ФОРМА ВОДЫ
(«The Shape of Water», Канада-США, 2017)
Режиссёр: Гильермо дель Торо.
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Октавия Спенсер, Даг Джонс, Ричард Дженкинс, Майкл Сталберг, Лорен Ли Смит, Дэвид Хьюлетт, Ник Сирси, Стюарт Арнотт, Найджел Беннетт.
Жанр: фэнтези-триллер.
Действие картины происходит в 1962 году на фоне холодной войны между СССР и США. Элайза - уборщица в секретной военной лаборатории в Балтиморе, незаметная женщина со скучной и однообразной жизнью. Из-за травмы, перенесённой в детстве, она навсегда осталась немой. Однажды в лабораторию привозят некий новый объект изучения. Элайза и её коллега Зельда узнают, что это Существо - амфибия, по облику - гуманоид. Его сопровождает агент Ричард Стрикленд, поймавший чудище где-то на Амазонке, где антропоиду поклонялись как богу. Учёным во главе с доктором Хоффстеттлером нужно исследовать Существо: военные хотят понять, как его способности можно использовать для получения преимуществ в гонке вооружений с СССР или в космической отрасли. Элайза тоже начинает наблюдать за Существом и постепенно между ними возникает своеобразная связь…
Продюсером, сценаристом и режиссёром «Формы воды» является мексиканский писатель и талантливый визуализатор Гильермо дель Торо. В начале своей кинокарьеры он учился у Дика Смита, создателя спецэффектов к фильму «Экзорцист», затем около 10 лет был гримёром. Одновременно Гильермо занимался продюсированием, был режиссёром мексиканских телепрограмм и стал одним из основателей кинофестиваля в Гвадалахаре. Первого успеха дель Торо добился, получив 9 наград академии Мехико за фильм «Хронос» (1993). Во многом благодаря этому успеху Дель Торо снимает свой первый голливудский фильм - «Мутанты» (1997) и по возвращении в Мехико основывает свою продюсерскую компанию «Текила Ганг». Следующим фильмом стал «Хребет дьявола» (2001), получивший положительные отклики критиков и зрителей. Дель Торо снова вернулся в Голливуд и снял «Блэйд-2» (2002) и «Хеллбой» (2004). Вершиной его творчества стала фантасмагория «Лабиринт фавна» (2006). Затем последовали «Хеллбой-2: Золотая армия» (2008), «Тихоокеанский рубеж» (2013), сериал «Штамм» (2014-2015), «Багровый пик» (2015) и «Охотники на троллей» (2016-2017) - американо-мексиканский компьютерный мультсериал, созданный дель Торо для «Netflix».
Гильермо дель Торо начал работу над «Формой воды» ещё в 2011 году. Впоследствии, чтобы снять этот фильм, он отложил работу над картиной «Тихоокеанский рубеж-2». Поскольку Гильермо с детства увлекался историями про монстров, то можно понять, насколько личной для него стала «Форма воды». И поэтому многие работы (в частности, создание на экране лаборатории и существа) он оплачивал из собственного кармана. Художник-постановщик фильма Пол Д. Остенберри рассказал, что Гильермо дель Торо изначально хотел снять чёрно-белый фильм. «Когда фильм планировался чёрно-белым, бюджет был 12 миллионов долларов, - говорит Остенберри. - Потом в «Fox Searchlight» сказали: «Слушайте, если снимете в цвете, мы дадим вам 19,6 миллионов долларов». Сам режиссёр не считает, что решение снимать в цвете стало болезненным. На создание облика существа ушло свыше 9 месяцев. Гильермо дель Торо утверждает, что «Форма воды» - самый сложный фильм, за который он когда-либо брался. Съёмки картины заняли 12 недель.
Это первый проект Гильермо дель Торо, соавтором сценария которого стала женщина (Ванесса Тейлор).
Дель Торо конкретно определяет год действия «Формы воды»: 1962-й. Забавное и, вероятно, случайное совпадение - именно в том году в советском прокате гремел «Человек-амфибия», экранизация романа Александра Беляева. Продолжим параллель: Беляев написал свою книгу в 1920-х, параллельно с тем, как Лавкрафт создал в США свои новеллы о Глубоководных, предвосхитивших «Тварь из Чёрной Лагуны», из которой как раз и выросла «Форма воды». Кстати, несмотря на определённое визуальное сходство, дель Торо говорит, что «Форма воды» не имеет ничего общего с его картиной «Хеллбой: Герой из пекла» (2004). Зато события нового фильма происходят во время реальной войны и содержат некоторую магическую составляющую. Нечто подобное уже было в более ранней работе дель Торо - фильме «Лабиринт Фавна» (2006).
Гильермо дель Торо утверждает, что Салли Хокинс изначально была единственной актрисой, которую он хотел видеть в образе главной героини фильма. Впервые он встретился с Хокинс в 2014 году на церемонии вручения премии «Золотой глобус». Тогда, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он предложил ей сыграть роль в «Форме воды». Интересно, что когда актрисе предложили роль в этом фильме, она сама работала над сценарием короткометражки о женщине, которая превращалась в рыбу. Звёздный час британской актрисы Салли Хокинс настал после выхода мелодрамы Майка Ли «Беззаботная», за которую она получила приз Берлинского МКФ и «Золотой глобус». Позже она номинировалась на «Оскар» за роль второго плана в драме Вуди Аллена «Жасмин». Другие значительные роли Хокинс: в «Вере Дрейк», в сериале BBC «Бархатные пальчики», в «Доводах рассудка», в «Мечте Кассандры», в «Воспитание чувств», в «Субмарине», в «Не отпускай меня», в «Джейн Эйр», наконец, роль миссис Мэри Браун в «Приключения Паддингтона» и «Приключения Паддингтона-2». Готовясь к своей роли в «Форме воды», Салли Хокинс изучала актёрскую игру Чарльза Чаплина, Стэна Лорела, Оливера Харди, Бастера Китона и Одри Хёпберн. Гильермо дель Торо даже купил для актрисы целую коллекцию фильмов с участием этих актёров на вlu-ray-дисках, чтобы Хокинс просмотрела их перед съёмками.
Роль Стрикленда дель Торо писал именно под Майкла Шеннона, а вот персонаж, которого сыграл Ричард Дженкинс, первоначально был написан под Иэна Маккеллена. Октавия Спенсер рассказала, что её персонаж похож на смесь её ролей из фильмов «Прислуга» (2011) и «Скрытые фигуры» (2016). Также актриса сказала, что она сыграла бы даже стол, если бы режиссёр Гильермо дель Торо попросил её об этом.
Оператора дель Торо позаимствовал из Дании ещё в конце 1990-х. Дан Лаустсен уже снимал для него «Мутантов», а совсем недавно - «Багровый пик». Среди других известных работ этого оператора есть такие визуально интересные проекты, как «Братство волка» и «Сайлент Хилл».
Это уже третий совместный проект Гильермо дель Торо и композитора Александра Депла, но впервые с дель Торо в роли режиссёра. Ранее Депла писал музыку для анимационного фильма «Хранители снов» (2012), в котором дель Торо был продюсером, а также для анимационного сериала «Охотники на троллей» (2016), где дель Торо был соавтором сценария и продюсером.
Даг Джонс, исполнивший роль Существа, загримирован до неузнаваемости и напоминает о важности пластики для актёра. Гений пантомимы Даг Джонс - давний друг режиссёра: он играл Пана и Бледного Человека в «Лабиринте фавна» и брата-близнеца Существа Эйба Сапиенса в двух «Хеллбоях». На то, чтобы облачиться в костюм Существа, у Дага Джонса каждый день уходило по 3 часа. Актёр заявил, что в прежних фильмах дель Торо у него ни с одним костюмом не было столько мороки.
На Существо охотятся и русские кагэбэшники, главного из которых дель Торо окрестил Михалковым - не смог отказать себе в маленьком удовольствии.
Премьера «Формы воды» состоялась 31 августа 2017 года на 74-м Венецианском МКФ. Картине был вручён главный приз фестиваля - «Золотой лев», и это первый англоязычный фильм за последние 7 лет, который выиграл этот приз. Предыдущим таким фильмом был «Где-то» (2010) Софии Копполы. А на МКФ в Торонто ни один фильм не вызвал такого ажиотажа, как «Форма воды». Очереди выстраивались за полтора часа до начала, администрация фестиваля устроила серию дополнительных показов для прессы (кстати, Гильермо дель Торо, хоть и мексиканец, уже давно живёт в Торонто и считается здесь местным). Кроме того «Форма воды» была номинирована на премию «Золотой глобус» в 7 категориях: «Лучший фильм (драма)», «Лучший режиссёр», «Лучший сценарий», «Лучшая женская роль (драма)» (Салли Хокинс), «Лучшая мужская роль второго плана» (Ричард Дженкинс), «Лучшая женская роль второго плана» (Октавия Спенсер), «Лучший саундтрек». В итоге картина получила 2 «Золотых глобуса» - за режиссуру и саундтрек.
Фильм также получил 13 номинаций на премию «Оскар», в т. ч. «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая женская роль» (Салли Хокинс), «Лучшая мужская роль второго плана» (Ричард Дженкинс), «Лучшая женская роль второго плана» (Октавия Спенсер), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший оператор» (Дан Лаустсен), «Лучшая музыка» (Александр Депла). На агрегаторе «Metacritic» лента имеет 97 баллов из 100, на «Rotten Tomatoes» - 100 % положительных мнений при оценке 8.8/10.
ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО:
«Для каждого из героев Существо олицетворяет что-то своё. Стрикленд видит в нём жуткую слизистую тварь из Южной Америки. Для Элайзы это персонаж, понимающий её сущность и её природу. Для Джайлза существо олицетворяет красоту и невинность. Хоффстеттлер, глядя на него, вспоминает, ради чего стал учёным. Мне хотелось, чтобы Существо было открыто для интерпретации».
«Мне не хотелось показывать очередную fucking диснеевскую принцессу. Хотелось показать настоящего человека. В «Хеллбое» была такая фраза: «Нам нравятся люди за их качества, но любим мы их за дефекты». Думаю, это и есть любовь».
«Действие фильма я поместил в 1962 год, потому что, когда люди говорят «Давайте вернём Америке былое величие», они на самом деле мечтают о той эре. Тогда всё было суперкруто, но только если ты был белым англосаксонцем или протестантом. Для всех остальных мало что изменилось».
«Мне кажется, просыпаясь каждое утро, мы можем выбирать между страхом и любовью. И то, как вы закончите историю, очень важно. Важно выбирать любовь, а не страх, потому что любовь - ответ на все вопросы. Может, это и глупо звучит, но любовь - это fucking ответ на всё».
«Сказки рождались в непростые времена, в трудные времена, когда казалось, что надежда утрачена. Я снял «Форму воды» в качестве противоядия цинизму. Мне кажется, что когда мы говорим о любви, когда мы верим в любовь, то делаем это, несколько отчаявшись. Мы боимся показаться наивными и даже неискренними. Но любовь существует, она настоящая. Как и вода, любовь - самая нежная и самая мощная сила во Вселенной. Она свободна и бесформенна, пока не заполняет человека, пока мы не впустим её. Наши глаза слепы. Но душа зрит. Она понимает любовь в какой бы то ни было форме».
ДАГ ДЖОНС:
«Я приехал в Лос-Анджелес в 1985 году в надежде стать звездой ситкомов. Надеялся, что буду играть забавных таких соседей, но потом появился Гильермо и счёл, что мой рост и прошлое мима как нельзя лучше подходят для его фильмов».
(об указаниях режиссёра для работы над ролью в «Форме воды») «Он хотел, чтобы я позаимствовал кое-что от Серебряного Серфера, которого я играл во второй «Фантастической четвёрке», и взял кое-что от матадоров. Говорил, хочу, чтоб ты сексуально поводил бедрами и был таким же ловким и сильным, как матадоры».
ПРЕССА:
«У воды нет формы - она принимает форму любого сосуда. Гильермо дель Торо говорит, что так же устроена любовь. Можно сказать и иначе: подобна воде фантазия, заполняющая любую форму. Мексиканец дель Торо снимал хорроры («Кронос», «Мутанты»), готику («Багровый пик») и неоготику («Хребет дьявола»), комиксы («Хеллбой», «Блейд-2»), сказки («Лабиринт фавна») и фантастику («Тихоокеанский рубеж»), однако узнать его стиль, темы и героев без труда может любой зритель. То же справедливо в отношении «Формы воды» - удивительного гибрида исторической реконструкции, фантасмагории, мелодрамы и правозащитного кино. Чьи права защищает дель Торо? В принципе, любых меньшинств: детей и женщин, калек и гомосексуалов, партизан и интеллигентов. Он всегда на стороне слабого, против нетерпимости и тоталитаризма, квинтэссенцией которых считает фашизм (борьбе с ним посвящены как минимум три его картины). Но самые уязвимые, хрупкие и нежно любимые его герои - монстры. Уходящая натура… Самыми страшными созданиями в его фильмах всегда были люди, а главным врагом - жестокий антропоцентризм… Его картина - тоже своего рода бунт против принятых правил развлекательного кино, которые режиссёр худо-бедно соблюдал в нескольких последних фильмах. В «Форме воды» он позволяет себе вернуться к неповторимой интимной интонации, оставленной после «Лабиринта фавна» (и впервые со времён той картины попадает в фестивальный конкурс!). В ней - и визуальный перфекционизм изящной постановки, и сочетание откровенной сказочности с предельно неуютными и недетскими сценами нецензурированного насилия и секса. От этого градус волшебства только возрастает. Вырастет и градус раздражения со стороны пуристов, будь то зрители дистиллированного коммерческого кино или сугубо авторского. Дель Торо не приемлет этих разделений и с удовольствием балансирует на границе двух миров» (Антон Долин, «Meduza»).
«Эта тщательно обработанная жемчужина - самая приятная работа дель Торо со времён «Лабиринта фавна» («The Hollywood Reporter»).
«Цели, точнее, желания, есть у всех героев, и они очень чётко обозначены. Элайза хочет петь. Ричард мечтает о тишине. Джайлз жаждет любви. Хоффстеттлер считает, что русские и американцы могут многому научиться друг у друга, и мечтает о мире. И, наконец, Существо хочет слушать музыку. Дель Торо сколачивает из персонажей настоящий ансамбль. Может, Элайза и главная героиня, но все остальные далеко не на вторых ролях… Говоря о «Форме воды», российские критики почему-то вспоминают «Человека-амфибию», хотя вдохновением для дель Торо, безусловно, послужило «Тварь из Чёрной лагуны»… Мексиканский режиссёр даёт волю своей фантазии, перелицовывая миф о принцессе, которую спасает принц. Его принц сидит в заточении, не умеет говорить, может откусить пальцы человеку и оторвать голову кошке. Принцесса немая, но решительная и смелая… У «Формы воды» великолепный визуальный ряд, окутывающий зрителя во все краски воды - от изумрудного до мрачно-чёрного… Фильм звучит гармонью а-ля «Амели», но в интерпретации Александра Депла она теряет лёгкость и приобретает мистический оттенок» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Это остроумно, умно и блестяще сыграно. Фильм окутывает подводные глубины нашей психологии, нашу историю и желания» («CineVue»).
«Новый дель Торо - смесь романтической сказки, нравоучительной басни, хоррора категории «Б» и сатирического ретротриллера. Можно было бы добавить «странная» или «удивительная», если бы чего-то ровно такого от мексиканца традиционно и не ждали. Вместо франкистской Испании или викторианской Англии - Америка накануне революции 1960-х: эпоха восхитительного промышленного дизайна (о чём нам не раз напомнят) и тяжёлых общественных неврозов (о чём будут напоминать ещё чаще)… Но в центре - история про красавицу и чудовище, тоже всегда важный для дель Торо мотив… Режиссёрская мысль (в том числе за кастингом Хокинс) понятна, но фильм очень редко занимает её точку зрения, и вообще она наименее, пожалуй, интересный персонаж из всех. Женские образы - о чём с трагической ясностью напомнил «Багровый пик» - не самая сильная сторона дель Торо. Зато автор невероятно оживляется, когда на экране появляется водяной или хотя бы Майкл Шеннон. Здесь избыток сентиментальности в самом дурном голливудском смысле: Дженкинс настолько приторный, что его можно кусочками добавлять в чай, Октавия Спенсер в сто первый раз играет одну и ту же роль, начало и вовсе напоминает картину «Амели». Но когда дело доходит до подлинной страсти режиссёра, монстров, в фильме мигом появляется и глубина, и поэзия, и остроумие» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Дель Торо удаётся совмещать вроде бы несовместное - сказку и секс, простоту и синефильство, яйца вкрутую и музыку. Это словно немножко «Амели» и одновременно шпионская история. Кино про любовь и в то же самое время кино из совсем другой оперы, о действии и бездействии… Кино вдвойне про любовь, учитывая, с каким блеском замечательному мексиканскому режиссёру удаётся показать жадное желание человека сблизиться с чем-то иным и неизвестным» (Марина Латышева, «ПрофиСинема»).