УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ
(«Murder on the Orient Express», США, 2017)
Режиссёр: Кеннет Брана.
В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Уиллем Дефо, Джош Гад, Оливия Колман, Дерек Джекоби, Сергей Полунин, Лесли Одом-младший, Люси Бойнтон, Марван Кензари, Том Бейтман, Майкл Пенья.
Жанр: детектив.
Зима. Стамбул. Знаменитому сыщику Эркюлю Пуаро срочно нужно в Великобританию, но билеты на Восточный экспресс уже раскуплены. К счастью, директор компании, которой принадлежит экспресс, находит место для Пуаро. Ночью из-за вьюги и снегопада поезд вынужденно останавливается, а вскоре сыщику сообщают, что совершено убийство. Под подозрением 13 пассажиров, и Пуаро должен как можно быстрее разгадать криминальную головоломку…
Экранизация одноимённого детективного романа Агаты Кристи. Считается, что именно роман «Убийство в Восточном экспрессе» является одним из самых успешных в карьере писательницы. Джеймс Причард - правнук Агаты Кристи, глава фонда её наследия и заодно исполнительный продюсер нового фильма - говорит, что эта история началась в 1928 году, когда его прабабушка впервые попала на борт Восточного экспресса. С тех пор она проделывала это несколько раз и так прикипела к поезду, что сделала его чуть ли не главным героем своего произведения. При написании романа одним из источников вдохновения для Агаты Кристи стала история о похищении 20-месячного сына Чарльза Огастеса Линдберга. Злоумышленники требовали за него выкуп в размере 50000 долларов. Выкуп был выплачен, однако сына Линдбергу так и не вернули. Другим источником вдохновения была история с инцидентом 1929 года, когда Восточный экспресс попал в пургу в районе города Черкезкёй (Турция) и был 6 дней отрезан от мира. Спустя два года после этих событий сама Агата Кристи попала в схожую ситуацию - она путешествовала на Восточном экспрессе, и поезд застрял на одном месте на несколько дней из-за того, что дожди и наводнения смыли часть железной дороги. Впервые роман «Убийство в Восточном экспрессе» был опубликован в газете «Saturday Evening Post» в 1933 году в США. Он появлялся на страницах газеты в виде 6 отдельных выпусков под названием «Murder on the Calais Coach».
В реальной жизни было одно убийство в Восточном экспрессе. Мария Фаркасану была ограблена и убита Карлом Штрассером, который вытолкнул её из поезда на ходу. Это произошло через год после выхода в свет романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Также в 1950 году Саймон Карпе при весьма странных обстоятельствах выпал из поезда. Карпе был американским военным атташе и вёз с собой важные документы, связанные со шпионской сетью в Европе. Некоторые моменты этой истории вдохновили Яна Флеминга на написание романа «Из России с любовью» (1957).
Постановщиком нового фильма и исполнителем роли Пуаро стал сэр Кеннет Чарльз Брана (1960 г. р.) - британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Он известен благодаря многочисленным экранизациям пьес Шекспира, в которых выступал в качестве режиссёра и актёра: «Генрих V» (1989, премия BAFTA за режиссуру, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль), «Много шума из ничего» (1993, конкурсная программа Каннского МКФ), «Зимняя сказка» (1995, приз за режиссуру Венецианского МКФ), «Гамлет» (1996), «Тщетные усилия любви» (2000). Также он снял фильмы «Франкенштейн Мэри Шелли», «Сыщик», «Тор», «Джек Райан: Теория хаоса», «Золушка». Как актёр Брана знаком зрителям по фильмам «Отелло», «Знаменитость», «Дикий, дикий Вест», «Гарри Поттер и Тайная комната», «Операция «Валькирия», «7 дней и ночей с Мэрилин», «Джек Райан: Теория хаоса», «Дюнкерк». Актёр пять раз был номинирован на премию «Оскар».
Первоначально планировалось, что роль миссис Хаббард исполнит Анджелина Джоли, но она покинула проект. Исполнительный директор студии «Fox» Стэйси Снайдер прервала переговоры с Джоли, которые длились несколько месяцев, из-за того, что актриса настаивала на внесении в сценарий значительных изменений. Затем на её место рассматривалась Шарлиз Терон, но в итоге роль получила Мишель Пфайффер. Пфайффер сказала, что работа над фильмом для неё была достаточно сложной из-за специфики временного периода истории и особенностей языка того времени. Кстати, в 2004 году Пфайффер рассматривала вариант сыграть в экранизации другого романа Агаты Кристи - «Свидетель обвинения» (сценарий этого фильма был написан её мужем Дэвидом Э. Келли). «Убийство в Восточном экспрессе» - первый совместный проект Мишель Пфайффер и Джонни Деппа после фильма «Мрачные тени» (2012).
«Убийство в Восточном экспрессе» - третий совместный фильм Джонни Деппа и Пенелопы Крус. Первые два были «Кокаин» (2001) и «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011). Также в фильме «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011) небольшую роль играла Джуди Денч.
Персонажа Пенелопы Крус в оригинальном романе зовут Грета Ольссон (девушка шведского происхождения). В фильме же её персонаж получил имя Пилар Эстравадос, которое было взято из другого романа Агаты Кристи - «Рождество Эркюля Пуаро» (1938).
Лесли Одом-младший сыграл в фильме Арбетнота, который в оригинальном романе был полковником в армии. В фильме же этот персонаж стал доктором, заменив доктора Константина из романа.
Во время съёмок фильма Джош Гад несколько раз набрасывался на Дэйзи Ридли с вопросами о фильме «Звёздные Войны: Последние джедаи» (2017). Её реакцию он снимал на камеру смартфона. Также в этих расспросах участвовали Джуди Денч, Пенелопа Крус, Крис Пратт и Джей Джей Абрамс. Получившиеся юмористические видеоролики Джош Гад выложил на своих официальных аккаунтах в «Facebook» и «Instagram».
«Убийство в Восточном экспрессе» - второй фильм режиссёра Кеннета Браны, снятый на 65-мм плёнку. Первым был фильм «Гамлет» (1996). В целом «Убийство в Восточном экспрессе» – это четвёртый фильм последнего десятилетия, снятый в формате 65 мм. Другие три - «Мастер» (2012), «Омерзительная восьмёрка» (2015) и «Дюнкерк» (2017). В последнем из них сыграл Кеннет Брана.
Производство «Убийства в Восточном экспрессе» потребовало нешуточных усилий от художников, реквизиторов, костюмеров. Специально для фильма был создан собственно сам поезд, причём в двух вариантах. Первый использовался для экстерьерных съёмок в декорациях на студии «Longcross», где были отстроены и вокзал в Стамбуле, и отрезок заснеженного железнодорожного виадука в Динарском нагорье. Второй же вариант был построен специально для интерьерных съёмок. «Здесь мы немного расширили коридоры и сделали повыше потолки, чтобы можно было вместить внутрь всё оборудование. Ведь Кен снимал кино на 65 мм, а это значит, что нам надо было рассчитывать на огромные камеры в тесном пространстве», - рассказал художник-постановщик фильма Джим Клэй. Этот поезд на самом деле трясло. Он стоял на специальной платформе, которая создавала иллюзию движения по рельсам. И, что самое интересное, за окнами не было тривиального хромакея. Заботливый Брана настоял на том, чтобы по бокам вагоны окружали самые настоящие экраны и чтобы на них крутились самые настоящие кадры, снятые с поезда. «Многих из нас в этой декорации на полном серьёзе укачивало, настолько силён был эффект присутствия», - жаловался Брана не без гордости.
Костюмер Дэн Грейс заявил, что при создании нарядов для «Убийства в Восточном экспрессе» не пострадало ни одно животное: «Всё это настоящие меха и настоящая кожа, и все эти костюмы мы шили с нуля. Но дорогие материалы были использованы уже из существующих. Мы просто перешивали то, что уже было сшито до нас. Всё же искусственный мех выглядел бы совсем дико, тем более на княгине в первой половине XX века». Грейс выразил надежду, что все эти костюмы не будут отправлены на студийные склады, а снова окажутся в деле. «Конкретно эта история, возможно, и не получит продолжения, но у Агаты Кристи хватает романов для гигантской франшизы», - сказал Грейс.
Когда появился первый трейлер фильма, многие фанаты творчества Агаты Кристи были разочарованы тем, как в фильме изобразили знаменитые усы Пуаро (они поистине гигантские, не просто завитые и густые, а идут по лицу каскадами - начинаются под носом, а заканчиваются где-то на середине скулы), и вообще сочли их вид оскорбительным по отношению к исходному материалу. Так совпало, что, когда роман «Убийство в Восточном экспрессе» был впервые экранизирован в 1974 году режиссёром Сидни Люметом, Кристи, которая ещё была жива на тот момент, была весьма разочарована тем, как выглядели усы Альберта Финни, исполнителя роли Пуаро.
КЕННЕТ БРАНА:
«Я не могу пройти мимо хорошо написанной истории, а в случае с Агатой Кристи это решительно невозможно. Её проза не только обеспечивает отличное развлечение, но и затрагивает такие глубокие темы, как потеря, скорбь, месть. Так что мне всегда это казалось исключительно привлекательным - возможность совместить захватывающее приключение и серьёзную драму, сыгранную блестящими актёрами».
(про усы Пуаро) «Для Пуаро это одновременно и средство защиты, и провокация. С одной стороны, он может прятаться за ними, а с другой - люди слишком заняты высмеиванием усов героя, поэтому его очень легко недооценить. А когда его недооценивают, его работа как детектива становится несколько легче. Эти его усы, его дурацкий акцент, его эксцентричность - всё это обезоруживает и нейтрализует людей, которые не воспринимают его всерьёз».
ДЖУДИ ДЕНЧ:
«Нам ничего не пришлось выдумывать, домысливать. Всё уже было создано за нас декораторами, костюмерами и реквизиторами. Мы просто заходили на площадку и оказывались в этом мире, в подлинности которого ни у кого не могло возникнуть сомнений».
ДЖОШ ГАД:
«Я недавно прокатился на настоящем Восточном экспрессе, и это было круто, но я сейчас скажу ужасную вещь. У нас Восточный экспресс получился даже лучше, чем оригинал. Поражает то, с каким тщанием художники подошли к созданию этой декорации. Там столько уникальных, тонких деталей, что находиться в этом месте было даже немного неуютно. И это очень кстати, потому что именно такое настроение нужно было создать у участников процесса. Мы все, подозреваемые в убийстве, находимся в закрытом пространстве, и нам всем хочется оттуда сбежать, даже если мы невиновны и нам нечего скрывать. Но на самом деле у всех есть какие-то мутные тайны, поэтому вот это самое состояние дискомфорта - оно самое подходящее из всех возможных».