Хэппи-эндХЭППИ-ЭНД
(«Happy End», Франция-Германия-Австрия, 2017)
Режиссёр: Михаэль Ханеке.
В ролях: Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матьё Кассовиц, Тоби Джонс, Франц Роговский, Фатина Ардуин, Любна Абидар, Лаура Верлинден, Орелия Пети, Хассам Ганси, Набиха Аккара, Доминик Беснар.
Жанр: драма.

Зеркало эпохи в этой истории - большая процветающая буржуазная семья, живущая во французском Кале в нескольких километрах от лагеря мигрантов. Патриарх семьи Жорж Лоран (Трентиньян) хочет свести счёты с жизнью. Дочь Жоржа Анн Лоран (Юппер) возглавляет крупную корпорацию и собирается замуж за английского юриста (Джонс). Сын Анн Пьер (Роговский), страдает от депрессии и явно не жаждет занять место в совете директоров рядом с матерью. Сын Жоржа Тома (Кассовиц) узнаёт о том, что у него умерла бывшая жена и забирает к себе дочь-подростка Эву (Ардуин), несмотря на то, что собирается жениться снова. Двенадцатилетняя Эва «живёт» в социальных сетях и постоянно держит в руках смартфон…

Автор сценария и режиссёр «Хэппи-энда» Михаэль Ханеке родился 23 марта 1942 года в Мюнхене. Отец - режиссёр и актёр Фриц Ханеке, мать - актриса Беатрикс фон Дегеншильд. Вырос в Австрии, изучал в Венском университете психологию, философию и театральное искусство. В 1967 году дебютировал в качестве драматурга, начал снимать фильмы для телевидения в 1970-м. Получил известность в качестве кинорежиссера в 1992 году с фильмом «Видео Бенни». Его лучшие фильмы: «Замок» (1996), «Забавные игры» (1997), «Код неизвестен» (1999), «Пианистка» (2001, Гран-при на МКФ в Канне), «Скрытое» (2004, приз за режиссуру на МКФ в Канне), «Забавные игры» (римейк собственного фильма в США, 2007). «Белая лента» (2009, «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне; призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий от Европейской киноакадемии; «Золотой глобус» в номинации «Лучший иноязычный фильм»), «Любовь» (2012, «Золотая пальмовая ветвь» на МКФ в Канне; премия «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»; 5 премий «Сезар», включая за лучший фильм года). Семь лет назад Ханеке планировал снять картину под названием «Флэшмоб», где намеревался обратиться к темам, возникшим после появления интернета. «Я написал этот сценарий некоторое время назад, но он не получился. Правда, некоторые детали попали в этот фильм». То есть в «Хэппи-энд». Кстати, предыдущий фильм Михаэля Ханеке «Так поступают все» вышел в 2013 году. Это самый длинный перерыв между картинами за всю карьеру режиссёра.

«Хэппи-энд» - пятый проект, в котором вместе поработали Михаэль Ханеке и актриса Изабель Юппер. Первые четыре были: «Люмьер и компания» (1995), «Пианистка» (2001), «Время волков» (2002) и «Любовь» (2012). Изабель Юппер (1953 г. р.) - выдающаяся французская киноактриса, дебютировавшая в кино в 1972 году. Юппер работает в основном с режиссёрами французского и европейского «авторского кино», авангардными театральными режиссёрами и почти не появляется в фильмах развлекательных массовых жанров. О её карьере говорят её награды: премия BAFTA «Открытие года» («Кружевница»), приз за лучшую женскую роль на МКФ в Канне («Виолетта Нозьер»), два Кубка Вольпи за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции («Женское дело» и «Церемония»), приз лучшей актрисе на МКФ в Москве («Мадам Бовари»), приз за лучшую роль от Каннского МКФ и Европейской киноакадемии («Пианистка»), приз за выдающиеся артистические достижения в составе актёрского ансамбля на Берлинском МКФ и от Европейской киноакадемии («8 женщин»), премия за выдающиеся персональные достижения от МКФ в Сан-Себастьяне, специальный «Лев» Венецианского МКФ, приз имени Константина Станиславского «Я верю» за выдающееся актёрское мастерство на МКФ в Москве, специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино от МКФ в Карловых Варах. Во Франции Юппер лишь однажды получила премию «Сезар» как лучшая актриса («Церемония»), но зато имеет ещё целых 14 «сезаровских» номинаций («Алоиза», «Кружевница», «Виолетта Нозьер», «Лулу», «Безупречная репутация», «Женское дело», «Разрыв», «Школа плоти», «Дочери короля», «Пианистка», «8 женщин», «Габриэль», «Любовь», «Долина любви»). Юппер - одна из четырёх актрис, награждённых призом за лучшую женскую роль Каннского МКФ дважды. Она была членом жюри Каннского кинофестиваля 1984 года и председателем жюри этого фестиваля 2009 года. На счету актрисы самое большое количество фильмов, представленных в официальной программе Канна – 17 (самый свежие – «Она» Пола Верховена и «Хэппи-энд»). Изабель Юппер живёт столь же замкнуто и сдержанно, как большинство её героинь. Она не любит давать интервью, умалчивает о личной жизни и не рассказывает о планах на будущее.

Второй раз снимается у Ханеке (первый – «Любовь») Жан-Луи Трентиньян (1930 г. р.) - французский актёр, режиссёр и сценарист. Он и Брижит Бардо вместе стали очень знамениты благодаря фильму Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956). Российским зрителям Трентиньян больше всего известен по картине «Мужчина и женщина» (1966), где он исполнил главную мужскую роль автогонщика вместе с Анук Эме. Хотя Трентиньян ещё в 2003 году завершил свою актёрскую карьеру, он продолжает появляться на экране, но только в фильмах, режиссёром которых является Маихаэль Ханеке. Трентиньян считает Ханеке лучшим режиссёром среди ныне живущих и готов сниматься в любых его работах. В свою очередь для Ханеке Трентиньян является одним из самых любимых актёров наряду с Марлоном Брандо. Кстати, Трентиньян и Изабель Юппер уже играли отца и дочь в фильме Ханеке «Любовь».

Заметную роль в «Хэппи-энде» исполнила двенадцатилетняя Фатина Ардуин. Её партнёрами на съёмочной площадке, кроме Юппер и Трентиньяна, стали: британский актёр Тоби Джонс («Разрисованная вуаль», «Кристофер и ему подобные», «Взрывная блондинка»), французский актёр («Именинница», «Амели», «Мюнхен», «Другая жизнь женщины», «Нокаут», сериал «Война и мир») и режиссёр («Ненависть», «Убийцы», «Багровые реки», «Готика», «Вавилон Н.Э.») Матьё Кассовиц, немецкий актёр Франц Роговский («Виктория»).

«Хэппи-энд» был отобран для участия в основной конкурсной программе 70-го Каннского международного кинофестиваля. За участие в этом фильме на премии Европейской киноакадемии были номинированы: «Лучшая мужская роль» - Жан-Луи Трентиньян, «Лучшая женская роль» - Изабель Юппер.


МИХАЭЛЬ ХАНЕКЕ:
«За последние 20 лет мир сильно изменился, вошёл на незнакомую территорию. Начиная со своего первого фильма я пытаюсь описать этот мир, но «Хэппи-энд» не кино о социальных медиа. По крайней мере, оно не задумывалось таким».
«Если я начинаю работать с кем-то, будь то актёры или оператор, то если мы хорошо ладим, я не вижу смысла разрывать отношения. Так работается гораздо быстрее».

ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР:
(про Ханеке) «Он безжалостен, несентиментален, но это не холодность, это лишь его видение мира. В отношениях семьи Лоран есть такое приглушённое насилие, которое они черпают из своего окружения».

ЖАН-ЛУИ ТРЕНТИНЬЯН:
(про Ханеке) «У него всё очень неожиданное, он подходит к режиссуре абсолютно уникальным образом. Я открыл его для себя довольно поздно, после «Скрытого», но с тех пор обожаю его картины. Сниматься у него - одно удовольствие».


ПРЕССА:

«В издевательском «Хэппи-энде» Ханеке добровольно выворачивает себя наизнанку, эффектно перерабатывая уже использованные темы и предлагая если не дайджест, то каталог своих излюбленных сюжетов и приёмов… За благородным фасадом тут привычно скрываются убийства, подкуп, предательство, ложь, алкоголизм, перверсии и прочие страшные тайны, которые частично, не без некоторого циничного удовольствия разоблачает Ханеке. Этот фильм явно не вызовет такого экстаза у публики и у «критики», как «Любовь». Получив «Оскара» за самую свою простую, понятную и предсказуемую картину, Ханеке как будто бы в ужасе отшатнулся от этого успеха и сделал совершенно противоположное по духу кино - дерзкое, смешное (в его координатах сухости и аскетизма, конечно же), остроумно-парадоксальное, мрачновато-солнечное, и совершенно непредсказуемое» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).

«Персонажи Ханеке - члены большой и процветающей буржуазной семьи с севера Франции - вообще забыли, что такое чувствовать… По жанру «Хэппи-энд» - семейная сага, своеобразные «Ругон-Маккары» или «Семья Тибо» Ханеке. В фильме слышнее, чем прежде, язвительные сатирические нотки. Есть несколько смешных сцен и как минимум один чисто комический персонаж - его играет фактурный английский артист Тоби Джонс (по сюжету жених Анны, прагматичной и хищной героини Юппер). Разумеется, есть эпизоды, от которых кровь замирает в жилах. Ханеке добивается этого эффекта всё меньшими средствами, обходясь парой реплик или одним долгим планом неподвижной камеры (оператор - привычный Кристиан Бергер). В конечном счёте, «Хэппи-энд», как и многие лучшие картины режиссёра, - не об обществе или человеческой натуре, а о смерти… Естественно, «Хэппи-энд», убедительно утопленный в современной французской фактуре, говорит не только о Франции и не только о Европе. Общечеловеческого в нём куда больше, чем локального. В момент начала съёмок кто-то (возможно, сам автор) пустил слух, что фильм будет посвящён кризису с беженцами. След оказался ложным. Проблема нетерпимости и расовой сегрегации затронута в «Хэппи-энде» отчетливо, но никак не является главным его содержанием» (Антон Долин, «Meduza»).

«Тяжёлым пристальным взглядом - как обычно, Ханеке обильно использует элегантные, долгие общие планы - режиссёр рассматривает семью чудовищ, которые разрушают, иногда буквально, всё вокруг себя. Но это системный, а не личный кризис и потому не трагедия, а скорее чёрная комедия. Заболевание передаётся по наследству и через гены, и через культурные коды: вирус можно обнаружить и на концерте классической музыки, и в ютьюб-видео, и в переписке на фейсбуке. В материнских объятиях, в доверительной беседе в дедушкином кабинете. В подчеркнуто вежливом, покровительственном обращении с понаехавшей обслугой. Расчеловечивание, нелюбовь, пользуясь выражением младшего коллеги Ханеке, который, в отличие от него, не готов признаться в собственной мизантропии. Ханеке не заламывает руки и не читает мораль: ему 75 и он лишь саркастически хохочет. И в очередной раз ставит диагноз европейской буржуазии: помочь может только эвтаназия, но эту милость ещё надо заслужить» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).

«Картиной «Хэппи-энд» двукратный каннский победитель австриец Михаэль Ханеке ещё раз доказал, какого калибра он режиссёр. После «Любви», где Жан-Луи Трентиньян из любви отправлял на тот свет смертельно больную страдающую жену, снимать уже нечего, во всяком случае в регистре трагедии. И Ханеке вернулся с продолжением того же сюжета - только теперь это комедия, даже не чёрная, а выполненная в полихромной палитре современного общества потребления… Этот фильм, не что иное, как шутка гения… Браво, Ханеке» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).

«Австрийский гений, умело притворяющийся мизантропом, вылавливает в любом обществе следы врождённой страсти к пороку, насилию и ненависти, их предельно концентрирует и регулярно добивается эффекта взорвавшегося мозга. В этом смысле его новая работа перекликается (даже ироничным названием прямо противоположного фильму смысла) с его первой скандальной картиной «Забавные игры». В структуре этого «Хэппи-энда» можно найти родственные связи с апокалиптическимии семейными социальными срезами в кино типа, прежде всего, «Гибели богов» Висконти. Хотя стилистически фильм ближе не к эпосу, а к банальной мыльной опере. Ощущение банальности входит в задачу: Ханеке важно беспросветно типичное, уныло расхожее и потому практически безнадёжное… Естествоиспытатель Ханеке явно теряет интерес к жизни насекомых. Он их рассматривает больше по привычке, с удовлетворением отмечая развившиеся до смертельного предела знакомые черты (мол, а что я вам предвидел в «Пианистке», или в «Скрытом», или даже в совсем раннем «Видео Бенни»!). Но во всём чувствуется творческая усталость, и фильм порой становится неприкрыто скучным» (Валерий Кичин, «Российская газета»).

«Хэппи-энд» слоится едва ли не всеми темами, которые затрагивает в своём кино Ханеке: космическая дистанция между разными социальными слоями, распад семьи, латентная ксенофобия, «видимое и скрытое», попытка диалога с близкой смертью… Режиссёр использует разные способы подсматривания за воплощённой на экране противоречивой действительностью: от камеры до мобильного телефона, от широких панорам до странички в фейсбуке и порнографической переписке одного из благонравных членов семейства в месседжере… Ханеке даёт семейный портрет в интерьере современного мира, обнажая за лощённым ритуалом и приличием невыносимый ужас грядущего бытия. Наверное, это не лучший фильм современного кинофилософа. Но тщательно выписанный макабр Ханеке  тревожит, вызывая нервный смех и внятное ощущение того, что перед благополучной Европой сама действительность в униформе вышколенного метрдотеля открывает инкрустированные золотом двери в бездну» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта