ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ
(«Three Billboards Outside Ebbing, Missouri», США-Великобритания, 2017)
Режиссёр: Мартин Макдона.
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Калеб Лэндри Джонс, Эбби Корниш, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж, Кэтрин Ньютон, Лукас Хеджес, Желько Иванек, Керри Кондон, Алехандро Барриос, Джейсон Редфорд, Даррел Бритт-Гибсон, Рия Мэй Этвуд.
Жанр: драма.
Спустя несколько месяцев после изнасилования и убийства девочки-подростка Анджелы преступники так и не найдены, а у полиции нет ни единой зацепки. Отчаявшаяся мать Анджелы Милдред Хейс (Макдорманд), считая, что «служители закона» не особо стараются раскрыть убийство её дочери, решается на смелый шаг: она арендует три рекламных билборда, расположенных на подъезде к городу, и вывешивает там три провокационных плаката с краткими надписями, напоминающими об убийстве Анджелы и бездействии шерифа Билла Уиллоуби (Харрельсон). Когда в ситуацию оказывается втянут ещё и заместитель шерифа офицер Диксон (Рокуэлл), инфантильный маменькин сынок со склонностью к насилию, борьба между Милдред и властями города только усугубляется. К тому же местные жители очень скептически относятся к поступку Милдред…
О том, что собирается снять по собственному сценарию фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Мартин Макдона сообщил в интервью «The Guardian» в сентябре 2015 года. Мартин Макдона (1970 г. р.) - английский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и драматург ирландского происхождения, родившийся в семье строителя и уборщицы. Брат Мартина, Джон, пытался стать писателем (ныне Джон – кинорежиссёр, автор фильмов «Однажды в Ирландии» и «Голгофа»). Эти попытки заставили Мартина попробовать писать самому. Первые два десятка радиопьес и сценариев были отвергнуты редакциями. Но в 1997 году пришёл успех: пьеса «Красавица из Линэна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральные премии «Evening Standard» и «Тони». Сегодня Мартин - автор семи пьес (в т. ч. «Калека с острова Инишмаан» и «Человек-подушка»), сценарист и постановщик короткометражки «Шестизарядник» (премия «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм») и трёх полнометражных кинофильмов: «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Из всех фильмов Мартина Макдоны в «Трёх билбордах» меньше всего трупов и это его первый полнометражный художественный фильм, в котором не снялся Колин Фаррелл.
Когда Мартин Макдона писал сценарий к этому фильму, он думал, что главную роль в нём должна исполнить именно Фрэнсис Макдорманд. Фрэнсис Луиза Макдорманд (1957 г. р.) - американская актриса театра, кино и телевидения. Будучи женой режиссёра и сценариста Джоэла Коэна, Макдорманд снялась во многих фильмах братьев Коэнов: «Просто кровь» (1984), «Воспитывая Аризону» (1987), «Перекрёсток Миллера» (1990), «Фарго» (1996, премия «Оскар» за лучшую женскую роль), «Человек, которого не было» (2001), «После прочтения сжечь» (2008), «Да здравствует Цезарь!» (2016). Актриса ещё трижды номинировалась на премию «Оскар» за роли в фильмах «Миссисипи в огне» (1989), «Почти знаменит» (2000) и «Северная страна» (2006). Среди других значимых картин с её участием - «Короткие истории» (1993), «Первобытный страх» (1996), «Вундеркинды» (2000), «Любовь по правилам и без» (2003), «Королевство полной луны» (2012) и мини-сериал «Что знает Оливия?» (2014, премия «Эмми» за лучшую женскую роль). Макдорманд сильно сомневалась в том, браться ей за роль Милдред в «Трёх билбордах» или нет. В конечном итоге согласиться её убедил муж - Джоэл Коэн. Их долгий спор на эту тему закончился фразой Джоэла: «Просто замолчи и сделай это».
Фрэнсис Макдорманд и Вуди Харрельсон ранее уже снимались вместе в фильме «Северная страна» (2005). А Эбби Корниш, Сэм Рокуэлл, Желько Иванек и Вуди Харрельсон ранее уже снимались в фильме Мартина Макдоны «Семь психопатов». Кстати, Вуди Харрельсон в одном своём интервью сказал, что «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - это как будто «Суперполицейские» (2001) встретились с «Семью психопатами».
Съёмки фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» начались в мае 2016 года, проходили в штате Северная Каролина (США) и продлились 33 дня. Основные сцены были сняты в маленьком горном городке Сильва, сцены в больнице и в кабинете врача - в Региональном медицинском центре Хейвуда в городе Клайд, а сцены в ресторане снимались в заведении «J. Arthur's» в Магги Вэлли.
До полноценного выхода в прокат «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» был показан на 74-м Венецианском МКФ (приз за лучший сценарий), 42-м МКФ в Торонто (приз зрительских симпатий) и 65-м МКФ в Сан-Себастьяне (приз зрительских симпатий). Картина получила 6 номинаций на премию «Золотой глобус» и получила четыре награды: «Лучший фильм (драма)», «Лучший сценарий», «Лучшая женская роль (драма)» (Фрэнсис Макдорманд), «Лучшая мужская роль второго плана» (Сэм Рокуэлл). Фильм также получил 7 номинаций на премию «Оскар», в т. ч. «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Фрэнсис Макдорманд), «Лучшая мужская роль второго плана» (Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл), «Лучший оригинальный сценарий» (Мартин Макдона), «Лучший оператор» (Дан Лаустсен), «Лучшая музыка» (Картер Бёруэлл).
МАРТИН МАКДОНА:
«Я проезжал несколько лет назад на поезде мимо подобных рекламных щитов. На них была похожая надпись, адресованная полиции, - её обвиняли в бездействии. Щиты мелькнули и исчезли, я не успел их толком рассмотреть, но не переставал о них думать. Будто о привязчивом сне. Дело было в одном из южных штатов. Я стал думать: какая же боль и какой гнев могли заставить кого-то повесить такие щиты? Я решил, что это должна была быть страдающая мать. Так появилась она, Милдред».
«Этот фильм - самый простой из тех, что я сделал. Мне вообще обычно везёт с продюсерами, но на этот раз они совсем не вмешивались. Увидели и прочитали сценарий, услышали мой ультиматум - «никаких советов и право финального монтажа» - и сразу согласились. Я бы, может, и послушал доброго совета, но их не было. Это была персональная работа, которую мы с актёрами сделали вместе именно такой, какой хотели».
«Мне хотелось снять американский фильм с американскими персонажами, который не смотрелся бы комментарием иностранца об Америке… Много раз за последние пятнадцать лет проезжал через всю Америку насквозь, всегда начинал путешествие в Нью-Йорке. Часами смотрел в окно и любовался пейзажами, останавливался в небольших городках и разговаривал с людьми. Потом таким же образом выбирал место для съёмки. Надеюсь, мой взгляд в этом не фильме - взгляд не аутсайдера, не чужака. Мои путешествия и наблюдения должны были помочь. Хотя я всегда был на юге проездом и не жил в Штатах дольше, чем три месяца подряд… Это мог быть и не Миссури, а любой другой южный штат США. С тяжёлым прошлым, живой памятью о расизме. Уж точно не Европа: это чисто американская история. Такие дороги и рекламные щиты только в Америке встречаются».
«Я всю жизнь пишу пьесы для театра, и там у меня хватает сильных центральных женских персонажей. Что ж, пришло время об этом узнать и тем, кто смотрит только мои фильмы, а в театр не ходит. Нет, я хотел не женщину поставить в центр истории, а уникального персонажа - целеустремленного, сильного, зацикленного на одной задаче. Таких у меня раньше не было. Я был в восторге, что мне удалась героиня. Я сам не знал, каким будет её следующий шаг и что у неё на уме. Она бьётся за правое дело, но при этом опасна для окружающих. Не будь её - не было бы и фильма».
«Не представляю, кто, кроме Фрэнсис, смог бы сыграть эту роль с такой же мощью и ранимостью, но при этом наполнив её юмором… Не мог себе представить в этой роли больше никого… Она сумела невероятное - сыграть простую женщину без снисходительности и фальши. Никто бы другой не смог».
«Я всегда работаю так, без юмора писать не способен. Ни одна история не может быть настолько серьёзной, чтобы не пустить в себя юмор. Но я старался держать его под контролем. У нас были такие остроумные актёры - Фрэнсис, Сэм. Мы сняли много комичных сцен, причём однозначно удачных, которые потом решили вырезать, чтобы соблюсти баланс».
«Интересно путешествие, а не финальная его точка. Если ты смотришь фильм, чтобы выяснить, кто убийца, то тебе неинтересно его пересматривать. А я надеюсь, что мы сняли не одноразовую картину. Мы целились во что-то более глубокое, грустное и сложное».
(о песне «Chiquitita» ABBA в саундтреке) «Первоначально мы хотели, чтобы она звучала в сцене пожара в полицейском участке. Но потом сообразили, что слова песни помешают расслышать письмо шерифа, и пришлось отказаться от этой идеи. Но песни было жалко, я вообще фанат ABBA. И мы решили, что герой Сэма Рокуэлла будет слушать её в участке. Мне кажется, это многое объясняет в этом персонаже. Конечно, была проблема с получением прав. Купить песню ABBA официально практически невозможно, настолько это дорого. Поэтому я написал письмо самим авторам, Бенни и Бьорну: мол, денег у нас нет, но мы любим вашу музыку и очень бы хотели использовать её в нашем фильме. Они ответили: «Присылайте сцену из сценария». Тут я задумался: ведь вырванной из контекста она кажется смешной, нелепой сценой с легкомысленной песенкой, но в картине эпизод идёт за сценой смерти одного из главных героев. В общем, послал им сразу несколько страниц. Они моментально ответили согласием. В итоге это самая дешевая песня в нашем саундтреке… Обычно я использую менее известные песни, чем этот хит ABBA. У меня есть свои фавориты в самых разных жанрах. Я составляю плейлист на время съёмок, и у меня много запасных вариантов: эта песня не подойдет - поставлю ту, другую».
«Реакция на «Три билборда…» меня шокировала. В хорошем смысле. До сих пор не верю, что это происходит со мной… Когда я его делал, то надеялся только на то, что мне удастся сравняться с «Залечь на дно в Брюгге»… Думаю, это благодаря фантастическим актёрским работам. Сам же я доволен, что стал спокойнее и перестал беспокоиться на съёмках о малозначительных деталях. Раньше днями переживал насчёт выбора костюма для актёра. Сейчас сразу показываю пальцем: «Этот». И забываю об этом начисто».
ФРЭНСИС МАКДОРМАНД:
«Я пойду в могилу, известная как Мардж Гундерсон. Это имя будет выгравировано на моей могильной плите, если она у меня будет. Я не возражаю, потому что это отличный персонаж, но Милдред - это повзрослевшая Мардж».
«Работа Мартина - не натурализм. Это что-то вроде усиленного магического реализма. Ты играешь на другом поле, не пытаешься изобразить кого-то из ежедневной жизни - всё как бы немного выше».
ПРЕССА:
«Новый, третий фильм культового драматурга с несуразно длинным, но зато запоминающимся названием «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» укрепит его славу и, вероятно, введёт в сонм живых классиков, где пару десятилетий назад укрепились братья Коэны и Квентин Тарантино. Именно их кинематограф вспоминается прежде всего при просмотре Макдоны - хотя у него есть и собственный неповторимый стиль, и мало на кого похожая проблематика, и уникальный талант в написании диалогов, в равной степени поэтично-абстрактных и психологически точных… Макдона виртуозно затягивает узел интриги, в котором увязаны все персонажи - их тут много, и каждый не так линеен, как может показаться на первый взгляд… Самый интересный аспект картины в том, что обычное для жанра разделение на «хороших» и «плохих» - или хотя бы на «блюстителей закона» и «нарушителей» - в постмодернистских «Трех билбордах…» перестает работать. У каждого из персонажей есть своя правда, и потому он уверен, что отстаивает порядок, на который ополчились окружающие. С этой точки зрения перед нами - фильм о концепции пресловутой постправды. Это не детектив, и личность убийцы на протяжении всей картины не только остаётся неизвестной, но вовсе теряет значение. Соучастниками преступления так или иначе являются все жители Эббинга - тихого омута, в котором столь леденящая история произошла не случайно. Можно заключить, что Макдона встал в длинную очередь режиссёров, выписавших приговор Америке Трампа. Однако такое резюме слишком бы упрощало эту чарующе странную картину - комическую и трагическую, реалистическую и невероятную, естественную и искусственную одновременно» (Антон Долин, «Meduza»).
«После увлекательной, но низкокалорийной резни «Семь психопатов» Макдона вернулся на пик своей формы, в которой он был, снимая дебют «Залечь на дно в Брюгге», и сделал лучшую работу на сегодня. Это колоссальный проект для не менее колоссально одарённой Макдорманд, в котором есть и сочные роли для Вуди Харрельсона и Сэма Рокуэлла. Ещё это - едкая смешная драма о разлагающейся несправедливости, шекспировской ярости, мрачной расплате и неидеальном искуплении, которая разворачивается с эпическим размахом классического вестерна. В руках студии «Fox Searchlight» - настоящий бриллиант, пусть даже он не понравится массовому вкусу» (Дэвид Руни, «The Hollywood Reporter»).
«Как и предыдущие работы Макдоны, «Билборды» - это меткое сочетание триллера, комедии и драмы. Беспощадный психологизм подогревает остроту сюжета, однако самое изысканное в этом эмоционально насыщенном коктейле с привкусом экзистенциальной чернухи - персонажи. Герои фильма - не просто перевёртыши, меняющие знак с плюса на минус и обратно, это сложные и не до конца читаемые существа, беспрерывно переливающиеся разными оттенками человеческих пороков и добродетелей… Драки, избиения и пожары сняты динамично, в интересных ракурсах и планах, но с хладнокровной отстранённостью… Держащие в напряжении, а иногда и шокирующие эпизоды рейтинга «18+» перемежаются оригинальными диалогами с неожиданными уморительными фразочками и шутками в лучших традициях чёрной комедии. «Билборды» рассказывают неоднозначную историю неуживчивых характеров и незавидных судеб… Трагическое событие становится лишь игровым полем, на котором развивается шахматная партия, обречённая закончиться патом» (Дмитрий Котов, postcriticism.ru).
«Фильм Макдоны больше, чем поэзия насилия плюс звонкое стаккато диалогов (хотя каждый словесный каскад здесь безупречен). Граница, на которой ставит свои щиты героиня, - больше, чем граница маленького городка Эббинг в штате Миссури. Это граница между политкорректностью и лицемерием («Эй, как там пытки негров?», «Сегодня это пытки цветных людей, Милдред»), между бесстрашием и жестокостью, между смирением и конформизмом, между отсутствием какой-либо надежды на государство и самосудом. В каком-то смысле это очень русский фильм… В ситуации, когда роль морального компаса исполняет двустволка, всё возможно. В зависимости от того, на какую сторону света укажет сегодня прицел» (Елена Смолина, «GQ»).
«Явно заигравшись в «Семи психопатах», Макдона вернулся к геометрической простоте «Залечь на дно в Брюгге»: действие, как в вестернах, почти не покидает главной улицы городка, где и полиция, и магазины, и салун и все действующие лица могут - иногда буквально - видеть друг друга через окно. Фильмы-ансамбли легко выходят из-под контроля («Психопаты»), но ирландец на этот раз демонстрирует железную хватку: никто не забыт, у каждого персонажа есть свой момент или хотя бы моментик истины, каждый оказывается не вполне тем или совсем не тем, кем виделся поначалу, - не в детективном смысле, а в психологическом. При этом вектор у всех один: к смягчению, к человечности, к любви в широком смысле; ещё в середине фильма даже мысль об этом покажется нелепой. Полицейская жестокость, все виды насилия, включая домашнее, предубеждения, скудоумие, чувство вины, одиночество и смертельные болезни - Макдона, не теряя своего нигилистского чувства юмора, но и не злоупотребляя им, складывает из этих элементов сентиментальный и проникновенный фильм про то, что не всё безнадежно» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» история с двойным дном. Вроде бы очевидная сюжетная завязка - противостояние героя-одиночки закосневшему в бюрократии и коррупции обществу - оборачивается релятивизмом, но не моральным, а экзистенциальным. Макдона снял кино о том, что буквально у каждого своя правда. Первые минуты фильма в кадре мелькает книга с рассказом Фланнери О’Коннор «Хорошего человека найти нелегко». Внимание, подсказка. Поскольку в «Трёх билбордах» трудно, как раз найти плохого, отрицательного персонажа. Классическую борьбу добра со злом, Макдона заменяет на сосуществование добра и добра, которым, несмотря на общее целеполагание, увы, никак не договориться» (Зинаида Пронченко, «Сеанс»).
«Макдона снял историю одновременно трагичную и смешную (это ещё надо было ухитриться создать нечто смешное, что начиналось бы с жестокого изнасилования с последующим сжиганием жертвы), написал вестерн для женского персонажа, что в традиции встречается, так скажем, не часто. Хотя на самом деле Милдред выходит за рамки пола. И вообще этот сценарий с роскошными образами для десятка персонажей, каждый из которых раскрывается и трансформируется на протяжении фильма самым неожиданным способом. Это умение смешать переживания масштаба греческой трагедии с грубостью, переворачивать своих персонажей с ног на голову всегда было самым привлекательным в его фильмах, и в новом достигло каких-то совсем запредельных высот. Его история провинциальной Америки лишена высокомерия по отношению к населяющим её людям, потерянным, старающимся по мере сил выбраться из той колеи, в которой они оказались» (Марина Латышева, «Профи Синема»).
«Фильм Макдоны уже был отмечен в Венеции за сценарий, но, если честно, такое кино хочется отметить всеми возможными наградами. Здесь герои не делятся на хороших и плохих. Здесь все имеют свои достоинства и свои недостатки. Здесь каждому придётся отвечать за свои поступки (ну, ладно, почти каждому)… Что бы ни происходило на экране, оно всё равно связано с трагедией Милдред. Зритель почувствует боль матери, потерявшей дочь. Зритель также поймёт, что звериная серьёзность лишь навредила бы фильму. Весь юмор «Трёх билбордов» исходит от самих персонажей… Макдоне удалось практически невозможное в наше время - сохранить за собой право финального монтажа. Поэтому «Три билборда» - глубоко авторское кино, но автор хорошо знаком зрителю. Режиссёр «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов» победил студийную систему и снял свой лучший на сегодняшний день фильм. Вы увидите его начиная с 1 февраля 2018 года. И сходите в кино, пожалуйста. Надо поддерживать студии, которые дают режиссёрам право на собственные высказывания» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).