СУБУРБИКОН («Suburbicon», США-Великобритания, 2017)
Режиссёр: Джордж Клуни.
В ролях: Мэтт Дэймон, Джулианна Мур, Оскар Айзек, Карима Уэстбрук, Ноа Джуп, Тони Эспиноза, Гленн Флешлер, Алекс Хэсселл, Меган Фергюсон, Джек Конли, Гэри Басараба, Майкл Коэн.
Жанр: сатирический триллер.
Добро пожаловать в прелестный городок Субурбикон, истинное воплощение американской мечты образца 1959-го года. Здесь в очаровательных домиках живут счастливые люди, в том числе дружная семья Лоджей: Гарднер Лодж (Дэймон), безукоризненный муж и отец, его жена Роуз (Мур), и их маленький не очень общительный сын Ники (Джуп). Но однажды ночью, когда у Лоджей гостит Маргарет (тоже Мур), сестра-близнец Роуз, сказке приходит конец - в дом вламываются два невероятно странных грабителя… С этого момента начинает раскручиваться маховик насилия, вероломства, шантажа и убийств, превращая райский уголок в адский ад…
Сценарий «Субурбикона» сложился из двух сюжетов. Изначально Клуни и продюсер Грант Хеслов (вместе они управляют кинокомпанией «Smokehouse Pictures») хотели снять фильм о событиях, которые произошли в городе Левиттаун, штат Пенсильвания, в 1957 году. Уильям и Дэйзи Майерс стали первыми афроамериканцами, приехавшими в город. В день переезда почтальон принял миссис Майерс за горничную. К вечеру у дверей семьи Майерс было около 500 человек, которые выкрикивали расистские лозунги, размахивали флагами Конфедерации и даже сожгли крест на двери. Работая над этой идеей, Джордж вспомнил старый сценарий братьев Коэн, который они отправили ему в 1999 году, предлагая одну из ролей (этот сценарий о безнадёжных людях, принявших целый ряд неправильных решений, братья впоследствии переработали в «Фарго»). Клуни решил объединить эти две истории и сделать их ещё более злыми.
Ранее Джордж Клуни снимался в четырёх фильмах братьев Коэн: «О, где же ты, брат?» (2000), «Невыносимая жестокость» (2003), «После прочтения сжечь» (2008) и «Да здравствует Цезарь!» (2016). Но «Субурбикон» - первый случай, когда Клуни стал режиссёром фильма по сценарию братьев Коэн. И это первая режиссёрская работа Джорджа Клуни (до этого были «Признания опасного человека», «Доброй ночи и удачи», «Любовь вне правил», «Мартовские иды», «Охотники за сокровищами»), в которой он не выступил в качестве актёра, хотя сначала планировал сняться в «Субурбиконе» в главной роли.
Главные роли в «Субурбиконе» исполнили Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Спасти рядового Райана», «Догма», «Талантливый мистер Рипли», три части о приключениях друзей Оушена, трилогия о Джейсоне Борне, «Отступники», «Железная хватка», «Элизиум: Рай не на Земле», «Теорема Зеро», «Интерстеллар», «Марсианин»), Джулианна Мур («Беглец», «Рука, качающая колыбель», «Затерянный мир», «Ночи в стиле буги», «Большой Лебовски», «Магнолия», «Ганнибал», «Конец романа», «Корабельные новости», «Пророк», «Вдали от рая», «Часы», «Голодные игры», «Звездная карта», «Всё еще Элис», «Kingsman: Золотое кольцо») и Оскар Айзек («Че: Часть первая. Аргентинец», «Совокупность лжи», «Агора», «Робин Гуд» «Запрещённый приём», «Драйв», «Эволюция Борна», «Мы. Верим в любовь», «Внутри Льюина Дэвиса», «Из машины», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Люди Икс: Апокалипсис»). Кстати, Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Джулианна Мур и Оскар Айзек ране снимались в различных фильмах братьев Коэн.
Джош Бролин был взят в проект на роль тренера по бейсболу, однако после тестового просмотра сцены с его участием были удалены. Джордж Клуни признался, что эти сцены снижали напряжение в картине и что его огорчило то, что их пришлось удалить. Клуни также отметил, что сцены с Бролином, по его мнению, были самыми смешными в фильме. В картине также мог сняться Вуди Харрельсон, однако он покинул проект из-за несогласованности съёмочного графика.
«Субурбикон» снял «оскароносный» оператор («Нефть») Роберт Элсвит. Музыку к фильму написал один из ведущих современных кинокомпозиторов - француз Александр Деспла, лауреат («Отель «Гранд Будапешт») и семикратный номинант премии «Оскар» («Королева», «Загадочная история Бенджамина Батона», «Бесподобный мистер Фокс», «Король говорит!», «Операция «Арго», «Филомена», «Игра в имитацию»).
Снимали «Субурбикон» в Лос-Анджелесе в 2016 году, как раз в период президентской кампании. Никто из авторов не мог предположить, что победителем на выборах станет Дональд Трамп, а в августе в штате Вирджиния всего за пару недель до премьеры «Субурбикона» в Венеции пройдут митинги ультраправых и националистических групп. «Мы были уверены, что снимаем кино о том, что случилось в прошлом, а получилось, пусть и только наполовину, про сегодня», - говорила Джулианна Мур в интервью «The Hollywood Reporter».
Еще до выхода фильма в прокат Джордж Клуни показал свою работу известному телевизионному продюсеру и сценаристу Норману Лиру. После просмотра Лир сказал Клуни, что это самый злой фильм, который он когда-либо видел.
«Субурбикон» был включён в основную конкурсную программу Венецианского МКФ 2017 года, где был удостоен премии фонда Миммо Ротелла.
ДЖОРДЖ КЛУНИ:
«Итан и Джоэл Коэны написали этот сценарий несколько лет назад, но фильм не сняли. Они предлагали мне роль, которую сейчас играет Оскар Айзек. Первоначальный вариант был в большей степени комедийным триллером. Мы с Грантом Хесловым поняли, что хотим сделать фильм чуть менее смешным, зато очень жёстким».
«В этом фильме и правда очень много злости. Мы делали его два года назад. Я уже не помню точно, на что я сам злился - за это время всё меняется. Я был во многих странах, но в США сейчас предельная концентрация злости, как будто над страной нависло грозовое облако. Я верю, что мы преодолеем её, ведь у нас есть конституция, права и многолетняя история борьбы за них, но в данный момент люди озлоблены и у них есть на это право».
(о персонажах) «Гарднер и Маргарет - очень милые люди. Они превращаются в монстров не потому, что изначально плохие, а потому что совершают серию крайне глупых ошибок. У них нет хоть как-то продуманного плана действий. Когда у них появляется возможность сделать выбор, они каждый раз принимают неверное решение. Можно сказать, идут по дороге и на каждой развилке сворачивают не туда, куда надо. Гарднер в начале фильма и в финале - словно два разных человека. И превратившаяся в чудовище Маргарет изначально ведь всего лишь мечтала о счастливой жизни и счастливой семье».
«Мэтт - мой близкий друг. Я люблю с ним работать, потому что он - отличный парень, непревзойдённый профессионал, актёр мирового класса. Джулианна может сыграть практически всё. Дружим мы давно, и мне всегда хотелось с ней поработать. Она классная в любом фильме. Оскар… Посмотрите фильм «Из машины» - это очень высокий уровень. Но настоящим открытием для меня стал наш мальчик Ноа Джуп. Я играл педиатра в сериале «Скорая помощь», поработал с сотнями детей-актёров, но никогда не видел никого, настолько талантливого в его возрасте».
«Почему я сам не сыграл? Потому что сниматься в собственном фильме - не такое уж удовольствие (хотя многие считают иначе)… К счастью, мне не пришлось здесь играть. Я не снимался пару лет. Все это время был сосредоточен на сценарии «Субурбикона» и режиссуре. Как же я был счастлив на съёмках сидеть в сторонке и наблюдать, как играют другие!»
«Я вырос на Юге в 60-70-е годы, когда шла борьба за гражданские права. Сегрегация исчезла. Мы думали, что эти вопросы ушли в прошлое - но нет. Они возникают каждые несколько лет. И мы понимаем, что нам ещё многое надо сделать, чтобы избавиться от греха рабства и расизма».
«Когда мы говорим о том, чтобы снова сделать Америку великой, мы говорим о той Америке, которая была великой для белого гетеросексуального мужчины. Для всех остальных она была не такой уж и великой, скажем прямо!»
«Это фильм о том, что нам никогда не хватает смелости посмотреть всем проблемам в лицо. Это большая часть нашей истории, и она останется частью истории ещё надолго».
МЭТТ ДЭЙМОН:
«Если говорить о нашей истории, то идея проста: вы зря обвиняете афроамериканцев во всех своих бедах. Джордж сказал, что Америка были великой только для части общества. Так и есть. И мы все наблюдали этот процесс, как белый мужчина терял свои привычные привилегии, но мы уже вошли в эту дверь, и пути назад нет».
«Александр Пэйн, когда мы с ним в первый раз встретились насчёт фильма «Короче», сказал мне: ты мне нравишься, потому что не похож на кинозвезду. Я тоже думаю, что выгляжу как обычный американец. Поэтому и пригодился Джорджу с Грантом».
«Мы с Джорджем сделали, не помню, семь или восемь фильмов, и я нашёл ключ к его режиссуре: когда он вам что-то говорит, то вы делаете наоборот. Он - величайший режиссёр. С ним вы всегда точно знаете, что делать, и всё получается прекрасно».
ДЖУЛИАННА МУР:
«Когда у тебя есть возможность сыграть такой сложный характер, такую героиню, которая кажется приветливой, любезной, практически идеальной, а на самом деле другая, ты начинаешь думать о том, насколько опасным может быть неправильный моральный выбор в твоей собственной жизни».
ПРЕССА:
«Главная ирония этой убийственно чёрной и очень смешной комедии - не в том, что тихий омут Субурбикона таит в себе бессердечных негодяев, прячущих свой цинизм под фасадом благопристойности и добрососедства, а в том, что служит отвлекающим манёвром (в том числе в драматургии). Пока респектабельные мерзавцы всех возрастов и полов предают, пытают и убивают друг друга, население занято борьбой с безобидным - и вообще не принимающим участия в детективной интриге - чернокожим семейством, посмевшим купить дом в Субурбиконе «как белые люди». В буквальном смысле слова весь город, размахивая факелами и конфедератскими флагами, устраивает митинг у порога незваных гостей, - а за ближайшим углом творятся по-настоящему ужасные преступления, но никто этого не видит. Как заметит впоследствии один из горожан, «пока в город не вселились чёрные, у нас всё было тихо». Возможно, метафора Клуни (или Коэнов, сказать трудно) чрезмерно прямолинейна, но в наглядности ей не откажешь. Если в собственном глазу бревно, а доставать его не хочется, выход один: погромче прокричать лозунг «Make Ameriсa Great Again!» (Антон Долин, «Meduza»).
«Сценарий, авторами которого указаны Коэны, Джордж Клуни и его сценарист-партнер Грант Хеслов, много заимствует от классических нуарных историй вроде «Двойной страховки» и «Почтальон всегда звонит дважды»… Клуни собрал команду высококлассных актёров, так что, конечно, смотреть на то, как они проворачивают свои махинации и терпят крах - одно удовольствие, даже когда сюжет становится беспорядочным… Помимо актёров, Клуни собрал команду профи по ту сторону камеры. Оператор Роберт Элсвит максимально визуализирует контраст света и тьмы между солнечным пригородом и его отравленной сутью. Художники по костюмам Джеймс Д. Бисселл и Дженни Иган создали невероятно правдоподобный дух той эпохи. Музыка Александра Деспла переходит от сонного джазового коктейля к раздражающей агитации перед тем, как остановиться и дать настоящего Бернарда Херрманна. В итоге, «Субурбикон» слишком очевиден в своём сатирическом описании двойной морали и социального неравенства, скрывающихся за чистеньким фасадом послевоенной Америки. Тем не менее, это довольно смотрибельное кино и явное улучшение режиссёрской работы Клуни после его «Охотников за сокровищами» (Дэвид Руни, «The Hollywood Reporter»).
«Клуни оказался способнейшим учеником и вышел в первый ряд американской режиссуры, смотреть его кино - одно удовольствие» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Безупречно снятый одним из лучших в мире операторов Робертом Элсвитом, приятный во всех отношениях и благородный в каждом помысле «Субурбикон» не осенен, может быть, коэновским гением или гением Ноя Хоули, делающего сериал «Фарго», - но он остроумен и хорош» (Елена Смолина. gq.ru).
«Про банальность зла и маленького человека, который в силу слабохарактерности и малодушия превращается в кровавого монстра, всё было сказано ещё тогда 20 лет назад в «Фарго». А в наше время в очередной раз пережёвано, правда очень талантливо, в трёх сезонах одноимённого сериала Ноя Хоули. Казалось бы, тема исчерпана окончательно, но нет, Клуни вновь будит бесов. Не из любви к творчеству и не в целях развития кино, а ради эффектного социально-политического высказывания. Клуни давно и ярко оппонирует Трампу в публичном пространстве и соцсетях, поэтому он и взялся за коэновский материал. Его кино, таким образом, больше идеологическое оружие, манифест американского креативного класса в борьбе с чужеродной идеологией нынешнего главы Белого дома… Несмотря на художественные недостатки, это очень полезное и нужное сегодня кино, которое можно показывать хотя бы в просветительских целях, например, подросткам. Клуни призывает всех нас избавиться от атмосферы ненависти, которая пожирает души. И хоть его «Субурбикон» получился немного бьющим в лоб, ценности, которые он отстаивает, дают фильму право на существование» (Денис Катаев, «Esquire»).
«Райских мирков не бывает, и образцово-показательные жители Субурбикона одержимы теми же страстями и грехами, что и всё остальное человечество - например, в Миннесоте, или в городке Фарго, на который нам открыли глаза братья Коэны» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).