заставляя уже после окончания просмотра возвращаться к этим героям, их особенностям и поступкам снова и снова, а это в наше время киношного фастфуда, переваривающегося без остатка уже на финальных титрах, очень редкое - и ценное! – качество» (Борис Хохлов, film.ru).
«Фильм Вуди Аллена подчас мимикрирует под спектакль. Оператор Витторио Стораро то улавливает густой синий отблеск огоньков в парке развлечений на лицах героев картины, то солнечный свет в объективе его камеры становится похож на лаву, а Кейт Уинслет в тяжёлом оранжевом воздухе словно сгорает в огне. Игры с освещением в «Колесе чудес» очевидны, бесстыдно навязчивы и во многом утрируют эффект театральности. Столь «лаконичная» палитра соответствует образу рассказчика, самомнение которого Вуди Аллен подчеркивает вновь и вновь. «Колесо чудес» вращается вокруг трагического несовпадения мечтаний и будней, жизни и того, как её представляют. Под одной крышей собираются люди, чьи сладкие грёзы с упрямством бьются о непробиваемые стены действительности. И в битве между эгоистичными фантазиями и жизнью, уступающей первым в крикливости красок, Вуди Аллен не спешит выбирать победителя. Как бы жизнь ни изменялась, её сложность и горечь утрат, неудовлетворенных амбиций и желаний, иногда компенсируются причудливым могуществом мечтаний. Но только иногда» (Елена Громова, «Киноафиша»).
«Удивительно, но Витторио Стораро на этот раз оказался даже сильнее Аллена и Уинслет в драматических моментах… Стораро вальсирует по съёмочной площадке, влюблённый в своё дело в той мере, что ни разу не читается в глазах Темпл или Тимберлейка и лишь вполсилы заметно у Уинслет. Нет, это не актёры плохо стараются, это оператор выдаёт одну из лучших работ в своей карьере. К сожалению, никаких чудес в новой картине живого классика так и не образовывается, поэтому это его «Колесо» просит скорее другое определяющее слово в компаньоны, а именно «чёртово». Для самого плодотворного голливудского режиссёра, как по расписанию выдающего ежегодно по фильму, привычно особое распределение его работ, которое характеризуется очень просто: сейчас либо плохой год Аленна, либо хороший. Так вот, 2017-й даже с одним из самых красивых его фильмов - определённо плохой год Аленна» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).
«В «Колесе чудес» есть всё то, чего вы ожидаете от фильмов Вуди, - и Бруклин, в котором он вырос, и гангстеры (эти роли достались приличной части актёрского состава «Клана Сопрано»), и вечная тема выбора, без которой фильмы Аллена обходятся редко. Во всём этом есть такая приятная предсказуемость. Следуя законам театра, Аллен редко выводит своих героев за пределы четырёх стен, лишь изредка показывая пляж, Ист-Виллидж, в котором живёт, и Стейтен-Айленд. На протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение, что всё происходящее могло бы быть поставлено на Бродвее. Даже сценарий «Колеса» довольно камерный, именно что трёхактный… Аллен показывает зрителю знакомую и традиционную мелодраму в трёх актах. Овации и выход на бис – гарантированы» (Жанна Присяжная, «GQ»).