11.06.2017
ЛИНЧ, ЛИНЧ, ЛИНЧ! Пока третий сезон культового сериала «Твин Пикс» шагает по планете, три других знаковых произведения одного из самых самобытных режиссёров современности Дэвида Линча появляются на большом экране! И этот экран – в «Орлёнке»! Отреставрированные копии фильмов «Голова-ластик», «Твин Пикс: Сквозь огонь» и «Шоссе в никуда» в цифровом качестве можно было увидеть на ретроспективах Линча в Москве и Санкт-Петербурге, но в полноценный кинотеатральный прокат по России их до настоящего времени не выпускали. И вот свершилось. Сие событие не осталось без внимания самого Дэвида Линча: «Это прекрасная новость для меня! И я надеюсь, что вы получите удовольствие от просмотра этих фильмов». В «Орлёнке» «Голова-ластик», «Твин Пикс: Сквозь огонь» и «Шоссе в никуда» пройдут 23, 24 и 25 июня. Американский кинорежиссёр, сценарист, музыкант, художник и фотограф Дэвид Линч является ярким представителем американского независимого кинематографа. Он родился 20 января 1946 года в небольшом американском городе Миссула (штат Монтана), очень похожем на тот, который мы видим в «Твин Пиксе». Снял полнометражные фильмы: «Голова-ластик» (1977), «Человек-слон» (1980, восемь номинаций на премию «Оскар», в том числе и за режиссуру), «Дюна» (1984, неудачная картина без режиссёрского контроля над окончательной версией), «Синий бархат» (1986, награды Национального общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», номинация на премию «Оскар» за лучшую режиссуру), «Дикие сердцем» (1990, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ), «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992), «Шоссе в никуда» (1997), «Простая история» (1999), «Малхолланд Драйв» (2001, номинация на премию «Оскар» за лучшую режиссуру, по итогам 2000-х годов была назван журналом «Кайе дю синема» главным фильмом десятилетия), «Внутренняя империя» (2006). В 1990 году стартовал легендарный телесериал «Твин Пикс» (1990-1991, 2017), в котором Линч и Марк Фрост выступили сценаристами, продюсерами и режиссёрами нескольких серий. Среди поклонников сериала «Твин Пикс» - создатель «Секретных материалов» Крис Картер, известный русский писатель Борис Акунин и английская королева Елизавета Вторая. Вопрос «Кто убил Лору Палмер?» не сходил с обложек периодических изданий и будоражил умы сотен тысяч телезрителей и до сих пор не даёт покоя очень многим. В 2006 году на МКФ в Венеции Дэвид Линч был удостоен «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф. 5 мая 2017 года Линч объявил об уходе из кино: «Всё сильно изменилось. Очень многие фильмы не показывают хороших сборов, даже несмотря на то, что они отличные. А те, что собирают отлично, - это не то, что я стал бы снимать». К анализу фильмов Линча часто обращаются последователи Фрейда и Лакана. Для стиля режиссёра характерна наполненность фильмов яркими деталями сюрреалистического, психоделического либо мистического свойства. Сам Линч всячески избегает давать трактовки своих фильмов, повторяя, что кино - это особый опыт, который надо самому пережить, желательно на большом экране, но который нельзя пересказать словами. Культовые фильмы Дэвида Линча в кино: 23 июня, 20.00 ГОЛОВА-ЛАСТИК («Eraserhead», США, 1977)
Режиссёр: Дэвид Линч.
В ролях: Джек Нэнс, Шарлотта Стюарт, Аллен Джозеф, Джинни Бейтс, Джудит Анна Робертс, Лорел Нир, В. Фиппс-Уилсон, Джек Фиск, Джин Ланж, Томас Колсон.
Жанр: сюрреалистическая трагикомическая притча. Нервный Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребёнка-мутанта. Теперь перед семьёй встаёт проблема с выхаживанием этого чудовища… «Голова-ластик» – первый полнометражный фильм Дэвида Линча, который выступил на проекте не только как режиссёр, но и как сценарист, продюсер, композитор, художник и монтажёр. Линч начал работу над своим полнометражным дебютом в 1971 году. Из-за финансовых проблем (режиссёру приходилось искать деньги самыми разными способами - вплоть до развоза газет) съёмки неоднократно прерывались, и только через пять лет в 1976 году работа над фильмом была завершена. В первый год работы над лентой от Линча ушла жена. Учитывая, что совсем незадолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Линч пользовался личным опытом для съёмок картины. Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросаны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь. Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс. Джек Нэнс, игравший Генри, все пять лет съёмок ходил с характерной причёской своего героя. В этой работе Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие метафоры и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как то свойственно образам и категориям человеческого сознания. Этот подход к пространству, героям и истории станет основополагающим для дальнейшего творчества Линча. Несмотря на то, что к фильму сначала отнеслись весьма скептически, он через короткое время стал культовой классикой. Сам Линч описывает свой дебютный фильм как «сон о тёмных и тревожных вещах» и считает его своим «самым духовным фильмом». Картина была признана «культурно значимой» Библиотекой Конгресса США и внесена в Национальный реестр фильмов США, представляющих культурную ценность. Сам Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту. В своё время «Eraserhead» произвёл настолько сильное впечатление на режиссёров Мэла Брукса и Джорджа Лукаса, что первый из их них предложил Линчу снимать фильм «Человек-слон», а второй - «Звёздные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая» (1983). Первое предложение Линч принял, а от второго отказался. 24 июня, 19.40 ТВИН ПИКС: СКВОЗЬ ОГОНЬ («Twin Peaks: Fire Walk With Me, США-Франция, 1992)
Режиссёр: Дэвид Линч.
В ролях: Шерил Ли, Кайл Маклахлен, Мойра Келли, Рэй Уайз, Дэна Эшбрук, Крис Айзек, Кифер Сазерленд, Грейс Забриски, Фиби Августин, Фрэнк Силва.
Жанр: мистико-экзистенциальная детективная драма. Добро пожаловать в Твин Пикс! Тихий городок в живописной долине с населением 51,201 человек, где можно попробовать чертовски вкусный кофе и домашний вишневый пирог. Твин Пикс выглядит процветающим местом, где живут добропорядочные граждане, преданные семейным устоям. С первого взгляда их жизнь похожа на идиллическую. Но только с первого взгляда… Здесь всё совсем не то, чем кажется, и каждому есть что скрывать. Загадочная смерть и расследование, больше похожее на разгадку необычной шарады. Таинственный дневник, мистически исчезнувшие свидетели, странная красная комната, кошмарные галлюцинации, зловещие предзнаменования и юная школьница Лора Палмер, сжигающая свою жизнь… «Твин Пикс: Сквозь огонь» - приквел к сериалу-событию «Твин Пикс». Лара Флинн Бойл, сыграшая в сериале Донну Хейворд, не смогла продолжить путь своей героини в приквеле, поскольку на тот момент уже была занята в четырёх других лентах. Одни из ключевых фигур телесериала - Шерилинн Фенн (Одри Хорн) и Кайл Маклахлен (агент Дэйл Купер) отказались участвовать в съёмках приквела. Последнего Линч всё-таки смог уговорить на сокращённую роль, а чтобы компенсировать пробелы, ввёл в фильм персонаж агента Честера Десмонта. Сам Дэвид Линч сыграл здесь Гордона Коула, назвав своего героя в честь одного из второстепенных персонажей драмы «Сансет Бульвар» (1950). Одну из небольших ролей исполнил Дэвид Боуи. Премьера картины в Каннах оказалась провальной, пресса полнилась разгромными рецензиями. Сам режиссёр объяснял такую реакцию тем, что в фильме ожидали увидеть продолжение «Твин Пикса», а получили нечто совсем иное. Возражения критиков против фильма во многом сводились к тому, что он состоит из двух малосвязанных друг с другом частей. Спустя годы фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь» уже не воспринимается как безоговорочный провал; среди критических отзывов преобладают положительные. 25 июня, 19.40 ШОССЕ В НИКУДА («Lost Highway», 1997)
Режиссёр: Дэвид Линч.
В ролях: Билл Пуллман, Патрисия Аркетт, Балтазар Гетти, Роберт Лоджиа, Роберт Блейк, Наташа Грегсон Вагнер, Ричард Прайор, Гэри Бьюзи, Люси Батлер, Майкл Масси.
Жанр: нуаровый хоррор XXI века. Фред Мэдисон обвинён в убийстве своей жены Рене и приговорён к высшей мере наказания. Незадолго до исполнения приговора он таинственным образом исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего автомеханика Пита Дейтона. Как он оказался в камере? Куда исчез убийца? Выпущенный на свободу, Пит пытается вернуться к повседневной нормальной жизни, но вместо неё его ждёт необъяснимый, поражающий воображение кошмар… «Шоссе в никуда» считают одним из самых запутанных и загадочных фильмов Линча. В нём режиссёр продолжил экспериментировать с фрагментацией повествования, сложив картину из двух примерно равных по продолжительности частей с различными сюжетом и героями - это две версии одной жизни. Линч говорил, что начало фильма основано на реальных событиях, произошедших в его собственной жизни - режиссёр рассказывал, что однажды утром в его квартире включился интерком и незнакомый голос произнёс фразу «Дик Лоран мёртв». Заинтригованный Линч решил включить этот момент в сценарий. Дом, в котором живёт Фред Мэдисон, в реальной жизни принадлежит самому Дэвиду Линчу. Нелюбовь Фреда к «домашнему видео» - тоже характерная черта Линча. В одном из интервью Линч заявил, что действие «Шоссе в никуда» происходит в том же мире, где происходит действие его сериала «Твин Пикс». Фильм разделил кинокритиков - одни (как, например, Роджер Эберт) считали его провалом, некоторые (в частности, Джонатан Розенбаум) приняли его восторженно. Известный философ Славой Жижек писал, что в этом фильме свет по-настоящему яркий, тьма по-настоящему чёрная, а огонь по-настоящему жжёт. Кстати, после того, как два известных американских критика Джин Сискел и Роджер Эберт выдали на «Шоссе в никуда» негативные рецензии, Линч выпустил новый постер фильма, на котором упомянул эти рецензии в контексте: «Ещё две причины посмотреть «Lost Highway». В картине прозвучали новые песни Лу Рида, Дэвида Боуи, «Rammstein»; подготовкой звуковой дорожки занимался Трент Резнор. Композитор Ольга Нойвирт и нобелевская лауреатка по литературе Эльфрида Елинек написали на сюжет «Шоссе в никуда» оперу. |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|