ВИКТОРИЯ И АБДУЛ
(«Victoria & Abdul», Великобритания-США, 2017)
Режиссёр: Стивен Фрирз.
В ролях: Джуди Денч, Али Фазал, Адиль Ахтар, Майкл Гэмбон, Саймон Кэллоу, Эдди Иззард, Тим Пиготт-Смит, Рут Маккейб, Джулиан Уэдэм, Оливия Уильямс, Фенелла Вулгар, Пол Хиггинс.
Жанр: драма.
Взойдя на престол в возрасте 18-ти лет, Виктория стала королевой Великобритании, Ирландии, а позже и императрицей Индии. Среди бесчисленных подданных короны был и красавец Абдул Карим, прибывший в Лондон из Индии. Появившись, казалось бы, ниоткуда, он превратился в очень влиятельного человека при дворе, неожиданно для всех и к неудовольствию многих стал компаньоном и даже другом для одинокой и не особо счастливой Виктории. Ему завидовали, против него плели интриги, а их отношения с королевой обсуждали не только в Англии, но и во всём мире…
Фильм основан на реальных событиях. Виктория - королева Соединённого королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 года и до смерти в 1901 году. Она же - императрица Индии с 1 мая 1876 года. Абдул Карим (полное имя - Мухаммад Абдул Карим) - слуга и фаворит Виктории в период её вдовства. По происхождению индус-мусульманин. В 1887 году, который был годом так называемого золотого юбилея королевы, Абдул Карим стал одним из двух индийцев, отобранных для службы ей. Он смог понравиться Виктории, по её распоряжению прошел дополнительное обучение английскому языку, получил должность её секретаря по индийским делам, уникальный титул Мунши (что можно перевести как секретарь, писарь, учитель или ассистент) и земельный участок в Индии. Титул был дарован ему в августе 1888 года, после жалоб на «не подобающую» его, якобы, благородному происхождению работу простого слуги. Получив от Виктории много материальных благ и почестей для себя лично, Абдул нажил врагов при дворе. После смерти Виктории новый монарх Эдуард VII выслал Абдула обратно в Индию, а переписку между ним и королевой велел уничтожить. Отношения Виктории и Абдула Карима на долгое время были выкорчеваны из истории Англии. Лишь в 1951 году мемуары барона Понсонби пролили свет на удивительный союз, живо заинтересовавший историков.
Картина Стивена Фрирза «Виктория и Абдул» по сценарию Ли Холла основана на одноимённой книге писательницы, журналистки и воспитательницы в детском саду Шрабани Басу. А книга, в свою очередь, была вдохновлена рукописными тетрадками королевы Виктории на урду и частными журналами, открытыми в 2010 году.
Свою карьеру Стивен Фрирз начал в лондонском театре «Роял Корт», а в киноиндустрию пришел в 1966 году, помощником режиссера Карела Рейша. Его режиссёрским дебютом стал фильм в жанре искаженного нуара «Сыщик» (1971). После нескольких громких телевизионных постановок и ставшего культовым художественного фильма «Стукач» (1984), прорыв для Фрирза наступил в 1985 году с фильмом «Моя прекрасная прачечная», с которого начались карьеры Дэниэля Дэй-Льюиса и писателя Ханифа Курейши. Картина получила номинацию на «Оскар» в категории «лучший оригинальный сценарий». Фрирз и Курейши снова поработали вместе на «Сэмми и Роуз переспали» (1987). После этого Стивен поставил фильм «Навострите ваши уши» (1987) об английском драматурге Джо Ортоне, а затем снял фильм «Опасные связи» по сценарию Кристофера Хэмптона, с Мишель Пфайффер, Джоном Малковичем и Гленн Клоуз. Экранизацию язвительного романа Шодерло де Лакло ожидал настоящий триумф на вручении кинопремии «Оскар» 1989-го года, где фильм был награждён за лучший адаптированный сценарий, лучшие костюмы и лучшую художественную постановку, а также получил номинации в категориях «лучший фильм» и «лучшая музыка к фильму», Клоуз была номинирована на «лучшую женскую роль», а Пфайффер - за лучшую второстепенную женскую роль. Фрирз вновь был номинирован на «Оскара» в категории «лучшая режиссура» в следующем году за фильм «Каталы» (1990). Затем он снял картины «Герой» (1992), «Мэри Райлли» (1996), и две малобюджетные экранизации романов Роди Дойла, «Шустрая» (1993) и «Фургон» (1996). Затем была «Страна холмов и долин» (1998) и получившая всеобщее признание картина «Фанатик» (2000). В 2000-м году Фрирз вернулся на ТВ с фильмом «Взрыв», и в том же году снял фильм «Лайем». В 2002-м году его драматический триллер «Грязные прелести» стал фестивальным и артхаусным хитом, с него началась карьера актёра Чиветеля Эджифора, а также фильм был номинирован на «Оскара» в категории «лучший оригинальный сценарий». На основе политической драмы «Сделка», сделанной Фрирзом в 2003 году для ТВ, Стивен позднее снял фильм «Королева» (2006), за роль в которой Хелен Миррен получила премию «Оскар». В 2005 году вышла картина Фрирза «Миссис Хендерсон представляет», в 2009 – «Шери», в 2011 – «Неотразимая Тамара», в 2013 – «Филомена», а в 2016 - «Флоренс Фостер Дженкинс».
Главную роль в фильме «Виктория и Абдул» исполнила Джуди Денч (1934 г. р.) - британская актриса театра и кино, лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус», многократная обладательница премии BAFTA, кавалер ордена Кавалеров Почёта (2005), офицер (1970) и Дама-Командор (1988) ордена Британской империи. Джуди Денч знаменита актёрскими работами в фильмах «Комната с видом», «Миссис Браун», «Шоколад», «Айрис», «Миссис Хендерсон представляет», «Гордость и предубеждение», «Скандальный дневник», «Филомена», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Убийство в Восточном экспрессе», а также семью появлениями в бондиане в роли начальницы Бонда – М. В сентябре 2016 года, когда съёмки «Виктории и Абдула» только начались, Денч была на месяц старше, чем королева Виктория на момент смерти. Вопреки мнению о том, что Джуди Денч постоянно играет британских королев, актриса примерила корону всего лишь в третий раз после ролей в фильмах «Миссис Браун» (королева Виктория) и «Влюблённый Шекспир» (королева Елизавета I).
Костюмы из фильма «Виктория и Абдул» после съёмок были выставлены в индийской комнате во дворце Осборн-хаус (город Ист-Коуз, Великобритания) и находились там с 24 июля до 30 сентября 2017 года. Этот дворец был построен Викторией и её мужем Альбертом и использовался в качестве летней резиденции. В Осборн-хаусе также были сняты некоторые сцены фильма.
Мировая премьера фильма «Виктория и Абдул» состоялась 3 сентября 2017 года на МКФ в Венеции.
ПРЕССА:
«Виктория и Абдул» - типичный фильм Фрирза, наполненный юмором, сыгранный блестящими актёрами, тонко чувствующий эпоху и услужливо помогающий зрителю определиться с эмоциями. Нужно сразу отметить (впрочем, этот дисклеймер даётся и в начале картины), что историческая достоверность ленты весьма сомнительна - точнее, относиться к сюжету стоит как к волшебной сказке, в основе которой лежит реальная история, ведь сценаристы старательно обошли стороной все острые углы, резкие повороты и неприятные черты характера Абдула, сделав из него небесно-чистый образ идеального друга престарелой королевы. Никакой алчности и коррупции, никакого давления на Викторию с целью устроить жизнь отца в Индии, никаких интриг Абдула против прислуги зрителю не покажут, это нарушает сказочный образ. А Фрирз, кажется, снимал именно сказку - даже его персонажи скорее напоминают мультяшных героев из «Красавицы и чудовища», «Белоснежки» и «Золушки»: чопорные джентльмены, дамы с иссушенными лицами и кривыми улыбками, толстяк-принц, брызгающий слюной в истерике, и властная королева-мать, не терпящая пререканий и препирательств. Впрочем, к Виктории режиссёр даже по-своему нежен, она показана хоть и сварливой старухой, но вполне обаятельной, живой, интересующейся и не лишенной определённого авантюризма. Это и понятно - про кого из британских монархов сегодня ни снимай, всё равно получается проекция в день сегодняшний на Елизавету Вторую, чей авторитет безусловен, а любовь подданных к которой действительно искренна… Поэтому, если зритель не слишком требователен к точному изложению фактов, если эмоции при просмотре важнее соответствия документам, а красота в кадре первостепенна по отношению ко всему остальному, то «Виктория и Абдул» является лучшим подарком любителю походов в кинотеатр, здесь есть и великолепные пейзажи, и уникальные декорации, и пышные наряды, и достоверный грим. Есть в фильме место и ярким эмоциям - местами кино у Фрирза получилось очень смешное, а кое-где, например, в монологе о том, что Виктория не является ненормальной, чувствуется драматическая мощь… Именно такими фантастическими историями о любви и верности и воспитывается лучшее в людях. Так что пусть сказки остаются на экране, тем более так хорошо сыгранные и снятые» (Евгений Ухов, film.ru).