ГОРОД КОШЕК
(«Kedi», Турция-США, 2016)
Режиссёр: Джейда Торун.
В фильме снимались коты: Сари, Бенгу, Аслан Паркаси, Псикопат, Дениз, Гамсиз, Думан.
Жанр: документальный фильм.
Улицы Стамбула принадлежат тем, кто гуляет по ним сам по себе, а именно - тысячам котов и кошек. Они встречают туристов у городских достопримечательностей, валяются в витринах магазинов, носятся по крышам домов, крадутся между стульями в кафе, спят на остановках транспорта, прыгают по прилавкам с рыбой… И за каждой парой сверкающих глаз скрывается уникальная «личность» со своей «историей» и «судьбой», достойной описания. Добытчица Сари, любвеобильный Бенгу, безумная Псикопат, душа компании Дениз, прирождённый охотник Аслан, джентльмен Думан и игривый Гамзис. А рядом - жители Стамбула, которые всегда считали котов полноправными горожанами, ведь те помогают вернуть и чувство юмора, и даже утраченный смысл жизни…
Постоянно растущее население Стамбула веками сосуществовало с другими равноправными горожанами - уличными котами и кошками. Создателей фильма вдохновило особое отношение к этим животным в Стамбуле, схожее с отношением к коровам в Индии. Почему именно кошки стали самыми популярными животными города, до сих пор никто не знает. Существует несколько теорий разной степени правдоподобности. Некоторые из них апеллируют к исламским ценностям и традициям. Например, одна притча гласит, что однажды любимый кот Мухаммеда заснул на его одеянии. Когда Пророку понадобилось встать, он - вместо того, чтобы просто разбудить и согнать животное, как сделал бы любой другой человек - аккуратно отрезал кусок от своей одежды, чтобы не побеспокоить любимца. Кроме того, есть ещё одна легенда - о том, что кот спугнул ядовитую змею, приближавшуюся к Пророку. Существует и более прозаичное объяснение. Дело в том, что Стамбул столетиями был большей частью деревянным городом, страдавшим от нашествий крыс и мышей. А мыши и крысы - это не только изъеденные припасы и ходы в стенах, это ещё и чума, эпидемии которой несколько раз сотрясали Город. Разведение кошачьих было насущной необходимостью, способом хоть как-то сдерживать грызунов, пока те не уничтожили дворцы Стамбула и дома простых горожан. Сейчас обилие кошек в Стамбуле - объективный факт. Их здесь тысячи, сотни тысяч, многие не принадлежат никому, но их в Стамбуле не обижают и подкармливают ещё и потому, что кошки давно уже стали символом города, без которого его просто невозможно представить.
Режиссёр «Города кошек» Джейда Торун родилась в Стамбуле, её семья уехала из Турции, когда Джейде было 11 лет. Джейда жила в Аммане, Иордании, в старшую школу она пошла в Нью-Йорке, изучала антропологию в университете Бостона, после чего вернулась в Стамбул, чтобы ассистировать режиссёру Рее Ердем, потом перебралась в Лондон, чтобы поработать бок о бок с продюсером Крисом Аути. Позднее она вернулась в Америку и вместе с оператором Чарли Вупперманном (он окончил Лондонскую киношколу и получил степень магистра по операторскому мастерству, после чего занялся съёмкой музыкальных клипов, рекламы и документальных фильмов в родной Германии и в других странах Европы) основала кинокомпанию «Termite Films», и «Город кошек» - первый документальный фильм их производства.
Создатели «Kedi» (турецкое «кedi» - «кошка») отобрали тридцать пять из сотен тысяч уличных кошек Стамбула и сняли истории девятнадцати из них. В попытке подобраться к животным как можно ближе, создатели фильма спроектировали различные устройства для съёмки: камеры, которые снимали картинку на уровне глаз кошек, монтировались на игрушечные машины с пультом дистанционного управления. Киношники следовали за котами по тёмным аллеям и заброшенным подвалам, пускали дронов над крышами домов, делали всё, чтобы добиться красивого визуального ряда. Это была работа с полной отдачей: авторы фильма день за днём возвращались для съёмок одних и тех же котов, и в итоге им удалось запечатлеть их уникальные характеры и взаимодействие с окружающей средой. После двух месяцев съёмок Торун и монтажер Мо Стоэб начали собирать истории отдельных героев. В финальную версию фильма попали только семь усатых актёров и люди, которые играют важную роль в их жизни.
Премьерный показ «Города кошек» прошёл 21 февраля 2016 года на стамбульском кинофестивале независимого кино «!f».
Фильм стал хитом проката документального кино в США (сборы в США - $2 833 336) и снискал восторженные отзывы кинокритиков. Сводный рейтинг фильма на сайте «Rotten Tomatoes» составил 98 % на основании 98 рецензий.
ДЖЕЙДА ТОРУН:
«Я росла в Стамбуле, пока мне не исполнилось 11 лет, и я считаю, что в детстве мне не было одиноко, хотя могло бы быть, если бы не кошки. Без них я бы не стала тем человеком, которым являюсь сегодня. Каждый год, возвращаясь в город, я всё меньше узнаю его, но коты остаются котами. Они являются единственным неизменным элементом, превращаясь в синоним самого города, в итоге, становясь его сущностью. Во многом этот фильм можно назвать признанием в любви к кошкам и к самому Стамбулу, который продолжает непредсказуемо меняться. Когда мы отправились на съёмки этого фильма, у меня было своё представление о том, каким он должен быть. Я надеялась показать Стамбул не таким, как нам его преподносят в путеводителях и новостных заголовках. Мне хотелось исследовать темы, которые бы заставили вас, зрителей, размышлять о нашем отношении к кошкам, к природе, друг к другу. В конце концов, я надеюсь, что при просмотре фильма возникнет ощущение, будто у вас на коленях неожиданно задремал котёнок, долго и громко мурча, позволяя нежно гладить себя по спинке, а вы не можете пошевелиться, чтобы не побеспокоить этот мягкий тёплый комочек. Я хочу, чтобы вы поразмышляли о том, о чём, возможно, некогда задуматься в суматохе дней, а новые друзья из Стамбула расскажут вам, что по-настоящему представляет из себя этот город».
ПРЕССА:
«Фильм не только рассказывает и показывает сугубо кошачьи будни, документальное кино нуждается в рассказчиках. И как бы настойчиво тебе в микрофон не мурлыкали, без людских рассказов кроме умиления до зрителя ничего бы не дошло. А рассказывают здесь как обычные прохожие, так и «случайные» хозяева… Любовь к кошкам как целительная сила играет одну из центральных ролей в фильме, однако не только в контексте человеческого эмоционального катарсиса. Кошки являются важнейшим элементом самоопределения крупнейшего города Турции. Они - визитная карточка Стамбула, часть городского пейзажа, связующее звено между миром дикой природы и домашним уютом. Кошки здесь символизируют традиционность и самобытность, а как мы знаем, именно по этим двум характеристиками в первую очередь наносит удар индустриализация. Постепенно документальная лента из милых видео-нарезок с микроисториями про котов превращается в глубокое, трогательное рассуждение о силах природы - с лапами и хвостами - выживающих и процветающих в жёстких условиях индустриального мира. И если коты на экране всегда актуальны, то острый социальный подтекст в рассказе о них придаёт данному документальному фильму не просто глубину, но и необходимую культурную значимость» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).
«Во всех великих городах величественное идёт рука об руку с обыденным - это делает город не просто пригодным для жизни, а жизненно важным. Коты из «Города кошек» в перерывах между дремой рассказывают именно такую историю города - уж места они знают» («Time»).
«Потрясающий до глубины души портрет усатых и хвостатых, которые живут и процветают в современном городе» («Variety»).
«Фильм ласково, но убедительно рассказывает, как кошки Стамбула привносят смысл и гуманность в постоянно меняющийся город» («Village Voice»).
«Игривый и одновременно проницательный взгляд на непростую жизнь животных с врождённой способностью притягивать людей… Гипнотический и очаровательный фильм вызывает широкий спектр эмоций от умиления интернет-мемами до глубоких экзистенциальных переживаний» («Indiewire»).