ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ
(«Good Time», США, 2017)
Режиссёры: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди.
В ролях: Роберт Паттинсон, Бен Сэфди, Дженнифер Джейсон Ли, Бадди Дьюресс, Талия Леннис Уэбстер, Баркхад Абди, Маркос Антонио Гонсалес, Клифф Мойлан, Роуз Грегорио, Шон Рэй, Сулейман Си Саване, Рон Бронштейн, Люк Эбрел, Махадео Шиврадж, Фил Каппадора.
Жанр: криминальная драма.
Конни (Паттинсон) и его страдающий слабоумием брат Ник (Бен Сэфди), совершают ограбление банка, но всё идёт не по плану: Ник, чуть замешкавшись, попадает в руки полиции, а у Конни в руках оказывается сумка с деньгами, которая взрывается и пачкает его краской с головы до ног. Чувствуя свою вину за брата, а также понимая, как тяжело Ник будет переносить каждый день без помощи близкого человека, Конни решает во что бы то ни стало вытащить брата из рук полиции. В течение одной ночи, полной адреналина, Конни, попадая в одну криминальную историю за другой, предпринимает отчаянные попытки пробраться к Нику и освободить его…
Джошуа и Бен Сэфди - независимые американские кинематографисты с впечатляющей фестивальной историей: Канны, «Сандэнс», Торонто, наконец, Венеция, где в секции «Горизонты» состоялась мировая премьера их пока что самой признанной картины - «Бог знает что» (2014), сюжет которой был основан на реальном жизненном опыте звезды фильма Ариэль Холмс, бездомной героиновой наркоманки. После нескольких совместных проектов (включая ключевой документальный фильм «Ленни Кук» об американском баскетболисте), братья Сэфди выработали правильное разделение обязанностей. Джошуа вместе с давним партнёром Рональдом Бронштейном написали сценарий к «Хорошему времени». Бен сыграл в этом фильме одну из главных ролей («Мы уже сняли ряд короткометражек, в которых я играл»). И оба, Джошуа и Бен, указаны как режиссёры.
Готовясь к своей роли, Роберт Паттинсон (Седрик Диггори в фильмах про Гарри Поттера и Эдвард Каллен в вампирской саге «Сумерки», а также - «Помни меня», «Воды слонам!», «Милый друг», «Космополис», «Ровер», «Звёздная карта», «Лайф», «Детство лидера», «Затерянный город Z») вдохновлялся документальным фильмом «Один год преступной жизни» (1989) режиссёра Джона Алперта. Кроме того, чтобы быть максимально убедительным, британец Паттинсон старался говорить с денверским акцентом.
Что касается его экранного брата Ника, изначально не планировалось, что его сыграет Бен Сэфди. Утверждение на роль произошло после того, как Бен записал 35-минутное видео, где в образе персонажа отвечал на вопросы. По его собственному признанию, «это было неудобно - как только запись закончилась, я встал и ушёл». Продюсеры посмотрели видео и были впечатлены - они даже не узнали Бена: «Кто этот парень? Он великолепен, давайте утвердим его!»
В «Хорошем времени» сыграли сразу несколько непрофессиональных актёров, а снимали фильм партизанским образом прямо на улицах Нью-Йорка, среди обычных прохожих. «Я придумывал разные способы становиться невидимым… Вообще удивительно, чего только не сходит с рук, когда работаешь без разрешения. Берёшь и снимаешь», - сказал на одной из пресс-конференций Роберт Паттинсон. Съёмочная группа проникала без разрешения даже в приёмный покой больницы, а в один из съёмочных дней, когда у «кинопартизан» было разрешение на съёмку на улице, но не было разрешения на вождение, режиссёры просто схватили камеру и стали посреди улицы, блокировав всё движение.
В «Хорошем времени» неожиданно обнаружился русский след. Композитор ленты Дэниэл Лопатин, скрывающийся под псевдонимом Oneohtrix Point Never, - сын советских иммигрантов. Его эксперименты в электронной музыке уже были замечены в кино. Ранее он писал саундтреки к фильмам «Элитное общество» Софии Копполы и «Партизан» с Венсаном Касселем. Его энергичный ритм сопровождает героев все полтора часа, что длится «Хорошее время».
«Хорошее время» был отобран для участия в основной конкурсной программе 70-го Каннского МКФ (2017) в соревновании за «Золотую пальмовую ветвь». После показа фильма в Каннах публика наградила его 6-минутными овациями. К тому же картина получила приз за лучший саундтрек.
ДЖОШУА СЭФДИ:
«Я был одержим такими книгами, как «Песнь палача» Нормана Мейлера о Гэри Гилморе и «Во чреве зверя» Джека Генри Эббота. Это одержимость человека свободой. Название фильма происходит от американского выражения: «Если ты ведёшь себя хорошо в тюрьме, тогда будешь освобождён в твоё хорошее время».
«Роб Паттинсон просто связался с нами и сказал: «Привет, чтобы вы не снимали следующим, я хочу быть частью этого». Он захотел связаться с нами, когда увидел фото в интернете из «Бог знает что». Он почувствовал эту внутреннюю, природную связь с его… целью… Мы встретились с ним. Я не был заинтересован в том, чтобы использовать его в камео или роли второго плана. У него лицо звезды. Он не хочет быть звездой; он просто ею является. Это самый лучший тип… В работе над своим персонажем он провёл пять месяцев. У него не было опыта подобной жизни. Я написал ему биографию его героя со дня рождения до первых минут фильма. Съёмки нужно было делать на улицах, но где бы мы не были, люди пытались сфотографировать его. Было решено придумать его персонажу такую внешность, чтобы никто его не узнавал. А он такой профессионал! Он никогда не жаловался».
БЕН СЭФДИ:
«Он сказал, что мог бы разносить еду на съёмочной площадке. Он не сказал: «Я хочу быть главным героем фильма». Целью Роба было раствориться в роли. Он сказал: «Я хочу раствориться в роли. Именно поэтому я хочу поработать с вами, ребята. Я не хочу, чтобы люди смотрели и говорили; «О, это Роб Паттинсон». И когда люди смотрят фильм они такие: «Бог ты мой! Это Роберт Паттинсон?»
ДЖОШУА СЭФДИ:
«Это жанровый фильм, но нам не хотелось брать актёров, типичных для жанрового фильма, мы хотели, в частности, персонажей из более реальной жизни. Это фильм, на который ушло больше времени. Монтаж длился десять месяцев. Нужно было переснимать целые сцены, добавилась целая часть с Дженнифер Джейсон Ли. Это был наш самый большой бюджет, при том, что денег всё ещё не хватало».
БЕН СЭФДИ:
«В вымышленной истории «Хорошее время», даже если она взята из жизни, мы могли что-то изобрести и поменять. Самое лучшее в кино, это когда ты играешь и становишься кем-то другим. Мы обошли Квинс и Бруклин, для того, чтобы смешать всё, уточнить места, как если бы мы старались поймать и связать воедино суть Нью-Йорка».
«Съёмки были довольно трудными. Вначале предполагалось снимать 26 дней, но оказалось, что снимали 33 или 34 дня. Были долгие дни на холоде и ночные съёмки, так как главный герой - преступник в бегах. Иногда вспоминаются лучшие моменты, но они так мимолётны за множеством усилий, работы и трудностей! К тому же мой сын родился на две недели раньше, съёмки длились по 16 часов в день, и когда я пришёл домой, то менял памперсы. Я почти не спал. Это был очень интенсивный период, и я думаю, это ощущается на экране».
ДЖОШУА СЭФДИ:
«Не существует хорошей причины для того, чтобы ограбить банк. Это самая романтичная идея, пойти и ограбить банк. И тот факт, что люди всё ещё грабят банки в 2017 году, это пример того, как жизнь подражает искусству. В большинстве сюжетов об ограблении банка вы видите, как люди убегают с двумя-тремя тысячами долларов, потому что сегодня такая политика: «Я дам вам те деньги, которые лежат в кассе, и на этом всё». Банки понимают, что если они получают страховой полис, то могут списать две-три тысячи долларов убытков, и это гораздо дешевле, чем нанять круглосуточную вооруженную охрану. Именно поэтому вы больше не увидите в банках вооруженную охрану».
БЕН СЭФДИ:
«Пока развивалась история фильма, мы прилагали усилия, чтобы найти актёра на роль Ника, брата-инвалида. Но было сложно найти актёра-инвалида… Спустя годы после «Сходи за розмарином», у меня появился проект с Ронни, где я должен был играть инвалида. Это не удалось, но я научился произношению с оттенком разговорной речи. Для другого проекта, который тоже не удался, я должен был играть боксёра, я много тренировался, набирал вес и стал мускулиcтым. Я уже мог сыграть кого-то, соответствующего размерам, и опасного… Это персонаж, который не озабочен тем, что его окружает. Всё, что брат любит в нём, это чувство свободы. Это интересно, потому что моё расположение к Роберту Паттинсону, это нормальная симпатия между режиссёром и актёром, возникающая в момент съёмки, что влияет на игру. Особенно когда я остаюсь моим искалеченным персонажем. В первый съёмочный день люди на площадке не знали, что я играю, и спрашивали, действительно ли я второй режиссёр».
ПРЕССА:
«Хорошее время» обитает где-то меж жанров: драма и трагикомедия, частично фильм-ограбление, частично фильм-погоня, но при этом Сэфди обходятся без всяких оммажей и ностальгии, по крайней мере, в том, что касается сюжета. Визуально картина напоминает кино 70-х: размытые текстуры и ретро-зернистость как у Хейнса в «Кэрол» придают фильму аутентичность. Всё это контрастирует с убойным электронным саундтреком от Oneohtrix Point Never. Пульсирующий эмбиент, оглушающие биты, раскатистый синтвэйв, кислотное звучание: музыка выбивает из седла и заряжает происходящее на экране невероятной энергией. Порой саундтрек намеренно не соответствует тому, что мы видим, сопровождая безмятежные и чуть ли не статичные эпизоды мощнейшим рейвом (как в сцене с вдеванием нитки в иголку из «Бог знает что»). Но есть в этом своя изюминка, ведь через музыку мы ощущаем всплеск адреналина в теле Конни, чувствуем незримый ритм ночного Нью-Йорка, мы попросту погружаемся чуть глубже в атмосферу фильма, не просто наблюдая за событиями, а ощущая их подкожной вибрацией» (Вадим Богданов, «Новый взгляд»).
«Драйв» Николаса Виндинга Рефна, с которым сравнивают «Хорошее время», смотрится дорогостоящим голливудским блокбастером рядом с этим фильмом. У Сэфди, своеобразных певцов улиц, много крупных планов, непрофессиональных актёров и сплошные улицы, задворки и подворотни Нью-Йорка в кадре. Особенно братьям повезло с Паттинсоном. Английский актёр великолепно чувствует себя в образе мелкого преступника. Он отточил свой американский акцент и полностью растворился в роли» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Самый зрительский из снятых братьями Сэфди фильм встретили как эталонный криминальный триллер прямиком из прошлого, этакий отголосок работ Уильяма Фридкина и Майкла Манна. Вместе с тем любая жанровая систематизация всегда условна. Сами Сэфди, не скрывая своей любви к вышеупомянутым режиссёрам, настаивают, что гораздо большее влияние на картину оказало реалити-шоу «Копы» (1989-2013). Действительно, лента тяготеет к зрелищности, но не в ущерб истории, тогда как название «Хорошее время» покажется исключительно саркастическим в той череде передряг, что поджидает героев. Как и в «Бог знает что», с Беном и Джошуа работал оператор Шон Прайс Уильямс, который, как никто другой из коллег-современников, умеет перенести зрителя в истинно нью-йоркские ландшафты - чего стоят трэвеллинги, невольно напомнившие мне о проезде Джема Коэна под «Godspeed You! Black Emperor». Мастерство Уильямса при работе с крупными планами заметно уже в первой сцене. В ней-то и зарождается едва ли не безостановочный прог-аккомпанемент, записанный Дэниэлем Лопатиным под псевдонимом Oneohtrix Point Never. Ритмом фильма электроника Лопатина руководит даже более властно, чем бас-гитарист из «Безумного Макса: Дороги ярости» - пустынной бурей» (Руслан Кулевец, «Сineticle»).
«Это стремительный, несущийся в такт нервному синтезаторному саундтреку фильм, почти все события которого умещаются в одну ночь… В этом жестоком и сентиментальном триллере очень много смешного. Режиссёрам самую малость, может быть, не хватает дыхания - ещё немножко бы дожать в финале, и получился бы практически «Собачий полдень». Но и так, конечно, здорово» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Хорошее время», конечно, попроще, чем их предыдущий фильм про опустившуюся наркоманку «Бог знает что», но тема-то та же - white trash, деклассированные белые жители больших американских городов, которые живут на пособие, барыжат веществами и в целом, как бы сказал соцработник, ведут антиобщественный образ жизни. И Роберт Паттинсон, тот самый бледный паренёк, мечта всех девочек из-за «Сумерек», совершенно блестяще преобразился в это самое порождение нью-йоркской ночи, наглого и беспринципного паренька, которого ищет вся полиция… Очень жаль, что такой удивительный образ никак не отметило каннское жюри» (Егор Беликов, «Time Out»).
«Визуально «Хорошее время» похож на странный триллер из 80-х, а по ощущениям - скорее на экскурсию по сознанию трипующего рэйвера, только с музыкой Oneohtrix Point Never. Кстати, фильм получил приз за саундтрек в Каннах: сказать, что заслуженно – ничего не сказать. В двух словах происходящее на экране можно описать строчкой из бессмертного шедевра группы «Jane Air» «Неоооон и кислотааа». Большая часть картины снята в ночи под неоновым освещением, а помятая бутылка кислоты легко может получить номинацию за лучший второй план… Возможно, даже ближе к середине этого праздника жизни к вам в голову закрадётся мысль, что вы смотрите один из лучших авторских триллеров, за последние лет 10. Скорее всего так оно и есть… Говорить про «Хорошее время» и не отметить великолепную работу Паттинсона - всё равно, что говорить про библейское создание Мира и не упомянуть Адама. Роберт чудеса творит, ей-богу… Вишенка на этом кислотном торте - великая Дженнифер Джейсон Ли, чьё появление особо чувствительного синефила может окончательно добить, потому что слишком много прекрасного в этом фильме» (Катерина Карслиди, «Сinemaholics»).