После нескольких лет скитаний по миру 31-летняя Паула (Дош) возвращается в ненавистный ей Париж. Бойфренд героини, всемирно известный фотограф и сноб, бросает её, даже толком не объяснившись. Мать не желает видеть дочь, немногочисленные друзья отказывают в приюте. Пережив приступ гнева, не имея ни гроша в кармане, с разбитым сердцем, но с роскошным персидским котом, украденным у коварного возлюбленного, Паула пытается начать жизнь сначала. Девушка устраивается на работу няней девочки из богатой семьи и продавщицей в магазин дорогого нижнего белья. Там она знакомится с охранником Усманом и начинает оттаивать от своих прошлых отношений…
Леонор Серай после изучения литературы в Лионе, Париже и Барселоне в 2009 году прошла курс для сценаристов в киноакадемии «Femis». По его завершении она сняла среднеметражный фильм «Body» на 16-мм плёнке, попавший в основные конкурсные программы трёх кинофестивалей (Брив, Кретей, Оснабрюк). «Молодая женщина» - дипломный сценарий и первая полнометражная картина Леонор Серай, а также и великолепный пример новейшего женского кино. Почти вся съёмочная группа состоит из подруг режиссёра по киношколе «Femis»: главный оператор, звукорежиссёр, монтажеры изображения и звука, художница, композитор, продюсер… К тому же роль матери Паулы в «Молодой женщине» исполнила Натали Ришар, великолепная актриса, у которой Леонор Серай училась в «Femis» и которая сыграла главную роль в фильме «Body».
Играющая главную героиню Летиция Дош наверняка станет большой звездой европейского кино. Летиция окончила бакалавриат по специальности «переводчик английской литературы» в «свободном классе» известной театральной школы «Ecole Florent» и в «La Manufacture» - национальной швейцарской школе искусств. После этого она стала активно проявляться на всех художественных фронтах: сотрудничать с самыми эксцентричными представителями современного театра и экспериментального танца, писать пьесы, участвовать в постановках спектаклей, сниматься в малобюджетном независимом кино. В «большом кино» она сыграла в паре с Эмманюэль Дево в фильме «Сообщник» Фредерика Мерму. Затем следуют «Беды Софи» Кристофа Оноре, «Наше лето» Катрин Корсини, «Возраст паники» Жюстин Трие, «Мой король» Майвенн, «Вратарь» Гийома Сенеса, «Ennui ennui» Габриэля Абрантеса, «Гаспар идёт на свадьбу» Антони Кордье. Параллельно Дош играет роль Дафны в сериале «Клирики», идущем на телеканале ARTE.
«Молодая женщина» с триумфом была показана в конкурсе программы «Особый взгляд» на Каннском МКФ, получила там престижный приз за лучший дебют «Золотая камера» (победитель определяется среди участников всех программ фестиваля) и встретила восторженный приём критиков. Например, в эстетском «Cahiers du cinéma» режиссёра назвали «представительницей молодого поколения кинематографистов, которые предпочитают бесстрашно сворачивать с прямой дороги на лесные тропы». Также картина получила 100% положительную критику на «Rotten Tomatoes».
ЛЕОНОР СЕРАЙ:
«Мне очень нравится писать. Я этому училась и даже сначала хотела писать книги. Но, прогуливая занятия и планомерно посвящая это время походам в кино, особенно посмотрев «Шару» Наоми Кавасе и «Вкус чая» Кацухито Исийи, я поняла, что есть ещё что-то, кроме литературы… Но мне по-прежнему доставляет огромное удовольствие писать диалоги».
«Задумывая свой фильм, я хотела создать портрет самобытной женщины, столкнувшейся с одиночеством в большом городе. История длится в течение одной зимы. В жизни я регулярно общаюсь с противоречивыми, иногда надломленными личностями. Мне кажется, такие люди удивляют нас и сбивают с толку именно тем, что хоть жить с ними трудно, но вот как раз любви к жизни, нежности в них очень много. Я неравнодушна к таким одновременно сильным и уязвимым людям, их сильные качества их же предают, а совершённые ошибки придают душевную чистоту. Мне захотелось рассказать о любви как о жажде, которую можно утолить, колодце, который нужно наполнить. Чтобы это было как всё или ничего, и чтобы между «всем» и «ничем» присутствовали в равной степени надежда и тяга к пустоте, падение, взрыв. Появился образ Паулы, а вместе с ней и этот сценарий «фильма-портрета» или даже «фильма-персонажа» с желанием перезаписать её хаотичный жизненный путь в пространстве Парижа, то враждебного, то гостеприимного, ультрасовременного - но непременно позаботиться о том, чтобы она справилась любой ценой. Чтобы женщина со своим закалённым жизнью характером затащила нас в свой сумасшедший вихрь, а в финале вышла из него целой и невредимой. Было желание ввести зрителя в настоящий момент жизни Паулы, переживающей трудности, и дать ему почувствовать само ядро её постепенного преображения, её перехода от девушки к женщине, от положения объекта к статусу действующего лица. Структура фильма неотделима от внутренней структуры персонажа. Как бесчисленные слои луковой шелухи, «верхние слои» Паулы облетают по мере того, как она встречает одного за другим целую череду женщин и мужчин. И тут как раз можно полной грудью вдыхать жизненную энергию, нащупывать множество способов взаимодействовать, приспосабливаться к другому, восстанавливаться. У Паулы невероятно сильная энергия ребёнка, непосредственность путешественника, и она, как зверёк, ищет, как и где сможет почувствовать себя комфортно. У неё уйма талантов, которых всем нам часто не хватает: воодушевлённость, юмор, непокорность, свободолюбие. Этот внутренний тонус мне и хотелось изобразить».
«Мы позволили себе много свободы в работе, в том числе и в режиссуре: мне нравится использовать длинные планы (на мой взгляд, они естественным образом продолжают написанный текст), но затем, в процессе монтажа мы нередко прибегали к совершенно другим формам, например, к рваному ритму, как в сцене собеседования. На каждом этапе мне хотелось, чтобы у всех была возможность что-то предложить, что-то попробовать сделать. Снимали мы в очень интенсивном темпе, так что часто были вынуждены искать быстрые решения. Такой способ работы заставил попотеть, но дал много свободы. Съёмки были похожи на главную героиню: они были живыми. Стажёр или техник мог, например, неожиданно сыграть эпизодическую роль, это очень всех радовало и стимулировало».
«Просто поместить женщину в пространство города было для меня недостаточно. Мне необходимо было придумать свой язык для этого персонажа, вначале неяркого, но потом очень смелого. Я также хотела выразить своё уважение людям, которые не боятся говорить, «открывать рот».
«Я не думала о какой-то конкретной артистке. Когда я увидела Летицию в «Возрасте паники» Жюстин Трие и посмотрела в интернете видеозаписи её спектаклей, мне захотелось с ней познакомиться. У неё, безусловно, было много общего с Паулой. Но знакомство с ней вживую, то есть то, какая она оказалась в жизни, привело к тому, что я частично переписала свою героиню. Уже пока я её «гуглила», меня поразил контраст между её супергламурными фотографиями и другими, совсем простыми. Я подумала тогда об очень изменчивом лице Анны Томсон (Левайн) в фильме «Сью» Амоса Коллека. Я как раз искала актрису, способную сыграть все оттенки персонажа, но также и противоречить своей игрой тому, что написано в сценарии. Летиция - человек неоднозначный. С одной стороны она задорная, живая, простая, но я также заметила в ней и нотки грусти, так перекликающиеся с надломленностью Паулы. Её фантазия была отправной точкой, но противоположный полюс мог проявить себя в процессе, надо было лишь внимательнее поработать с этой тёмной стороной. Она напомнила мне Патрика Девера и Джину Роулендс, у неё такая же способность переноситься из одного состояния в другое, от грубой энергии к меланхолической мягкости, это меня очень трогает. Летицию можно сравнить с тысячеструнным музыкальным инструментом. Изобразить она может и роковую женщину, и ледяную диву, и девочку-подростка, и совсем крошку. Она достигает такого уровня, что зритель не может остаться безразличным. В своём моноспектакле «Альбом» она играет один за другим 80 персонажей».
«Есть несколько фильмов, которые оказали прямое влияние на «Молодую женщину». Кроме картины «Сью» это: «Обнажённые» Майка Ли (1993) с Дэвидом Тьюлисом, прекрасным актёром, подобие которому я мечтаю найти среди женщин, «Ванда» Барбары Лоден (1970), «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса (1975) или «Клер Долан» Лоджа Керригана (1998) - в них женские персонажи, одинокие, но полные достоинства, ставшие для нас примерами актёрской игры. Но я вдохновлялась и литературными произведениями: читала Анаис Нин, Фитцджеральда, Вирджинию Вульф и Эмиля Золя с его очаровательной продавщицей в «Дамском счастье», множество графических романов, таких как «Whiskey & New York» Джулии Уэрц, написанный в отчаянном и смешном тоне - его я давала прочесть Летиции».
ПРЕССА:
«Дебют в полнометражном кино постановщицы Леонор Серай, попавшей под влияние фильмов «Клэр Долан» Лоджа Х. Керригана и «Сью» Амоса Коллека. Кино с необычной героиней - энергичным невротиком без места жительства, но с котом… Пожалуй, она не самая образцовая молодая женщина, но следить за её жизнью на протяжении 97 минут почему-то очень интересно. Во многом, конечно, это не только заслуга режиссёра, но и мощная харизма Летиции Дош, которая играет Паулу исступленно и, как любят писать критики, бескомпромиссно. Это очень яркий персонаж, позволяющий раскрыться таланту актрисы, и хочется надеяться, что Дош мы ещё не раз увидим на большом экране» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Оригинальность этого первого режиссерского опыта не в изначальном замысле, а в твердости намерения и способности создать тонкий и многогранный портрет неуловимой героини, создающей (или воссоздающей) себя на наших глазах» (Culturopoing.com).
«Молодая женщина», бесспорно, не переворачивает с ног на голову устои кинематографа, но питает новыми соками французское кино, так густо уже населённое приевшимися персонажами, засахаренными в своих клише» («La Voix du Nord»).
«Этот фильм не перестаёт удивлять простыми, но весьма изобретательными режиссёрскими находками, придающими ему лёгкости и подчёркивающими линии персонажей и потрясающую актёрскую игру» (Critikat.com).
«В лёгкости, с которой Леонор Серай ведёт повествование, чувствуется что-то от европейского кино 60-х, а смена скорее шутливых и скорее серьёзных эпизодов заставляет вспомнить об Аньес Варда и её «Клео с пяти до семи». Благо там героиня пыталась жить в ожидании онкологического диагноза, а здесь… здесь Паула знает, что смертна, ведь ей уже 31, а где 31 - там и 40, и это уже достаточный повод для того, чтобы не откладывать свои дела на завтра. Однако «Молодая женщина» - это вовсе не старомодный калейдоскоп, собранный из эпизодов городской жизни. На экране всё выстраивается в очень точную и логичную историю взросления. Иногда подыгрывая своей героине, Серай отказывается от всякого рода сказочных поворотов, которые так любят создатели историй о женской судьбе. Ни внезапных наследств, ни влюблённых миллионеров, ни доходного бизнеса. Путь Паулы к свободе - вовсе не путь к успеху в привычном понимании, со стороны он может показаться, скорее, движением вниз по социальной лестнице… Мир вокруг Паулы подчёркнуто повседневен, да и сама она в полном смысле этих слов - совершенно «нормальная» героиня. Не идеал вроде шагающих по городским переулкам ренессансных мадонн, как это могло бы быть во времена «Июльского дождя». Не остроумный фланер, извечный герой авторского кино, рассматривающий бесконечные пассажи и предающийся безостановочным интеллектуальным размышлениям. В её передвижениях есть что-то до боли узнаваемое... Больше всего она напоминает людей, которые заполняют вагоны и платформы» (Максим Семенов, COLTA.RU).
«В фильме «Молодая женщина», под видом меланхоличной и даже фантастической комедии, затрагивается тема сложностей, с которыми всегда сталкиваются девушки, лишь на первый взгляд похожие на всех» («Positif»).
«Летиция Дош, сыгравшая в этом фильме главную роль - одновременно и удивительна, и уморительна. Её уже нельзя упускать из виду» («ELLE»).
«Советуем бежать скорее в кинотеатры, так как фильм «Молодая женщина» просто потрясающий, как и главная героиня Паула, как и актриса, которая её играет, Летиция Дош» («Le Figaro»).