Салют-7САЛЮТ-7
(Россия, 2017)
Режиссёр: Клим Шипенко.
В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Виталий Хаев, Мария Миронова, Оксана Фандера, Любовь Аксенова, Никита Панфилов, Игорь Угольников, Роман Перелыгин, Полина Руденко, Александра Серебрякова, Клим Шипенко.
Жанр: остросюжетная драма.

1985 год. Советская космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестаёт отвечать на сигналы, посылаемые из Центра управления полётом. Вероятное падение станции, являющейся гордостью советской науки и космонавтики, может обернуться не только потерей имиджа страны, но и трагедией с человеческими жертвами. Вышедшая из строя станция может упасть в любой точке планеты, разрушить любой объект и даже город, и всё это происходит на фоне «холодной войны», ещё более осложняющей непредсказуемую ситуацию. Чтобы узнать причины аварии и предотвратить катастрофу, необходимо отправить на орбиту спасательную экспедицию. Экипаж космического корабля «Союз Т-13» должен найти «мёртвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа. Командир корабля Владимир Фёдоров и бортинженер Виктор Алёхин понимают, что шансов вернуться на Землю у них немного. Но этот рискованный путь - единственно возможный. Они должны не только проникнуть на «Салют-7», но и «оживить» его. Смогут ли два человека предотвратить неминуемую катастрофу и спасти планету от падения станции? Спасательная экспедиция превращается в опасное испытание…

Фильм основан на реальных событиях. Поломка станции «Салют-7» в 1985 году стала полным шоком для советской космонавтики. К спасательной миссии был привлечен 43-летний Владимир Джанибеков, который до этого выходил в космос уже четыре раза. Его напарником на борту «Союза Т-13» стал близкий друг, инженер Виктор Савиных. В ходе спасательной операции, которая продлилась больше недели, Джанибеков и Савиных несколько раз находились на грани гибели, а космическая станция могла вот-вот взорваться. Риск оказался не напрасным: «Салют-7» удалось починить, а Савиных и Джанибеков вошли в историю мировой космонавтики.

Идея фильма принадлежит тележурналисту Алексею Самолётову, специализирующемуся на космической тематике. Правда, подлинная история подверглась некоторым трансформациям. По словам одного из продюсеров фильма Бакура Бакурадзе, авторы сценария опирались на дневники Виктора Савиных, которые подробно рассказывают обо всей экспедиции, но «человеку, не знающему тонкости космической темы, сложно разобраться во всех деталях. Поэтому какие-то вещи пришлось упрощать, а какие-то, наоборот, усиливать, адаптировать для нашего понимания». Съёмочная группа встречалась с прототипами главных действующих лиц, чтобы те поделились воспоминаниями о деталях полёта. Но так как биографии персонажей были частично изменены, то и фамилии им дали другие. Консультантами картины были космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и специалисты Ракетно-космической корпорации им. Королёва.

«Салют-7» российским киноактёром, кинорежиссёром, сценаристом и продюсером Климом Шипенко. Он родился 16 июня 1983 года в Москве в семье актёра, режиссёра и драматурга Алексея Шипенко. В 16 лет перебрался в Лос-Анджелес. В 2002 году поступил в Калифорнийский университет в Нортридже (факультет кинопроизводства). Дипломный фильм снимал как оператор. Учился в актёрской студии «Sal Dano Professional Actors Workshop». В 2004 году вернулся в Москву. Работал на «Первом канале» российского телевидения. Как режиссёр снял криминальную драму «Непрощённые» (2009), детективный триллер «Кто я?» (2010), романтическую комедию «Любит не любит» (2014) и драму «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014).

Главные роли сыграли Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Владимир Вдовиченков (1971 г. р.) в детстве занимался боксом. Окончил 42-ю Кронштадтскую мореходную школу в 1989 году и четыре года служил на Северном и Балтийском флотах. С детства любил кино (его кумиром был Ван Дамм). В 1997 году поступил во ВГИК (мастерская Г. Тараторкина), который окончил в 2001 году. Ещё будучи студентом, снимался в кино, музыкальных клипах и в рекламных роликах. На четвёртом курсе режиссёр Алексей Сидоров утвердил Владимира на одну из главных ролей в телесериале «Бригада». Роль Фила принесла Владимиру широкую известность, а её успех был подкреплён ролью Кости (Кота) в фильме «Бумер». С 2002 года служит в труппе Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. Снялся в картинах: «Время собирать камни», «Бесы», «Бумер. Фильм второй», «Параграф 78», «Тарас Бульба», «Левиафан», телесериалах «Звездочёт», «Курсанты», «Белая гвардия», «Однажды в Ростове», «Уходящая натура», «Родина», «Оптимисты». Павла Деревянко (1976 г. р.) на втором курсе ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца) в студенческой постановке спектакля «Затоваренная бочкотара» заметил режиссёр Александр Котт. Через три года, когда Котт начал съёмки своего фильма «Ехали два шофёра», он разыскал Павла и предложил ему главную роль легендарного шофёра Кольки Снегирёва из песни «Чуйский тракт». Фильм «Ехали два шофёра» был тепло принят зрителями, а роль Кольки Снегирёва принесла начинающему актёру первую известность. Другие известные работы Деревянко: франшиза «Бой с тенью», «Неваляшка», «СуперБобровы», телесериалы «Штрафбат», «Дело о «Мёртвых душах», «Девять жизней Нестора Махно», «Братья Карамазовы», «Обратная сторона Луны», «Оттепель», «Великая». В 2013 году актёр номинирован на премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль на телевидении за исполнение роли Михаила Соловьёва в телесериале «Обратная сторона Луны».

Съёмки длились несколько месяцев с огромным физическим напряжением для актёров. Чтобы выдерживать нагрузки, Вдовиченков и Деревянко прошли серьёзную физическую подготовку. Рабочий день составлял 12 часов, и 90% съёмочного периода занимали «вывешивания» в так называемой невесомости. На съёмках актёры двигались, используя специальные тросы. Чтобы понять, как двигаться в состоянии невесомости, как ведёт себя тело, необходимо было почувствовать невесомость. На специальной тренировке самолёт Ил-76 десять раз поднимался на высоту несколько тысяч метров и резко шёл вниз по параболе, при этом на 26 секунд появлялась невесомость.

Специально для съёмок картины был построен павильон в пригороде Петербурга, так как помещения «Ленфильма» не способны были вместить всё необходимое. Были созданы копия ЦУПа и Центра подготовки космонавтов с макетами «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину. Предприятия госкорпорации «Роскосмос» - ОАО РКК «Энергия» и ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина» - предоставили для съёмок оборудование, ранее побывавшее в космосе. Для проектирования и контроля сложных съёмочных устройств был приглашён Сергей Астахов, который известен не только как кинооператор, но и как мастер по части непростых съёмочных техник. На проекте он был оператором-постановщиком космических сцен и инженером всей технологической части съёмок. Для каждого кадра были разработаны собственные системы съёмок, использовались разные подвесы и способы крепления, чтобы реалистично показать взаимодействие с объектами в невесомости, и обеспечить гладкий переход в компьютерную анимацию. Таким образом на проекте работали два оператора. Сергей Астахов занимался космической частью, а Иван Бурлаков снимал земные сцены.

Оригинальную музыку к фильму написали композиторы Святослав Курашов и Влад Жуков. В саундтреке картины звучат также песни Аллы Пугачевой («Арлекино»), группы «Земляне» («Трава у дома»), «Водовоз» в исполнении Михаила Пуговкина, и несколько песен Владимира Высоцкого (например, на финальных титрах звучит песня «Я, конечно, вернусь…»).

Премьера фильма состоялась 18 августа 2017 года на открытии V российского фестиваля короткометражного кино «Короче» в Калининграде.


СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ, продюсер:
«Таких съёмок в истории российского кино ещё не было. Один лишь подготовительный период занял у нас восемь месяцев, ведь большую часть фильма действие разворачивается в открытом космосе».

КЛИМ ШИПЕНКО:
«Разобравшись в космической теме, понимаешь, что и во всём мире нет этой школы, потому что этих фильмов не так много. Их можно пересчитать ну, может быть, на пальцах двух рук. Поэтому каждый фильм про космос в мировой практике шёл как-то по непроторенному пути, каждый фильм сам для себя решал всё те же проблемы. И «Интерстеллар», и «Гравитация», и «Космическая Одиссея» Кубрика - они все были первопрокладчиками этой дороги, у каждого она своя, и у нас тоже. Конечно, мы учли весь опыт мирового кинематографа в космической тематике и в технологиях съёмки и адаптировали их под наше производство, насколько это позволяет и техническое оснащение, и бюджет, и наши креативные способности».
«Какие-то элементы неправдоподобные, конечно же, будут, мы же не для людей из «Роскосмоса» снимаем этот фильм. Знаете, фильм для врачей по заказу врачей. У нас другая ситуация, мы снимаем фильм для зрителя и работаем на зрителя, при этом пытаемся остаться одной ногой в космической реальности. Но я всё равно надеюсь, что этот фильм понравится людям из «Роскосмоса», и они закроют глаза на технические и фактические преувеличения, которые мы себе позволили».
«У нас привычное положение - человек стоит, другой человек стоит, ну или сидит, или лежит. А там человек может вот так вот висеть (показывает диагональ). И ты думаешь: а в этой сцене хорошо, что он так висит для чувства, которое мы хотим передать зрителю? То есть ты по-другому должен свой мозг перевернуть, и пытаться понять, как космическая невесомость транслируется в ощущение, которое мы хотим, чтобы зритель испытал».
«Космонавты - люди уникальные, к ним не подходят критерии и мерки простых обывателей. Ведь настоящая жизнь наших героев происходит там, наверху, - на Земле они словно в зале ожидания».

ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ:
«Эти люди находятся в каком-то пограничном состоянии между героизмом, смертельной опасностью и между чем-то таким таинственным и прекрасным, как сам космос, эта бесконечная вселенная. Мне кажется, ими движет жажда первооткрывательства, как и первооткрывателями, которые доплывали до новых материков, островов и морей. Я думаю, они сочетают в себе три компонента: воинственность, романтичность и мужественность. Это какая-то особая каста людей. Я ездил в Звёздный городок, чтобы пообщаться с ними… Мне кажется, они видят что-то такое, о чём они нам не рассказывают».
«Мы думали над тем, чтобы снимать прямо в невесомости, знаете, существует такой специальный самолёт. Недавно даже музыкальный клип выходил, снятый там. Когда мы ездили в Звёздный городок и летали на этом самолёте, ребята-инструкторы рассказывали, что они целый месяц с этими музыкантами занимались: сначала привыкали, потом снимали. Но мы не решились: во-первых нужно было бы огромную съемочную группу засунуть в самолёт, а во-вторых, мы снимали бы этот фильм лет пять. Есть вариант ещё снимать под водой в бассейне, но тогда тоже нужна какая-то другая технология. В общем, в результате мы остановились на декорациях, павильоне и тросах. На данный момент это лучшее, что может быть. И американцы это делают, и снимали таким образом «Гравитацию»: часть рисовали, часть на тросиках подвешивали».
«Для вывешивания на тросах потребовалось определённое количество тренировок. Это даже не столько наращивание каких-то мышц, сколько наработка балансировки, умения владеть своим телом. Нельзя это, конечно, сделать за несколько дней, недель и даже месяцев! Но мы с Пашей Деревянко достаточно физически подготовлены, и смогли оптимизироваться, исходя из своих данных».
«Мне хотелось побывать там, на другой планете, может быть, хотя бы на Луне, а может быть, на Марсе, на Плутоне, слетать к Альфе Центавра… И это не общие слова, мне действительно хотелось быть космонавтом, очень. Сейчас вот вышел мультфильм «Мы не можем жить без космоса», который номинировался на «Оскар». Когда я его смотрел, я плакал, потому что эта история прямо из моего детства».
«Конечно, это история о драматических эпизодах в жизни людей, о том, каким образом эти люди решают проблемы, борясь с обстоятельствами, борясь, в первую очередь, с самими собой, борясь с какими-то амбициями, со страхом, с болью, с желанием сдаться и сказать: «Отпустите меня домой». Мне кажется, наш фильм, конечно же, про это».

ПАВЕЛ ДЕРЕВЯНКО:
«В восьмом классе, когда мы писали сочинение «Кем я хочу стать», я написал «космонавтом». Но не от того, что на самом деле хотел им стать, а потому что я не понимал совершенно, чем мне заниматься после школы. Написал ради шутки. И спустя энное количество лет - достаточно много прошло с того момента - собственно вот я играю космонавта. Круто! Но космонавтом, если честно стать я никогда не стремился и не хотел, потому что понимал, что это дико-дико сложно, это нужно иметь особенный склад ума, ну и какую-то волю шикарную. Потому что сила есть и воля есть, а силы воли нет! Это про меня».
«Космонавты настолько отдельный народ, настолько они не боятся остаться одни в лифте. Понимаете, что я имею в виду? Клаустрофобия, все эти дела, они по полгода-год совершенно спокойно проводят время в замкнутом пространстве на очень большом расстоянии от Земли. Особенные люди, конечно. У меня совершенно другой склад характера. Но прикоснуться к этому, примерно почувствовать, поиграть в это всё - в космонавтику - это очень дорогого стоит».
«Перед самым началом съёмок у нас было так называемое посвящение в космонавты, и мы в Королёве летали в самолёте, в котором создаётся состояние невесомости. Самолёт взлетает на девять тысяч километров и пикирует вниз. 29 секунд состояния невесомости. Десять раз он так делает один за другим. Два раза я выдержал, полетал немножко, удивился, восхитился, и потом мне стало очень не по себе. Вестибулярный аппарат мой земной сказал: «Парень, не твоё это дело! Отдыхай». И я, собственно, с индивидуальным пакетиком в руках сидел, пристегнутый к креслу, чтобы не взлетать».
«Вниз головой достаточно непросто висеть, я вам скажу. Помимо этого всего нужно очень ловко управляться с тросами, на которых висишь. Не зацеплять их ногами, руками. Не цепляться о стенки, изображать невесомость. Это очень непросто. Для этого у нас были подготовки, ну и, собственно, съёмочных дней очень много. Слава Богу, что мы не снимаем всё это по девять минут в день, даже пять минут в день. Мы иногда всего 20 секунд в день снимали. Были у нас такие дни, это просто шикарно! У нас же 40 минут фильма мы проводим в невесомости. То есть там балета просто завались. И такого, и сякого, и в вертикальном, и в горизонтальном корабле, как угодно. И тросы тоже цепляются по всему телу, и спереди, и за ноги они цепляются. Конечно, балет! Очень сложносочинённый балет. Сначала всё это придумывается в головах режиссёра, продюсеров и художников - как это примерно должно быть - потом репетируется с каскадёрами, и потом уже приступаем мы. Дабы не напрягать сильно артистов. Потому что, когда висишь вниз головой, у тебя кровь, конечно, приливает к лицу, и это нельзя снимать близко. Поэтому мы снимаем какой-нибудь общий или средний план максимум. Потом переставляем корабль в горизонтальное положение, и снимаем уже «крупняки». До этого времени у нас, я имею в виду до этого проекта, до «Салюта-7», ничего подобного не делалось, и я думаю, ещё долго не будет делаться».
«Ну, на самом деле удивляет - именно ВАУ - то, как космонавты вот там находятся. Там просто нереально находиться долгое время, да ещё где-то вдали от Земли. Потому что там с трудом помещаешься, в креслах неудобно, попа болит, всё болит, всё затекает. Мы даже попросили, чтобы во время наших съёмок на площадке присутствовал массажист. И он разминает нас. И ты понимаешь, что космонавты, которые находятся в космосе, - настоящие герои. Когда ты смотришь по телевизору, ты себе не так наглядно всё представляешь: ну, здорово, полетели, круто, да. Но когда ты уже внутри там посидел, ты понимаешь, насколько они по-настоящему крутые ребята».
«С прототипами нашими мы не встречались, потому что они оказались очень занятыми людьми. И Владимир Джанибеков, и Виктор Савиных, мой герой, мой прототип, они удивительно работоспособные люди в своём возрасте. У них куча дел, они оба дважды герои Советского Союза. И они решают какие-то задачи, какие-то проблемы, они говорят, у них, действительно, очень мало времени. Они встретились с режиссёром и продюсером, и то, как говорят, это была очень странная встреча, потому что космонавты практически не отвечали на вопросы, я имею в виду по существу. Говорили общими фразами и просто смотрели в глаза. Забавная вещь, я не знаю… Люди космоса».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта