ЖГИ! (Россия, 2017)
Режиссёр: Кирилл Плетнёв.
В ролях: Инга Оболдина, Виктория Исакова, Анна Уколова, Владимир Ильин, Данил Стеклов, Никита Кологривый, Татьяна Догилева, Ольга Бузова, Александра Бортич, Екатерина Агеева, Вероника Кузнецова, Валентина Муравская, Алексей Шевченков, Алла Малкова, Ярослава Дегтярёва.
Жанр: мелодрама.
Суровый старший инспектор женской колонии Алевтина Романова (Оболдина) обладает неординарными вокальными данными, но скрывает от всех свой талант. Изредка, когда никого нет рядом, Алевтина поёт для самой себя, но однажды её пение записывает и выкладывает в Сеть одна из заключённых - Мария Стар (Исакова). Запись пользуется огромным успехом, Алевтина становится настоящей интернет-звездой и вскоре её приглашают в Москву на популярное песенное шоу «Зажги!». Алевтина искреннее желает изменить свою жизнь, но она совершенно не готова к конкурсу, ей, неопытной и застенчивой, трудно раскрыться на сцене. Единственным человеком, способным помочь Романовой, оказывается та самая осуждённая Мария Стар, бывшая оперная певица. Она соглашается подготовить Алевтину к выступлению и помочь ей найти свой голос…
Основой сценария послужила реальная история британской певицы Сэм Бэйли, победительницы 10-го сезона музыкального телешоу «The X Factor» (2013), работавшей надзирательницей в мужской тюрьме.
Написал сценарий «Жги!» и поставил фильм Кирилл Плетнёв (1979 г. р.). С 2001 года он активно снимался как актёр в кино («Каникулы строгого режима», «Поп», «Ищу тебя», «Метро», «Викинг», «Три дня до весны») и сериалах («Диверсант», «Штрафбат», «Адмиралъ», «Однажды в Ростове»). В 2012 году поступил на вечернее отделение режиссёрского факультета во ВГИК. Его первая режиссёрская работа - короткометражный фильм «6:23» - был отмечен наградами нескольких кинофестивалей. Следующий короткометражный фильм - «Настя», получил призы фестивалей «Кинотавр» и «Сталкер». Третья короткометражка Плетнёва - «Мама» - получила премию «Золотой орёл» за лучший короткометражный фильм.
Главная роль в сценарии писалась Плетнёвым специально под актрису Ингу Оболдину («Небо. Самолёт. Девушка», «Мне не больно», «Все умрут, а я останусь», «Голубка», «Дирижёр», сериалы «Доктор Живаго», «Дело о «Мёртвых душах», «Бесы»), снимавшуюся в его короткометражном фильме «Настя». Вторая главная женская роль писалась под Ксению Раппопорт, но сыграла её в итоге Виктория Исакова («Охота на пиранью», «Точка», «Остров», «Зеркала», «Ученик», сериалы «Дневник убийцы», «Братья Карамазовы», «Оттепель», «Родина», «Анна Каренина»), чем режиссёр крайне доволен. Обе актрисы в фильме поют своими голосами, за исключением оперных арий.
Первая часть съёмочного периода фильма проходила в Псковской области, в законсервированной воспитательной колонии в городе Невель. Это была почти готовая декорация, требующая небольшого косметического вмешательства. Эта локация помогла с подбором актёров для второго плана и массовки. В стоящих рядом с колонией домах живут бывшие работники ВОХР, которые в итоге и приняли участие в съёмках фильма. Режиссёр ещё на выборе натуры решил одеть их в зэков, «и это абсолютно сработало, потому что глаза, их взгляды абсолютно такие же, такого найти больше невозможно». События на конкурсе в Москве снимались в бывшем казино «Golden Palace» на улице Правды близ Белорусского вокзала.
Премьера «Жги!» состоялась в Сочи, фильм принимал участие в конкурсной программе XXVIII кинофестиваля «Кинотавр». По его итогам актриса Инга Оболдина была удостоена приза за лучшую женскую роль, а картина заняла 3 место в зрительском голосовании, организованном сайтом «КиноПоиск». К тому же фильм занял 1 место в конкурсе полнометражных фильмов на VI Московском кинофестивале «Будем жить», был удостоен приза зрительских симпатий на 2-м Уральском открытом фестивале российского кино в Екатеринбурге, и получил диплом жюри «За самый страстный актёрский дуэт» (Инга Оболдина и Виктория Исакова) на II международный кинофестивале «Евразийский мост» в Ялте.
КИРИЛЛ ПЛЕТНЁВ:
«Мастерская, в которой я учился во ВГИКе, называется «кинодраматургия и кинорежиссура», у нас было два профильных предмета. Драматургию вел Денис Родимин, а режиссуру - Владимир Алексеевич Фенченко. И мы выпускались со снятым коротким метром и написанным сценарием полного метра. Короткий метр у меня был «Настя», а дипломный сценарий «Жги!».
«Есть две героини: одна из них за решёткой, а другая её охраняет, только в «Насте» действие происходит в милиции, а в «Жги!» - в тюрьме. Не знаю, откуда у меня возник этот мотив, но точно знаю, что в обоих фильмах обе женщины - и надсмотрщица, и заключенная - это какие-то части моего «я». Меня подсознательно волнует и тема свободы: кто из них свободнее - тот, кто сидит, или тот, кто охраняет? Всё зависит от того, куда поставить камеру - за решёткой окажется кто-то другой».
«Я увидел в «Яндексе» ссылку на историю о том, что тюремная надсмотрщица - победительница шоу «X-Factor», и меня это заинтересовало. А как раз в этот момент Родимин попросил присылать ему заявки на полные метры, и я написал этот сценарий… Сначала мы начали разрабатывать идею фильма с Александром Ефимовичем Роднянским, с «Non-Stop Production». Но потом немного разошлись во мнениях, и я ушёл с этой историей в свободное плавание… Я в течение года сам обошёл массу продюсеров, которым показывал сценарий. Он всем нравился, но мне, например, предлагали снизить возраст главной героини: ей сорок лет, а меня просили сделать её двадцатилетней. Понятно, что это более кассовый вариант, но в нём терялся весь смысл картины. Рубен Дишдишян из «Марс Медиа» оказался первым человеком, который на встрече сказал, что сценарий ему нравится таким, какой он есть».
«Уже во время монтажа «Насти» я написал заявку на «Жги!» (тогда она еще называлась «Х-Фактор»), имея в виду Ингу Оболдину - это была её история… Я с ней снимал «Настю» и понимал, что это она. Хотя я пробовал и других актрис. Рубен настаивал, чтобы были пробы. Пробовались прекрасные актрисы, и Ира Пегова, и Маша Звонарёва. Эту роль могла бы прекрасно сыграть и Маша Аронова, и Аня Михалкова, и Наташа Суркова. У нас есть актрисы, которые могли бы это сделать очень лихо. Вот у Марии Семёновой были, например, замечательные пробы, но это был такой артхаус, а мне всё-таки был нужен юмор. Невозможно делать историю про женскую тюрьму без юмора. Инге понравилась история, но мне кажется, что она сначала не совсем правильно прочитала сценарий, немножко по-другому трактовала свою героиню. Она увидела в этом историю Пигмалиона, а для меня был важен момент, что она не столько меняется внешне, сколько меняется внутренне. Она всё равно остается той же самой бабой из зоны, несмотря ни на что, и в этом её прелесть. Благодаря компромиссам мы достигли понимания, и я очень доволен тем, что получилось».
«Я не знал, кто будет играть вторую героиню. Внутренне предполагал, что это может быть Ксюша Раппопорт, и изначально у меня была пара Оболдина - Раппопорт. Ксении понравился сценарий, но как-то так получилось, что не срослось, то ли из-за её занятости, то ли ещё из-за чего. Потом начался поиск, пробовалось огромное количество актрис. Все актрисы, которые читали сценарий, очень хотели играть в этом фильме: Юля Пересильд, Женя Крегжде, Саша Урсуляк, все очень хорошие актрисы. И с каждой из них кино могло бы состояться. Но это была бы совершенно другая история. А сочетание Оболдиной и Исаковой давало и юмор, и абсолютное столкновение фактур, потому что у них уже в фактурах есть конфликт, и это для меня было важно».
«Когда смотрел «Время первых», думал, глядя на Ильина: «Я работал с этим Артистом!» Я его обожаю, начиная с фильмов «Мой любимый клоун», «Авария - дочь мента». И на самом деле, я всегда мечтал с ним поработать. Правда, эту роль у нас должен был играть Сергей Валентинович Сосновский. Но у него была операция. Мы остановились в кастинге и не понимали, а кто вообще это сможет сыграть? И практически одновременно, не сговариваясь, со вторым режиссёром Олей Голубевой сказали «это Владимир Ильин». Но было ощущение, что он какой-то совершенно недосягаемый. Если с Таней Догилевой мы были знакомы, и я мог ей позвонить и сказать: «Таня, почитайте, пожалуйста», то с Ильиным не был знаком. Я нашёл его телефон, дозвонился, он сказал: «Принесите сценарий». А потом выяснилось, что Владимир Ильин очень дружит с Ингой, и когда он узнал, что она будет сниматься, сразу согласился».
«Многих отпугивало, все боялись, что может получиться чернуха. Но я пытался убедить (и, наверное, всё-таки всех убедил), что всё зависит от того, как снять. Действие «Миллионера из трущоб» тоже происходит в нищей Индии, но ощущения чернухи и безнадёжности не возникает. Это была одна из главных творческих задач, которую я ставил перед собой, перед оператором, художником, артистами. Поэтому и каст в фильме довольно яркий, жанровый. Такой подход, кстати, производит странное впечатление в Европе: мы показывали фильм отборщикам больших европейских фестивалей, и когда они посмотрели, то удивились, что в российской картине о тюрьме нет никакой чернухи».
«Основная идея в том, что человек сам себе запрещает быть счастливым. Мы все прекрасно знаем, чего хотим. Но существует огромное количество даже не условностей, а просто некоего груза ответственности - перед семьёй, родителями - есть какой-то шлейф воспитания, и всё это тебя уводит в сторону от того, чего ты на самом деле хочешь. И редко кто может взять и шагнуть туда».
(о героине Виктории Исаковой) «Это Макмёрфи в юбке. Я для себя её так определил. И мы с Викой обговаривали, что фильм «Пролетая над гнездом кукушки», референс для её роли. Мне вообще эта тема очень симпатична и интересна. Например, очень хочу поставить «Кукушку» в театре».
«На площадке при записи чернового звука мы поставили запись Монтсеррат Кабалье. Но использовать её в картине было нельзя - это бешеные деньги. Мы экспериментировали, смешивали несколько голосов, делали разные обработки, чтобы достичь похожего эффекта. Потом нашли приму театра Станиславского и Немировича-Данченко Иру Ващенко, и она спела, по-моему, очень близко к Кабалье… В начале фильма поёт Яся Дегтярёва, девочка из «Голоса». А во взрослом варианте Инга поёт сама. У нас вообще все актёры поют своими голосами. Совершенно роскошный композитор и саунд-продюсер Артём Михаенкин, работавший как продюсер на «Самом лучшем дне», заставил там петь Нагиева и всех остальных. У него поют все. В финальной версии фильма пою даже я, читаю рэп. Самое забавное, что я никогда не умел петь и боюсь этого больше всего, наверное».
(о том. как удалось пригласить на эпизодические роли звезд шоу-бизнеса - Ларису Долину, Диму Билана, Антона Комолова, Ольгу Шелест) «Получилось очень легко. Дима вообще у нас снялся бесплатно и попросил придумать ему сцену. Мы решили, что он будет говорить по телефону, что он не хочет играть самого себя и ему всё надоело. Вообще, нам повезло, что мы снимали московский блок после колонии, то есть у нас было отснято две трети материала. Я встречался с каждым индивидуально, показывал материал, им нравилось и они соглашались. Жалко, что не снялся Константин Меладзе, потому что Костя был первым человеком, который поверил в эту историю, и он нам подарил свои песни для фильма».
(о том, где проходили съёмки) «Это реальная колония для несовершеннолетних, в городе Невель, который находится рядом с Великими Луками в Псковской области, но законсервированная. Для нас это стало подарком судьбы, потому что, если бы снимали в действующей колонии, пришлось бы отталкиваться от режима заключённых. Мой прекрасный друг Андрей Голиков, милиционер из Пскова, с которым мы познакомились на съёмках «Диверсанта», нашёл нам эту колонию. Владимир Валентинович Меньшов, который входит в совет ФСИНа, свёл меня с министром, и разрешение на съёмки было получено за полчаса».
«Фестивали фестивалями, но хочется, чтобы фильм посмотрели зрители. Скажу так: «Жги!» задумывался как жанровое кино, но в итоге мы попали между жанрами, получился арт-мейнстрим (как это сформулировали те же самые фестивальные отборщики)».