О ТЕЛЕ И ДУШЕ
(Венгрия, 2017)
Режиссёр: Ильдико Эньеди.
В ролях: Геза Морчаньи, Александра Борбей, Золтан Шнайдер, Эрвин Надь, Тамаш Йордан, Жужа Яро, Река Тенки, Юлия Ньяко, Итала Бекеш, Эва Бата.
Жанр: драма.
Мария и Эндре - коллеги, работающие на скотобойне в Будапеште. Оба ведут замкнутый образ жизни и стараются избегать общения друг с другом. Неожиданно для себя они узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Видя в этом некий знак, герои решаются на сближение. Открывшись друг другу, Эндре и Мария окажутся в водовороте комических и даже шокирующих событий…
На создание фильма «О теле и душе» сценариста и режиссёра Ильдико Эньеди вдохновило стихотворение венгерской поэтессы Агнеш Немеш Надь, в котором говорится о страсти, которая на самом деле бушует внутри каждого человека. Ильдико Эньеди (1955 г. р.), чей предыдущий полнометражный фильм вышел 18 лет назад, училась экономике и кинорежиссуре в Будапеште и Монпелье. Снимала документальные и короткометражные ленты. Её дебютный полнометражный фильм «Мой XX век» (1989) был удостоен приза «Золотая камера» Каннского МКФ (награда за режиссёрский дебют) и принес ей мировую известность. В фильмах Эньеди снимались Олег Янковский и Александр Кайдановский. В её весьма короткой фильмографии значатся также полнометражные картины «Волшебный стрелок» (1994), «Тамаш и Юли» (1997), «Симон Волхв» (1999, премия Дон-Кихота и специальное упоминание критики на МКФ в Локарно). Ильдико Эньеди уже принимала участие в Берлинском МКФ - в 1992, но тогда она входила в состав жюри.
Для уникальных съёмок животных дрессировщику картины пришлось найти пожилого 12-летнего оленя, привыкшего к людям. Обычно эти животные плохо поддаются дрессировке. Затем нашли самочку, прикормили её и познакомили с партнёром по экрану. Олени нашли общий язык, хотя самка оказалась довольно капризной дивой и требовала к себе особого отношения. Кстати, в титрах фильма указано, что некоторые животные пострадали во время съёмок, однако ни одному из них вред не был причинён намеренно.
Картина «О теле и душе» была представлена в основной конкурсной программе на 67-м Берлинском МКФ, где завоевала приз «Золотой медведь» за лучший фильм, а также получил награды ФИПРЕССИ и экуменического (христианского) жюри. Лента также выдвинута на премию «Оскар» от Венгрии.
ПРЕССА:
«Первая половина фильма напоминает микс из медитативности Терренса Малика, невротизма Вуди Аллена и фантастичности Мишеля Гондри. Связь с последним ещё можно проследить через деликатность подхода Эньеди к сочетанию двух жизней - реальной и во сне - напоминающей «Вечное сияние чистого разума»… Режиссёр-сценарист сочетает порой в несочетаемых пропорциях жестокость, лирику, юмор и драму… Мы можем отчётливо понять основную тему фильма: как несоответствие между телом и душой может навредить нам, а также как гармония между ними может снова сделать нас единым целым. Благодаря изысканной режиссуре, полной эстетизма, абсолютно чудесному сценарию, пропитанному символизмом, а также безупречным актёрским работам «О теле и душе» Ильдико Эньеди очаровывает от начала до конца, не скупясь ни на забавные моменты, ни на тяжело-эмоциональные сюжетные повороты. Эта очень чувственная и оригинальная история любви между двумя интровертами в равной степени окажется по вкусу, как вашему телу, так и вашей романтической душе» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).
«Этот фильм… хорошо скроен и сшит, может даже чуть-чуть слишком хорошо, потому что от расставленных акцентов и подсказок делается чересчур предсказуемым. Но ведь и зрителю иногда нравится ощущать себя не глупее авторов… В этом фильме припасено немало неожиданных поворотов, но интереснее всего наблюдать за идеально разыгранным актёрским дуэтом, наделённым поистине животной органикой» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).
«Фильм Ильдико Эньеди - о странностях любви, которые трудно понять мужскому сознанию. О противоречиях женской психики, которые всегда являли собой неразрешимую загадку… Это фильм о комплексах, безраздельно владеющих человеком, и только тонкое оленье чутье, абсолютное понимание партнёра - путь к спасению и покою» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Здесь на экране льются реки крови, но их профессионально смывают острые на язык уборщицы. Здесь у героя не двигается левая рука, но он не обозлился на мир и всё так же добр к людям. Здесь героиня хотела бы полюбить, но она понятия не имеет, что это такое… Ужасные сцены забоя коров контрастируют с умиротворяющими видами свободных оленей. Можно предположить, что, по мнению режиссёра, это и есть разница между телом и душой. Тело можно порезать, ранить, даже уничтожить, но душа при этом остаётся свободной» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Причудливая и остроумная, хотя очень заторможенная по темпу, история любви сухорукого директора скотобойни в Будапеште и одинокой женщины-инспектора, которая боится физического контакта… Поэтичная и холодная лента Эньеди - ироническое лекарство от одиночества в жутком мире, где каждый из нас время от времени чувствует себя скотом на убой» (Антон Долин, «Meduza»).
«Для Эньеди тело - видимая часть души. И поэтому преступно любое убийство. Режиссёр использует свои навыки художника и автора документального кино. Она наверняка хорошо знает работы Артура Пелешяна. Поэтому строит фильм как столкновение нежности и жестокости, порыва и сосредоточенности… Это кино о фобиях, которые расстраивают стены между людьми. О непреодолимых - по собственной вине - дистанциях… Ближе к финалу фильм, несмотря на всю изысканность съёмки (а сцены в лесу с влюблёнными оленями вообще непонятно как сняты), и вовсе превратится в душещипательную мелодраму. А опытный режиссёр - в тётеньку, вышивающую крестиком амурные истории» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).