ПО ТУ СТОРОНУ НАДЕЖДЫ
(«Toivon tuolla puolen», Финляндия-Германия, 2017)
Режиссёр: Аки Каурисмяки.
В ролях: Шерван Хаджи, Сакари Куосманен, Янне Хюутиайнен, Ниппу Койву, Илкка Койвула, Кая Пакаринен, Кати Оутинен, Симон Хуссейн аль-Базун, Томми Корпела, Туомари Нурмио, Исмо Хаависто, Вилле Виртанен, Доме Карукоски, Нироз Хаджи, Мирья Оксанен, Йорн Доннер, Томми Эронен.
Жанр: драмеди.
Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит молодого беженца из Сирии Каледа (Хаджи), потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма (Куосманен), вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки «Золотая пинта». Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого, пытаясь спасти того от местных фашистов и ксенофобов, а также жерновов государственной машины. К тому же пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением…
Знаменитый финский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Аки Каурисмяки родился 4 апреля 1957 года. По словам Андрея Плахова, «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, его родители встретились в Выборге». До того, как стать кинорежиссёром, Аки успел поработать посудомойщиком и почтальоном. Каурисмяки начал свою кинематографическую карьеру как ассистент режиссёра Мики Каурисмяки - своего старшего брата. Как режиссёр дебютировал в 1983 году фильмом «Преступление и наказание». Всемирная известность пришла к нему после фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989). На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Райнер Вернер Фасбиндер и Робер Брессон. Каурисмяки опирается на неброскую актёрскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы пронизаны тонким изящным юмором, отдаленно напоминающим юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки, на роли в своём фильме «Ночь на Земле» (место действия одного из эпизодов которого происходит в Хельсинки). Действие большинства фильмов Каурисмяки также происходит в Хельсинки - родном городе режиссёра. В частности, «Союз Каламари» (1985) и его «пролетарская трилогия», состоящая из фильмов «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990), показывают Хельсинки с предельным реализмом. Фильм Каурисмяки «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского МКФ в 2002 году и был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссёр не приехал в знак протеста против войны в Ираке. Заключительный фильм его второй «пролетарской трилогии» («Вдаль уплывают облака» (1996), «Человек без прошлого», «Огни городской окраины») был показан в конкурсной программе Каннского МКФ 2006 года. Другие картины Аки Каурисмяки: «Гамлет идёт в бизнес» (1987), «Я нанял убийцу» (1990), «Жизнь богемы» (1992), «Ленинградские ковбои встречают Моисея» (1993), «Береги свою косынку, Татьяна» (1994), «Юха» (1999), эпизод из альманаха «У каждого своё кино» (2007), «Гавр» (2011). Основанная Аки совместно со старшим братом кинокомпания «Villealfa» названа в честь фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль», к тому же братья являются совладельцами бара «Москва» в Хельсинки, хотя Аки умеет произносить по-русски только одну фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжёлой». Фильм «По ту сторону надежды» (первоначальное название - «Беженец») посвящен памяти сценариста, режиссёра и историка кино Петера фон Бага, директора кинофестиваля «Midnight Sun Film Festival», основанного братьями Каурисмяки в 1986 году.
Для режиссёра Аки Каурисмяки и актрисы Кати Оутинен «По ту сторону надежды» - уже 16-я совместная работа, а для Каурисмяки и известного финского певца и актёра Сакари Куосманена – 11-я. А вот для сыгравшего Каледа Шервана Хаджи «По ту сторону надежды» – первая работа в кино. Он на самом деле родом из Сирии. С 2010-го живёт в Финляндии. «Мне с ним ужасно повезло», - мрачно констатировал Аки Каурисмяки. «Неважно, откуда ты прибыл, если ты актёр, - считает Хаджи. - Это как футбол. Все играют вместе, пусть и техника разная. Я был знаком с Аки ещё до того, как переехал в Финляндию. Он прекрасный человек и великолепный режиссёр».
За картину «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на МКФ в Берлине 2017 года. На фестивальной пресс-конференции Каурисмяки и актёров картины встречали бурными аплодисментами. Также «По ту сторону надежды» номинирован на премию Европейской киноакадемии в категории «Лучший европейский фильм», а Каурисмяки в категории «Лучший европейский режиссёр».
По заявлению самого Аки Каурисмяки, фильм «По ту сторону надежды» является заключительным в его режиссёрской карьере, хотя это всего вторая картина из запланированной режиссёром трилогии (первая лента - «Гавр»).
АКИ КАУРИСМЯКИ:
(о решении снять кинотрилогию о людях, живущих в портовых городах) «В сущности, это получилось само собой, поскольку я абсолютный лентяй. Мне всегда надо снимать трилогии - только так я смогу действительно сделать что-то. Лесорубом я бы работать не смог. Но теперь это уже не «портовая трилогия», она превратилась в трилогию о беженцах».
(о том, что хотел бы изменить своим фильмом) «Не установку зрителей, а просто весь мир, но первым делом - Европу. А затем Азию. Ну и, конечно, финнов. Может, мне это удастся, может - нет. 20 тысяч иракцев приехали за последние годы в маленькую Финляндию, и финны стали ощущать себя в состоянии войны. Стали бояться, что у них украдут машину или подбросят бомбу. И мне не понравился этот настрой моих земляков. Конечно, кино не может менять развитие событий в жизни. Однако пусть хотя бы три человека, которые этот фильм посмотрят, подумают о том, что и они могут когда-нибудь оказаться в роли беженцев».
«Я не вижу никакой исламизации Европы, здесь нет никаких культурных изменений, хотя нам это пошло бы на пользу, ведь наша кровь постепенно становится всё гуще. Я считаю, что если кто-то носит цилиндр, а кто-то шляпу или баскскую шапочку, то это нормально. Мы должны применять наши уголовные законы для уголовников - вот и всё. Другое дело - то, что мы сами совершаем сейчас: это преступление против Европы. Посмотрите, что произошло в прошлом столетии! В течение этих ста лет Европа стала зоной гуманности, потому что люди поняли, что необходимо делать добро… Понимаете, 60 миллионов беженцев было на нашем континенте после Второй мировой войны, теперь происходит то же самое. Но раньше мы помогали беженцам, теперь - нет. А ведь мы должны быть людьми! Если не станем людьми - кем мы тогда будем?»
ПРЕССА:
«Мир уникального финского режиссёра сохранился в своей цельности и раритетности - как последний островок гуманизма, тут уж никак не обойтись без этого затёртого слова. Островок является в виде ресторана на окраине Хельсинки, в котором работают несколько типичных персонажей Каурисмяки, которых, как и остальных героев фильма, играют актёры, хорошо знакомые по его прежним работам. К коллекции сугубо финских характеров добавляется чужак в лице беженца из сирийского Алеппо: он пытается легализоваться в Финляндии, но получает бюрократический отказ, скитается по улицам, становится мишенью атак расистов и выживает (надолго ли?) благодаря поддержке хороших людей.
Каурисмяки рассказывает эту современную сказку, не стесняясь ни боли, ни сентиментальности, не боясь повторяться (судьбе беженца был посвящен его предыдущий фильм «Гавр») и даже позволяя себе менее тонкий, чем обычно, юмор… Фирменная живописная палитра режиссёра (синий и тёмно-красный цвета), бородатые рокеры с ностальгическим репертуаром, остовы кораблей в порту, зовущие в большое плавание, и, конечно, пёс, утешающий героя, зализывающий его раны, - всё это задает тот неповторимый тон, ту глубину сострадания, которые делают Каурисмяки одним из последних подлинных гуманистов-романтиков нашего времени» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«В принципе это типичный фильм Каурисмяки. Суровые финны, повидавшие жизнь персонажи, остроумные реплики, произносимые с непробиваемые лицами и, что самое важное, тёплое отношение к людям. Гуманизм в его фильмах сочетается с непростыми человеческими судьбами… Там, где другие режиссёры снимают драму, Каурисмяки находит возможность улыбнуться и поиронизировать над некоторыми ситуациями. Особенно забавно наблюдать, как актёры из Сирии и Ирака вписываются в мир невозмутимых финнов. Они идеально ассимилируются, принимая все правила игры. Шерван Хаджи, смутно напоминающий Шайю ЛаБафа, не уступает постоянной звезде фильмов Каурисмяки Сакари Куосманену. Актёры составляют очень гармоничный дуэт» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Каурисмяки верен себе - новый фильм похож на предыдущие и стилистически, и даже сюжетом, если вспомнить, что действие его прошлой картины «Гавр» также происходило в портовом городе и с участием мальчика-мигранта. И это прекрасно: от сине-красной цветовой палитры, «плёночного» качества картинки, всегда немного затемнённой в углах и подсвеченной в центре, что делает предметы объёмнее, а лица выразительнее, до обязательной живой музыки в кадре, невозмутимых персонажей и обескураживающих диалогов. Комический эффект возникает у Каурисмяки будто бы на пустом месте. Немного абсурдный мир фильма строится не на гэгах, а скорее на пронизывающей повествование доброй авторской иронии. Гуманист Каурисмяки не насмехается, а посмеивается, ничем не примечательные, казалось бы, герои с их непроницаемыми лицами и слоновьим спокойствием - сами по себе ходячий анекдот… Несмотря на, казалось бы, острую и злободневную тему ленты, её герои далеки от политики, они обычные люди, в которых нет подогретой искусственно, ничем не обоснованной ненависти к чужакам. Ведь если присмотреться, может, они окажутся не такими уж и чужаками» (Екатерина Барабаш, «Независимая газета»).
«Последняя лента Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая, вполне возможно, завершит его внушительную кинокарьеру, - своего рода сплав всего, что он создал за эти тридцать с лишним лет; своеобразный коллаж с легко узнаваемыми цитатами из прежних картин. Едва ли не каждый его фильм - это надрывная история, которая заканчивается светло и оптимистично, и почти руководство к действию в экстремальной ситуации… «По ту сторону надежды» звучит почти как политический манифест и призывает к гуманности, открытости и доброте, предлагая в то же время посмотреть на многое с чувством юмора и улыбкой… Фильм не богат на находки, но в нём есть и винтажный шарм, и трогательные повороты сюжета, и отличная музыка, и стойкая вера в то, что не перевелись ещё на земле добрые люди, - словом, всё, чем так полюбились зрителю фильмы финского режиссёра. Это всё тот же Каурисмяки, правда согнувшийся под гнётом социальной ответственности. Но, может быть, именно так и нужно снимать в 2017-м?» (Елизавета Калугина, «Rolling Stone»).
«Внешне картина чрезвычайно проста, а для кинознатоков прострочена цитатами, прежде всего ироническими отсылами к самому Каурисмяки… Неспешные финские рок-н-рольные группы поднимут температурный градус действия. А фирменные абсурдистские микрозарисовки вызовут смех… И от всей этой «киноигры» в финале будет щемить сердце. Если не бояться громких слов, то фильм Каурисмяки - призыв к милосердию художественными средствами. Но наивность этого призыва проистекает из человеческой мудрости автора» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).
«Нежданное в этом фильме в силу радикального - бесцеремонного - простодушия режиссёра вызвало в Берлине недоумение. А вслед - досаду, ощущение неудовлетворенности. Обратившись к горячей теме, Каурисмяки пренебрёг политкорректными и антилиберальными сюжетными клише. Его режиссуру никто, разумеется, оспаривать не посмел, он и получил за неё «Серебряного медведя». Но кулуарная критика «старомодного гуманиста», «далекого от реальности» и даже «политически неразумного», всё-таки имела место… Наградив персонажей «По ту сторону надежды» спонтанным благородством, запредельной даже для него невозмутимостью, Каурисмяки вменил им способность совершать необходимые (или дорефлексивные) действия в рутинной и форс-мажорной обыденке. Его новый фильм, кажущийся «старомодным», - это, в сущности, вызов поношенным критическим теориям, долгое время, ещё вчера, вдохновлявшим и питавшим современное актуальное искусство. Теперь настало время перемен: от социальной ангажированности - к повседневности; от деконструкции, а точнее, от «конструктивных» проектов на тему «как жить вместе» - к проявлению человеческого» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).
«По ту сторону надежды» по жанру - виртуозный баланс между комедией абсурда в стиле Роя Андерссона и утешительной сказки в духе Фрэнка Капры… Несложный сюжет Каурисмяки расцвечивает немыслимым количеством рекордно лаконичных, но незабываемых сценарных, композиционных и актёрских скетчей… Характерные для режиссёрской манеры Каурисмяки невозмутимость персонажей, скупость мимики и как бы замороженных движений делают обычный человеческий быт нескончаемым театром абсурда. Но абсурда особого рода: именно в парадоксальных поступках героев вдруг прорываются такое чаплинское сочувствие, что зрительный зал, почувствовав это тепло, едва ли не на каждый кадр отзывается заговорщицким понимающим смехом. Герои с обочины жизни сплачиваются на экране, чтобы помочь человеку в беде, - и в зале начинается ответный «соборный эффект»: зрители объединяются в некое сообщество, готовое дружно сочувствовать, смеяться и горевать вместе с героями. Наверное, эту магию фильмов Каурисмяки можно было бы назвать старомодной, принадлежащей скорее эпохе наивных «сладких грёз» 30-х, чем нашему времени циников. Но она совершенно неодолима, и зал подчиняется ей мгновенно и охотно: соскучился. Поэтому категории «нравится - не нравится» к картинам Каурисмяки не подходят: их просто любят, как родных» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Каурисмяки наглядно показывает, что от холода, голода, бездомности, одиночества и насилия не застрахован никто. Белый мужчина с деньгами в кармане и винтажным автомобилем в гараже - такой же неприкаянный, как Калед. И всё-таки они не равны. Чужакам не место в мире безразличия и бюрократов, самодовольно чтящих букву закона, но начисто забывших о милосердии. Наверное, поэтому члены придуманной Каурисмяки коммуны не желают соблюдать условности: курят и держат животных в ресторане, печатают на принтере фальшивые документы, нарушают государственные границы. Сегодня быть человеком - настоящий рок-н-ролл, даёт нам понять Каурисмяки, один из последних подлинных гуманистов современного кино» (Антон Долин, «Meduza»).