СЕЛФИ
(Россия, 2017)
Режиссёр: Николай Хомерики.
В ролях: Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Фёдор Бондарчук, Анна Михалкова, Северия Янушаускайте, Михаил Мухтасипов, Александра Велескевич, Сергей Бондаренко, Андрей Гринев, Марина Калецкая, Пётр Нестеров.
Жанр: психологический триллер.
Известный российский писатель и телеведущий Владимир Богданов (Хабенский) живёт жизнью, которой может позавидовать любой. У него есть всё: слава, деньги, поклонники, любовницы, верные друзья, жена и хорошая карьера. Но на самом деле Богданову давно всё это надоело, он мечтает сбежать от всех и остаться в гордом одиночестве где-то на необитаемом острове. И вот однажды откуда-то появляется двойник Богданова. Он копирует жесты, мимику и привычки Богданова, ведёт его телепередачу, даёт интервью от его имени и завладевает всем, что тот когда-то имел. Публичный и успешный, остроумный и циничный Богданов лишился всего, чего добивался годами, выстраивая свою карьеру и жизнь: своей работы, поклонников, друзей и даже жены. Наблюдая за своим двойником, Владимир понимает, что его копия намного превзошла его самого: она лучше и честнее. Битва за себя проиграна. И только дочь хочет вернуть истинного Богданова…
Фильм является экранизацией романа Сергея Минаева «ДухLess 21 века. Селфи», который впервые был опубликован в 2015 году. Минаев также выступил сценаристом проекта, существенно переработав сюжет романа под кино.
В качестве режиссёра «Селфи» был приглашён Николай Хомерики. Он родился в Москве в 1975 году. Ребёнком жил в Сочи, Новороссийске, Абхазии, потом вернулся в Москву и получил экономическое образование. Школьные мечты стать актёром были забыты. Зато именно в студенческие годы Хомерики стал посещать московский Музей кино, просматривая по три-четыре картины в день и постепенно влюбляясь в кинематограф. После окончания учёбы Николай работал бухгалтером в компании «Coca-Cola», а через несколько лет продолжил образование за рубежом. Поступил сразу в два нидерландских университета - в Маастрихте и в Амстердаме. Потом в Амстердаме они с другом открыли фирму, которая занималась импортом бытовой химии из Нидерландов в Россию. В Голландии Хомерики тоже нашёл видеотеку с классическими фильмами, брал по пять кассет за раз, пересматривая классику и находя картины, которые в Москве увидеть было невозможно. Тогда же пришла мысль всё-таки попробовать себя в режиссуре. В 2000 году Хомерики окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финна, В. А. Фенченко). Первой его киноработой стал трёхминутный этюд «Капля», который получил приз кинофестиваля в Сопоте, жюри которого возглавлял Кшиштоф Занусси. В 2001 году Хомерики получил грант МИД Франции на обучение. В 2005 году окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы «La Femis». В конце учёбы Филипп Гаррель пригласил его работать ассисентом на фильме «Постоянные любовники», который получил «Серебряного льва» на Венецианском МКФ. В 2005 году короткометражная картина Николая Хомерики «Вдвоём» участвовала в Каннском МКФ в конкурсе студенческих работ «Cinefondation» и получила второй приз. Первым самостоятельным полнометражным фильмом Николая стал «977» (2006). Эта картина была конкурсантом программы «Особый взгляд» Каннского МКФ. Следующий фильм - «Сказка про темноту» (2009) был в конкурсной программе «Кинотавра» и всё того же «Особого взгляда». Хомерики известен также картиной «Сердца бумеранг» (2011) и телесериалами «Синдром дракона» (2012) и ещё не вышедшим в эфир детективом «Тайны города Эн» (2015). Есть в фильмографии Хомерики и своеобразный фильм-призрак - триллер «Беляев» по сценарию Геннадия Островского, работа над которым началась в 2007 году, но была остановлена из-за проблем с финансированием. Сегодня Николай Хомерики расширяет своё амплуа «фестивального режиссёра» в сторону жанрового кино: например, если его фильм «Сердца бумеранг» шёл в прокате всего одной копией в московском «Пионере», то фильм-катастрофа «Ледокол» (2016) вышел уже на 1200 копиях.
За проектом «Селфи» стоят продюсеры двух частей «Духless» Петр Ануров, Фёдор Бондарчук и Дмитрий Рудовский.
Бондарчук также играет одного из важных персонажей в картине, являясь партнёром исполнителя главной роли Константина Хабенского, что происходит далеко не первый раз. Актёры снимались в фильмах «В движении», «Статский советник», «Свои», сериале «Белая гвардия» и ряде других проектов.
Сергей Минаев уверяет, что «Селфи» заставит многих удивиться: «То, что творят Опельянц и Хомерики - такого в нашем кино ещё не было. Картинка невероятная и какая-то нездешняя». Оператором-постановщиком «Селфи» является Владислав Опельянц – ученик В. И. Юсова, оператор фильмов Никиты Михалкова «12», «Утомлённые солнцем-2» («Предстояние», «Цитадель») и «Солнечный удар», фильмов «Богиня: как я полюбила», «Статский советник», «Поддубный», «Ученик», «Заложники».
Съемки картины «Селфи» проходили в конце 2016 года в Москве.
СЕРГЕЙ МИНАЕВ:
«Какое-то время назад я занимался переустройством своего дома. И однажды ко мне обратился подрядчик: «Можно мы дизайн, который сделали тебе, покажем другому нашему клиенту? Мы знаем, ты это не любишь, но тут такой известный человек - возможно, ты не будешь возражать». И оказалось, что этим человеком был Хабенский, которого я в своих мечтах видел Богдановым. Я, пользуясь случаем, познакомился с ним, рассказал про роман и идею фильма и буквально дрожащими руками передал ему свою книгу. Через пару дней он позвонил и сказал, что ему это интересно».
«Важно предупредить зрителя, что этот фильм не про то, как все делают селфи. Хотя в философском смысле и про это тоже. Селфи - это же отражение. И наша история про то, как человек борется с собственным отражением, с самим собой. Это для многих знакомая ситуация. Мы все проходим через сложные жизненные этапы, через депрессии, с чем-то боремся, чего-то себе не прощаем. Важно, как и с чем мы выруливаем из таких ситуаций. Фильм «Селфи» - это психологический триллер. Мы подёргаем зрителей за нервы. И, надеюсь, зрители не пожалеют».
ФЁДОР БОНДАРЧУК:
«Здесь собрался практически тот же состав, каким мы снимали «Духless» и «Духless-2». Я очень рад снова поработать и с Сергеем Минаевым, и с продюсером Петром Ануровым, с которыми у нас сложился успешный творческий тандем. После второго фильма нас только ленивый не спрашивал, будет ли продолжение. Конечно, нельзя сказать, что «Селфи» - это «Духless-3». У нас уже совершенно другой, более взрослый герой, другая Москва, другой бэкграунд, но что-то неуловимо общее между проектами присутствует».
КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ:
«Роль Богданова в фильме «Селфи» для меня интересная задача. Поскольку это два человека в одном. Это немного сводит с ума, но тем интереснее. Богданов и сам до конца не понимает - у него появился двойник или это шизофрения? Совершенно непонятно, кто из этих героев хороший, а кто плохой. Скорее они оба плохие, оба запутавшиеся и пытающиеся выбраться из собственной паутины. Но у них разные стартовые возможности и разные способы решения проблемы. Когда Сергей Минаев дал мне прочитать свою книгу, я не ждал ничего особенного, а получил мощный психологический триллер, в основе которого - глубокий кризис творческого человека. Богданов делает вид, что устал быть звездой, но на самом деле он устал от себя самого. Он поддерживает свой имидж селебрити, но понимает, что давно исписался, утонул в самоповторах и сам себя растиражировал. И этот двойник, который забирает у Богданова работу, славу, жену, любовницу, дочь, на самом-то деле помогает ему, наконец, протрезветь и посмотреть на себя самого. Селфи - это ведь такой способ показать окружающим улучшенную версию себя. Но потом ты подходишь к зеркалу и видишь себя настоящего. «Селфи», надеюсь, будет фильмом о том, что встреча с самим собой может быть очень неприятной, но она совершенно необходима».