Джанет с утра хлопочет на кухне. Её только что утвердили на очень важном посту в министерстве, и она хочет отметить это в старомодном ключе: дома у неё и её мужа Билла собираются старые друзья, - посидеть, выпить вина, поделиться новостями. Встреча удалась бы на славу, но тут Билл сделал такое заявление, что настроение у всех резко испортилось, а вечеринка после этого недолго продержалась в мирном русле…
«Вечеринка» - чёрная комедия, созданная британским режиссёром и сценаристом Салли Поттер («Золотоискательницы», «Орландо», «Урок танго», «Человек, который плакал», «Да», «Ярость»). На создание картины Поттер вдохновили недавние политические события в Великобритании, поэтому в центре внимания в фильме находится исследование поведения людей в условиях затянувшегося кризиса. Сценарий Поттер написала в 2015 году во время выборов в Англии. «Вечеринка» получилась не только очень короткой, но и очень эффектной. Решение сделать фильм чёрно-белым Поттер приняла, поскольку не хотела, чтобы цвет отвлекал зрителя от диалогов. «Кроме того, все мои любимые фильмы чёрно-белые», - объясняет режиссёр.
Великолепный актёрский ансамбль картины составили американки Патришия Кларксон (две премии «Эмми» за сериал «Клиент всегда мёртв», номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Праздник Эйприл», а также работа в таких успешных картинах, как «Вдали от рая», «Догвилль», «Доброй ночи и удачи», «Вики Кристина Барселона», «Остров проклятых», «Отличница лёгкого поведения») и Черри Джонс (добилась наибольшего признания благодаря ролям на бродвейской сцене, хотя наиболее известна по роли президента США в сериале «24 часа»), швейцарец Бруно Ганц (стал известен широкой публике в 1970-1980 годах, благодаря таким фильмам, как «Небо над Берлином» Вима Вендерса, также снимался у таких мастеров европейского кино как Эрик Ромер, Вернер Херцог, Фолькер Шлёндорф), ирландец Киллиан Мёрфи (часто отмечается критиками за «хамелеонские» роли и выразительные голубые глаза, лучшие работы – «28 дней спустя», «Бэтмен: Начало», «Ночной рейс», «Завтрак на Плутоне», «Ветер, который качает вереск», «Пекло», «Перестрелка», «Дюнкерк», сериал «Острые козырьки»), английские исполнители Эмили Мортимер (изучала русский язык, провела один год в Москве и даже участвовала в постановках МХАТа), Кристин Скотт Томас («Четыре свадьбы и одни похороны», «Английский пациент», «Госфорд Парк», «Еще одна из рода Болейн», «Лёгкое поведение», «Я так давно тебя люблю», «Стать Джоном Ленноном», «Милый друг», «Рыба моей мечты») и Тимоти Сполл (известен своими ролями в фильмах «Под покровом небес», «Тайны и ложь», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Король говорит!», «Уильям Тёрнер» и франшизе «Гарри Поттер»).
«Вечеринку» снимал российский оператор Алексей Родионов. Он работал с Поттер над её самой известной картиной, драмой «Орландо» с Тильдой Суинтон. К наиболее запоминающимся отечественным творениям, которые зритель увидел его глазами, относятся беспрецедентный по своей силе фильм Элема Климова «Иди и смотри», а также сериалы «Штрафбат» и «Адмиралъ». Салли Поттер очень ценит сотрудничество с Родионовым: «Он представитель великой русской школы операторского мастерства, и его умение освещать лица актёров непревзойденное». Режиссёр также отметила, что Родионов умеет работать, не опираясь на современные технологии: «Русская традиция освещения просуществовала до перестройки. Потом многое изменилось, но Алексей до сих пор владеет этой традицией».
Съёмки картины проходили в Лондоне и продлились всего 2 недели.
«Вечеринка» - участник конкурсной программы Берлинского МКФ 2017 года.
САЛЛИ ПОТТЕР:
«Это очень быстрый фильм, смешной, а действия там всего на полтора часа. Мне кажется, все мы немного политизированы в той или иной степени. Речь пойдёт об идеалах и представлениях людей, в которые они, как им думается, верят. А потом наступит некий кризис, который поставит их представления под сомнение».
«Диалоги - результат того, что я внимательно слушаю, о чём разговаривают люди. В этой политической комедии всё происходящее говорит о состоянии Великобритании».
(о съёмочной группе) «У нас она была очень смешанной. Художник-декоратор - из Аргентины, оператор - из России, звук записывали ребята из Франции. Я всегда стараюсь собрать разных людей, тогда атмосфера более здоровая. Создаётся ощущение мира без границ».
(об операторе) «Мне понравилось, как терпеливо он наблюдает камерой происходящее, как даёт своё видение событиям фильма. Алексей очень правильно чувствует кадр - видит сцену правильным взглядом. Он позволяет кадру, фигурально выражаясь, самостоятельно «решать» каждую сцену, действует интуитивно и спокойно, всегда выбирая интересный ракурс. Для чёрно-белого фильма особенно важно было умение Алексея детально работать со светом и ставить нужные акценты. Все эти нюансы меня с самого начала восхищают и притягивают в его операторском искусстве, которое уходит корнями в советское кино 30-х годов, - я называю это русской традицией».
ПАТРИШИЯ КЛАРКСОН:
«Салли Поттер - это политически активный человек, умный и хорошо проинформированный. Но, мне кажется, в основе этого фильма - глубокое изучение персонажей. Это фильм о семи жизнях, которые судьба свела вместе. А политическое прочтение - это уже выбор зрителя».
КРИСТИН СКОТТ ТОМАС:
«Наши персонажи в фильме встречаются с альтернативными мнениями. Со зверем, живущим внутри. Со своим неподконтрольным инстинктивным гневом, ревностью и чувством отвращения и ненависти - всё это отображено с помощью разных характеров».
«Первое время меня одолевала паника, страх, что мы выйдем на сцену неподготовленными. Я была в ужасе, пыталась вытащить всех из гримёрок, чтобы репетировать, но все сопротивлялись. Я не могла понять, что с ними не так. Мне снились типично актёрские кошмары - как я в полной растерянности оказываюсь перед зрителем. А потом мы сняли первую сцену, затем вторую… и всё было в порядке. В первые дни снималась в основном я. И это было легко, поскольку мы снимали последовательно - я готовила ужин, потом появлялся один человек, потом ещё один. Таким образом, сюжет постепенно развивался».
КИЛЛИАН МЁРФИ:
«Нам нужно было всегда быть наготове… Было немного экспромта, но в целом действия, сценарий и диалоги были готовы заранее… Ничего театрального в этом не было. Театр - это совершенно другая динамика, другой род напряжения».
«Я несколько раз спрашивал Салли: почему мой герой просто не уйдёт? А потом думал: нет, подобные истории затягивают. Знаете, когда кто-то ругается на вечеринке, свадьбе или во время рождественского ужина, все остаются! Они втягиваются в конфликт».
«Мой любимый тип комедии - чёрная комедия. Когда ты смеешься вместо того, чтобы думать: «Мне не следовало бы над этим смеяться». Это забавно. Но единственный способ этого добиться, по-моему, - правдивость и искренность. Нельзя сыграть шутку, нужно разыграть саму ситуацию».
ТИМОТИ СПОЛЛ:
«Это трагикомедия, да. Как и вся наша жизнь. Мои любимые фильмы, особенно если речь идёт о комедиях, - те, где есть противоречия человеческой натуры. Лучшая комедия вызывает у зрителя смесь возмущения и неловкости».
«Мне очень легко было представить себя внутри театральной пьесы, потому что всё снималось в одном месте и в реальном времени и время было ограничено. Но у Салли исключительно кинематографический подход и визуальный язык. Многие классические голливудские картины из 40-х были основаны на пьесах - в «Касабланке» всего три вида декораций. «Вечеринка» немного смахивает на фильм 40-х или на французское кино 50-х».
«Герои «Вечеринки» - это группа интеллектуалов, чей ум возвышает их в собственных глазах. Они используют интеллект, чтобы помогать большему количеству людей наилучшим способом. Эта группа представляет определённый тип интеллектуального движения. Но что происходит внутри этого интеллектуального мира? Он начинает стремительно разваливаться. И этот распад высвобождает животные инстинкты, провоцирует каннибализм. Так что если вам нужны громкие выводы, то можно сказать, что этот фильм - метафора того, что происходит в левом политическом лагере. Здесь толком не знают, что делать, как противостоять новому правому популизму - совершенно антиинтеллектуальному».
«Есть мнение, что в англичанах присутствует своего рода сдержанность. Но тут всё зависит от происхождения… Кажется, так говорил Ницше: ресентимент, негодование внутри человека - это существо, которое жаждет возмездия, и оно всегда у поверхности. Вот почему нам нужно быть осторожными, когда начинаются волнения по всему миру. Наверх выносит фальшивых философов, лжепророков, которые начинают предлагать простые решения для сложных проблем. Такое уже бывало лет 100 назад. И за 100 лет до того. Я не интеллектуал, но мне интересно за этим наблюдать: я и не надеялся увидеть на своём веку такие перемены, не думал, что будет спрос на экстремальную политику. Наш фильм хоть и не стремится буквально обсуждать актуальные события, но напрямую связан с ними».
ПРЕССА:
«Политика отношений мужчины и женщины, политика отношений родителей и детей - это занимает Поттер не меньше, чем подковёрная возня в высших эшелонах власти. Пожалуй, ближайший эквивалент «Вечеринки» - «Резня» Романа Поланского… События фильма развиваются в реальном времени, а на съёмки ушло всего две недели. Салли Поттер считает, что драматические ограничения на самом деле дают настоящую свободу. В квартире Джанет витает ощущение клаустрофобии, а напряжение, царящее между героями, можно резать ножом. У режиссёра получился очень упругий и герметичный фильм, выстреливающий отточенными диалогами так, как не снилось сценариям Аарона Соркина… «Вечеринка» - исследование политического закулисья, но при этом оно смотрится легко благодаря юмору и великолепной актёрской игре. Учитывая то, как политизирован сегодня Голливуд, можно ждать ремейка» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Салли Поттер сняла по собственному сценарию изысканную чёрно-белую комедию «Вечеринка», где собравшаяся на юбилейное торжество компания интеллигентных людей в запальчивых политических спорах с ужасом обнаруживает у каждого из друзей-подруг целые залежи «скелетов в шкафу». Ход не новый, но безошибочно эффективный, если есть настоящая драматургия. Поттер написала, в сущности, блестящую театральную пьесу, где действие развивается в реальном времени и в одном интерьере, а весь смак - в отточенных диалогах, в обмене изысканными колкостями, в попытках скрыть нескрываемое: есть что играть актёрам. Фильм снят за две недели в студийном павильоне, и режиссеру удалось собрать в нём совершенно изумительное созвездие исполнителей… Немалой долей успеха картина обязана оператору Алексею Родионову, который уже работал с Салли Поттер на фильмах «Орландо» и «Да». При всей как бы театральной природе фильма именно операторское решение плюс виртуозный монтаж создают его визуальную динамику, делают его шедевром кинематографа. Его камере передаётся состояние каждого из персонажей… Это как бы ещё один важный персонаж картины, транслирующий нам нерв и тонус всего отменно смешного действа» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Предельно театральная, разговорная трагикомедия, виртуозно снятая российским оператором Алексеем Родионовым, в чёрно-белом цвете и в основном крупными планами, подчёркивающими тесноту, и не менее виртуозно разыгранная целой группой британских актёров первой величины. Здесь почти нет пауз, действие развивается стремительно, но, несмотря на небольшой хронометраж (фильм идёт чуть больше часа) и немалое количество действующих лиц (по крайней мере для столь ограниченного пространства), каждый из них успевает, что называется, показать истинное лицо. Сценарий, написанный самой Поттер, - образец такой редкой в нынешнем кино качественной драматургии, будто бы написанной не для кино, а как самостоятельное литературное произведение - легко представить эти диалоги и на страницах книги, и, допустим, на сцене» (Наталия Григорьева, «Независимая газета»).
«Разговорная драмеди наполнена упоительным юмором и не оборачивается гримасничаньем и клоунадой, да и актёрский состав в «Вечеринке» подобран блистательный… У Поттер нет манерно простаивающих персонажей, о которых забыли на полпути и оставили их лишь в качестве декораций. Вне зависимости от того, насколько удачны сценарные решения в её фильме, харизмы и обаяния у героев картины не отнять. Как бы сценарий ни петлял по коридорам личной жизни собравшихся, попутно вытаскивая скелетов из шкафов и вываливая грязное бельишко на всеобщее обозрение, реплики из уст Джанет и её знакомых остаются колкими и смешными. На них и фокусируется «Вечеринка», обилие диалогов в которой ни на минуту не вызывает раздражение и не утомляет. Поттер делает каждую фразу лёгкой и изящной, настолько простой, что политический аспект не трансформирует её фильм в тяжеловесный и неповоротливый манифест» (Елена Громова, «Киноафиша»).
«Терпение тех, кто удосужится посмотреть «Вечеринку»… будет вознаграждено. Одни увидят в ней беспощадное зеркало современного мира, другие - чёрную комедию, а третьи - найдут пищу для размышлений. В какой-то степени «Вечеринка» по духу является продолжением винтерберговского «Торжества», только на новом этапе: она явно менее провокационна по форме, зато ещё более зловеща по содержанию… Салли Портер удалось снять великолепную сатиру, комедийную по своему антуражу и драматическую по событиям. Тотально абсурдистские диалоги не раз будут вызывать приступы хохота, однако сменять их неизменно будет горькая усмешка… Выглядит всё это гротескно, безнадежно карикатурно, но отчаянно уморительно» (Юлия Авакова, «Российская газета»).