«Квадрат» - новый экспонат шведского музея современного искусства, призванный вызывать у горожан приступы любви и альтруизма. По крайней мере, так задумал куратор музея Кристиан (Банг). Он разведён, воспитывает двух дочерей, и живёт «сладкой жизнью»: коллеги, арт-тусовка, девушки - все от него без ума. Но однажды средь бела дня у Кристиана крадут бумажник и телефон. Он, выследив аппарат через приложение, садится в свою модную «Теслу» и отправляется вершить справедливость в бедный район Стокгольма. Поначалу шутливое наказание воришек приводит к последствиям, которые заставят Кристиана забыть и «Квадрат», и его заповеди…
Рубен Эстлунд - шведский кинорежиссёр и сценарист. Рубен родился 13 апреля 1974 года на острове Стюрсё в Гётеборгской коммуне. В 90-х годах снимал фильмы о лыжниках, а в 2001 году окончил киношколу в Гётеборге. Известен благодаря полнометражным фильмам: «Гитара-монголоид» (2004), «Добровольно-принудительно» (2008), «Игра» (2011), «Форс-мажор» (2014). Его короткометражный фильм «Происшествие в банке» выиграл «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм на Берлинском МКФ и гран-при на МКФ в Тампере в 2011 году.
Когда отцу Рубена Эстлунда было шесть лет, родители отправляли его гулять по улицам Стокгольма, надевая сыну на шею табличку с именем и адресом. Если бы ребёнок заблудился, взрослые помогли бы ему, отвели домой. Узнав об этом эпизоде из жизни отца, режиссёр задумался, как сильно изменилось наше отношение к людям. Раньше доверчивые, теперь мы превратились в параноиков. Идею о доверии и ответственности режиссёр начал разрабатывать при подготовке фильма «Игра» 2011 года. Тогда он разговаривал со многими детьми и выяснил, что взрослые уже не стремятся на помощь как раньше. Все эти мысли вылились в выставку «Квадрат», открытую Эстлундом и его коллегами на юге Швеции. В городе Вернаму на площади был выделен квадрат, внутрь которого мог встать любой человек и попросить о помощи. Выставка в Вернаму экспериментировала с идеей зависимости социальной гармонии от ежедневного выбора каждого индивидуума. Посетителям музея предлагалось выбрать два пути - «Я доверяю людям» и «Я не доверяю людям». Доверчивых было больше, но им было трудно справиться с заданием, которое их ожидало впереди: посетителям предлагали оставить свой телефон и бумажник на полу, в специально очерченном месте. И этот эксперимент нашёл место в новом фильме Эстлунда «Квадрат».
Исполнитель главной роли в «Квадрате» датский актёр Клас Банг известен мировому зрителю благодаря роли в фильме-призёре Берлинского кинофестиваля «Мыло», а также участию в популярном телевизионном сериале «Мост».
Американская актриса Элизабет Мосс прославилась благодаря заметным ролям в сериалах «Западное крыло», «Безумцы» и «Вершина озера».
Доминик Уэст успешно совмещает работу в США и Великобритании, получая роли в международных кинопроектах («300 спартанцев», «Ганнибал: Восхождение», «Центурион», «Джон Картер», «Финансовый монстр»), на телевидении (сериалы «Прослушка», «Любовники») и театральных сценах Лондона. В 2017 году выйдет ремейк «Лары Крофт», в котором Уэст сыграем вместе с Алисией Викандер.
Одна из самых роскошных сцен фильма — перформанс Терри Нотари, который играет артиста-экспериментатора Олега (кажется, этот эпизод - прямой оммаж Олегу Кулику), изображающего гориллу на ужине в честь открытия выставки в музее. Нотари ужасно убедителен в этой роли, потому что ранее выступал в «Cirque du Soleil», а сейчас работает хореографом в голливудских фильмах («Аватар», трилогия «Хоббит», «Варкрафт», «Конг: Остров черепа») и учит актёров двигаться по-звериному. К тому же режиссёр завлёк на съёмки этой сцены постоянных посетителей выставок и гала-показов, сделав её особенно неловкой. Семь минут неловкости «Квадрата», возможно, понравятся не всем, но это потрясающая сцена, о которой будут говорить.
«Квадрат» попал в конкурсную программу 70-го Каннского МКФ в последний момент - у Эстлунда ушло пять месяцев на монтаж фильма. На фестивале картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви». Швеция выдвинула «Квадрат» на соискание премии «Оскар».
РУБЕН ЭСТЛУНД:
«Название фильма «Квадрат» заимствовано у арт-проекта, который мы впервые представили публике осенью 2014 года в Музее Вандалорум на юге Швеции. Это такая модель публичного соглашения, подталкивающая людей на совершение добрых дел для других. Теперь «Квадрат» - постоянная инсталляция на центральной площади города Вернаму. Если человек встаёт в его подсвеченный светодиодами центр, значит ему нужна помощь. Прохожие обязаны ему помочь».
«Как и «Форс-мажор», «Квадрат» - это драматическая сатира. Я хотел сделать изящное кино, используя визуальные средства и риторику фильма так, чтобы достучаться до зрителя и развлечь его. Фильм рассказывает об ответственности и доверии, богачах и бедняках, власти и бессилии. Затрагиваются вопросы веры в отдельного человека и недоверия к обществу - недоверия к государству в искусстве и СМИ».
«Квадрат» – сатира на самые худшие тенденции нашего времени».
«Мой фильм – сатира на работу медиа, на их битву за внимание аудитории».
«Я верю в простое правило: в ответ на доверие мы получаем заботу. Недоверие - причина, по которой эксплуатируют равнодушных людей».
ПРЕССА:
«Квадрат» - самый масштабный фильм Эстлунда, тянущий на энциклопедию шведской (а то и европейской в целом) жизни. Исследуется она через призму современного искусства, в среде которого разворачивается действие нескольких сюжетных линий… Аскетичная эстетика и сухой абсурдистский юмор фильмов Эстлунда напоминают о Михаэле Ханеке, Тодде Солондзе и Луисе Бунюэле. В концептуальном смысле Эстлунд наследует своему старшему соотечественнику Рою Андерссону, поднявшему социальную сатиру до уровня вселенской притчи. Только Андерссон обличал старую шведскую буржуазию и аристократию, правящий класс, который, по его мнению, не особо изменился со времен Карла XII, а Эстлунд атакует нынешних либералов и исповедуемую ими политкорректность… Разумеется, «Квадрат» выходит далеко за пределы пародии. Эстлунд ничего не имеет против современного искусства и высмеивает вовсе не его. Режиссёр точно почувствовал и ёмко передал утопическую природу contemporary art, существующего в мире небезупречных, порочных, слабых человеческих существ… Квадрат - прекрасная метафора. Фигура, которой не существует в природе. Он воплощает равенство, которое никому не нужно и недостижимо в принципе. Он демонстрирует границы, которые нельзя переходить. Наконец, это ответ XXI века на «Чёрный квадрат» Малевича, главную икону предыдущего столетия. Рубен Эстлунд не верит в геометрию. Его вызывающе неправильные и восхитительно дискомфортные фильмы неизменно напоминают о том, что математика до сих пор не знает, как быть с человеком, как рассчитать его формулу и решить уравнение. Именно это незнание - лучший источник для вдохновения» (Антон Долин, «Meduza»).
«Квадрат» слегка затянут, но это искупается тем, что смотреть кино интересно. Оно постоянно иронизирует над своими героями и не даёт зрителю заскучать, выкидывая очередные сюжетные повороты… Вообще «Квадрат» хочется разбирать на сцены и рассказывать их как анекдоты… За 5 миллионов евро и за 78 дней постановщик смог сделать фильм, который можно поставить рядом с шедеврами современного классика шведского кино Роя Андерссона, и лента не померкнет на их фоне» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Квадрат» - грубая социальная сатира, а местами так и вовсе набор гэгов. История куратора современного искусства, пропагандирующего своими музейными проектами «равенство и братство», а в настоящей жизни - нетерпимого социопата и расиста, призвана объяснить зрителю, будто пресловутый скандинавский социализм, мнимая открытость общества, протестантская этика - такой же фейк, как и всё остальное. В том числе и contemporary art, якобы отстаивающее интересы и права меньшинств, от аутистов до сирийских беженцев, а по сути - оболванивающее буржуазию по классическому сценарию, разработанному ещё Андре Бретоном. В качестве иллюстрации этого неглубокого наблюдения над «временами и нравами» Эстлунд включает в картину несколько буквально цирковых номеров… Если для сюрреалистов важнейшим из искусств был террор, то для Эстлунда - пастиш, он обличает лицемерные методы современного искусства путем их повторения» (Зинаида Пронченко, COLTA.RU).
«Наполненный до краёв слегка абсурдистским, типично шведским юмором, этот тончайший, увитый множеством смысловых и визуальных находок фильм о современном искусстве и его деятелях, с трудом приходящих к пониманию своей новой роли в изменившемся мире, на сегодняшний день, наверное, самая занятная с точки зрения режиссёрских изысков работа. И «закат Европы» в нём ну совсем не страшный. Даже красивый, как и полагается закату» (Екатерина Барабаш, «Независимая газета»).
«Квадрат» - длинный фильм, и Эстлунд, пожалуй, не очень справился со структурой: сюжетные линии переплетаются грубовато, оставляя ощущение беспорядка. Но это единственный серьёзный недостаток. В остальном это превосходный образец слегка абсурдистской экзистенциальной сатиры. И хотя Эстлунд вроде бы высмеивает креативный класс, современное искусство и всё такое прочее, его амбиции простираются куда дальше, и арт-мир не более, чем семпл больного общества» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Квадрат» - сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто ещё способен отвлечься от своего айфона и попытаться спасти кому-то жизнь? Или просто помочь ближнему? Особенно, если эти «ближние» - совсем далёкие, наглые попрошайки, сделавшие просьбы о помощи своей профессией… Хирургической точности новому фильму сильно не достаёт, но Эстлунд несомненно является одним из немногих авторов, снимающих кино о сегодня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).
«Пожалуй, никто в современном кино не рисовал столь смешной сатирический портрет современной… хотел написать буржуазии, но предпочту более широкое понятие: современного истеблишмента. Этот истеблишмент настолько упоён властью и деньгами, что, во-первых, перестаёт различать - в том же искусстве, - что талантливо, а что бездарно, а во-вторых, стесняется постоять за себя. Потому что опять же, если денег слишком много, то трудно понять, где можно, а где нельзя проявлять политкорректность. Главная претензия к фильму Эстлунда: он длинноват. Да бог с ним, что длинноват. Это редчайшая сегодня точная и тонкая сатира на современную Европу» (Юрий Гладильщиков , «Forbes»).