МОЛОДОЙ ГОДАР
(«Le Redoutable», Франция, 2017)
Режиссёр: Мишель Хазанавичус.
В ролях: Луи Гаррель, Стэйси Мартин, Беренис Бежо, Миша Леско, Грегори Гадебуа, Марк Брун, Феликс Кисиль, Артур Орсье, Жан-Пьер Моки, Марк Фрэйз, Ромен Гупиль, Лола Ингрид Ле Рош, Таня Лопер, Эмманюэль Айта, Квентин Долмер.
Жанр: драмеди.
Париж, 1967 год. Жан Люк Годар - лидер «новой волны», режиссёр, изменивший язык кино, снимает «Китаянку». Он безумно влюблён в исполнительницу главной роли, актрису Анн Вяземски, которая моложе его на 20 лет. Они счастливы и сочетаются законным браком. Последовавший за этим скандальный приём нового фильма и вспыхнувший в мае 1968 года молодежный бунт навсегда изменят бескомпромиссного гения, превратив звёздного режиссёра в неистового маоиста, вечного бунтаря против любой системы, недоступного для понимания и не желающего в принципе быть доступным.
Основой для фильма стал автобиографический роман Анн Вяземски «Год спустя», рассказывающий о семейных и рабочих отношениях между актрисой и режиссёром, которые начались на съёмках «Китаянки» и закончились в период съёмок «Группы «Дзига Вертов». На самом деле Вяземски написала две книги. Первая, «Трудный год», была выдержана в почтительном ключе и рассказывала историю закомплексованной школьницы, которой Брессон открыл планету кино («Наудачу, Бальтазар»), а Годар - свою душу. Вторая, «Год спустя», вышла на волне коммерческого успеха и полна сплетен. Вяземски, внучка Франсуа Мориака, наследница русского княжеского рода и вторая жена Годара, сначала не согласилась передать права на книгу, но режиссёру удалось её переубедить.
«Молодой Годар» снят французским режиссёром Мишелем Хазанавичусом. Он родом из еврейской семьи, покинувшей Польшу и Литву и осевшей во Франции в 1920-х годах. Мишель работал на французском телеканале «Canal+», был актёром, сценаристом. В 1993-м в широкий прокат вышла его первая режиссёрская работа - комедия «Американский класс», далее последовала лента «Не за 20 часов» (1994), а затем успешные комедийные боевики «Агент 117: Каир - шпионское гнездо» (2006) и «Агент 117: Миссия в Рио» (2009). Хазанавичус давно мечтал о том, чтобы снять немой фильм. Его сначала не восприняли всерьёз, и только после выхода «Агентов», продюсеры заинтересовались «Артистом». 2011 год принёс Хазанавичусу множество премий и наград за режиссуру романтической комедии «Артист». Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, собрал «урожай» кинопризов, 3 премии «Золотой глобус», 7 премий BAFTA, 6 премий «Сезар», 5 «Оскаров». Позднее Хазанавичус снял фильмы «Право на «лево» (2011) и «Поиск» (2014). «Молодой Годар» - уже второй фильм Хазанавичуса, в котором он исследует мир кинематографа. Первым был «Артист».
Изначально Луи Гаррель («Мечтатели», «Постоянные любовники», «Сон предыдущей ночи», «Все песни только о любви», «Граница рассвета», «Парижская история», «Прекрасная смоковница», «Моя девочка не хочет…», «Воображаемая любовь», «Возлюбленные», «Замок в Италии», «Друзья», «Планетариум», «Призраки Исмаэля») не хотел соглашаться на роль скандального режиссёра, но изменил свое мнение после того, как прочитал сценарий фильма.
Образ Анн Вяземски в «Молодом Годаре» воплотила французская киноактриса Стэйси Мартин. Её кинодебют состоялся в 2013 году, когда она сыграла главную роль в эротическом фильме Ларса фон Триера «Нимфоманка». Затем актриса снималась в фильмах «Зима», «Дама в очках и с ружьем в автомобиле», «Страшные сказки», «Высотка», «Детство лидера».
В «Молодом Годаре» также снялась жена Хазанавичуса Беренис Бежо («Мечта всех женщин», «История рыцаря», «Агент 117: Каир - шпионское гнездо», «Артист», «Секреты прошлого», «Детство лидера»).
Мировая премьера «Молодого Годара» прошла на Каннском МКФ в мае 2017 года (основная конкурсная программа). Пресс-показ фильма задержался на 45 минут. В зале «Дебюсси» искали бомбу, которой в итоге нигде не оказалось. Просто кто-то забыл свою сумку. При этом звучала шутка: «Это сам Годар позвонил и сказал, что зал заминирован!»
МИШЕЛЬ ХАЗАНАВИЧУС:
«Когда я только прочёл роман Вяземски, я подумал: «Какая забавная книга, вот бы её экранизировать». Потом мы поговорили, и мне удалось убедить Анну».
«История рассказывается от лица Анны, так что, скорее всего, именно она - главный персонаж. Анна молода, на 20 лет моложе Годара, восхищается им и повествует историю их любви. Так что ради некой плавности повествования я выбрал её голос. Она - опорная точка истории, а он - дрейфующий объект. С другой стороны, Годар одновременно и протагонист, и свой собственный антагонист. Его обаяние в том, что он не просто плохо обращается с другими, а, прежде всего, деструктивен по отношению к себе… Прежде всего, это история эмансипации молодой женщины, несомненно. Но это также история о влюблённой паре, о творческом человеке и поисках себя, ради которых он жертвует друзьями, любимыми, самим собой».
«По правде говоря, когда я только задумал этот фильм, фигура Годара уже начала занимать много места в моей голове. Прямо как его личность, так много значащая для кино, его персонаж разрастался у меня в голове всё больше и больше и буквально начал душить меня. Поэтому я придумал некоего Жан-Люка, он даже в сценарии упоминается только как Жан-Люк, я не пытался изобразить настоящего Годара. То есть, получился собственный персонаж в рамках моей истории, он забавен, человечен, не сильно отдалён от реального прототипа, но немного нафантазирован… Наш фильм - это оммаж в его адрес и некое почтение… Мой фильм не о Годаре, это не научная работа. Это история любви».
«Я проделал большую работу, я смотрел его фильмы, изучал, открыл для себя нечто большее, чем представлял. Но вот это почти религиозное поклонение мне чуждо. Когда я предложил роль Луи, он сказал: «О чём ты?! Это всё равно, что предложить ярому католику сыграть Иисуса». Но я не вижу в нём настолько колоссальной фигуры. Да, это великий режиссёр, да, он много сделал для кино. С одной стороны, это поп-икона, с другой - обычный человек. Именно этот обычный человек заинтересовал меня. Благодаря книге Анн Вяземски мне удалось почерпнуть детали для создания этого образа. Я считаю, что моё отношение к этому человеку, который не особо приятен, немного антисемит и так далее, по ходу работы над фильмом несколько смягчилось».
«Довольно большая часть бюджета ушла на воссоздание атмосферы 1968 года. В сцене демонстрации использовались небольшие спецэффекты, конечно, мы не могли найти 50 тысяч демонстрантов, тем не менее, было нанято довольно много статистов. К тому же снимали мы на тех улицах Парижа, где происходили реальные события».
(О том, как сам Годар отреагировал на фильм) «Я поставил его в известность, сообщил, что снимаю фильм о нём, но он не ответил. Хотя я и не надеялся на ответ. Затем я отправил ему сценарий - он не ответил. Опять же, я ни на что не надеялся. Потом, когда фильм был готов, я предложил организовать показ и пригласил его - он не ответил. Но напомню - я и здесь ни на что не надеялся… Я был практически уверен в том, что он промолчит. Сейчас он живёт в швейцарской деревушке и не жаждет разговаривать. Даже когда в 2010 году надо было получить почётный «Оскар», он не приехал на церемонию. Так что Годар не очень-то общительный человек. Но, я думаю, он бы сказал что-то очень-очень-очень злое в мой адрес. Я даже жду этого. Даже позвонил своим родителям и предупредил их, чтобы не расстраивались, если Годар что-нибудь скажет про меня».
(О впечатлении Анн Вяземски после просмотра картины) «Фильм ей очень понравился, она была тронута. По её признанию, себя узнать ей было тяжело, и это понятно - любому будет трудно смотреть на себя со стороны. Зато она легко узнала на экране самого Годара. В целом про мою работу она отозвалась так: «Ему удалось сделать из трагедии комедию». Это тронуло меня больше всего, так как это одна из характеристик моего любимого жанра итальянской комедии. Поэтому если фильм воспринимается именно так, я счастлив».
ЛУИ ГАРРЕЛЬ:
«Что касается моей роли, то я долго колебался. Играть реального персонажа для меня не самое комфортное занятие… Я не горел желанием и взял время подумать. Но когда прочёл сценарий, то увидел в нём что-то. Позже Мишель пояснил, что фильм планируется снять с комедийной интонацией, а вообще это будет смесь нескольких жанров. Как вы помните, я уже дважды играл в фильмах про 1968 год, так что я должен был придумать совершенно новую, третью манеру игры. Более ироничную и в то же время нежную. Ведь фигура Годара очень важна, это как Талмуд - есть множество интерпретаций Талмуда, так же, как много способов сыграть Годара… К тому же, у Мишеля графическое видение. Он сказал, что придётся подстричься. Я ответил: «Мишель, ну ты же понимаешь, это же мои волосы! Они мне очень дороги»… В общем, Мишелю удалось убедить меня. Он сказал, мол, вот так я вижу Годара, буквально в трёх чертах, как в комиксах, набросал на бумаге его лицо, и я сказал: «Ладно, я согласен». Я готовился к этой роли как к никакой другой. То и дело заваливался к Мишелю домой, звонил ему по ночам, читал свой текст всем подряд - друзьям, знакомым, - чего я обычно не делаю… В самом Годаре, в его работах столько жизни. Я не знаю ничего о его интимной жизни, но передо мной стояла задача - как рассказать об этой стороне человека, который настолько известен, чьё присутствие в коллективной памяти настолько осязаемо? В фильме показан всего один год из его жизни, это очень короткий период, так что мы решили пофантазировать, насколько это возможно».
«Эрнст Любич сказал: «Самый достойный человек на свете тот, кто выставляет себя дураком хотя бы дважды в день». Мне нравится эта цитата, она очень человечная. Перед нами стояла задача «очеловечить» персонаж, развлечься. Я говорил с людьми, знакомыми с Годаром, и все они утверждают, что он тот ещё шутник, что он постоянно выкидывает номера».
«Примерно с 14 лет я смотрю фильмы Годара, интервью с ним, я постоянно слышу его голос, он не выходит из моей головы, особенно когда я снимаюсь. Для меня кино - это Годар… Голос Годара для меня как мелодия, как песня Боба Дилана, я могу слушать его часами».
«Меня все спрашивают, боялся ли я играть Годара, но ведь и до этого о нём уже снимались байопики, так что мы не первые, мне не было страшно».
ПРЕССА:
«К счастью, «Молодой Годар» оказался очень лёгкой и забавной лентой, раскрывающей гений Годара с малознакомой стороны… Новый фильм Хазанавичуса ждали с лёгким недоверием. Ещё бы, ведь комедийный режиссёр берётся за историю о жизни одного из столпов французского кино, да к тому же ещё и здравствующего. Но Хазанавичус поступил довольно мудро: он взял только один фрагмент из жизни Годара, сосредоточившись на его краткосрочном браке с актрисой Анн Вяземски. Именно её мемуары частично легли в основу картины. Хазанавичус прочитал книгу актрисы и решил снять фильм, скопировав визуальный стиль Годара и его эстетику. Режиссёр поставил задачу показать трогательный портрет классика мирового кино, познакомив зрителя с малоизвестными чертами Годара. Как известно, Жан-Люк Годар не отличался мягким характером, но у Хазанавичуса он получился непростым и мятущимся человеком, человеком влюблённым и ранимым, человеком, который сомневается в собственных силах и находится в поисках нового… Практически каждую фразу, которую на экране произносит Гаррель, хочется запомнить или записать. Фильм Хазанавичуса - настоящий (но, может быть, не самый реалистичный) цитатник… Постановщик «Артиста» сделал важную вещь - он заставил снова говорить о Годаре. И, возможно, кто-нибудь из начинающих киноманов посмотрит «На последнем дыхании», «Банду аутсайдеров» или «Презрение». И организует свою революцию в кино» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Молодой Годар» (в оригинале - «Устрашающий», по наименованию серии подводных лодок типа «Le Redoutable») - ни в коем случае не традиционный байопик. Да и вообще, если подумать, не байопик. Он основан на книгах воспоминаний самой Анн Вяземски, и хотя в название и вынесена фамилия ЖЛГ, это рассказ о сравнительно кратком отрезке из жизни двух людей, чьи отношения, цементированные киноискусством, давно стали историей. Рассказ женский, до крайности субъективный, одновременно влюбленный, восхищённый, обиженный и гневный - и способный вызвать любые эмоции, кроме равнодушия. Причём сперва похоже, что Хазанавичус зачем-то решил просто переснять избранные фрагменты годаровских картин, заменив пышную шевелюру красавца Гарреля проплешиной и нарядив играющую Вяземски Стейси Мартин в винтажные джемпера… И постепенно понимаешь, что эти стилизаторские трюки - не только приманка для фанатов Годара, но и элегантное кино внутри кино, единственное средство погрузиться в атмосферу фильмов ЖЛГ, проследить за ходом его мыслей и взглянуть на мир его глазами… Годар не прекращал экспериментировать. Он - как Дэвид Боуи: всегда разный. Посвяти ему десять режиссёров еще десять фильмов - и мы получим десять новых Годаров. Один из них непременно выйдет романтиком, другой - психопатом, третий - философом, четвертый - заносчивым маразматиком... За возможность посмотреть на каждого из них уважающий себя киноман легко расстался бы если не с частью тела, то с крупной суммой денег. А там, глядишь, и настоящий Годар разродится автобиографией. Хазанавичус назвал свой фильм «Le Redoutable» в память о знаменитых лентах с Бельмондо - «Le Magnifique» («Великолепный»), «L`Incorrigible» («Неисправимый»), «Le Professionnel» («Профессионал»), «Le Marginal» («Вне закона») и «Le Solitaire» («Одиночка»). Ни один из этих заголовков, конечно, Годар для потенциального автопортрета не выберет, хотя, по-моему, сочетание всех пяти кажется идеальным вариантом» (Алексей Комаров, «Rolling Stone»).
«Большой, сложный, недешёвый «Молодой Годар» - наверное, самый амбициозный и рискованный фильм Хазанавичуса. Он скрупулезно воссоздает эпоху, не забывая придать ей налет сюрреалистической театральности. Играет с имиджем французского секс-символа Луи Гарреля, превращая его в лысеющего потешного неумеху, и попутно выкидывает из рукава безупречный козырь: трепетную белокожую красавицу Стейси Мартин… Разбивает фильм на главки, для каждой любовно подбирая новый шрифт. Наполняет картину неправдоподобным количеством цитат и приёмов Годара: от прямых заимствований саундтрека или диалогов до сцен в кинотеатрах, съёмок на ручную камеру, несовпадающих с диалогами субтитров, «непроявленных» кадров-негативов. Разумеется, будет и любовный медленный проезд камеры по нагому телу лежащей на животе Вяземски - привет «Презрению», которое здесь упоминается особенно навязчиво и часто. Честно говоря, чем больше мишуры, тем отчетливее ощущение, что Хазанавичус маскирует пустоту проекта… Здесь можно было бы закончить патетической репликой о том, что «Молодого Годара» посмотрят, посмеются и забудут, а фильмы самого Жана-Люка Годара - молодого, зрелого или старого - будут пересматривать до тех пор, пока будет существовать кинематограф, хотя у него нет ни «Оскара», ни «Золотой пальмовой ветви». Но на самом деле ситуация ещё проще. Картины Годара и сегодня невероятно увлекательные и, между прочим, забавные - а фильм Хазанавичуса вряд ли понравится поклонникам Годара. Те же, кто о Годаре не знает, элементарно не поймут, в каких местах смеяться и над кем: героем или автором, взвалившим себе на плечи непосильную задачу» (Антон Долин, «Meduza»).
«Как бы ни хотел Хазанавичус уверить нас в своих благих намерениях - разбавить миф о nouvelle vague человечинкой сентиментального байопика, выходит совсем другой коленкор - однозначно ревизионистский пасквиль на тему «не за то боролись»… Годар в исполнении Луи Гарреля предстает нелепым интеллектуалом, у которого всё валится из рук - и очки, и томик Сартра, этаким «попутчиком», заблудившимся в трёх идеологических соснах - марксизме, троцкизме и маоизме. Студенческие волнения не понял, не поддержал, живую ткань кино разрушил теоретической логореей, женщин и товарищей незаслуженно обидел. Даже если это и правда (похожая информация содержится в только что опубликованной книге Сержа Тубиана), для полноценного «портрета в интерьере» её недостаточно. Теперь про «интерьер»: по версии Хазанавичуса, настоящая жизнь - за пределами Латинского квартала и тем более «Китаянки». «Молодой Годар» - кино о Франции, которую мы потеряли. Франции французов из песен Шарля Трене и фильмов Арлетти, уничтоженной умниками из «Кайе дю синема» и прочими предателями Родины. Пожалуй, пересмотр социалистических ценностей, алжирской кампании, мая 1968 года etc. - самое интересное из того, что Хазанавичус спешит сообщить городу и миру. Правые взгляды в кино - редкость, позволяют их себе обычно голливудские монстры вроде Иствуда и Гибсона, но делают это не в пример жестче» (Зинаида Пронченко, COLTA.RU).
«Я бы не стал идеологически нагружать эту ничем не выдающуюся, но вполне безобидную картину. Её ядро - романтическая любовная история… Короткая история одновременно забавна и грустна, как история любой утопии: в данном случае речь про 1968 год. В фильме мы видим, как Годар ссорится с Бернардо Бертолуччи, не хочет отпускать молодую жену на съёмки к Марко Феррери, а когда всё же отпускает, начинает ревновать её к итальянскому партнёру по съёмочной площадке. Сам Годар постоянно попадает в нелепые положения и регулярно разбивает очки, он мечтает умереть молодым, совсем не желая дожить до глубокой старости, как это на самом деле произошло… Да, от фильма, особенно в той его части, где показано увлечение Годара левацкими идеями, веет карикатурой, но кто сказал, что лидер «новой волны» неприкасаем в большей степени, чем пророк Мухаммед? Да и сам жанр карикатуры, как всем теперь известно, вполне во французской традиции. И не кто иной, как Эйзенштейн недавно стал почти пародийным объектом в картине Питера Гринуэя, что вызвало вопли непрошеных защитников образа автора «Стачки». Другое дело, что Хазанавичусу с его совсем не годаровским и даже не гринуэевским масштабом не дано довести рискованный замысел до блеска, и фильм остается локальным опытом иронической мини-биографии» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Проект с самого начала выглядел, конечно, страшным хулиганством… Во-первых, 68-й год, несмотря на прошедшие уже с тех пор полвека - это святое. Во-вторых, Годар - это святое. А кто такой Хазанавичус? Комедиограф, возмутительно удачливый выскочка. Это как если бы Тимур Бекмамбетов, допустим, снял комедию о личной жизни Тарковского. В-третьих, основные участники событий, к счастью, живы; как же так можно… Всё так; и возможно, воспоминания бывших жен - не самый надёжный на свете источник информации. Но это, в сущности, проблемы только Годара, причём Годара реального. Герой Луи Гарреля же - Годар воображаемый, поп-икона, пара знаменитых очков. Леннон, Че, Мэрилин Монро - что-то такое. И в этом смысле Хазанавичус справился со своей задачей блестяще: это неглубокий, но совсем не глупый, смешной, изобретательный и красивый фильм. Визуально и структурно «Молодой Годар» стилизован под собственные годаровские ленты 60-х: кричащие цвета, длинные проезды камеры, главки, титры, эксперименты с четвёртой стеной и так далее. Хазанавичус - увлечённый синефил (задолго до «Артиста» он прославился во Франции монтажной комедией «Американский класс»), и играет во всё это с мастерством и заметным наслаждением: некоторые гэги просто отличные. Гаррель с лысиной - замечательный, как и Стейси Мартин, звезда «Нимфоманки», ещё менее похожая на свою героиню внешне, но создавшая образ хрупкий и яркий: она никоим образом не теряется в тени гаррелевской капризной харизмы. Фильм сделан в лёгкой комедийной манере, с элементами Хармса… Но Хазанавичус - и серьёзен, конечно, тоже. Эволюция Годара - который разочаровывается в «буржуазном» кино, отрекается от собственных ранних фильмов и организует маоистский кинокооператив имени Дзиги Вертова - показана тут кризисом не только творческим, но и экзистенциальным, где-то даже кризисом среднего возраста, первой жертвой которого становится его брак. И наверное, это вульгарная, упрощающая трактовка, но кто сказал, что в мифологической реальности, где ты гуляешь по пьяцца Навона с Бертолуччи и врёшь по телефону Марко Феррери, она не имеет право на жизнь. Хазанавичуса можно упрекнуть в чём угодно, только не в злопыхательстве: этот портрет, несмотря на всё озорство, полон искренней заинтересованности» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).